КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работы по теме в целом
Ft 1 2 H.Taine. Les Origines de la France contemporaine. Paris, Hachette, 1876—1893 (И.Тэн. Происхождение современной Франции. СПБ, 1907. — Прим. ред.). Работа Тэна состоит из трех частей: 1. Старый порядок (два тома); 2. Революция (шесть томов); 3. Современный порядок (три тома). В III и IV книгах 1-й части есть места, посвященные роли интеллектуалов в развитии кризиса старого режима и революции. Эти книги озаглавлены так: «Дух и доктрина», «Развитие доктрины». См. в особенности главы 2-ю (классический дух), 3-ю и 4-ю III книги. Для корректировки крайностей такого толкования следует читать превосходную книгу Д.Морне: D.Momet. Les origines intellectuelles de la Révolution. Paris, 1933. Морне доказывает, что писатели и вообще литераторы во многом не были похожи на тех, какими их изображали Токвиль и Тэн. 1 Ч Œuvres complètes, t.II, 1-er vol., p.202 sq. Глава 2-я книги III называется: «Каким образом безбожие смогло стать общей и господствующей страстью французов XVIII в. и как это сказалось на характере Революции». «Я не знаю, было ли когда-либо в мире более замечательное духовенство, чем католическое духовенство Франции периода Французской революции, которая его застала врасплох. Не знаю более просвещенного, в большей мере национального духовенства, менее выпячивающего свои личные добродетели и даже наделенного общественными добродетелями и в то же время отличающегося большей верой — его травля это хорошо продемонстрировала. И все это несмотря на явные пороки, присущие отдельным его представителям: положение надо рассматривать в целом. Я начал изучение старого общества с большим предубеждением против этого духовенства, а закончил свое исследование исполненный уважения к нему» (Œuvres complètes, t.II, 1-er vol., p. 173). Этот синтетический портрет приводится в конце книги «Старый режим и революция». Он начинается словами: «Когда я размышляю об этой нации самой по себе, я нахожу ее более необыкновенной, чем любое событие в ее истории. Были ли когда-нибудь на земле подобные ей...» (Œuvres complètes, t.II, 1-er vol., p. 249 et 250). Токвиль так о ней пишет: «Без отчетливого изображения старого общества, его законов, пороков, предрассудков, невзгод и величия — никогда не понять того, что сделали французы в течение шестидесяти лет после его падения; но и этого изображения будет недостаточно, если не постигнуть самого прирожденного характера нашей нации». Токвиль вполне осознает эту трудность. В предисловии ко II тому «Демократии в Америке» он пишет: «Мне следует тотчас же предостеречь читателя от ошибки, которая стала бы в отношении меня предосудительной. Видя, как я приписываю равенству столько разных последствий, он может сделать из этого вывод о том, будто я считаю равенство единственной причиной всего происходящего в наше время. Это означало бы предполагать у меня узость взглядов. В наше время существует множество мнений, чувств, инстинктов, обязанных своим появлением фактам, не имеющим отношения к равенству или даже несовместимым с ним. Так, например, если бы я взял в качестве примера Соединенные Штаты, я легко доказал бы, что природа страны, начало ее заселения, религия ее основателей, приобретенные ими познания, их прежние привычки оказали и все еще оказывают, помимо демократии, огромное влияние на образ мыслей и чувства ее населения. Другие причины — но тоже не связанные с самим фактом равенства — обнаружатся в Европе и будут служить объяснением большей части того, что там происходит. Я признаю существование всех этих разных причин и их власть, однако в мою задачу не входит их обсуждение. Моя цель не состояла в том, чтобы вскрыть корни всех наших склонностей и идей; я лишь хотел выяснить, насколько равенство видоизменило и те и другие» (Œuvres complètes, t. I, 2-е vol., p. 7). Первая часть книги второй, глава VIII: «Каким образом равенство приводит американцев к мысли о беспредельной способности человека к совершенствованию» (Œuvres complètes, t. I, 2-е vol., p. 39—40). Первая часть книги второй, глава X: «Почему американцы склонны скорее к практическому применению наук, чем к теории» (Œuvres complètes, t. I, 2-е vol., p. 46—52). Первая часть книги второй, глава XIII—XIX, особенно глава XIII: «Литературная жизнь в век демократии» и глава XVII: «О некоторых источниках поэзии у демократических народов». Первая часть книги второй, глава XX: «О некоторых особых склонностях историков эпохи демократии» (Œuvres complètes, t. I, 2-е vol., p. 89—92). Перечитывая Токвиля, я обнаружил, что идею, которую я считал более или менее своей и которую изложил в своих лекциях по индустриальному обществу и классовой борьбе, а именно идею придирчивого довольства современных индустриальных обществ, уже высказал другими словами Токвиль {В.Атоп. Diz-huit leçons sur la société industrielle. Paris, Gallimard, coll. «Idées», 1962; R.Amn. La Lutte de classes. Paris, Gallimard, coll. «Idées», 1964). «В демократических обществах большинство граждан не представляют себе ясно, что они могут приобрести в революции, зато они поминутно и на тысячу ладов чувствуют, что они могут в ней потерять» (Œuvres compltes, t. Г, 2-е vol., p. 260). «Если Америка испытает когда-нибудь великие революции, они будут вызваны присутствием чернокожих на земле Соединенных Штатов, то есть их породит не равенство положений, а, наоборот, их неравенство» (ibid., р. 263). 9 *\ «Я очень живо помню один вечер в замке, где жил в то время мой отец и где семейное торжество собрало много наших близких родст- венников. Слуги были отпущены. Вся семья собралась у камина. Моя мать, с ее нежным и проникновенным голосом, запела известную в наше тусклое время песню, слова которой связывались с нс-счастьем короля Людовика XVI и его смертью. Когда она кончила песню, все плакали не столько из-за пережитых собственных бед, даже не столько из-за родственников, потерянных в гражданской войне и на эшафоте, сколько из-за судьбы этого человека, умершего более пятнадцати лет тому назад и которого никогда не видело большинство проливавших сейчас по нему слезы. Но ведь это был король» (цитируется по книге: J.-P.Mayer. Alexis de Tocqueville. Paris, Gallimard, 1948, p. 15). По этому вопросу см. главу XXIII части III книги второй: «Какой класс в демократических армиях самый воинственный и самый революционный». Токвиль так заканчивает эту главу: «В любой демократической армии воплощением миролюбивого и упорядоченного духа страны всегда будет менее всего унтер-офицер, а более всего — солдат. Именно солдат привнесет в военную службу силу или слабость нравов народа, он станет носителем адекватного образа народа. Если народ невежествен и слаб, вождям легко будет вовлечь его в беспорядки без его ведома или вопреки его воле. Народ просвещенный и энергичный сам удержит своих вождей от беспорядка» (Œuvres Complètes, t. I, 2-е vol., p. 280). 2 5 Эта речь напечатана в приложениях ко II тому «Демократии в Америке», входящему в «Полное собрание сочинений» Токвиля, изданное И.П. Майером (Œuvres complètes, t. 1, 2-е vol., p. 368—369). Она была произнесена 27 января 1848 г. в ходе дискуссии по проекту ответа на тронную речь. В своей речи Токвиль изобличал гнусность правящего класса, проявившуюся в многочисленных скандалах в конце правления Луи Филиппа. В заключение он сказал: «Неужели вы не ощущаете хотя бы благодаря интуиции, которая не подвластна чувствам, но достоверна, что в Европе снова неспокойно? Неужели вы не ощущаете... как бы это сказать? — революционного ветра в атмосфере? Неизвестно ни где он зарождается, ни откуда дует, ни — заметьте это хорошо — кого он унесет: и в такое время вы остаетесь безмятежными в атмосфере падения общественных нравов, если не произносить более крепких слов». Начальником его канцелярии тогда был Артюр де Гобино, с которым он останется связанным большой дружбой, несмотря на их полную идейную несовместимость. Однако Гобино был в то время еще молодым человеком, а Токвиль уже приобрел известность. В 1848 г. вышли в свет два тома «Демократии в Америке», а Гобино еще не написал ни своего «Опыта о неравенстве человеческих рас», ни больших художественных произведений («Плеяды», «Азиатские новеллы», «Возрождение», «Аделаида» и «Мадемуазель Ирнуа»). Библиография Сочинения Алексиса де Токвиля «Œuvres complètes d'Alexis de Tocqueville». Édition définitive publiée sous la direction de Jacob Peter Mayer. Paris, Gallimard. К настоящему времени (1967 г. — Ред.) вышло десять следующих томов: T.I, «De la Démocratie en Amérique». 2 vol. . T.II, «L'Ancien Régime et la Révolution». 2 vol.: 1-er vol.: texte de la première partie parue en 1856; 2-е vol.: «Fragments et notes inédites sur la Révolution». Т.Ш, «Écrits et Discours politiques»: 1-er vol.: «Études sur L'abolition de l'esclavage, L'Algérie, L'Inde». T.V, «Voyages»: 1-er vol.: «Voyages en Sicile et aux États-Unis»; 2-е vol.: «Voyages en Angleterre, Irlande, Suisse et Algérie». T.VI, «Correspondance anglaise»: 1-er vol.: «Correspondance avec Henry Reeve et John-Stuart Mill». T.IX, «Correspondance d'Alexis de Tocqueville et d'Arthur de Gobineau». T.XII, «Souvenirs». J.-J. Chevallier. Les Grandes Œuvres politiques. Paris, Armand Colin, 1949. FJ.C. Heamshaw, éd. The Social and Political Ideas of some Representative Thinkers oi the Victorian Age (article de H.J. Laski, «Alexis de Tocqueville and Democracy»). London, G.G. Harrap, 1933. Maxime Leroy. Histoire des idées sociales en France, t.II: «De Babeuf à Tocqueville». Paris, Gallimard, 1950. Работы об Алексисе де Токвиле T. Brunius. Alexis de Tocqueville, the Sociological Aesthetician. Uppsala, Almquist and Wiksell, 1960. L. Diez del Corral. La mentalidad politica de Tocqueville con especial referenda a Pascal. Madrid, Editiones Castilla, 1965. E. d'Eichtal. Alexis de Tocqueville et la démocratie libérale. Paris, Calmann-Levy, 1857. E.T. Gargon. Alexis de Tocqueville, the Critical Years 1848—1851. Washington, The Catholic University of America Press, 1955. H. Goring. Tocqueville und die Democratic München — Berlin, R. Oldenburg, 1928. R. Hen. Tocqueville and the Old Regime. Princeton, Princeton University Press, 1962. M. Lawlor. Alexis de Tocqueville in the Chamber of Deputies, his Views on Foreign and Colonial Policy. Washington, The Catholic University of America Press, 1959. J. Livery. The Social and Political Thought of Alexis de Tocqueville. Oxford, Clarendon Press, 1962. J.P. Mayer. Alexis de Tocqueville. Paris, Gallimard, 1948. G.W. Pierson. Tocqueville and Beaumont in America. New York, Oxford University Press, 1938. P.R. Roland Marcel. Essai politique sur Alexis de Tocqueville. Paris, Alcan, 1910. «Alexis de Tocqueville, le livre du Centenaire 1859—1959». Paris, Éd. du C.N.R.S., 1960.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |