КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой. 2 страница
Например, неравномерность экономического развития субъектов Российской Федерации самым непосредственным образом влияет на уровень жизни проживающего в этих регионах населения. В ряде регионов-доноров (из 83 субъектов Российской Федерации их только около 15, а остальные являются дотационными) принято решение о выплате пенсионерам дополнительно к пенсии определенной суммы из собственных бюджетов или предоставлении льготы по коммунально-бытовым платам <1>. У большинства субъектов Российской Федерации такой возможности нет. Административная правоспособность является необходимым условием административной дееспособности. -------------------------------- <1> Например, в соответствии с вступившим в силу с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 1 октября 2008 года N 46 "О занятости населения в городе Москве" в дополнение к федеральным установлены дополнительные меры, осуществляемые городскими органами исполнительной власти по социальной и материальной поддержке при безработице для категорий граждан, испытывающих наибольшие трудности при поиске работы.
Административная дееспособность - это способность лица своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста. Например, дети дошкольного возраста могут самостоятельно обращаться к врачу. С 16-летнего возраста наступает административная деликтоспособность и гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия (бездействие). Мотивированным порядком дети с девиантными отклонениями в поведении могут быть направлены в спецшколы открытого (с 9 лет) и закрытого (с 11 лет) типов. Административная правосубъектность делится на общую и специальную. Соответственно, следует различать общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает прежде всего общим статусом, который во многом равен для всех и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, жителя закрытого города, сотрудника милиции и т.д.). В ряде случаев специальная правосубъектность дополняет общую. В то же время между ними может быть и более сложное взаимодействие, при котором специальный статус влияет на общий, ограничивая и видоизменяя его. Например, статус военнослужащего влияет на такие общие права, как право на свободу передвижения, выбор места жительства и т.п. Еще более серьезно изменяется общий статус у граждан, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы. В последние годы объем административной правосубъектности у граждан в Российской Федерации имеет стойкую тенденцию к увеличению в виде расширения прав граждан на подачу обращений, на судебную защиту, на объединение, на выбор места пребывания и жительства и т.п. Законодательство Российской Федерации определяет обстоятельства, при наличии которых административно-правовой статус гражданина может быть временно ограничен: - чрезвычайные ситуации (техногенные аварии, природные катаклизмы, массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.); - если это несовместимо с их общественно полезной деятельностью (запрещение совместной службы родственников, совмещение государственной службы с предпринимательской деятельностью и т.п.); - если без этого невозможно обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.); - совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т.п.); - принадлежность лица к иностранному государству (иностранное гражданство или подданство); - болезнь, имеющая временный или постоянный (хронический) характер; - наличие двойного гражданства (запрет на занятие должностей, предусматривающих возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; лишение активного избирательного права). По поводу лишения активного избирательного права лиц, имеющих двойное гражданство, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении дал следующее официальное толкование <1>. Право быть избранным в органы государственной власти закрепляется только за гражданами Российской Федерации (часть 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации) "как лицами, находящимися в особой устойчивой политико-правовой связи с государством". -------------------------------- <1> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 797-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 26 декабря.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе с Всеобщей декларацией прав человека (статья 21), а также Международным пактом о гражданских и политических правах. Статья 25 этого документа оставляет за государствами право на возможность обоснованного ограничения "каждого гражданина быть избранным на периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей". Подобная практика государств находится в соответствии и с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека, который исходит из того, что "право лица выдвигать свою кандидатуру на выборах, несмотря на его важность, не носит абсолютного характера. Статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, признавая это право, не конкретизирует его и тем более не дает ему юридического определения. Поэтому такая позиция дает возможность для введения "подразумеваемых ограничений". Следовательно, государства "достаточно свободны в рамках своего конституционного строя устанавливать статус парламентариев, включая критерии избираемости". По поводу ограничения дееспособности гражданина по болезни российское законодательство предусматривает следующие административно-правовые меры. Гражданин может быть признан недееспособным на основании федерального закона в надлежащей судебной процедуре. При этом лицо, страдающее психическим расстройством, может быть лишено свободы в целях принудительного лечения только по решению суда. Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации основывается на нормах международного права и выражается в следующем <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2009 года N 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений статей 37, 52, 135, 222, 284, 286 и 379 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части четвертой статьи 28 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в связи с жалобами граждан Ю.К. Гудковой, П.В. Штукатурова и М.А. Яшиной // Российская газета. 2009. 18 марта.
Рассмотрение дела в отсутствие самого гражданина помимо его воли допустимо только "при наличии особых обстоятельств, например в случаях, когда существуют достаточные основания предполагать, что лицо представляет реальную опасность для окружающих, либо состояние здоровья не позволяет ему предстать перед судом. Однако и в этих случаях, поскольку речь идет о существенном изменении правового положения гражданина, предпочтительно личное ознакомление суда с его состоянием, для того чтобы выяснить реальную способность гражданина присутствовать в судебном заседании и предупредить случаи необоснованного лишения его статуса дееспособного лица". Формирование Конституционным Судом Российской Федерации такой позиции базируется на ранее состоявшемся Постановлении Европейского суда по правам человека от 27 марта 2008 года "Штукатуров против России". Суд признал, "что в делах лиц, страдающих психическим расстройством, национальные суды обладают определенной свободой усмотрения". В частности, они могут принимать процессуальные меры для обеспечения надлежащего отправления правосудия, защиты здоровья соответствующего лица и т.д. В то же время эти меры не должны затрагивать само существо права лица на справедливое судебное разбирательство. В связи с этим Европейский суд по правам человека посчитал неоправданным решение судьи рассмотреть "дело на основе письменных доказательств, без личного присутствия гражданина и заслушивания его доводов и признал, что в данном разбирательстве имело место нарушение принципа состязательности и тем самым нарушение статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод". С распадом СССР возникло уникальное в своем роде противоречие между новой гражданской принадлежностью и национально-государственной самоидентификацией. Единственным критерием для определения нового гражданства было наличие у граждан постоянной прописки по месту жительства на территории СССР на момент его распада. Не менее 25 миллионов этнических русских и 4 миллиона представителей других российских народов оказались за пределами Государственной границы Российской Федерации. За период с 1997 по 2007 год 162,4 миллиону человек были выданы российские паспорта, из них 126 миллионов паспортов были выданы до 2004 года. В России пока еще не принят федеральный закон о видах основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. Правоотношения в этой сфере продолжают регламентироваться Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" и Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года. По действующему законодательству таким документом признается паспорт гражданина. Этот документ удостоверяет не только личность, но и его принадлежность к гражданству. Многочисленные обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации по поводу сложностей, возникающих при получении российского гражданства гражданами бывшего СССР, вынудили его подготовить специальный доклад <1>. Изучение вопроса, имеющего общественно значимый резонанс, позволило выявить следующие основные причины возникновения проблем в области приема в гражданство Российской Федерации и документирования паспортами гражданина Российской Федерации соотечественников из стран СНГ: -------------------------------- <1> См.: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ" // Российская газета. 2008. 26 января.
1. Отсутствие четкой и последовательной политики в отношении бывших граждан СССР, желающих приобрести гражданство Российской Федерации. 2. Несовершенство законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы гражданства и документирования паспортами. 3. Аккумулированные за последние пятнадцать лет последствия неготовности консульских учреждений МИД России и паспортно-визовых подразделений МВД России (а затем и ФМС России) к работе в условиях массового обращения бывших граждан СССР, желающих приобрести гражданство Российской Федерации и переселиться на родину. 4. Неполнота и недостоверность сведений, содержащихся в базе данных Консульского департамента МИД России, учетах Центра паспортно-визовых информационных ресурсов ФМС России и соответствующих учетах территориальных органов ФМС России. 5. Не всегда достаточная квалификация, а порой недобросовестность и злоупотребления должностных лиц, отвечающих за документирование паспортов граждан Российской Федерации. Государство посредством формирования соответствующего административно-правового механизма осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении регулирования качественно-количественных параметров внешней трудовой миграции. В соответствии с пунктом 32.1 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации <1> Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) <2> утверждаются согласованные с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной миграционной службой общие квоты на выдачу иностранным гражданам ежегодных разрешений на работу по субъектам Российской Федерации, а также на работу по профессиям, специальностям и квалификациям иностранных работников. -------------------------------- <1> Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 года N 783 (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 247; N 46. Ст. 5598) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 982 "Об утверждении на 2008 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешения на работу" (СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 106). <2> См., например: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 18 февраля 2008 года N 73н "О распределении утвержденной Правительством Российской Федерации на 2008 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" // Российская газета. 2008. 5 апреля.
Количественное распределение по субъектам Российской Федерации на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности характеризовалось следующими показателями. Всего по Российской Федерации было разрешено выдать 1250769 приглашений, из них: по Центральному федеральному округу - 232098; по Северо-Западному федеральному округу - 56710; по Южному федеральному округу - 40570; по Приволжскому федеральному округу - 53997; по Уральскому федеральному округу - 73573; по Сибирскому федеральному округу - 75928; по Дальневосточному федеральному округу - 92509. Резерв квоты по Российской Федерации составил 625384 приглашения <1>. Из 83 субъектов Российской Федерации только по Чеченской Республике не предусматривалась выдача квот. -------------------------------- <1> См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 декабря 2008 года N 778н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" // Российская газета. 2009. 16 января.
Трансграничная миграция рабочей силы во всем мире носит постоянный характер. Полностью исключить ее невозможно. Речь может идти только об определенном уровне управляемости этого процесса. По данным ООН, темпы роста численности мигрантов в развивающиеся страны с 1990 по 2005 год снизились до 36 миллионов человек. За период с 1975 по 1990 год он составлял 41 миллион человек. Эксперты ООН считают, что снижение числа мигрантов происходит за счет сокращения ежегодного прироста населения в развивающихся странах (с 2,5% в год в 1975 - 1990 годах до 0,6%). В то же время приток мигрантов в развитые страны не уменьшается. Специалистами обоснованно высказывается мнение о том, что международные миграции по ряду причин могут стать одним из крупнейших явлений XXI века <1>. Необходимо отметить, что подобные процессы имеют постоянный исторический характер как в рамках отдельных государств, так и в международном масштабе. Русская пословица следующим образом весьма точно характеризует побудительные мотивы этого явления: рыба ищет места - где глубже, а человек - где лучше. -------------------------------- <1> Иванов Сергей. Заселение России // Коммерсантъ. 2006. 30 мая.
Масштабные перемещения людей наблюдались и в древности. В IV - V веках проходило массовое заполонение территории некогда великой Римской империи варварами. В XIX - начале XX века также наблюдалось массовое перемещение населения Европы в Америку и в Россию. В период превращения США в мировую державу (между Гражданской войной и Первой мировой войной) 13 - 15% населения страны составляли граждане, родившиеся за рубежом. В период между 1920 и 1960 годами потоки иммиграции были сильно сокращены. К 1970 году доля родившихся за границей была снижена до 5%. Однако к 2004 году эта цифра достигла почти рекордных показателей - 12%. Принципиально новыми факторами, определяющими динамику международной трудовой миграции, являются: складывающаяся неблагополучная демографическая ситуация в большинстве развитых стран; продолжающий увеличиваться разрыв в уровнях жизни населения в экономически развитых и развивающихся странах. Царская Россия осуществляла целенаправленную политику по привлечению переселенцев из Европы на свои необъятные просторы. Особенно активно этот процесс протекал в XVIII веке. Государство для большей заинтересованности переселенцев создавало им преференциальные режимы землевладения, налогообложения и воинской повинности. Такая политика приносила государству не только экономические, но и политические дивиденды. Переселенцы привносили в устоявшуюся национальную культуру отношений нюансы европейской культуры. Россия, согласно поэтической метафоре великого русского поэта, прорубала "окно в Европу", конечно же, не только тем, что несмотря ни на что построила город на Неве. Она на протяжении длительного времени настойчиво применяла более системные, последовательные методы в осуществлении внутренней и внешней государственной политики. В период между российскими реформами 1860-х годов и вплоть до Революции 1917 года государство стало поистине страной массовой миграции, численность которой достигала 4,5 млн. человек. Перед Первой мировой войной объем среднегодового миграционного процесса в России составлял 500 тысяч человек. Современные государства на основе исторического опыта имеют соответствующую законодательную базу, регламентирующую упорядочение процесса миграции и решение возникающих при этом таких вопросов, как: определение статуса (беженец, вынужденный переселенец, политический эмигрант), порядок получения разрешения на проживание, квотирование, решение социальных вопросов и т.д. Второй раз в марте 2005 г. (впервые эта тема обсуждалась в октябре 2001 г.) на заседании Совета Безопасности Российской Федерации были рассмотрены вопросы миграционной политики государства. Тема обсуждения весьма актуальна для развития экономических отношений внутри российского государства и в отношениях с другими государствами по ряду факторов. Помимо естественной убыли численности населения по экспертным оценкам за период с 1989 по 2001 год Россию покинули более ста тысяч ученых в возрасте 35 - 45 лет, занятых в таких традиционно сильных для России областях, как математика, химия, физика, молекулярная биология, генетика, вирусология. По оценкам специалистов, экономические потери российской экономики от эмиграции только одного специалиста составляют 200 - 250 тысяч долларов. Поэтому миграционная и демографическая ситуации в стране диктуют необходимость принятия взвешенных мер для: создания достойных условий жизни высококвалифицированных специалистов в стране; масштабного привлечения иностранной рабочей силы в экономику России. В целом российские предприниматели заинтересованы в дешевой рабочей силе. Это одно из преимуществ российской экономики. Однако в важной сфере государственной политики пока существует блок проблем, наносящих ущерб государству, обществу и экономике. Основными из них являются неразбериха и нечеткость процедур натурализации иммигрантов, а также отсутствие достоверной и точной статистики о миграционных процессах, в том числе и о потребностях страны в трудовых ресурсах. Введенная практика квотирования пока тоже субъективна и не опирается на знание конкретной ситуации. По экспертным оценкам, в 2005 году в России находилось около четырех миллионов незаконных иммигрантов. Например, в 2005 году официально в экономике Москвы было занято около 187 тысяч иностранцев. Практически на каждого легально зарегистрированного трудового мигранта приходилось 10 - 15 незарегистрированных. По имеющимся данным, они прибывали из 101 страны, из них: с Украины - 12 тысяч; из Молдавии - 9 тысяч; из Таджикистана, Китая и Вьетнама - по 3 тысячи человек; из Турции - 1,5 тысячи. Миграционные потоки в современной России имеют преимущественно характер трудовой и временной миграции. В определенной степени решая текущие проблемы экономики, этот процесс не оказывает принципиального влияния на решение стратегических социально-экономических и демографических задач России. С принятием Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (2006 г.) введена уведомительная система миграционного учета. Работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющим разрешение на работу обязан в трехдневный срок уведомить территориальный орган федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных лиц <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2008 года N 183 "Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу" // Российская газета. 2008. 22 марта.
Практика показала, что уведомительная система миграционного учета не позволяет эффективно управлять ситуацией не только на рынке труда, но и в сфере общественной безопасности. Например, миграционной службой в Москве в начале 2007 года было выдано более 500 тысяч разрешений на работу, но официально трудоустроились только 150 тысяч. В то же время 40% преступлений, раскрываемых правоохранительными органами, совершается приезжими. По расчетам специалистов в среднем ежемесячно нелегально работающие в Москве мигранты в 2006 году отсылали на родину не уплачивая налоги России: в Азербайджан - по 167 долларов; в Молдавию - по 144 доллара; в Армению - по 126 долларов; в Украину - по 118 долларов и в Таджикистан - по 56 долларов. От этого только экономика Москвы в 2005 году недополучила около 2 миллиардов рублей <1>. -------------------------------- <1> Пуля Ирина. Рабочий момент истины (Москва предлагает создавать интеграционные центры для мигрантов) // Российская газета. 2006. 11 мая.
Мэр Москвы Ю.М. Лужков предлагает для построения эффективной модели миграционной политики реализацию следующих подходов <1>. -------------------------------- <1> Лужков Юрий. Москва - не проходной двор // Российская газета. 2007. 16 октября.
1. От заявительного принципа следует переходить к более строгой государственной политике организации миграции. 2. Объем миграции должен точно соответствовать экономическим запросам бизнеса. Государство должно жестко контролировать определяемые размеры квот. 3. Разрешение на работу следует выдавать не иностранцу, а работодателю, несущему ответственность за положение дел на местах. 4. Выдача квот предоставляется только под гарантии бизнеса, который должен обеспечить нормальное пребывание мигрантов (жилищные условия, прозрачную оплату труда, социальное и медицинское обслуживание). 5. Регионы должны обладать правом целевого набора рабочей силы непосредственно в странах-донорах. 6. Федеральная миграционная служба должна определять квоты на основе выработанных регионами обоснованных заявок. 7. Хозяйствующим структурам необходимо устанавливать соответствующие платежи за использование миграционных квот. 8. Необходимо создание единой информационной межведомственной системы учета движения мигрантов. Основным приоритетом миграционной политики России является "привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям" <1>. -------------------------------- <1> Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.
Правительство Российской Федерации в связи с осложнением ситуации, вызванным мировым финансовым и экономическим кризисом на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации, получило дополнительные полномочия "разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 287-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" // Российская газета. 2008. 30 декабря.
Помимо экономических аспектов миграционная политика Российской Федерации является и мощным рычагом консолидации между странами Содружества Независимых Государств (СНГ). Кроме того, практически все иммигранты из этих стран являются носителями русского языка и русской культуры. Их менталитет позволяет легко адаптироваться к окружающей российской действительности. В России эмигранты наиболее активно освоили работу на розничных рынках. Их удельный вес по федеральным округам в 2006 году по данным Роспотребнадзора <1> выглядел следующим образом: Дальневосточный - 23,5%; Центральный - 12,6%; Уральский - 12,6%; Сибирский - 5,8%; Приволжский - 2,6%; Южный - 1,2%; Северо-Западный - 0,6%; в среднем по стране - 6,5%. -------------------------------- <1> Бутрин Дмитрий. Правительство пересчитало иностранцев на рынках // Коммерсантъ. 2007. 31 января.
Наиболее высокая доля иностранцев наблюдается на рынках Москвы (53,4%), в Свердловской области (39,1%), в Приморье (37,9%) и в Московской области (27,1%). В ряде российских регионов доля иностранной рабочей силы (Ярославская, Липецкая и Камчатская области) менее 0,01%. В Волгоградской области - 0,9%, а в Ростовской области и Краснодарском крае - 0,3%. В Карелии этот показатель также являлся одним из самых низких по регионам - 1,4%. Однако именно на ее территории (г. Кондопога) в конце 2006 года произошел межэтнический конфликт, в результате которого были убиты два коренных жителя и который повлек за собой большой общественный резонанс. В свою очередь, это повлекло за собой ужесточение со стороны государства мер, направленных на "защиту коренного населения". Наибольший процент иностранной рабочей силы на розничных рынках России в 2007 году принадлежал гражданам Китая (61,04%). На Дальнем Востоке они составляли 83%, в Центральном федеральном округе - 76%, а на Урале - 42%. "Представительство" граждан других государств выглядело следующим образом: Узбекистан - 10,39%; Азербайджан - 7,29%; Таджикистан - 4,89%; Вьетнам - 3,03%; Украина - 2,7%; Армения - 1,42%; Молдавия - 1,34%. Доля остальных иностранных граждан составляла всего 6,33%. В 2005 году, по данным ООН, общее число мигрантов в мире составляло 191 миллион человек. Каждый третий мигрант живет в странах Европы, каждый четвертый - в Северной Америке. 12,1 миллиона мигрантов (6% от общего числа) проживали в России. Больше проживало только в США - 38,4 миллиона мигрантов, или 20% от общего количества. В Германии проживает 10,1 миллиона и в Украине - 6,8 миллиона. В Европе сокращается количество мигрантов, претендующих на статус беженцев. Если в 2006 году в страны Европейского союза (27 европейских государств) поступило 192 тысячи заявок (прежде всего в Англию, Францию, Германию и Италию) с просьбой о признании их беженцами, то в 2007 году - только 132 тысячи. В мире самой многочисленной является китайская диаспора, насчитывающая около 75 миллионов человек и не теряющая связи (духовной, культурной, экономической) с исторической родиной. Только в США проживает 13 миллионов китайцев (в 60-х годах XX столетия их было около 400 тысяч человек), а в Канаде - 1 миллион китайцев на 30 миллионов населения). По разным оценкам в России проживает около 700 тысяч китайцев. Говоря о "качестве" мигрантов, заметим, что среди американцев китайского происхождения нобелевских лауреатов в различных сферах научной деятельности находится больше, чем имеет Япония. По данным МИД России за 2006 год, общая численность русской диаспоры за рубежом находилась в границах 25 - 30 миллионов человек. Из них 8 - 10 миллионов человек имели российское гражданство. По странам численность российской диаспоры в 2006 году выглядела следующим образом: Украина - 12 млн. человек; Казахстан - 4,1; Германия - 3; США - 2,7; Белоруссия - 1,2; Израиль и Узбекистан - по 1,2; Франция - 0,55; Эстония - 0,3; Греция - 0,250; Великобритания - 0,200; Болгария - 0,150; Сербия - 0,040; Кипр - 0,025 млн. человек <1>.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |