Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика конституции 1993 года




I. подвела черту под советским периодом развития,

II. определило наше государство и закрепило систему принципов и гарантий, которая обеспечивает развитие нашего государства, как РФ,

III. относится к числу жестких конституций.

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов.

1. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

2. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

3. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Конституционное право — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов:

¨ политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;

¨ государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);

¨ избирательное право и избирательная система;

¨ законодательная власть и статус депутатов;

¨ исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;

¨ судебная власть и статус судей;

¨ конституционный контроль;

¨ местное управление и самоуправление.

Предмет конституционного права — это является изучение источников конституционного права, на основе которых определяются и закрепляются основы конституционного строя, форма государства, его внешняя и внутренняя политика, виды власти, правовой статус личности, механизм разрешения проблем и вопросов, возникающих между государством, личностью, обществом, различными видами власти.

Методы конституционного права — это средства и способы, на основе и с помощью которых изучаются принципы и нормы конституционного права. К ним относятся: методы познания, сравнительно-правовой анализ, прогнозирование, историко-правовое сравнение, ретроспективный анализ и др.

Под источниками конституционного права понимается особая форма выражения и закрепления принципов и норм.

2.Право и мораль, их соотношение и значение в современном обществе.

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Структура правовой нормы:

§ Гипотеза (если…);

§ Диспозиция (то…);

§ Санкция (иначе…).

Источниками права являются:

ü нормативный договор,

ü правовой обычай,

ü судебный прецедент,

ü нормативно правовые акты,

ü правовая доктрина.

Признаки права:

ª Нормативность;

ª Общеобязательность;

ª Гарантированность государством;

ª Интеллектуально-волевой характер;

ª Формальная определённость;

ª Системность.

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Функции:

§ оценочная;

§ регулятивная;

§ контролирующая;

§ интегрирующая;

§ воспитательная.

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.

Что же общего между правом и моралью?

1. И те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;

2. Имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;

3. Им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;

4. Они состоят из общих правил поведения, выражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе;

5. Имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

6. Представляют собой средства активного воздействия на поведение людей.

К различному можно отнести:

1. право вырабатывается государством, мораль — обществом;

2. право закреплено в государственных актах, мораль — нет;

3. за нарушение нормы права следуют санкции государства в рамках установленной нормы, за нарушение нормы морали — общественное осуждение.

3.Законы и их виды. Подзаконные акты.

Закон в юриспруденции — нормативный правовой акт высшей юридической силы, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определенные общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения.

Классификация законов РФ в порядке убывания юридической:

Конституция;

Федеральные конституционные законы;

Федеральные законы;

Законы субъектов федерации.

По признаку федеративного устройства:

1. федеральные;

2. субъектов федерации.

По кругу лиц:

1) общего действия;

2) специального.

По сфере действия:

a) общие - действующие на территории всей;

b) местные - действующие на определенной части территории.

Подзаконный нормативно-правовой акт — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Классификации:

Ø По сфере действия:

a. общие (действуют на территории всего государства),

b. местные (действуют в отдельной местности),

c. ведомственные (действуют внутри ведомств),

d. локальные (внутриорганизационные),

e. индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).

Ø По органам издающим:

a) указы Президента РФ;

b) Постановления Правительства РФ, государственных комитетов, администраций;

c) приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;

d) решения представительных органов местного самоуправления.

4.Президент РФ. Правительство в РФ.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.

Для президента характерно:

§ обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность власти;

§ представляет государство в международных отношениях;

§ является гарантом конституции, прав и свобод граждан;

§ обязан принимать меры по охране суверенитета.

 

Права президента в процессе осуществления законодательной власти:

1) вправе вносить законопроекты в Госдуму;

2) вправе подписывать и обнародовать законопроекты;

3) право «вето»;

4) иметь своих представителей в палатах парламента;

5) ежегодное обращение с посланием к парламенту;

6) взаимодействует с парламентом при формировании госорганов;

7) представляет Совету Федераций кандидатуры судей: Конституционного, Верховного, Арбитражного.

Полномочия президента в сфере взаимодействия с исполнительной властью:

1. формирует правительство, т. е. назначает председателя и заместителей;

2. по предложению председателя правительства президент утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти;

3. ряд министерств подведомственны президенту (МЧС,МИД,МВД и т.д.);

4. решает вопросы об отставке правительства;

5. может отменить решения и постановления правительства;

6. вправе присутствовать на заседании правительства.

Прекращение полномочий:

I. прекращение сроков полномочий;

II. досрочное отрешение от власти;

III. прекращение полномочий президента со дня принятия новым президентом присяги;

IV. досрочное прекращение по личному желанию;

V. стойкая недееспособность по состоянию здоровья;

VI. отрешение президента от должности.

Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Включает:

¨ председателя;

¨ заместителя;

¨ федеральные министры.

Порядок формирования:

v назначение его председателя;

v в предельный срок председатель правительства вносит предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;

v по предложению председателя правительства президент назначает его заместителей и министров.

Полномочия:

a. разработка бюджета,

b. осуществляют управление федеральной собственностью,

c. принимают меры по охране порядка,

d. обеспечивают проведение государственной политики в сфере финансов, культуры и т.д.,

e. разрабатывают федеральные программы.

5. Понятие правового государства.

Правовое государство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права.

Признаки правового государства:

ª главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

ª равенство всех перед законом;

ª разделение властей на три ветви;

ª реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

ª признание прав и свобод человека высшей ценностью;

ª взаимная ответственность личности и государства;

ª политический и идеологический плюрализм;

ª стабильность законности и правопорядка в обществе.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

Ø Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)

Ø Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)

Ø Принцип разделения властей (ст. 10)

Ø Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)

Ø Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)

Ø Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)

Ø Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)

Ø Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)

Ø Принцип ответственности государства и личности.

6.Конституционные основы местного самоуправления в России. Органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение население управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

a. местный референдум

b. муниципальные выборы

c. голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления

d. голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования

e. сход граждан

f. другие формы

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

a) правотворческая инициатива граждан

b) территориальное общественное самоуправление

c) публичные слушания

d) собрание граждан

e) конференция граждан (собрание делегатов)

f) опрос граждан

g) обращения граждан в органы местного самоуправления

h) наказы избирателей

i) другие формы

7.Взаимосвязь права и государства. Отрасли права.

Выделяют три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

тоталитарная (государство выше права и им не связано);

либеральная (право выше государства);

прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Исходя из прагматической (третьей) модели соотношения государства и права можно остановиться на следующих трех ее главных аспектах:

1. единство;

2. различие;

3. взаимодействие.

Воздействие государства на право состоит прежде всего в том, что первое создает второе, изменяет его, совершенствует, охраняет от нарушителей, претворяет в жизнь. Поэтому можно сказать, что воздействие государства на право осуществляется непрерывно — от создания права до его реализации в общественных отношениях.

Зависимость государства от права проявляется:

¨ во внутренней организации государства;

¨ в его деятельности.

Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес.

Частное право — отрасли права, регулирующие частные интересы, независимость и инициативу индивидуальных собственников и объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и в личных отношениях.

8.Норма права и нормативно-правовой акты (понятие и виды).

Нормативно-правовой акт — это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

Признаки нормативно-правового акта:

· властно-волевой характер;

· неоднократность применения;

· адресованность неопределенному кругу лиц.

Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

I. законы;

II. подзаконные акты.

Закон — это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.

Основные признаки закона как нормативного правового акта:

a) он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;

b) обладает высшей юридической силой;

c) принимается в особом процессуальном порядке;

d) по своему характеру является стабильным;

e) принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.

Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:

1) основные;

2) обыкновенные.

Основные законы - это конституции.

Конституция — это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества.

Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).

Норма права — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Правовые нормы имеют следующие признаки:

a. Регулирование поведения;

b. Общий характер;

c. Общеобязательность;

d. Связь с государством;

e. Формальная определённость;

f. Системность.

Структура нормы права:

A. Гипотеза (если…).

В зависимости от количества условий:

ª Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие.

ª Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий.

B. Диспозиция (то…).

По характеру предписания:

v управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;

v обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;

v запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.

По способу выражения в нормативно-правовых актах:

§ абсолютно-определенные

§ относительно-определенные

C. Санкция (иначе…).

Основные способы изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:

Ø прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);

Ø бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);

Ø отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативного правового акта).

Классификации норм права:

A. По юридической силе: нормы международно-правовых актов, законов, подзаконных актов (например, указов, постановлений) и др.

B. По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

C. По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные.

D. По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие.

9.Правовые обычаи. Аналогия закона. Аналогия права.

Правовой обычай — представляет собой неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.

Виды правовых обычаев:

в дополнение к закону, который действует наряду с законом, дополняя его в случае пробела или невозможности истолковать ситуацию с помощью законодательства;

кроме закона, который также существует параллельно с законодательством страны, однако очень ограничен процессом кодификации и первенством закона в современном романо-германском обществе;

против закона, который в настоящее время играет весьма незначительную роль в связи с верховенством закона или судебной практики (в зависимости от правовой семьи) в иерархии источников права.

Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения.

Аналогия закона может быть применена при следующих условиях:

1. наличествует общественное отношение, признаки которого обеспечивают вхождение данного отношения в предмет гражданского права;

2. неурегулированность общественного отношения соответствующей нормой права, соглашением заключённым сторонами или же обычаем делового оборота;

3. наличествует норма права, которая позволяет проводить регулирование сходного общественного отношения.

Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права.

Аналогия права может применяться при следующих условиях:

1) наличествует общественное отношение, которое по имеющимся признакам имеет вхождение в предмет гражданского права

2) неурегулированность данного общественного отношения какой-либо нормой права, соглашением между сторонами или же обычаем делового оборота;

3) отсутствует, производящая регулирование сходное общественное отношение норма права.

Применение аналогии закона и права не допускается в: уголовном, административном и финансовом праве.

10.Источники российского права, их виды.

В Российской Федерации можно выделить три вида источников права:

нормативный акт,

нормативный договор;

правовой обычай.

Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный акт. Правом издания нормативных актов обладают не все государственные органы, а лишь законодательные и исполнительные органы власти. Среди нормативно-правовых актов основное место в системе источников права занимает закон, который принимается законодательным органом и обладает высшей юридической силой.

Нормативный договор как источник права представляет собой соглашение, содержащее правовые нормы, регулирующие отношения между различными субъектами права (например, коллективный договор). Подобные договора не только устанавливают права и обязанности сторон, но и могут быть направлены на установление норм права, которым будут подчиняться участники. Среди договоров нормативного содержания особое место занимают международные договора, которые являются результатом согласования воли нескольких государств.

В российском праве обычай как способ регулирования общественных отношений занимает незначительное место и действует чаще всего в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Под правовым обычаем понимается сложившееся в данном обществе правило поведения, вошедшее в привычку в результате многократного применения и приводящее к правовым последствиям (например, определенные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота в соответствии с гражданским законодательством РФ).

11.Основы конституционного строя, его элементы. Законодательная власть в РФ, состав ее органов.

Конституционный строй – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Элементы конституционного строя РФ:

A. республиканская форма правления;

B. суверенитет РФ;

C. права и свободы личности;

D. источник власти – многонациональный народ России;

E. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

F. федеративное государственное устройство;

G. гражданство РФ;

H. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

I. организация местного самоуправления.

Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ.

Принципы конституционного строя РФ:

1. народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2. приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3. верховенство закона;

4. федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.);

5. государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6. социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7. светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8. республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской);

9. разделение властей;

10. политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11. многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

Федеральное собрание — высший представительный и законодательный орган России, Парламент Российской Федерации.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатамиГосударственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата).

12.Права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ. Конституционный статус личности в РФ.

Российской конституцией гарантированы следующие права человека:

  1. Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству):
    • право на жизнь (ст. 20)
    • право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
    • право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
    • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
    • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23)
    • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
    • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)
    • свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
  2. Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц):
    • право на участие в управлении делами государства (ст. 32)
    • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)
    • право избирать и быть избранным (ст. 32)
    • право обращений в государственные органы (ст. 32)
  3. Экономические (в числе социально экономических):
    • право на частную собственность (ст. 35, 36)
    • свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)
    • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37)
    • право наследования (ст. 35)
  4. Социальные (в числе социально экономических):
    • право на отдых (ст. 37)
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
    • право на образование (ст. 43)
    • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
  5. Культурные:
    • свобода творчества и преподавания (ст. 44)
    • право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ст. 44)
    • доступ к культурным ценностям (ст. 44)
  6. Экологические (выделяются из числа социально-экономических, но классификация признаётся не всеми исследователями):
    • право на благоприятную окружающую среду
    • право на достоверную информацию о её состоянии

Конституционный статус личности в РФ - это роль и место человека (личности) в государстве, закрепленные в Конституции.

Конституция РФ закрепляет такие основополагающие личные права, как:

§ право на жизнь;

§ право на достоинства;

§ право на свободу и личную неприкосновенность;

§ неприкосновенность жилища;

§ неприкосновенность частной жизни;

§ свобода телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообщений;.

§ свобода информации;

§ свобода определения национальности и выбора языка;

§ право на свободу передвижения и выбор места пребывания и места жительства;

§ право на выезд из России и возвращение обратно;

§ свобода совести и вероисповедания;

§ свобода мысли и слова.

В структуру правового статуса личности входят следующие юридические элементы:

правовые нормы, которые устанавливают данный правовой статус,

правосубъектность лица,

основные субъективные права и юридические обязанности лица, законные интересы личности,

отношение к гражданству,

юридическая ответственность,

правовые принципы,

правовые отношения общего (статусного) типа.

13.Законодательная, исполнительная и судебная власть.

Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.

Три ветви власти:

I. законодательная – в лице законодательного;

II. исполнительная – в лице правительства;

III. судебная – в лице судебной системы.

Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации - законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

1. законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательными (представительными) органами;

2. исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетной главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

3. между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты государственной власти на одну из ветвей власти;

4. судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

5. ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

6. споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным Судом РФ;

7. конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы всех ветвей власти, устанавливать способы их взаимного влияния.

14.Происхождение государства и права.

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.157 сек.