КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Имущественные отношения в браке
Приданое и свадебный дар. При агнатском родстве и браке сит тапи преобладало приданое жены. При когнатическом родстве и браке sine тапи существовали в равных размерах приданое жены и свадебный дар мужа. Приданое — это имущество, которое в связи с заключением брака жена отдавала мужу для удовлетворения потребностей совместной жизни. Приданое было двух видов: 1) установленное отцом (редко — матерью) жены; 2) из других источников. Приданое передавалось традиционной передачей, а также по праву на основании стипуляции, цессией по требованию. Правовой режим приданого был различным. В древности приданое после заключения брака переходило в собственность мужа или домовладыки и оставалось у них даже после развода. В классический период приданое не переходило в собственность мужа (преобладал брак sine тапи), муж имел право на управление имуществом приданого жены. В случае прекращения брака происходила реституция приданого (если при заключении брака это оговаривалось — иск так и назывался: «иск из соглашения о возврате приданого»). После смерти жены приданое реституировалось в ее семью, но муж мог удержать '/5 приданого за каждого ребенка, рожденного в этом браке. В разводе реституция ограничивалась: муж имел право на удержание определенной квоты его стоимости. Если брак был расторгнут по вине жены, следовало удержание из приданого на детей ('/ за каждого ребенка, но не более половины приданого). Действовали квоты удержания из-за поведения жены при разводе:'/ — в случае неверности, '/8 — за легкий проступок. В постклассическом праве действовало правило: муж всегда возвращает приданое, если он не является наследником жены. Жена и ее наследники получали приданое полностью. Жена имела право на виндика- ционный иск по отдельным предметам приданого. Для обеспечения реституции приданого была введена генеральная ипотека на все имущество мужа.
Свадебный дар — вклад мужа в форме дарения в пользу жены до заключения брака (обычай был распространен в императорский период). Этот дар назывался сначала предбрачным даром, при Юстиниане — дарением ввиду брака (свадебный дар), который разрешалось дарить и после заключения брака. В случае смерти мужа свадебный дар переходил в собственность детям, жена имела право пользования. В случае развода по вине мужа дар переходил жене в собственность. 32.Понятия, условия, способы установления и прекращения «отцовской власти» в Римском праве. Способов установления отцовской власти было два (см. Дигесты, книга 1, титул VII): ♦ по факту рождения в римской семье; ♦ по воле домовладыки (путем узаконивания и усыновления). Узаконивание (legitimatio) есть установление отцовской власти Над собственными детьми, рожденными в конкубинате. Формы узаконивания: ♦ последующим браком родителей внебрачного ребенка; ♦ отдать сына на службу в курию, а дочь выдать замуж за члена курии; ♦ по милости императора (рескриптом). Усыновление (adoptio) есть общее понятие, которое разделяется на два вида: adoptio и adrogatio (адопция и адрогация). Действует правило: «Сыновьями семейства делает не только природа, но и усыновление» (Модестин). Усыновление осуществлялось в любом возрасте (усыновляемого) и от имени римского народа. Адбпция — это установление отцовской власти над посторонним лицом, находящимся под властью домовладыки (над «сыновьями семейства»), В случаях бездетности усыновляли детей своих родственников, пролетариев и рабов властью магистрата (в провинциях и в Риме). Процедура адопции была очень сложная: для мальчика требовалась тройная фиктивная манцииация, для девочки — одна фиктивная ман- ципация.
В классический и постклассический периоды процедура адопции регу-лировалась следующими правилами: 1) усыновитель должен быть старше усыновленного не менее чем на 18 лет; 2) адопция происходила путем рескрипта императора или записью в государственном органе по решению магистрата (судебный протокол); 3) адопция могла быть оформлена как adoptio plena (усыновленное лицо прерывало все связи с прежней семьей) и adoptio minus plena (без потери основных прав в семье родного отца); 4) если сын семейства является консулом, то он может усыновить самого себя (или эманципировать); 5) при усыновлении внука необходимо согласие сына (отца этого внука), но после смерти усыновителя внук не наследует деду, а перейдет под власть своего отца; 6) даже слепой может усыновлять и быть усыновленным (по Уль- пиану); 7) иногда вначале эманципируют, а потом усыновляют; 8) не может быть усыновлен ни отсутствующий, ни не согласный с этим, (Ульпиан), т. е. только в присутствии усыновителя и им лично; 9) адопция не меняет статуса усыновленного (он остается вольно-, отпущенником или рабом). Adrogatio — это установление отцовской власти над посторонним лицом, не находящимся под властью домовладыки (над лицом со своим правом). В Риме с помощью этого института происходила передача импера-торской власти. Адрогация осуществлялась властью народа, по отношению к жен-щинам применялась только по рескрипту принцепса (Гай). Этот вид усыновления называется адрогацией (опросом), потому что усыновителя и усыновленного опрашивали, желают ли они этого. Особенности адрогации: ♦ усыновленный полностью отрекался от своей семьи, от своего -семейного культа; ♦ прекращалась прежняя правоспособность усыновленного лица (поэтому до усыновления очень тщательно регулировались все имущественные отношения усыновляемого лица; магистрат выяснял, не будут ли ущемлены имущественные интересы этого лица); ♦ усыновленный получал право наследования; ♦ дети усыновляемого также переходят под власть усыновителя в качестве внуков. Условия адрогации: ♦ усыновляет только мужчина (женщина лишь в исключительных случаях в постклассический период — например, когда имела детей и они умерли);
♦ усыновитель не должен быть подвластным (т. е. должен обладать отцовской властью); ♦ лицо со своим правом можно усыновлять (с переходом всех его подвластных под власть нового домовладыки); ♦ быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет и не старше 60 лет, быть здоровым и «без постыдного желания»; ♦ возраст усыновляемого — любой, «даже младенец» (Модестин); ♦ усыновитель в идеале должен не иметь родных и усыновленных детей (усыновлять могут те, кто не может иметь детей, в том числе и скопцы, и неженатые); ♦ усыновитель должен быть не беднее усыновляемого (усыновление должно быть полезно для сироты); ♦ при адрогации малолетнего давалась гарантия того, что его не эман- ципируют; ♦ нельзя усыновлять сразу многих (Ульпиан); ♦ нельзя усыновлять чужого вольноотпущенника (Ульпиан); 3 Зак. 489 ♦ нельзя усыновлять тому, кто является опекуном над лицом моложе 25 лет; ♦ надо давать поручительство об имуществе усыновляемого, соста-вить дополнительное завещание (на случай смерти сироты до до-стижения совершеннолетия устанавливался дополнительный наследник) — без этого возможен иск против усыновителя; ♦ с усыновлением достоинство усыновляемого увеличивается (так, сенатор, если он усыновлен плебеем, остается сенатором, и его сын также сохраняет принадлежность к сенаторскому сословию); ♦ всякий может усыновить кого-то на положение внука, даже если у него нет сына; ♦ вторичное усыновление не допускается (одного лица), «не подобает иметь временного сына»; ♦ долги усыновленного переходят на приемного отца. 6.6. УСЛОВИЯ прекращения отцовской власти Отцовская власть прекращалась: 1) с естественной смертью домовладыки (внуки переходят под власть не деда, а отца); 2) с гражданской смертью домовладыки (утратой свободы и/или гражданства); 3) в результате лишения домовладыки прав отцовской власти (на-пример, после осуждения за публичные преступления, наложения инфамии); 4) с физической смертью подвластного лица;
5) с гражданской смертью подвластного лица (утратой свободы и/или гражданства); 6) путем эманципации лица с чужим правом с согласия домовладыки. Единственно возможный способ погашения отцовской власти при жизни домовладыки — это эманципация (освобождение от отцовской власти). В древности эманципация носила элемент наказания, ведь лицо оста-валось без семейной защиты (напоминало изгнание). В классический период эманципация превратилась в привилегию лиц с чужим правом, но только наиболее способных и талантливых, достигших высокого общественного положения, почетных званий (патриций, консул, городской или преторианский префект, сенатор). Процедура эманципации напоминала усыновление: тройная фиктивная продажа для мужчин и одна фиктивная продажа для женщины. В древности эманципа- ция наступала автоматически только при получении статуса жреца Юпитера или жрицы богини Весты. В постклассический период эманципация осуществлялась рескриптом императора или через заявление главы семьи в государственный орган и записью в протоколе суда. Эманципация не носила необратимого характера, она могла быть и отменена (ведь власть домовладыки абсолютная и пожизненная).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |