КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международный и национальный опыт преподавания прав человека и его значение в демократизации общества и формирование правового государства в РБ
Правовая культура как сочетание знаний о праве и правах человека. Правовая культура и правосознание Правовая культура понимается как часть общей культуры общества, которая характеризует качественное состояние государственно-правовой сферы деятельности. Правовая культура в широком смысле слова – это совокупность представлений общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура в узком смысле слова – это совокупность идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании. Правовая культура включает в себя следующие компоненты: - определённый уровень правового мышления и восприятия правовой действительности; - надлежащую степень знания права; - высокий уровень уважения закона и других норм права; - специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль); - результаты правовой деятельности в виде законов, системы законодательства, судебной практики и др. Среди многообразных проявлений правовой культуры можно выделить основные её формы: правовые идеи, правовые нормы, правовые поступки, правовые учреждения. Критерии и показатели уровня правовой культуры: - знание гражданами Конституции страны, законов, своих прав и свобод; - качество законодательства; - состояние законности и правопорядка в стране; - состояние правовой науки и образования; - обеспечение прав и свобод граждан; - профессионализм юридических кадров; - статус суда в системе органов государственной власти; - позитивная активность субъектов права (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан). Правосознание есть форма общественного сознания. Система понятий, представлений, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни, совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права,
но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоенность правового положительного поведения.
Согласно ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, рассматривающей право на образование в качестве важнейшего права человека, образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и деятельности Организации Объединённых Наций по поддержанию мира. Осуществление права на образование помогает решению сложного комплекса образовательных проблем, направлено на распространение знаний, уважительное отношение и проведение в жизнь признанных международным сообществом прав и основных свобод человека. В системе ООН в разработке международных стандартов и определении приоритетных направлений преподавания прав человека и воспитания уважительного отношения к ним особая роль отводится ЮНЕСКО. В сфере её компетенции: - право на образование; - право делиться научными достижениями; - право свободно участвовать в культурной жизни; - право на информацию, включая свободу совести и выражения; Семь следующих прав настолько тесно связаны с предыдущими, что их нарушение также попадет в сферу компетенции ЮНЕСКО: - право на свободу мысли, совести и вероисповедания; - право запрашивать, получать и распространять информацию через средства массовой информации; - право на защиту моральных и материальных интересов, вытекающих из любых научных, литературных или художественных произведений (авторские права и право интеллектуальной собственности); - право на свободу собраний и ассоциаций в целях развития деятельности, связанной с образованием, наукой, культурой и информацией; - право на свободу передвижения в случаях, связанных с деятельностью, попадающей в область компетенции ЮНЕСКО; - свобода иммиграции, если профессия соответствующей жертвы попадает в область компетенции ЮНЕСКО; - право детей на особую защиту в случаях, касающихся их образования и доступа к культуре и информации. Наконец, в сферу компетенции ЮНЕСКО можно отнести два коллективных права, поскольку они связаны с культурой: - право меньшинств развивать свою собственную культуру, исповедывать свою собственную религию и использовать свой собственный язык; - право народа на самоопределение, включая право на культурное развитие. Права человека, входящие в Международный Биль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, два Факультативных протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах), призваны в официальных заявлениях, находят своё отражение в материалах Международных конгрессов ЮНЕСКО по проблемам образования в области прав человека. Международный конгресс ЮНЕСКО по преподаванию прав человека (Вена, 1978г.): 1) определил, что образование и преподавание в области прав человека должны базироваться на принципах, которые лежат в основе Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов и других международных актов по правам человека; 2) рекомендовал подготовить шестилетний план по образованию и преподаванию в области прав человека, изучить вопрос о целесообразности принятия конвенции о преподавании прав человека и образовании в этой области, создать добровольный фонд, средства из которого могли бы быть использованы для расширения знаний о правах человека. Международный конгресс ЮНЕСКО по образованию, информации и документации в области прав человека (Мальта, 1987г.): 1) призвал государства-члены создать всеобъемлющую систему преподавания и образования в области прав человека, доступную для всех граждан и категорий населения, ухватывающие все уровни образования, при широком участии общественных организаций и средств информации; 2) рекомендовал Генеральному директору ЮНЕСКО сотрудничать с государствами-членами в подготовке программ преподавания и образования в области прав человека, осуществляемых в рамках формальной и неформальной системы образования, оказывать помощь государствам-членам в разработке новых методов образования и новых педагогических материалов в целях развития преподавания и образования в области прав человека; 3) обсудил вопросы, связанные с подготовкой преподавателей по правам человека и защитой прав этих преподавателей, с научными исследованиями в области преподавания прав человека, международным сотрудничеством и ролью неправительственных организаций, а также информацией и документацией в области прав человека; 4) подчеркнуть важность аудиовизуальных материалов для образования в области прав человека и необходимость расширения обмена данными по накопленному опыту, методам и методике обучения. Международный конгресс ЮНЕСКО по обучению правам человека и демократии (Монреаль, 1993г.): 1) подвёл итоги работы, проделанной после Мальтийского конгресса, проанализировал трудности в преподавании прав человека; 2) принял Всемирный план деятельности по обучению правам человека и демократии, который намечает главные цели обучения в этих областях и способы их достижения. Всемирная конференция ООН по правам человека (Вена, 1993г.): 1) приняла Декларацию и Программу деятельности по преподаванию прав человека;
2) рекомендовала государствам разработать программы и специальные стратегии для максимально широкого преподавания прав человека и распространения соответствующей информации среди общественности, учитывая особую важность такой информации для женщин. В 1953г. учреждён институт ассоциированных школ ЮНЕСКО, объединяющий школы, которым было предложено проводить обучение, направленное на ознакомление с жизнью и культурой других государств и народов, с правами человека, деятельностью ООН. В 1974г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Рекомендацию о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира в воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод. В 1985г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение о введении постоянной системы отчётности о мерах, предпринимаемых государствами-членами по выполнению Рекомендации 1974г. В 1995г. Генеральная Конференция одобрила резолюцию об обновлении Рекомендации 1974г., утвердила Декларацию 44-й сессии Международной конференции по образованию (Женева, 1994г.) и Комплексные рамки действий по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии. В Республике Беларусь в решении проблем обучения правам человека сделаны пока первые шаги: в учебных заведениях введено преподавание курсов «Права человека», «Права ребёнка», «Основы права», утверждён Национальный план развития образования в области прав человека на 1999г. – 2004 г., создаётся информационный центр по правам человека, правам ребёнка. Проведённая 10-11 ноября 1998г. в Республиканском институте высшей школы БГУ Международная научно-практическая конференция «Всеобщая декларация прав человека: права человека и гуманизация образования в Республике Беларусь» ставила задачу обобщить накопленный в республике опыт преподавания прав человека с целью дальнейшей координации работы по развитию системы образования и просвещения в области прав человека. В последующем были организованы постоянно действующие курсы по повышению квалификации преподавателей учебных заведений по курсу «Права человека». Рекомендовано создать в каждом высшем учебном заведении кафедру «Права человека», в программы подготовки кадров юристов включить разделы по обучению международно-правовым стандартам отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Обсуждается вопрос о создании комплексной инфраструктуры ювинальной юстиции, которая позволит правильно, научно обоснованно решать проблемы, связанные с правонарушениями несовершеннолетних, обеспечить надлежащую защиту прав детей и подростков. Многие вопросы уголовного и гражданского судопроизводства по делам несовершеннолетних получили профессиональное освещение в Научно-практическом комментарии к законодательству и иным нормативным актам "Несовершеннолетние в Республике Беларусь: основы правового положения, правовой защиты и ответственности". Распространение законодательства и литературы по международным правам человека и юридических норм в таких областях, как дискриминация меньшинств, равноправие женщин, права детей и право на свободу слова, привлечение внимания государства к нарушению прав человека, вызывает необходимость совершенствовать законодательство страны и условия отправления правосудия. Присоединившись к международным соглашениям и организациям, государство обязано претворять в жизнь новые законы и нормы, которые позволят гражданам быть уверенными в том, что их права будут соблюдены и защищены. Более того, низкая правовая культура, правовой нигилизм, несоблюдение и неисполнение законов, будничное попрание прав и свобод человека требуют от всех социальных институтов, государственных и общественных структур, политических партий, правозащитных организаций, средней и высшей школы активных действий по внедрению законности, утверждению уважения и соблюдению прав и свобод человека и гражданина. Вопрос об обучении правам человека – прямая обязанность государства, которое должно обеспечивать образование, ориентированное на самоопределение личности, развитие гражданского общества, интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры. Смежность и многогранность прав личности, создаёт необходимость глубокого и всестороннего изучения данного явления мировой истории, формирования национальной системы образования в области прав человека. Обучение в области прав человека должно развиваться на всех уровнях, охватывать все группы населения, осуществлять с использованием разнообразных форм, средств и методов образования и просвещения. Введение в учебных заведениях курса "Права человека" выявило ряд теоретических и методологических проблем. Первая – это чёткое определение приоритета прав человека, границ содержания дисциплины. Следует отметить, что курс в целом интегративный, нравственный, социально-политический, юридический. Поэтому необходимо комплексное изучение прав и свобод человека рассмотрение генезиса и развития идей прав и свобод человека в политических и философских учениях, конституционных основах их реализации и защиты, многоуровневой системы защиты прав и свобод человека в современном мире. Вторая проблема связана с преподаванием прав человека. Назрела острая необходимость в надлежащем научно-теоретическом и методическом обеспечении учебного процесса: подготовка учебников, учебных пособий, дидактических материалов, разработка новых методических приёмов и т.д. Третьей проблемой являются отдельные факты искажения теории прав человека, реальной ситуации с правами человека в Республике Беларусь. Для разрешения означенных проблем необходимо объединить усилия учёных, педагогов, государственных органов и общественных организаций, СМИ по развитию системы образования и просвещения в области прав человека. Достигнуть соответственной образованности общества возможно при условии, что образование в области прав человека станет всеобщим и обязательным, превратится в составную часть учебного и воспитательного процесса. Обучение демократическим ценностям и правам человека, в рамках гуманизации всего процесса образования и воспитания, позволит трансформировать полученные знания в устойчивые жизненные процессы и убеждения, уважение прав и свобод человека, уважение закона. ЛИТЕРАТУРА 1. Белов Г.А. Права человека. - М., 1996г. 2. Василевич Г.А. Конституция РБ: Научно-практический комментарий. - Мн., 2000г. 3. Кацубо С.П. и др. Основы прав человека. - Мн., 2000. 4. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. - М., 1997. 5. Гражданский кодекс Республики Беларусь. - Мн., 1999. 6. Жилищный кодекс Республики Беларусь. - Мн., 1999. 7. Избирательный кодекс Республики Беларусь/Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000. №25. 8. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. - Мн., 1999. 9. Конституция Республики Беларусь, 1994 (с изменениями и дополнениями от 24 ноября 1996г.). - Мн., 1997. 10. Трудовой кодекс Республики Беларусь. - Мн., 1999. 11. Котляр И.И. Права человека. - Брест, 1997. 12. Котляр И.И. Права человека в современной Беларуси. - Мн., 1999. 13. Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. - М., 1996. 14. Лукашева Е.А. Права человека. - М., 2001. 15. Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М., 1999. 16. Мухасев Р.Г. Правоведение. - М., 2000. 17. О гражданстве Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 18 октября 1991г. с изм.//Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. №32; 1993. №26; 1995. №32. 18. Права человека: Сб. международно-правовых документов/Сост. В.В. Щербов. - Мн., 1999. 19. Правовое положение иностранных граждан в России. - М., 1996. 20. Пучинский Б.И. Основы знаний о государстве и праве. - М., 1997. 21. Рубин Я. Государство для человека// Беларуская думка. 1998. №3. 22. Трошин Ю.В. Права человека: Нарушение и защита прав человека и прессы. - М., 1997. 23. Трушков Ю.В. Права человека. - М., 1997.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |