КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Международно-правовые формы сотрудничества государств по пресечению контрабанды в мировой торговле 1 страница
КОНТРОЛЬНО-ОПЕРАЦИОННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ФУНКЦИИ ПО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ 1. Функции таможенных служб по надзору за соответствием санитарного режима Международным правилам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Таможенные службы осуществляют контрольно-операционные функции за наличием сертификатов ВОЗ как по вакцинации, так и по соблюдению юридическими и физическими лицами международных санитарных правил ВОЗ, направленных на защиту населения и въезжающих в страну лиц от заразных болезней; предупреждения проникновения в страну и распространения вредителей и болезней растений, растительных продуктов и др. Санитарная охрана государственных границ осуществляется с учетом санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных в международных санитарных правилах, принятых на IV Ассамблее Всемирной организации здравоохранения от 25 мая 1951 г. с дополнениями 1955, 1956, 1976 гг., предусматривающими «максимальные меры по контролю за здоровьем»*. * Vaccination Certificate Requirements for International Travel and Health Adviceto Travellers, 1984. Art. E, F, G, S.
В соответствии с этими правилами организуется «медико-санитарный осмотр», в состав которого входит как контроль за санитарным состоянием транспортных средств, совершающих международные рейсы, так и опрос о состоянии здоровья лиц, находящихся в этих транспортных средствах. Санитарно-карантинная служба (или служба ВОЗ) — комплекс санитарно-противоэпидемиологических учреждений, находящихся в пограничном или таможенном районе или городе. В систему этих учреждений входят: санитарно-карантинный отдел или пункт; санитарно-эпидемические, противочумные станции или лаборатории*. * Vaccination Certificate...
К заразным болезням, называемым условно «карантинными», по отношению к которым применяются международные санитарные меры, относятся: чума, холера, желтая лихорадка, натуральная оспа, а также случаи эпидемической вспышки сыпного и возвратного тифа (ст. 6). Этими правилами, в частности, устанавливается единая процедура медицинского освидетельствования въезжающих и выезжающих из страны лиц и проверки наличия у них соответствующих документов о прививках и вакцинации (сертификаты ВОЗ и др.). Государствами для осуществления охраны государственных границ применяются административно-санитарные меры: воспрещение отдельным лицам, отказавшимся от выполнения установленных санитарных правил, въезда и выезда за пределы страны; запрещение международных почтовых отправлений из стран, эпидемиологически неблагополучных в связи с чумой, холерой и др.; временное закрытие государственной границы на угрожаемых участках в случаях появления карантинных заболеваний и т.д. Касаясь санитарных формальностей, Римская дипломатическая конференция Организации Объединенных Наций по международным путешествиям и туризму 1963 г. в своих рекомендациях отметила, что международные санитарные правила, принятые Всемирной организацией здравоохранения ООН, обеспечивают каждой стране применение максимума допустимых мер в борьбе против распространения карантинных заболеваний путем международных передвижений. В соответствии с положениями Международных санитарных правил ВОЗ в процессе их реализации национальные органы здравоохранения должны обеспечивать минимум вмешательства в международные передвижения, особенно имея в виду задачи развития международного туризма*. * Док. ООН. Е/конф, 47/15. Рим, 1963. С. 48. 2. Таможенный досмотр как элемент международной системы мер по контролю над наркотическими средствами и психотропными веществами. Вопросами таможенного досмотра над наркотическими средствами государства занимаются со времени первой международной конференции по наркотикам 1909 г.* Постепенно сложилась международная система контроля сначала в рамках Лиги Наций, а начиная с 1946 г. — в Организации Объединенных Наций. * См.: Илюхина Р.И. Лига Наций. 1919-1934 гг. М., 1982. С. 91.
Международно-правовой режим контроля над наркотическими средствами предполагает осуществление государствами контроля над наркотическими средствами, производством и распределением этих средств и принимаемыми мерами в борьбе с их контрабандной торговлей. Так, Международным соглашением об опиуме*, Соглашением о запрещении применения белого фосфора при изготовлении спичек** и Соглашением об ограничении изготовления наркотических средств и нормирования торговли ими*** определен международный контроль за торговлей опиумом и наркотическими средствами. Одновременно создается система обмена взаимной информацией в целях совместной борьбы с контрабандой. Что касается товаров с белым фосфором, то ст. 1 Соглашения запрещает продажу и ввоз на территорию стран — участниц Соглашения спичек, содержащих белый фосфор. * Гаага 1912 г. и Женева 1925 г. ** Берн 1906 г. *** Женева 1931 г.
Злоупотребления «классическими» наркотическими средствами, такими как опий, кокаин и героин, и контрабандная торговля ими в последние годы получили не только огромный размах, но и приняли более серьезный характер, ибо в настоящее время они стали осуществляться с употреблением более сильных наркотических средств, таких, например, как жидкий каннабис и др., и с охватом все большего числа людей и стран, в которых ранее этого не наблюдалось. Психотропные и синтетические средства поставлены под международный контроль Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.* и Конвенции о психотропных веществах 1971 г., которая вступила в силу в 1976 г.** Главной целью этих международных конвенций и соглашений является ограничение производства наркотических средств и психотропных веществ и использование их исключительно в медицинских и научных целях. * Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. Док. ООН. А/конф. 63/9. ** Конвенция о психотропных веществах 1971 г. Док. ООН. А/конф. 58/6; Венская Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.
Единая конвенция 1961 г. о наркотических средствах заменила собой, в отношениях между ее государствами-участниками, все ранее принятые договоры и соглашения о наркотиках (а их более девяти), за исключением Конвенции 1936 г. В настоящее время действуют различные договоры о наркотиках между государствами: одни руководствуются положениями Единой конвенции 1961 г. и Конвенцией 1936 г. (95 государств), а другие — восемью ранее принятыми документами. Это означает, что действуют две системы контроля. Орган же контроля (с его правилами) является единым для всех государств мира — Международный совет по контролю за наркотическими средствами, который был учрежден в системе Организации Объединенных Наций в 1968 г. В его функции входит контроль за допустимым движением наркотических средств и психотропных веществ. В случае нарушения условий международных договоров и соглашений Совет может рекомендовать государствам—участникам этой Конвенции введение эмбарго на ввоз и вывоз наркотических средств*. * См.: Основные сведения об Организации Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1998. С. 99.
Отсюда — в сферу деятельности таможенных служб государств—участников Единой Конвенции 1961 г. входит функция надзора в качестве элемента международной системы за процессом международного контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами. 3. Функции таможенных служб по надзору за соответствием санитарно-ветеринарного и фитосанитарного режимов Международных правил продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). Таможенные службы осуществляют контрольно-операционные функции по досмотру за соответствием санитарно-ветеринарного и фитосанитарного состояния перемещаемых через таможенную границу животных, птиц, сырья животного происхождения, фруктов, фуража, растений и сельскохозяйственной продукции Международным правилам ФАО. Ст. ст. 4 и 5 Международного соглашения об охране растительности* предусматривается, что импорт и транзит по таможенной территории растений или частей растений может осуществляться только лишь с разрешения соответствующих специальных национальных органов государств. Кроме того, государственные службы по карантину растений совместно с представителями таможенных служб осуществляют контроль: а) за продукцией растительного происхождения, в том числе и находящейся в посылках, бандеролях, ручной клади и багаже пассажиров, прибывающих из-за границы, которая может быть переносчиком карантинных и других опасных болезней, вредителей растений, сорняков; б) над транспортными средствами, прибывшими из-за рубежа; в) за состоянием помещений, где складируется продукция растительного происхождения; предприятий, производящих переработку продукции из сырья, поступившего из-за границы**. * Соглашение от 16 апреля 1929 г. Рим. ** Устав Государственной службы по карантину растений в СССР. М., 1980.
При экспорте и транзите семян, посадочного материала и продукции растительного происхождения* с территории или через территорию того или иного государства компетентными национальными органами и организациями обеспечивается соблюдение международных правил и норм по карантину и защите растений. Каждая партия такого груза сопровождается фитосанитарным сертификатом службы карантина и защиты растений, удостоверяющим незараженность этой продукции карантинными для страны импортера объектами**. Наличие фитосанитарного сертификата не исключает права государства — импортера продукций производить карантинную проверку поступающих партий таких грузов с точки зрения соответствия их требованиям международных и национальных фитосанитарных правил и норм. * В практике внешнеторговых операций такие грузы обобщаются термином «подкарантинные грузы». ** Ст. IV Конвенции между правительством СССР и правительством ЧССР о сотрудничестве в области карантина и защиты растений // СПП СССР. 1984. Вял. 4. Отдел второй. С. 69.
Фитосанитарный контроль на пограничных и таможенных пунктах по карантину растений осуществляется непосредственно после прибытия подкарантинных грузов. В случае обнаружения карантинных объектов при фитосанитарном контроле в пограничных и таможенных пунктах страны-импортера соответствующие внешнеторговые организации государства имеют право на возврат подкарантинных грузов, а при невозможности их обеззараживания этот груз уничтожается согласно фитосанитарным правилам*. * См.: Чичварин B.C. Охрана природы и международные отношения. М., 1970.
В ряде государств фитосанитарный контроль осуществляется таможенными службами в процессе исполнения надзорных функций за внешнеторговыми операциями. 4. Таможенный досмотр и контроль за соответствием порядка международных почтовых отправлений требованиям Правил, установленных Всемирным почтовым союзом (ВПС). Основной целью Всемирного почтового союза ООН является «образование единой почтовой территории стран для взаимного обмена корреспонденцией... обеспечения организации и совершенствования почтовых сношений»* и содействие международному сотрудничеству в осуществлении этой цели. * Ст. 1 Устава Всемирного почтового союза. М., 1965, С. 11.
Международные почтовые отправления (посылки, мелкие пакеты, бандероли и письма с товарным вложением), пересылаемые за границу или поступившие из-за границы, проходят таможенный досмотр и предъявляются предприятиями связи таможенным учреждениям в местах международного почтового обмена. Таможенный досмотр международных почтовых отправлений обеспечивается в сроки, установленные Всемирной почтовой конвенцией или соглашениями по почтовому обмену. При этом посылки и мелкие пакеты предъявляются таможенным учреждениям вместе с соответствующей таможенной декларацией. В случае обнаружения недостачи веса, количества или нарушений упаковки международных почтовых отправлений предприятия связи мест международного почтового обмена составляют акт, который передается таможенному учреждению совместно с международными почтовыми отправлениями. В практике международного почтового обмена сложился обычай пропуска из-за границы без разрешений на ввоз и беспошлинно посылок определенной категории в адреса отдельных лиц, а именно: а) посылок и бандеролей, содержащих оттиски научных работ, направляемых научным работникам в порядке авторского права, но не более 100 экз.; б) бандеролей, содержащих исключительно печатные произведения, но не более двух экземпляров каждого наименования; в) посылок того же наименования; г) посылок и мелких пакетов, содержащих предметы подарочного, сувенирного назначения, нетоварного характера. Следует отметить, что международные почтовые отправления пропускаются таможенными учреждениями и предприятиями почты и связи с соблюдением Международных правил о санитарном надзоре и карантине, а также с соблюдением правил допуска ядовитых, сильнодействующих и наркотических средств. Особого внимания заслуживает таможенный режим транзитных международных почтовых отправлений. Во-первых, через территорию государства пропускаются международные почтовые отправления, которые не содержат предметов, запрещенных к ввозу в эту страну Таможенным тарифом или Международными почтовыми конвенциями. Во-вторых, транзитные международные почтовые отправления пропускаются через таможенную территорию государства без вскрытия и нарушения целостности имеющихся на них пломб и печатей. В-третьих, транзитные международные почтовые отправления направляются из впускных пограничных пунктов почтового обмена страны в выпускные пограничные пункты этой страны по плану направления международной почты. Эти отправления сопровождаются одним экземпляром накладной иностранных почтовых служб, которая сдается таможенной службой страны транзита иностранной почтовой службе. Процесс возврата за границу международных почтовых отправлений осуществляется в случаях, если они не были получены адресатами в сроки, установленные Всемирной почтовой конвенцией, или если они не были пропущены таможенными учреждениями в соответствии с международными правилами почтового обмена Всемирного почтового союза ООН (нарушение упаковки, конверта, пакета или неполный вес, несоответствие международным стандартам и др.). Международные почтовые отправления подлежат конфискации в случае обнаружения в них при таможенном досмотре предметов, которые были скрыты от таможенного контроля и не указаны в таможенных декларациях и других документах. Эти предметы задерживаются как предметы контрабанды. Дипломатическая почта (пакеты, чемоданы и мешки-вализы) пользуются неприкосновенностью и пропускаются таможенным учреждением без таможенного досмотра. Она должна быть опечатана сургучными печатями или свинцовыми пломбами министерства иностранных дел и дипломатического представительства, направляющего дипломатического курьера*, иметь наклейку с надписью «экспедисион офисиель» и занесена в курьерский лист. Количество дипломатической почты, разрешаемой к ввозу и вывозу, устанавливается на основе взаимности. Транзитная дипломатическая почта количественной нормой не ограничивается. * В настоящее время ООН готовится конвенция о статусе дипломатического курьера и дипломатической почты, не сопровождаемой дипломатическим курьером. Док. ООН. A/CN/4/379/. Приложение I. 1 июня 1984 г. Док. ООН А47/100.
Правом на обмен дипломатической почтой пользуются дипломатические и консульские представительства и ведомства министерства иностранных дел. При пропуске ее через государственную границу таможенному учреждению предъявляется лишь курьерский лист. Таможенные служащие производят чисто внешний осмотр каждого места дипломатической почты, после чего курьерский лист возвращается дипломатическому курьеру. Документация по научно-техническому сотрудничеству пересылается в соответствии с международными соглашениями. Пакеты с документацией не подвергаются таможенному досмотру ни в стране подачи, ни в стране назначения. В соответствии с международными почтовыми стандартами оформление дипломатической почты производится в следующем порядке: почта заделывается в брезентовые мешки весом каждого места до 30 кг. Отправитель обязан мешки с дипломатической почтой опломбировать пломбами и снабдить каждый мешок двумя ярлыками, на которых указывается номер мешка, откуда и куда он пересылается и ставится официальная печать отправителя почты. Дипломатическая почта следует при письмах, в которых перечисляются номера мешков и указывается, что почта содержит только официальную дипломатическую корреспонденцию. 5. Организация таможенного контроля над ввозом и вывозом валюты и валютных ценностей и за проведением валютно-финансовых операций. Система международного валютного регулирования складывается из валютного контроля центральных банков, министерств финансов государств и центральных банков международных валютных организаций. Ряд государств, например страны — члены Британского содружества наций (включая Великобританию), отменили валютный контроль и приняли обязательство, предусматривающее отказ от введения валютных ограничений по текущим операциям без согласования с Международным валютным фондом ООН. Таможенные органы осуществляют значительные мероприятия по проведению валютного контроля за внешнеторговыми операциями: действует таможенно-банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, за особенностью платежей в иностранной валюте, налаживанием порядка регулирования бартерных сделок на основе Типового правового руководства Комиссии ООН по праву международной торговли по международным бартерным сделкам 1992 г. Мировая практика свидетельствует, что государство принимает комплекс административных мер, чтобы обеспечить максимально полный возврат валютной выручки от экспортных поставок. Этот путь в свое время прошли многие страны (Франция, Германия, Великобритания и др.). По данным Международного валютного фонда, в настоящий момент на 1998 г. требования обязательного возвращения на родину экспортной валютной выручки содержатся в законодательстве 50 государств (Чехии, Словакии, Польши, Венгрии, Израиле, Китае и др.)*. Только за один год введения в 1994 г. таможенного валютного контроля в Российской Федерации при увеличении экспорта стратегически важных сырьевых товаров валютные поступления в Российские банки увеличились на 60%**. * См.: Таможенный валютный контроль. М., 1997. С. 5. ** См. там же.
Страны Центральной и Восточной Европы осуществляют расчеты по операциям неторгового характера, включая валютное регулирование, в национальных валютах в соответствии с многосторонним соглашением о порядке расчетов и ведения счетов по неторговым платежам*. * См.: Вернер фон Эбке. Международное валютное право. М., 1997. С. 6; Беляев А.В. Международноправовое регулирование Европейской валютной системы: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. юрид. наук. М., 1998. С. 10.
Ввоз и вывоз через государственные границы их национальных купюр, облигаций займов и купонов к ним, а также лотерейных билетов запрещается. Ввоз, пересылка и перевод валютных ценностей из-за границы в страны Центральной и Восточной Европы допускается без разрешения их национальных министерств финансов. При ввозе иностранной валюты таможенные учреждения выдают сведения о ее регистрации. При наличии платежных документов и валютных ценностей они также вписываются в это же удостоверение. Порядок ввоза и вывоза за границу изделий из драгоценных металлов, камней и жемчуга определяется соответствующими национальными министерствами (как правило, министерствами финансов или внешней торговли). Вывоз из страны за границу имущественных документов, принадлежащих выезжающим лицам, определяется соответствующим банком и министерством финансов. Страны—члены Европейского экономического сообщества (Европейского экономического союза) осуществляют валютное регулирование в рамках Европейской валютной системы (ЕВС). В соответствии с соглашением 1978 г. составными частями этой системы являются европейская валютная единица, механизм регулирования валютных курсов и Европейский валютный фонд*. * См.: Валюты стран мира: Справочник. М., 1981. С. 303.
В странах и на территориях зоны Французского Союза валютное регулирование определяется Банком Франции, Центральным банком государств Западной Африки, Банком государств Центральной Африки и Центральным банком Мали. В этих странах вывоз валюты допускается из расчета 5000 франков на каждого человека. Ввоз иностранной валюты не ограничен, но при возвращении из заграничных поездок каждый обязан в течение месяца продать на валютном рынке имеющуюся у него иностранную валюту сверх суммы, эквивалентной 1000 франков. В практике таможенных отношений США и государств Латинской Америки валютный контроль над ввозимыми валютными денежными средствами в иностранной валюте осуществляется лишь в тех случаях, когда сумма, заявленная в декларации, превышает 5000 долларов США. В странах Азии и Японии валютное регулирование осуществляется национальными банками. Практически ввоз иностранной валюты не ограничен, а вывоз имеет количественное ограничение. Что касается таможенного процесса пропуска через государственную границу изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга, то он определяется в каждом государстве отдельно в зависимости от жизненных потребностей и национальной ценности изделий для уровня культуры народов страны. 6. Контрольно-операционные функции таможенных служб за соответствием выполнения международного соглашения Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) о ввозе материалов просветительного, научного и культурного характера 1950 г. В 1910 г. в Париже было подписано многостороннее соглашение о запрещении распространения изданий, являющихся вредными с точки зрения нравственности. В 1923 г. в Женеве заключается Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими*. В Конвенции определен перечень изданий, который запрещен к обращению на территории государств — участников соглашения. Это — сочинения,, фильмы, открытки, гравюры, картины, печатные издания, изображения, афиши, эмблемы и фотографии порнографического характера. Борьба с распространением порнографии в международных отношениях осуществляется таможенными службами государств-участников. В настоящее время Женевскую конвенцию ратифицировали 63 государства. * См.: Сборник действующих договоров и соглашений, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. IX. М., 1954. С. 100—105.
В соответствии со ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. каждое государство правомочно устанавливать ограничения в сфере распространения всякого рода информации в целях охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения*. * См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 309.
В ряде государств мира на таможенные службы возложен контроль за соблюдением международных соглашений, заключенных государствами в рамках Организации Объединенных Наций, по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО) и Дополнительного протокола 1976 г.* в части ввоза материалов просветительного и научного характера. * Док. ЮНЕСКО. 19. С. 28. 1976.
В соответствии с этими соглашениями на взаимной основе освобождаются от уплаты таможенных пошлин книги, газеты, журналы, документы, а также произведения искусства, предметы и материалы, ввозимые в страну в воспитательных, научных или культурных целях*. Одновременно ст. 2 предусматривается освобождение от пошлин различных туристских рекламных материалов. * См.: Международное соглашение по импорту материалов, имеющих воспитательное, научное и культурное значение. Нью-Йорк, 22 ноября 1950 г.
7. Таможенные функции в системе миграционного контроля. Регламентация правового положения мигрантов берет свое начало с 1949 г., когда в Международной организации труда ООН (МОТ) была принята многосторонняя Конвенция (97) о трудящихся-мигрантах. В 1975 г. была принята вторая Конвенция (143) о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения, предусматривающая обязательства государств-участников по соблюдению основных прав человека для всех трудящихся-мигрантов*. Эти же положения и права закрепляются и общими основами Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах**. * См.: The International Migrant Law. L., 1987. ** См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. С. 292—302.
В ряде государств с рыночной экономикой для реализации условий и обязательств по этим конвенциям МОТ и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах созданы совместно с таможенными службами органы миграционного контроля. На них возложены функции по стабилизации в стране дополнительной рабочей силы за счет трудящихся-мигрантов, сохранению соотношения производительных сил в экономике борьбы с проблемой так называемой нелегальной миграции. Не случайно проблема миграции была предметом внимания Заключительного акта Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, принявшего рекомендацию в адрес ее государств-участников о необходимости улучшения положения и обеспечения прав рабочих-мигрантов. В рамках Организации Объединенных Наций была разработана и принята 25 февраля 1991 г. международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Док.ООН. А (Рез.) 158 от 25 февраля 1991 г.). 8. Функции таможенных служб по надзору за соответствием соблюдения государствами Международных правил перевозки опасных грузов. К опасным грузам в соответствии с классификацией Международного кодекса морской перевозки грузов относятся вещества и предметы, которые вследствие их специфических свойств могут при транспортировке, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении послужить причиной взрыва, пожара или других повреждений складских помещений, зданий и сооружений, а также повлечь за собой увечья, отравления, ожоги, облучения или заболевания людей и животных. С учетом их опасности, специфики условий перевозки и хранения эти грузы подразделены на девять классов. Так, например, 2-й класс — газы сжатые, сжиженные или растворимые; 6-й класс — ядовитые, токсичные вещества; 7-й класс — радиоактивные и инфекционные вещества и др. Классификация ядерных радиоактивных материалов исходит из их потенциальной опасности, уровня радиации, объема и т.д. Ответственность за создание, осуществление и поддержание системы физической защиты от опасного воздействия этих материалов полностью возлагается на государство. Эта обязанность государств по физической защите предусматривается в международных договорах и соглашениях о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, о поставках специального ядерного оборудования и материалов, заключенных с Международным агентством по атомной энергии ООН (МАГАТЭ). В 1980 г. в Вене была открыта для подписания Конвенция о физической защите ядерных установок, материалов и транспортных средств*. Основное внимание в Конвенции уделено защите ядерного материала, находящегося в процессе международной перевозки. По смыслу Конвенции «международная перевозка ядерного материала» означает перевозку партии ядерного материала любыми транспортными средствами, которые направляются за пределы территории государства, откуда происходит груз, начиная с момента его транспортировки с установки отправителя в этом государстве и кончая прибытием на установку получателя в государстве конечного назначения. * Док. МАГАТЭ, L.C. (XIX). Рез. 328.
Экспорт и импорт ядерного материала, а также его транзитные перевозки осуществляются только при условии, если государство является участником соглашения о гарантиях Международного агентства по атомной энергии о физической защите при международной перевозке*. * Соглашение о гарантиях. См.: Международное атомное право. М., 1987.
В соответствии с этой Конвенцией экспорт и импорт ядерных материалов находятся под контролем (гарантией) Международного агентства по атомной энергии ООН и обеспечиваются мерами физической защиты на уровне стандартов Агентства и Программы МАГАТЭ по вероятной оценке безопасности. Правила Агентства по безопасной транспортировке могут явиться основой для выработки Программы по закреплению норм ядерной безопасности, имеющей целью разработку международно-согласованных нормативов для атомных электростанций. Экспортные и импортные перевозки опасных грузов на иностранных судах регламентируются Международным кодексом и правилами морской перевозки. На каждый опасный груз составляются специальные карточки, определяющие его класс, подкласс, категорию и группу. Особо выделяются требования к нанесению знаков опасности, упаковки и маркировки. Таможенные службы осуществляют контрольно-операционные функции в свете их соответствия требованиям технологических карт, разработанным в соответствии с их характеристикой и свойствами этих грузов, согласованными с пожарно-технической инспекцией и органами санитарного надзора. Рекомендации, подготовленные Комитетом экспертов по перевозке опасных грузов и одобренные в 1982 г. Экономическим и социальным советом ООН, представляют собой модель, в соответствии с которой можно провести унификацию национальных и международных правил и технических регламентов по классификации, маркировке и упаковке различных видов опасных грузов*. Эти рекомендации будут также способствовать и унификации норм и принципов международного таможенного права, касающихся согласования единой методики проведения таможенных операций по такого рода грузам в области международных торговых перевозок**.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |