Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика научного текста




Научный текст

Учебный (научный) текст всегда раскрывает содержание определенной темы. Заголовок текста отражает основную его тему.

Основные признаки текста – это единство темы, смысловая и интонационная законченность, связность и целостность.

Текст принадлежит преимущественно письменной форме речи, а его устная форма

 

(лекция, например) выступает как вторичное образование. Относительно объема информации научные тексты делят на три группы:

I группа – малые формы. Сюда относятся аннотации, резюме, краткие рецензии, тезисы докладов, рефераты работ, короткие энциклопедические статьи и прочие краткие сообщения разного рода.

II группа – средние формы. К ним относятся три типа статей: узкоспециальные статьи, общие (теоретические) статьи, обзорные статьи. Кроме того, доклады, развернутые рецензии, энциклопедические статьи, отдельные лекции, юбилейные статьи.

III группа – крупные формы. К ним принадлежат монографии, справочники, учебники и учебные пособия, словари, курсы лекций, руководства различного характера (методического, научного, научно-методического).

Говоря о научном тексте, следует обратить внимание на сложное синтаксическое целое (ССЦ). Под ССЦ подразумевается такое сочетание тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, которые относительно полно выражают содержание определенной микротемы (подтемы) текста. В отличие от предложения ССЦ, извлеченное из контекста, не меняет своего смысла. Например: Особо важными были исследования Д.И. Менделеевым взаимоотношений между атомными весами различных элементов. Изоморфизм, удельные (или атомные) объемы, формы кислородных соединений и отношения в атомных весах  это были «четыре стороны дела», по выражению Менделеева, которые характеризовали будущий закон периодичности и вместе с тем те пути, двигаясь по которым Менделеев неуклонно приближался к его открытию.

В ССЦ между предложениями встречаются два вида связи – цепная и параллельная.

При цепной связи предложения как бы цепляются одно за другое. Они тесно взаимосвязаны по смыслу, а также лексически, грамматически, интонационно, а также раскрывают одну микротему: Нефтегазопроявления – следы нефти и продуктов ее превращения, выходы горючего газа, наблюдаемые на поверхности Земли или при бурении скважины. К видимым проявлениям относятся струйные истечения нефти, пленки на поверхности воды, выходы коренных пород, насыщенных нефтью или вязкими и твердыми битумами, скопления асфальта, озокерита, выходы горючего газа и др.

При параллельной связи предложения не цепляются одно за другое. В них дается описание ряда одновременно происходящих или сменяющихся явлений, которые перечисляются или сопоставляются. Для таких предложений характерен структурный параллелизм, то есть строятся они одинаково:

В лаборатории ацетилен получают при действии воды на карбид кальция. В промышленности ацетилен получают путем разложения метана. Цепная и параллельная связь могут сочетаться в одном и том же синтаксическом целом.

ССЦ нельзя смешивать с абзацем. Это единицы разных языковых уровней. Абзац – не синтаксическая, а композиционно-стилистическая единица.

В правильно организованном тексте абзацные фразы заключают в себе главные мысли всего текста. Иногда абзац и сложное синтаксическое целое совпадают по своим границам. Бывают случаи, когда ССЦ включает несколько абзацев.

 

Упражнение 79. Прочитайте текст, выделите сначала абзацы, затем определите ССЦ, сформулируйте основные мысли. Укажите типы связей между частями текста, ответ аргументируйте. Интересные цифры и факты вы узнали, запишите и запомните.

 

Нефть и окружающая сред а

При сгорании любого ископаемого топлива высвобождается углекислый газ. Это один из газов, которые экранируют тепловые потоки, идущие с Земли, и вызывают парниковый эффект. Чем больше топлива мы сжигаем, тем больший вклад вносим в ускорение глобального потепления, которое может оказаться губительным.

Принцип действия парника состоит в следующем. Солнечные лучи проходят сквозь стекло и нагревают парник. Теплые внутренние поверхности испускают инфракрасное излучение, которое имеет большую, чем у солнечных лучей, длину волны и не может проникнуть сквозь стекло. Этот эффект является одной из причин, вследствие которых в парнике поддерживается более высокая температура, чем вне его. Во многом тот же принцип срабатывает при нагревании Земли солнечными лучами.

Теплая Земля испускает инфракрасные лучи, которые поглощаются некоторыми газами, содержащимися в окружающей ее атмосфере, так что Земля и ее атмосфера нагреваются. Этот эффект носит название парникового, и его действие привело к тому, что Земля была нагрета в достаточной степени для зарождения на ней жизни.

Существует несколько так называемых парниковых или тепличных газов. Наиболее важные из них – водяной пар, углекислый газ, метан и хлорированные фтороуглероды (хлорфторуглероды). Повышение содержания углекислого газа и других парниковых газов в атмосфере может привести к возрастанию парникового эффекта и вследствие этого к повышению температуры Земли, т.е. к глобальному потеплению.

Результатом неполного сгорания является наличие частиц дыма и ядовитого оксида углерода (CO) в выхлопных газах. Несгоревшие углеводороды также выбрасываются в атмосферу и становятся частью фотохимических смогов, которые можно наблюдать на территориях с высокой плотностью уличного движения.

Серные примеси в природных топливах при сгорании выделяют сернистый ангидрид – основную причину выпадения кислотных дождей. Кислотные осадки приводят к повреждению зданий, растений и даже в некоторых странах Скандинавии к появлению кислых рек и озер, в которых умирает рыба.

Некоторый прогресс произвело создание более эффективных двигателей и систем защиты от потерь тепла в жилищном строительстве, в результате чего то же количество энергии может быть получено при меньшем расходе топлива. Установка нейтрализаторов на выхлопные трубы и разработанные нефтяниками новые, более чистые виды топлива, такие, как городское дизельное, решают часть проблем загрязнения окружающей среды. В некоторых новых продуктах содержание серы сокращено на 75%. Современные технологии позволяют также сократить количество двуокиси серы, выбрасываемой в атмосферу электростанциями.

В нефтяной и газовой промышленности все больше просматриваются тенденции к регулированию их воздействия на окружающую среду. При рассмотрении проектов инвестиций в новые нефтегазовые сооружения выполняется специальное исследование для получения прогноза их влияния на окружающую среду. Institute of Petroleum разработал инструкции по сохранению окружающей среды для нефтеперерабатывающих заводов, распределительных и обслуживающих станций.

Учет воздействия на окружающую среду имеет также смысл с экономической точки зрения. Например, более 70% всех нефтепродуктов в Великобритании транспортируется подземными трубопроводами. Это минимизирует вредные воздействия на живую природу и ландшафты и сокращает риск несчастных случаев с участием людей. Кроме того, такой способ транспортировки очень эффективен и сравнительно дешев (По материалам печати).

 

Упражнение 80. Прочитайте текст. Какие элементы выделяются в академическом научном тексте? Как влияет композиция научного текста на характер его восприятия?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.