Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законотворческий процесс в РФ




Процесс создания закона состоит из нескольких ос­новных этапов, или, как говорят, стадий.

1) Первую стадию называют законодательной инициати­вой. Речь идет о праве внесения законопроекта в Государственную Думу. Вносят законопроект только в Государственную Думу. Тем самым Конституция разграничивает компетенцию палат: процесс принятия закона отнесен к компетенции нижней палаты (Государственной Думы), а право одобрить или отклонить закон предостав­лено верхней (Совету Федерации).

Конституция ограничивает круг субъектов законода­тельной инициативы.

Сюда включены: Пре­зидент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, зако­нодательные органы субъектов РФ. Право законодатель­ной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражно­му Суду РФ по вопросам их ведения (т. е. по тем вопро­сам, которые относятся к их компетенции).

Вместе с тем никто не лишен права обращаться в парламент с законо­дательными предложениями. Разница в том, что в отно­шении предложений парламент волен решать, как он с ни­ми поступит, а законодательную инициативу обязан рассмотреть.

2) Вторая стадия — обсуждение законопроекта в Госу­дарственной Думе. Оно осуществляется поэтапно: сначала предварительное (неофициальное), а затем официальное обсуждение. Предварительное обсуждение называют парламентскими слушаниями, когда вместе с мнением парла­ментариев заслушиваются мнения государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов (юристов, политологов, экономистов, социологов и т. д.). Их замечания и предложения помогают добиваться высо­кого качества будущего закона.

Официальное обсуждение в Государственной Думе, со­гласно регламенту, проводится три раза, как принято го­ворить, в трех чтениях. Во время первого чтения прораба­тываются главные, принципиальные положения законо­проекта (при этом он может быть отклонен или одобрен).

Второе чтение можно назвать самым придирчивым, тща­тельным: идет детальное постатейное рассмотрение проек­та в целом, вносятся необходимые поправки (и на этом этапе законопроект может быть отклонен или одобрен). Третье чтение завершает обсуждение законопроекта в нижней палате парламента. В ходе этого чтения депута­там нельзя вносить никаких поправок, решение они выно­сят однозначное — одобрить или не одобрить законопро­ект (кстати, бывает, что законопроект могут принять сразу в трех чтениях).

3) Третья стадия — принятие закона в Государствен­ной Думе. В зависимости от вида закона в процедуре при­нятия есть различия. Чтобы принять обычный федераль­ный закон, требуется простое большинство голосов от общего числа депутатов (50% плюс 1 голос от общего чис­ла — 450 депутатов). Федеральный конституционный за­кон принимается только в том случае, если он одобрен так называемым квалифицированным большинством (не менее двух третей голосов).

4) Четвертая стадия — принятие закона в Совете Фе­дерации. Принятый в Государственной Думе закон поступает в Совет Федерации, где он в 14-дневный срок должен быть рассмотрен, принят или отклонен. И далее процедура голосования строится таким образом: обычный федераль­ный закон считается принятым, если за него проголосует более половины депутатов; за принятие федерального кон­ституционного закона должны проголосовать не менее трех четвертей от общего числа депутатов верхней па­латы.

5) Пятая стадия — подписание и обнародование зако­на. Принятый парламентом федеральный закон направля­ется Президенту РФ. В течение 14 дней он должен его рас­смотреть и подписать (либо вернуть на повторное рас­смотрение). Подписанный Президентом закон должен быть обнародован. Цель обнародования — довести содержание нового закона до сведения населения путем публикации в официальных изданиях — «Российской газете» и «Собра­нии законодательства РФ». Только опубликованный закон вступает в действие.

В ситуации, когда Президент не согласен с содержа­нием закона и отказывается подписать его, федеральный закон возвращается на повторное рассмотрение палат. И если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством, составляющим не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию и обнародованию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.