Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дантовская метафизика посмертного возмездия за преступления




В начале XIV в. в европейской культуре произошло важное событие — вышла в свет «Божественная комедия» великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265—1321). Эта поэма соединила две эпохи — позднее средневековье и раннее Возрождение. Поэт будто уже перешагнул через «темные века» и, как бы отстранившись от них, увидел их культуру во всей полноте и целостности. Теология и этика, астрономия и философия, античные и христианские мифологемы, исторический и современный материал — все это нашло свое место в сферически замкнутой композиции «Божественной комедии», состоящей из трех частей — «Ад», «Чистилище» и «Рай».

В центре внимания Данте нравственная судьба человечества. Принцип справедливого воздаяния за содеянное при жизни выступил для поэта своеобразным нравственно-правовым стержнем, на который оказались нанизаны и круги Ада, и сферы Рая. Этическая позиция Данте исполнена бескомпромисной наступательной патетики. Он карает ложь и алчность, распутство, взяточничество и предательство. Каждому, кто совершил преступления, он посылает соответствующую меру расплаты голодом, холодом, пытками, огнем, кипятком, расплавленным металлом и т. д. Каждый шаг Данте по загробному царству оборачивается все новьщи картинами возмездия, которые действуют убедительнее призывов, увещеваний, доводов рассудка и логики.

Данте в сопровождении тени поэта Вергилия перешагнул черту, отделяющую этот мир от загробного, и начал спуск вниз по кругам воронки Ада, который предстает перед ним как грандиоз-


ное исправительное учреждение. Души грешников и преступников несут здесь наказания за то, что они совершили при жизни. Вслед за сладострастниками, чревоугодниками, гордецами, завистниками, алчными скупцами, еретиками он видит тех, кто виновен в насилии. Это насильники над ближними и их достоянием, насильники над собой и собственной жизнью (самоубийцы).

Наказания в Аду отмериваются в соответствии с принципами, сформулированными еще Аристотелем в его «Большой этике». Вергилий в поэме говорит:

Ужели ты не помнишь изреченья Из Этики, что пагубней всего Три ненавистных небесам влеченья:

Несдержанность, злоба, буйное скотство,

И что несдержанность — меньший грех пред Богом

И он не так карает за него? '

Двигаясь по седьмому кругу Ада, Данте и Вергилий входят в лес самоубийц, чьи души превратились в растения.

Когда душа, ожесточаясь

Порвет самоуправно оболочку тела,

Минос ее в седьмую бездну шлет.

Ей не дается точного предела; Упав в лесу, как малое зерно, Она растет, где ей судьба велела.

Зерно в побег и в ствол превращено; И гарпии, кормясь его листами, Боль создают и боли той окно. -

Муки этих душ похожи на мучения Прометея, у которого орел клевал печень. Данте не лишает души умерших телесных качеств, и это оборачивается бесконечным разнообразием казней, напоминающих пытки, возможные в надземном мире над человеческими телами.

Мздоимцы-взяточники захлебываются у Данте в кипящей смоле, а тех из них, кто выныривает, черти-надсмотрщики рвут крючьями и загоняют вглубь. Видя эти и многие другие казни, Данте сетует, что все это невозможно пересказать словами:

Объем рассудка нашего и речи,

Чтобы вместить так много, слишком мал. '

Наряду с историческими личностями в Аду терпят наказание за совершенные преступления многие из современников Данте. Он

1 Данте Алигьери. Божественная комедия. М., 1967, с. 121. : Там же, с. 130 'Там же. с. 193.


рисует картины суровых, по-средневековому жестоких, но, на его взгляд, справедливых возмездий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.