КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Противоречивость человека
НЕОБХОДИМОСТЬ «АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОВОРОТА» В ПРАВОМЫШЛЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Существует немало работ по теории права, в которых практически отсутствует тема человека. Доминирование социоцентри-ческих, государствоцентрических установок, предполагающих, что целое всегда важнее части, а государство несравнимо значимее гражданина, не оставляет места для антропологической проблематики. Нельзя не заметить, что юристы, правоведы крайне редко обращаются к вопросам, связанным с обсуждением представлений о природе и сущности человека. А между тем, правовая реальность существует не сама по себе, а внутри пространного антропологического контекста. Поэтому правомышлению необходим «антропологический поворот», позволяющий выйти через теоретические лабиринты уже не к государству и нормам, не к праву и законам, а к человеку как онтологически первичной реалии. Теория и философия права нуждаются в исследовательском, методологическом антропоцентризме, который позволит, с одной стороны, глубже проникнуть в сущность права через постижение природы человека, а с другой стороны, поможет лучше понять природу человека через постижение сущности права. Антропологические предпосылки существования правовой реальности имеют как негативный, так и позитивный характер. То, что людьми движут присущие их природе стихийные страсти и разрозненные интересы, толкающие их к конфликтам, преступлениям и войнам, — это непреложная онтологическая реалия. Но столь же реально и то, что люди неустанно ищут, находят и эффективно используют самые разнообразные средства по урегулированию стихийных проявлений своей природы, по подчинению ее началам порядка организованности, цивилизованности, культуры. Силам разрушения противодействуют силы порядка, морали, права. Истоки тех и других — в самом человеке, в особенностях его природы. Человеческая природа чрезвычайно сложна. Современная наука утверждает, что человека нельзя считать окончательно завершенным продуктом эволюции. Не является он также и действительным подобием Бога. Ему еще предстоит им стать в отдаленном будущем. Он пребывает в движении, и из него впоследствии несомненно должно возникнуть что-то более совершенное и гармоничное. А пока он — только промежуточное звено между обезьяной и истинным Человеком. Отсюда вся противоречивость его натуры, способность быть низким и великим, преступником и праведником, исчадием зла и гениальной личностью. Одни свойства натуры устремляют человека ввысь, а другие препятствуют этому, толкая его к злу, насилию, преступлениям. Человек — активное существо: он ищет, выбирает, ориентируется, действует, приспосабливается к обстоятельствам или изменяет их в соответствии с своими нуждами, создает предметы, каких нет в природе, формирует отношения, окружает себя особой, искусственной средой и сам же время от времени ее разрушает, чтобы затем с новыми силами браться за ее воссоздание и совершенствование. Следствиями его неустанных усилий становятся не только изменения окружающего мира, но и существенные перемены в нем самом. Накапливаемый с развитием цивилизации социокультурный опыт обогащает внутренний мир человека. Его «Я» становится все сложнее и многомернее, обретает новые, дополнительные грани, позволяющие ему не только успешно выступать в качестве созидателя, но и с поразительной изобретательностью конструировать смертоносные орудия уничтожения себе подобных. Главная особенность человеческого бытия, отличающая его от существования остальных живых организмов, состоит в том, что оно протекает одновременно в природе, социуме и культуре. В природе человек ведет витальное (от лат. vitalis — живой, жизненный), естественно-органическое существование. В социуме с его экономическими, политическими, правовыми, идеологическими и другими сферами он ведет жизнь социальную. И, наконец, в культуре, в мире духовных ценностей религиозного, нравственного, художественного, философского характера он живет духовной жизнью. Для этого тройственного и в то же время единого в своей неразрывности существования у человека есть тело, организм, живущие во власти природной, естественной необходимости, личность как целостность тела и духа, наиболее полно проявляющая себя в социальной жизни, и дух, или сверхличность. Человеческое «Я» едино и вместе с тем многогранно. Эта многогранность проявляется в существовании его трех ведущих ипостасей — витальной, социальной и духовной. Первая обеспечивает связь человека со всем живым на земле, вторая — с обществом, третья — с высшими духовными началами культуры. Ни одна из них не может быть безболезненно отсечена от человека. В их органическом единении, в их нераздельности и неслиянности заключается уникальность человеческого существа. Можно говорить о том, что у человека не одно, а, по меньшей мере, три «Я», для каждого из которых существуют свои предпочтительные ценности, на которые оно ориентировано в первую очередь. Для витального «Я» это прежде всего ценности материального жизнеобеспечения, для социального «Я» — ценности общественного самоутверждения, для духовного «Я» — ценности (идеи, принципы, образы) этического, религиозного, философского характера, позволяющие отыскивать высшие жизненные ориентиры. Каждое из трех «Я» способно выступать самостоятельной причиной, заставляющей человека совершать те или иные действия, что позволяет говорить о самодетерминации его поведения. Три вида побуждений, импульсов, мотивов могут сталкиваться между собой, противоречить друг другу и порождать разнообразные драматические коллизии его внутренней и внешней жизни. Но они же могут сливаться в единый силовой вектор, позволяя человеку преследовать свои цели с максимальной энергией и решимостью. Все три антропологические ипостаси по-своему проявляют себя в правовом пространстве. Каждая имеет собственную логику существования и развития, неизменно отражающиеся на логике развития правосознания и правоотношений. Противоречия между ними создают весь спектр правовых, деликтных и криминальных коллизий. Абсолютное большинство совершаемых людьми преступлений обусловлено тем, что они оказываются не в состоянии справиться с собственными внутренними противоречиями, не находят оптимальных, социально одобряемых путей, средств и способов их разрешения. И напротив, добропорядочное и законопослушное поведение со всеми признаками цивилизованности и культуры — это, как правило, результат того, что человек успешно воспользовался уроками общества, преподнесенными ему в процессе получения им воспитания и образования, и сам приложил достаточно духовных и практических усилий, чтобы найти и применить на деле методы разрешения сущностных противоречий своего бытия.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |