КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Химические загрязнения среды
. В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, поступая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая в конце концов в организм человека. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы не присутствовали в той или иной концентрации загрязняющие вещества. Даже во льдах Антарктиды, где нет никаких промышленных производств, а люди живут только на небольших научных станциях, ученые обнаружили различные токсичные (ядовитые) вещества современных производств. Они заносятся сюда потоками атмосферы с других континентов. Вредные вещества очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель. Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия может являться смог, образующийся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу. Реакция организма на загрязнение зависит от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. Медики установили прямую связь между ростом числа людей, страдающих аллергическими заболеваниями, бронхиальной астмой, раком, и ухудшением экологической обстановки. Достоверно установлено, что такие отходы производства, как хром, никель, бериллий, асбест, многие ядохимикаты, являются канцерогенами - веществами способствующих или непосредственно вызывающих трансформацию нормальных клеток организма в раковые. Еще рак детей был почти неизвестен, а сейчас он встречается все чаще и чаще. В результате загрязнения появляются новые, неизвестные ранее болезни. Многие говорят, что их причины установить трудно, однако учеными установлены причины большинства заболеваний, а подобное убеждение связано с тем, что многие люди просто не верят в то, что, например, курение в подростковом возрасте привело к развитию тяжелейших заболеваний во взрослом состоянии. Курение наносит огромный вред здоровью человека. Курильщик не только сам вдыхает токсические смолы, но и загрязняет атмосферу, подвергая опасности окружающих. Установлено, что люди, находящиеся в одном помещении с курильщиком, вдыхают чуть ли не больше вредных веществ, чем он сам. Помимо заболеваний легких, курение способствует развитию заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушая его моторику. Это приводит к, казалось бы, безобидной изжоге, однако это раннее проявление заболевания, которое в дальнейшем может привести к развитию рака пищевода.
Климат формируется под влиянием солнечной радиации и циркуляции атмосферы, выраженной в преобладании западного переноса воздушных масс. Значительную роль в формировании климата играют рельеф, растительность, наличие водоемов, болот Тверская земля, расположенная в пределах уникального в экологическом отношении региона – Главного водораздела Русской равнины, богата водными ресурсами. Здесь расположено более 500 крупных озер, в их числе «жемчужина» края – озеро Селигер. На территории области протекает около 1000 больших и малых рек, общей протяженностью свыше 17 тыс. км. Здесь берут начало такие крупные реки как Волга и Западная Двина (Даугава). В области расположены 9 водохранилищ искусственного происхождения, крупнейшие из них Иваньковское, Рыбинское и Угличское. В западной части области на Валдайской возвышенности формируются источники питьевой воды для Европейской части России, Белоруссии, Украины и стран Балтии. Тверской край обладает значительными запасами полезных ископаемых: песчано-гравийные материалы, пески строительные и силикатные, легкоплавкие и огнеупорные глины, известняки различного назначения, торф. Многие их разновидности (кварцевые пески высокой чистоты, мраморные известняки типа «Старицкий белый камень» и другие) имеют уникальные потребительские свойства. Регион славится подземными минеральными водами, которые используются в качестве лечебно-столовых, а также для водолечения на курортах области. Ведущими в промышленности Тверской области являются машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, пищевая и химическая промышленность. Электроэнергетика в промышленном производстве составляет 23%. Крупнейшими предприятиями являются Калининская АЭС, на которой функционируют 4 энергоблока, Конаковская ГРЭС. Около 4/5 произведенной в области электроэнергии поставляется за ее пределы. Агропромышленный комплекс является одним из основных секторов экономики Тверской области. На селе проживает каждый четвертый житель области. В агропромышленном комплексе продукция растениеводства составляет 40%, продукция животноводства — 60%. В последние годы уровень загрязнения атмосферного воздуха на территории Тверской области остается стабильно низким. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране многие предприятия области были перепрофилированы, изменили технологию, производственную мощность, с этим связано значительное сокращение объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Доминирующим загрязнителем атмосферы области является автотранспорт. В области насчитывается около 600 предприятий, имеющих свыше 11 тысяч источников, выбрасывающих вредные (загрязняющие) вещества. Увеличение зарастаемости водохранилища в последние годы привело к заболачиванию значительных площадей в верховьях заливов и межостровных пространств. Из всех водных объектов, где проводился мониторинг качества воды в 2012 году, наиболее грязным оказалась р. Тверца в г. Твери, наиболее чистым – озеро Селигер. На территории Тверской области загрязнение вод имеет, главным образом, естественное происхождение, и обусловлено поступлением их с подземными и болотными водами, обогащенными минеральными и органическими веществами. Среди антропогенных загрязнителей наиболее характерными являются биогенные вещества (соединения азота и фосфора) и тяжелые металлы. Состояние сельскохозяйственных угодий по-прежнему ухудшается, т.к. культурно-технические работы практически не проводятся. В области прогрессируют процессы зарастания сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем. Зарастание угодий ведет не только количественному уменьшению площадей кормовых угодий, но и оказывает отрицательное влияние на качественные изменения травостоя лугов и пастбищ, происходит появление грубостебельных, сорных и ядовитых трав в травостоях. Значительным неблагоприятным фактором в условиях ведения сельскохозяйственного производства является каменистость земель.Необходимо отметить наличие на землях сельскохозяйственного назначения эрозионных процессов. В настоящее время проблема накопления отходов производства и потребления становится одной из основных угроз экологической безопасности в Российской Федерации в целом и Тверской области в частности. Возрастают объемы образования отходов, распространены несанкционированные свалки, слабо внедряются технологии по вовлечению отходов в хозяйственный оборот. В результате несоблюдения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления, неудовлетворительной организации плановой санитарной очистки населенных мест, происходит накопление токсичных веществ в почве.
45. государственные органы управления охраной окружающей природной среды в России
Государственное управление использованием и охраной природных ресурсов осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, органы специальной компетенции, функциональные органы. Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенци и заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, - развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д. К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:
Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом РФ, так и структурами в его администрации. Компетенция Правительства РФ и правительств субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами - как общими, так и экологическими. Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды и природопользования определены как Федеральным законом так и отдельными актами экологического законодательства. Местное самоуправление осуществляется на всей территории России в городских, сельских поселениях и на иных территориях. К органам местного самоуправления относятся как выборные, так и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований. Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д. К специализированным относятся органы, созданные исключительно для решения задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми
Министерство природных ресурсов РФ, на него возложено проведение государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, координация деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти и осуществление управления государственным фондом недр, а также использованием и охраной водного фонда. Помимо Государственного комитета РФ по охране окружающей среды и Министерства природных ресурсов РФ в систему специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей среды входят:
В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач. К таким органам относятся:
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) по вопросам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) охране и регулированию использования животного мира на территории России в части охраны и регулирования использования охотничьих животных и рыболовства. Министерство здравоохранения РФ (Минздрав России) области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография) проведения экологического картографирования, а также мониторинга окружающей среды. Министерство внутренних дел РФ (МВД России) области охраны окружающей среды, и правоохранительным органом. Специальные природоохранительные функции МВД России связаны с тем, что данное Министерство руководит Государственной автомобильной инспекцией, осуществляющей надзор за соблюдением владельцами автотранспортных средств правовых требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами. МВД и его органы участвуют в реализации мероприятий единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотии. Они обеспечивают общественный порядок при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий. Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) области стандартизации, метрологии и сертификации, в том числе по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Министерство строительства Российской Федерации (Минстрой России) обеспечивает разработку, принимает и издает государственные стандарты, нормы и правила в области строительства, архитектуры, градостроительства, обязательные для исполнения как юридическими, так и физическими лицами, и осуществляет контроль за их соблюдением на территории РФ. Названные стандарты, нормы и правила устанавливают экологические требования, ориентированные на соответствующие сферы. Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) организует и осуществляет на территории РФ государственное регулирование промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования с учетом экологических требований; С учетом широкого использования в разных сферах радиоактивных и расщепляющихся веществ и материалов Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) призван занимать важное место в системе специальных органов экологического контроля. В Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) в процессе осуществления таможенного дела обеспечивает защиту экологических прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; соблюдение разрешительного порядка перемещения экологически опасных или значимых товаров через таможенную границу; пресекает незаконный оборот через таможенную границу РФ видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов (производных); содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья людей, защите животных и растений, охране окружающей среды; проводит таможенный контроль за ввозом и вывозом экологически опасной продукции. Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями
44. основные положения концепции устойчивого развития общества 47. экологические проблемы России 48. система экологического контроля в России Цель Экол.Контроля состоит в предупреждении и устранении правонарушений в области экологии и природопользования. В настоящее время сложились две формы ЭК — предупредительная и карательная. Предупредительная форма ЭК включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества Окр.Среды и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений или лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Карательная форма ЭК применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.). Объектами ЭК являются: состояние Окур. Среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития; выполнение обязательных мер по охране ОС и ее отдельных объектов; соблюдение природоохранительного законодательства. В целом система ЭК состоит из следующих подсистем: 1) государственная служба наблюдения за состоянием ОС; 2) государственный экологический контроль; 3) производственный экологический контроль; 4) общественный экологический контроль. Государственный экологический контроль (ГЭК).В отличие от государственного экологического мониторинга, который по своей сути ограничивается лишь сбором и передачей экологической информации, ГЭК решает иную задачу: добиться обеспечения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами требований экологического законодательства и нормативов качества ОС. Правовой базой ГЭК являются Закон РФ «Об охране окружающей среды» и соответствующие документы, включая «Правила осуществления государственного экологического контроля за должностными лицами Минприроды и его территориальных органов». Производственный экологический контроль осуществляется непосредственно на предприятиях, он регулируется внутренними документами и выполняется силами самого предприятия. Его главная задача состоит в том, чтобы удерживать негативные воздействия предприятия на ОС в пределах установленных нормативов и благодаря этому избегать претензий (и соответствующих санкций) со стороны государственного контроля. Законодательством предусматривается также общественный экологический контроль, осуществляемый силами общественных организаций, объединений и движений, профсоюзами и трудовыми коллективами за выполнением нормативных природоохранных требований.
49. Международное сотрудничество в области окружающей среды и участие в нем России В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей среды. Сложившиеся и реализуемые в мировом сообществе модели экономического развития являются энергоемкими, природоразрушающими и усугубляющими неблагоприятную экологическую обстановку и кризисные экологические явления, возникающие в различных регионах Земли. Объединение усилий и сотрудничество государств в области природоохранной деятельности осуществляется и развивается как на двухсторонней, так и многосторонней основе. Активное участие в сохранении глобальных общественных благ планеты, решении мировых экологических проблем принимает такая международная организация, как ООН и ее структуры. В связи с тем, что охрана окружающей среды является проблемой многогранной и комплексной, отдельными ее аспектами занимается также ряд следующих специализированных организаций под эгидой ООН, имеющих статус автономных, в том числе: ЮНЕСКО- выполняет работу по программе "Человек и биосфера", проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и окружающей средой; ФАО — имеет своей целью улучшение производства и переработки продукции сельскохозяйственного производства, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновляемых источников энергии; ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) — осуществляет работу по решению проблем здравоохранения и окружающей среды, питьевого водоснабжения и санитарии, загрязнения воздуха; ЮНИДО — содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка; МАГАТЕ - разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов. Решение региональных проблем является целью деятельности комиссий ООН, изучающих социально-экономическое положение в различных странах и частях мира, вырабатывающих рекомендации для правительств стран, участвующих в реализации проектов. Такие комиссии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО), Латинской Америки (ЭКЛАК), Европы (ЕЭК), в рамках которых существуют Комитеты по экологической политике. Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный экологический фонд (ГЭФ). Созданный в начале 90-х гг. XX в., указанный фонд предназначен для оказания помощи в основном развивающимся странам при решении экологических проблем планетарного характера. В деятельности ГЭФ участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию, Программа ООН по окружающей среде и Всемирный банк. В качестве первоочередных направлений финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя. В последние годы получили широкое распространение такие формы межгосударственного и международного сотрудничества, как конвенции, двух- или многосторонние договоры, соглашения, резолюции, программы, что возлагает на страны соответствующие обязательства по различным аспектам природоохранной деятельности. Наиболее значимыми из них являются Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), об охране озонового слоя (1985), по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972), по защите Черного моря от загрязнения (1992), о биологическом разнообразии (1992), о международной торговле видами дикой фауны и флоры, о водно-болотных угодьях, по защите морской среды региона Балтийского моря, об охране всемирного культурного и природного наследия, по борьбе с опустыниванием, об изменении климата, о принятии международных мер в отношении отдельных стойких органических загрязнений, по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер и другие. Важным аспектом международного сотрудничества является предоставление финансовых средств со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для эффективной реализации различных эколого-экономических программ. Эта финансовая поддержка оказывается, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд, Международный фонд сельскохозяйственного развития, Фонд ЮНЕП и другие организации. Поддержка экологических проектов осуществляется также по линии Европейского союза. Вопросами сохранения биологического разнообразия активно занимается Всемирный фонд дикой природы. В последние годы Россия принимает непосредственное участие практически во всех формах международного сотрудничества в области природоохраны, основные принципы которого отражены в Федеральном законе "Об охране окружающей среды". С учетом их положений Россия исходит в своей политике в данном направлении из необходимости обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранного сотрудничества в интересах настоящего и будущих поколений и должна руководствоваться при этом следующим: каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях; каждое государство имеет право на использование природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов; хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции; недопустимы любые виды хозяйственной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы; должен быть установлен контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием изменения окружающей среды и природных ресурсов на основе международно-признанных критериев и параметров; должен быть обеспечен свободный международный обмен научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и природосберегающих технологий; государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях. Всего в настоящее время в мире действует несколько сотен международных природоохранных организаций, что создает определенные предпосылки, возможности и перспективы в поисках и осуществлении мероприятий по экологизации мирового развития, его гармонизации с законами и жизнью природы.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |