Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обстоятельства, исключающие ответственность государств




Любое международно-правовое деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства. Международно-правовое деяние будет всегда налицо, если государство своим поведением нарушает свое международное обязательство.

Комиссия международного права ООН при разработке Проекта статей об ответственности государств разработала в 1980 году статьи об обстоятельствах, исключающих ответственность государств:

- согласие государства;

- ответные меры в отношении международно-противоправого деяния;

- форс-мажор и непредвиденный случай;

- бедствие;

- состояние необходимости;

- самооборона.

В отношении обстоятельства «согласие государства», статься 29 Проекта гласит: «Правомерным образом данное согласие государства на совершение другим государством определенного деяния, не соответствующего обязательству последнего в отношении первого государства, исключает противоправность этого деяния, поскольку это деяние находится в пределах вышеуказанного согласия». Такое согласие фактически является международным соглашением, которое возникает между управомоченным и обязанным субъектами международного права. Оно касается не изменения или отмены данного международного обязательства, а лишь неприменения его в установленном конкретном случае.

Исключение ответственности государства в случае согласия наступает при наличии следующих условий:

- согласие государства должно быть международно-правомерным;

- согласие должно быть ясно выраженным, а не подразумеваемым;

- согласие должно предшествовать совершению действия;

- деяние, на совершение которого получено согласие должно совершаться в пределах согласованных его условий, касающихся места, времени, средств и других обстоятельств деятельности обязанного государства.

Однако международное право предъявляет определенные требования и к управомоченному государству, которое дает согласие:

- управомоченное государство вправе девать согласие на деятельность другого государства только в пределах своей территории, а также применительно к своим суверенным правам и юрисдикции, действующим в пределах негосударственной территории (континентальный шельф, исключительная экономическая зона, открытое море);

- согласие управомоченного государства не может быть дано на совершение действий, противоречащих императивным нормам международного права (согласие на использование своей территории для совершения агрессии в отношении третьего государства).

Под ответными мерами в отношении международно-противоправного деяния, исключающими ответственность государства, статья 30 Проекта понимает действия государства, вызванные противоправными действиями другого государства. Действия государства в отношении государства-правонарушителя, с точки зрения международного права, будут являться правомерными, так как имеется вина самой потерпевшей стороны. Речь идет о закономерных «ответных мерах» - санкциях. Такие меры могут быть применены не только потерпевшим государством, но также по поручению компетентной международной организацией.

Противоправность деяния государства, не соответствующего его международному обязательству, исключается, если деятельность государства была вызвана форс-мажором (непреодолимой силой)или непредвиденным случаем (непредвиденными внешними событиями).

Эти два основания рассматриваются вместе, так как нет четкого и определенного различия между ними. В отношении этих событий предполагается, что они не позволили государству действовать должным образом – в соответствии с ранее принятыми на себя обязательствами или понять, что его поведение не соответствует этому обязательству.

При форс-мажоре и непредвиденном случае речь может идти о ситуациях, вызванных явлениями природы (землетрясение, наводнение, эпидемия) или деятельностью людей. В условиях таких ситуаций государство в лице своих органов или должностных лиц оказывается в положении объективной невозможности избрать поведение, соответствующее требованиям своего международного обязательства, или установить, что данное его поведение, не соответствует требуемому.

Ситуация крайнего бедствия (статья 32 Проекта) весьма схожа с форс-мажором или непредвиденным случаем, она предусматривает исключение противоправности деяния государства, если субъект поведения, представляющий данное государство, в условиях крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизни вверенных ему людей.

Таким образом, действия субъекта поведения, представляющего данное государство в ситуации крайнего бедствия, т.е. действия органа или лица, присваиваемые государству, касаются лишь защиты интересов лиц, подвергающихся крайней опасности.

Состояние необходимости (статья 33 Проекта) подразумевает обстоятельства, когда крайней опасности подвергаются существенные интересы государства.

Ссылка государства на крайнюю необходимость правомерна лишь при наличии ряда одновременно действующих условий:

- абсолютно исключительный характер ситуации, на которую ссылается государство;

- неизбежность характера опасности, угрожающей жизненно важным интересам государства и его населения;

- невозможность устранить такую опасность другими средствами;

- в обязательном порядке временный характер действия, ограниченный рамками периода опасности.

Случаи, когда государство не может ссылаться на состояние необходимости:

- международное обязательство проистекает из императивной нормы общего международного права;

- международное обязательство установлено договором, прямо или косвенно исключающим такую возможность;

- государство, о котором идет речь, способствовало возникновению состояния необходимости.

Международно-правовая ответственность государства исключается, если государство, наносящее ущерб другому государству вопреки действующим нормам международного права, действует в целях самообороны от агрессии, совершаемой этим другим государством.

Согласно статьи 34 Проекта «противоправность деяния государства, не соответствующая международному обязательству этого государства, исключается, если это деяние является законной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций».

Самооборона рассматривается как допустимая мера защиты территориальной целостности и политической независимости подвергшегося вооруженному нападению государства, до тех пор, пока не вступит в действие предусмотренная Уставом ООН система коллективной безопасности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.