Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право Древнего Рима 1 страница




4 часа

1. Основные этапы развития римского права и его источники.

2. Эволюция вещного права в Древнем Риме.

3. Развитие обязательственного права.

4. Брачно-семейное и наследственное право.

5. Уголовное право.

6. Процессуальное право.

-I-

Римское право является вершиной развития права Древнего мира. Именно оно стало той основой, на базе которой строятся правовые системы значительной части современных государств. Именно из римского права были почерпнуты многие правовые нормы, значительная часть терминов, понятий и определений.

Если остановиться на периодизации истории римского права, то здесь необходимо уяснить, что она не совпадает с периодизацией истории римской государственности. В ней выделяются три периода: 1) древнейший (квиритский) –6 –середина 3 вв. до н.э., 2) классический – середина 3 в. до н.э. – конец 3 в. н.э., 3) постклассический – 4 –6 вв. до н.э.

Кратко охарактеризуем каждый из этих периодов, а так же существовавшие в это время источники права.

Древнейший период совпадает по времени с царским этапом и этапом ранней республики в истории римского государства. В это время правовые нормы были разработаны очень слабо.

Первоначально источником права племен создавшим римское государство являлись обычаи предков. После создания государства они трансформировались в нормы неписаного обычного права. Но они уже не были однородны. Так, выделялись две группы норм: 1) jus (требования) которые считались творением человеческих рук (велением властей). Они являлись неизменными, и на них можно было ссылаться в суде, 2) более важными нормами являлись fas (предначертания), исходящие от богов, охранявшие родовые общинные порядки. Они носили форму священную законов и касались важнейших основ жизни: соблюдение земельных прав семей и родов, религиозных праздников, отношения к личностям жрецов и магистратов. Но в целом это деление на jus и fas было очень относительным, т.к. в то время по существу все обычаи не были отделены от религиозных и нравственных требований.

Следующим важным источником права в древнейший период были царские законы (leges regial). Важнейшим их направлением было регулирование внутрисемейных и родовых отношений. Именно этому была посвящена, значительная часть законов первых римских царей - Ромула и Нумы Помпилия. Обращались к этим проблемам и другие цари. Длительное время данные законы не носили систематизированного характера. Первая попытка их сбора была сделана на рубеже 6-5 вв. до н.э. главным понтификом Гнеем Папирием. В какой степени это ему удалось судить сложно, т.к. о его труде сохранились очень общие сведения.

Но все эти законы имели один серьезный минус, т.к. их целью была защита кланово-родового строя. Данным были недовольны лица, стоявшие вне римских родов - плебеи. И реформа Сервия Туллия, по которой плебеи были введены в состав римской общины и главным требованием для участия в управлении государством стало богатство, а не знатность, явилось первым шагом к изменению правовой системы.

Плебеи все активнее требовали записи обычаев, что бы они ни могли свободно толковаться патрицианскими судьями. Нужен был единый свод законов обязательный для всех граждан Рима. Ими стали, подготовленные особой коллегией децемвиров (десяти мужей) и утвержденные народным собранием в 451 –450 гг. до н.э., Законы ХП таблиц. Первоначально децемвиры подготовили законы, посвященные судопроизводству и юридическим обычаем. Они были обнародованы в виде десяти деревянных таблиц. Но произошло возмущение плебеев обвинивших децемвиров в сокрытии некоторых обычаев и норм, и тогда были подготовлены еще две таблице, касающиеся разграничения прав граждан общины и религиозных порядков. После одобрения и этих законов они были выставлены в виде 12 таблиц на главной площади города – Форуме, где вершилось правосудие. Данные законы не дошли до нас в полном виде, т.к. медные таблицы погибли в 390 г. до н.э. при вторжении галлов. Современный текст реконструирован на основе произведений римских юристов и литераторов.

В целом эти законы стали первым законченным сводом писаных норм, и именно они положили начало квиритскому или цивильному праву. Квиритами, как мы уже выяснили, называли себя римляне. Таким образом, квиритское значит национальное право римлян. Цивильное происходит от латинского “ civitas”, что означает город, политическая общность, народ, государство, т.е. цивильное право также право римского народа.

В Законах ХП таблиц прослеживается определенная система изложения. Как предполагают, на каждой таблице находились нормы, касающиеся тех или иных предметов правового регулирования: 1) вызов в суд; 2) завершение судебных дел; 3) ответственность должника;4-5) семейные и наследственные дела;6) порядок приобретения вещей; 7) пользование земельным участком; 8) наказание за ущерб; 9) общественные дела; 10) порядок проведения похорон; 11-12) общегородские дела и отношения между сословиями.

Отличительной чертой Законов ХП таблиц является строгий формализм. Малейшее упущение в форме судоговорения вело к проигрышу дела. Следует так же отметить их казуистичность и присутствие религиозных заповедей, в виде четких предписаний (например: ”Да будет так”).

К цивильному праву относятся и законы, принимавшиеся на народных собраниях. Большинство из них были посвящены сфере государственного управления и регулированию земельных отношений. И лишь незначительная часть касалась частного права.

В целом же можно говорить о существовании в первый период еще одного источника римского права – законов (от лат.”lex”). Закон представлял собой в этот период акт принятый народным собранием и содержащий, какое либо общее правило. Назывался он по имени лица, вносившего проект закона на обсуждение.

Но достаточно быстро Законы ХП таблиц и все последующие законы оказались недостаточными как по своему объему, так и содержанию. Всяческие их дополнения не могли существенным образом исправить ситуацию. Усложнялась общественная жизнь, развивались ремесло, торговля, кредитные отношения. Римское государство быстро росло за счет новых завоеваний. Увеличивалось и число завоеванного населения. Рим наполнился иностранцами (не гражданами) – перегринами. Но нормы квиритского права на них не распространялись. В итоге отношения между римлянами и иностранцами, жителями завоеванных территорий, а так же между самими иностранцами не имели, так сказать, законных оснований. Так, появилась потребность в создании нового права. Главными участниками этого процесса стали различные магистратуры. Все они имели право издания эдиктов, публично объявлявших правила, которыми они будут руководствоваться в судопроизводстве в период исполнения должности.

Активнейшую роль в этом процессе взяли на себя преторы, избиравшиеся с 367 г. до н.э. Их эдикты, являвшиеся программой действия, издавались на один год, т.е. до окончания полномочий. Вновь ступающий в должность претор сохранял нормы прежнего эдикта, но и дополнял их новыми. Так сложился новый комплекс норм, который первоначально восполняли пробелы цивильного права, а затем стали достаточно радикально менять его. Претор не имел права отменить нормы квиритского права. Но при решении конкретного вопроса он мог их как бы не замечать. Затем эта ситуация вносилась в эдикт. При решении дел преторы начали опираться на принципы равенства сторон, справедливости, доброй совести и т.д. В итоге устранялись формализм, отличия в подходе к разным сословиям и т.д. В итоге появились целая правовая система – преторское право.

Но по-прежнему оставались проблемы в решении споров с иностранцами. В среде того или иного землячества все решалось на основе “ национального права” без вмешательства государства. Но когда возникали проблемы между римлянами и иностранцами, за их решение брался претор. Решать же проблемы на основе только римских традиций было сложно. Тогда в 242 г. до н.э. на ряду с городским (квиритским) претором появляются претор перегринов, получивший те же полномочия, что и первый, но в его юрисдикцию входили отношения между перегринами и между перегринами и римлянами. Первоначально он выступал в роли посредника, который должен был найти компромиссное решение. Постепенно же из объединения норм международного права и права отдельных народов сложилось знаменитое jus gentium – право народов, которое стало неотьемлимой частью римского права. Римские юристы часто называли его jus naturale – (естественное право). Его мерилом были добрая совесть и справедливость. Предусматривалось равенство сторон и полное отсутствие формализма.

Именно все эти процессы, связанные с деятельностью преторов, и позволяют говорить о том, что на смену древнейшему периоду приходит период классического римского права. Важнейшими источниками данного источника и являлись преторское право и право народов.

Что же касается дальнейшего развития системы преторского права, то постепенно, для того чтобы решения преторов не противоречили друг другу, стали вводиться ограничения свободы их действий. Постепенно преторские эдикты становятся постоянными. Во 2 в. н.э. император Адриан поручил юристу Юлиану кодифицировать преторское право. В итоге появился утвержденный сенатом ”Постоянный эдикт” (“Вечный эдикт”), который было запрещено менять. Преторы по-прежнему издавали эдикты, но все они были стереотипами и просто толковали ”Вечный эдикт “. Так закончилось развитие преторского права и важнейшая роль в развитии права переходит к императорам.

Но прежде чем обратиться к их деятельности следует назвать еще один источник римского права в древнейший и классический периоды – сенатусконсульты, т.е. решения сената. В республиканский период истории римской государственности они не были в полной мере законами, т.к. сенат не имел законодательной власти. Они представляли собой ответы на запрос какого- либо магистрата. С 1 в. до н.э. их роль увеличивается. Они превращаются в полновесную инструкцию для магистратур и являлись просто правовой формой предложений принцепса. В дальнейшем их роль еще более увеличилась т.к. исчезли народные собрания, и многие из их полномочий перешли к сенату.

Со временем принцепсы отбросили все республиканские формы и важнейшим источником права (с конца 1 в.н.э.) становятся их распоряжения. Они называются конституциями (от лат. Constituciones – распоряжение, установление).

Различают четыре вида конституций императоров: 1) эдикты – общие распоряжения императоров, публиковавшиеся наподобие эдиктов магистратов; 2) мандаты – инструкции чиновникам и магистратурам по осуществлению правосудия и управления; 3) декреты – решения принцепса по судебным делам, рассмотренным им лично; 4) рескрипты – ответы на юридические вопросы частных лиц и магистратур. Первые две формы опирались на право принцепса, как и всякого магистрата, издавать свои распоряжения и налагать штрафы. Они теряли свою силу вместе со сменой императора. Последние две формы рассматривались как толкование законов и сохраняли свою силу и при новых императорах.

Еще одним источником классического римского права являлись ответы юристов. Истоки римской юриспруденции прослеживаются еще в царский период. Здесь мы можем говорить о возможности свободного толкования обычного права. Так же можно было толковать и Законы ХП таблиц. Это право являлось прерогативой жрецов – понтификов, состоявших из патрициев.

Переход к светской юриспруденции связывают с именами Гнея Флавия, опубликовавшего в 304 г. до н.э. исковые формулы, и Тиберия Корункания – первого жрица из плебеев (254 г. до н.э.), который начал давать открытые консультации для всех желающих. Его примеру последовали многие известные римляне. Достаточно быстро юристы стали пользоваться большим почетом, начали занимать высшие государственные должности. У истоков правовой науки стояли: Марк Порций Катон - старший, Марк Порций Катон – младший, Публий Муций Сцевола, Сервиний Сульпиций Руф, Алфен Вар, Квинт Сцевола и многие другие.

Деятельность юриста в период республики была намного шире жреческой. По словам ученика, Квинта Сцеволы – Цицерона, деятельность юристов выражалась в трех формулах: а) cavere - редактирование формальных актов (договоров, завещаний и т.д.); б) agree - руководство ведение судебных дел и действиями сторон в суде; в) respondere - советы частным лицам, толкование права.

Именно последняя формула деятельности и была поставлена на службу обществу императорами. Так, уже Август разрешил влиятельным юристам давать официальные ответы под ручательство принцепса. Эти ответы были обязательны для исполнения, так же как и императорские толкования. При императоре Тиберии были утверждены формы этих ответов: а) письменное обращение в суд; б) устная консультация, запротоколированная при свидетелях. Для обеих формул требовалось скрепление печатью. Со временем же силу стали иметь и ответы в литературе. При императоре Адриане судьи получили право из нескольких ответов выбирать наиболее правильный. Так юристы стали считаться “создателями права”.

С 4в н.э. начинается постклассический период истории римского права. В это время утверждается полный приоритет императорского законодательства. С этого времени императорские конституции стали называться “leges”- законы. В 315 г. император Константин 1 утвердил в качестве единственной формы законодательства императорский эдикт. Мандаты исчезли из употребления, а декреты и рескрипты сохранили свою силу лишь в отношении дел, к которым они относились.

В это время юристы утрачивают право толкования. Теперь судьи могли пользоваться только литературой прежних юристов. Чтобы облегчить проблему правоприменения императоры стали ограничивать круг разрешенных к применению юристов. В этом плане, например, император Константин 1 издал два эдикта. В 321 г. он предписал судьям не принимать во внимание судьям критические замечания к сочинениям Папиниана, а в 327г. – предпочитать в судебных делах мнение Павла.

В 426 г. был издан эдикт Феодосия П и Валентиниана Ш о цитировании, который ограничил число юристов, сочинения которых имели обязательную юридическую силу, пятью: Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин и Гай. Также было разрешено использовать сочинения тех юристов, на кого ссылались вышеперечисленные в своих трудах. В случае существования разногласий между ними по конкретному вопросу судьи должны были придерживаться мнения большинства. При равенстве голосов должно было превалировать мнение Папиниана. Если же оно отсутствовало, решение предоставлялось судебному усмотрению.

Но все эти эдикты только частично облегчали работу судей. Правоприменение было очень сложным, так как отсутствовала единая законодательная система. Допустим, императорские конституции постоянно что-то дополняли, что-то отменяли, что-то сохраняли. Мнения юристов зачастую противоречили друг другу. В результате возникла острая потребность кодификации правовых норм.

В конце 3 – начале 4 вв. частными лицами были предприняты попытки кодификации императорских конституций. Так возникли кодексы Грегориана и Гермогениана. Первая же официальная систематизация была проведена в 438 г. при императоре Феодосии П. В кодексе Феодосия были собраны воедино все конституции императоров, начиная с 4 в н.э., которые сохраняли свою силу. Что же касается работ юристов, то он по-прежнему не были систематизированы.

Работа по систематизации римского права была завершена уже в Византии, при императоре Юстиниане. В период с 528 по 533 гг. Он поручил ряду выдающихся юристов того времени привести в систему все императорские конституции, а так же сделать то же самое и в отношении других источников права. В 16 в. эта систематизация получила название “Свод гражданского права”. Он состоит из трех частей:1) Институции; 2) Дигесты или Пандекты; 3) Кодекс.

Институции это элементарные курс римского права в четырех книгах, предназначенный для учебных целей. При их составлении за основу были взяты Институции Гая (2 в.н.э.). Так, была сохранена предложенная им система изложения всего права по трем группам: о лицах, о вещах, о формах процесса (иски). Оттуда же были взяты и многие юридические правила. Но при этом все было приведено в соответствие со временем.

Дигесты (от лат. «собранное”) или пандекты (от греч. “содержащее в себе все”) состоят из 50 книг и содержат 9200 отрывков из сочинений 39 римских юристов подвергнутых очень незначительному редактированию. Именно благодаря Дигестам мы имеем представление о развитии римского права в различные периоды, т.к. кроме работы Гая в полном объеме труды юристов не дошли. Кроме этих 39 юристов здесь содержатся ссылки и на другие источники, которые вообще не известны.

Кодекс представляет собой собрание императорских конституций, начинают с Адриана (117 –138 гг.) до Юстиниана. Он состоит из 12 книг. Конституции приводятся в них не полностью, а лаконично формулируется их основное содержание. Первая книга посвящена конституциям, относящимся к церковному праву, источникам права и обязанностям чиновников. Книги со 2-8 посвящены гражданскому праву и судопроизводству; 9-я – уголовному праву; 10-12-я - положениям о государственном управлении.

Существуют так же Новеллы – конституции Юстиниана изданные во время создания или после вступления в силу Кодекса (декабрь 534 г). Они часто рассматриваются как заключительная четвертая часть кодификации. Но при Юстиниане они не были сосредоточены в едином официальном сборнике. Известно несколько частных сборников Новелл. Один из самых авторитетных принадлежит константинопольскому профессору Юлиану. Он содержит 122 новеллы и был составлен в 556 г.

Именно кодификация Юстиниана и стала главным материалам для последующей рецепции (заимствования) римского права и основой современного гражданского права.

Таким образом, мы можем говорить о разнообразии источников римского права и о значительных изменениях происходивших как в них, так и в целом в системе права на различных этапах его истории.

Далее нам необходимо рассмотреть отдельные направления (отрасли) римского права. И здесь, прежде всего, необходимо отметить, что по воззрениям римских юристов все правовые нормы следует делить на две части: право частное и право публичное. Это деление возникло достаточно рано, но на теоретическом уровне оно было четко разработано в 3 в.н.э. юристом Ульпианом. В Дигестах отмечается, что согласно мнения Ульпиана: «Публичное право есть то, которое, относится к положению римского государства, частное – которое относится к пользе отдельных лиц”. Публичное право включало святыни, служение жрецов, положение магистратур, а так же нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующее их отношения с частными лицами. Отношения же последних между собой регулирует частное право, и поэтому к нему относятся нормы, воплощенные в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг, семейным правом: собственность, наследование, обязательство и т.д. Таким образом, частное право включает в себя комплекс имущественных и личных прав. Субъекты частного права как бы более автономны. Но эта автономность не беспредельна и ее границы очерчивает именно публичное право. В Дигестах сказано: «Частные соглашения не могут изменять предписания публичного права”. Так что в каждой норме частного права имеется определенный публичный интерес.

По сравнению с публичным частное право представляет более ценный массив римского права. Поэтому именно на институтах частного права мы и остановимся в первую очередь.

 

-II-

Начнем же мы с рассмотрения вещного права. В римском праве отсутствовало понятие вещи. Но сами римляне считали, что вещь это определенная часть живой или неживой природы, изолированная физически и пространственно или неотделимая от других частей природы. Эти осязаемые вещи относили к телесным. В то же время имелись и бестелесные (неосязаемые) вещи, к которым относились юридические отношения и права, например наследство, обязательства и т.д.

Говоря о классификации вещей, следует сказать, что в древнейший период вещи делились на находящиеся вне оборота и вещи, находящиеся в обороте. К первым относились те вещи, которые не могли иметь прикладного использования, и с ними не могли совершаться сделки. Это были культовые вещи, вещи, связанные с погребением (в том числе и души умерших), а так же стены и ворота города, реки, дороги, общественные здания. Вещи, находящиеся в обороте, в свою очередь делились на манципируемые и неманципируемые. К первым относились земля, рабы, рабочий скот, жена и дети, т.е. все, что принадлежало римской общине в целом. Всем этим распоряжался глава семьи, и оно распределялось между членами общины по жребию. Для передачи данных вещей требовалось совершение особого обряда меди и весов – манципации. При этом происходило произнесение определенной формулы, исполнение некоторых процедур и присутствие 5 свидетелей. Другие вещи (неманципируемые) – это вещи, входившие в сферу индивидуального пользования. Все они отчуждались по традиции, т.е. на основе простой передачи.

Таким образом, в древнейший период говорить о наличии полновесного, всеобъемлющего права собственности нельзя. Перед нами так называемая квиритская собственность. Это скорее обладание вещью и этому понятию соответствовало понятие “usus” – использование, которое обеспечивало господство над вещью, но ограниченное по своему объему. Эта собственность ближе скорее к понятию владения, но его в тот период так же еще не существовало. Приобрести такое обладание можно было строго ограниченными путями: по наследству в семье, через манципацию или через соединение чьей-то менее важной вещи с твоей главной.

В то же время, говоря об имущественных правах в древности, следует обратить внимание и на то, что уже появляются и правила, по которым можно было безвозмездно пользоваться чужими вещами. Древнейшим среди прав на чужие вещи является сервитут (от лат. “servitis” – услуга, рабство вещи). Первыми среди них были три дорожных сервитута: 1) право прохода через чужой участок; 2) право прохода и прогона скота; 3) право прохода, прогона и проезда. Среди древнейших был и сервитут воды, т.е. право провести воду с чужого участка. Далее появились и другие сервитуты, например, право брать песок и глину на чужом участке. В городе же можно было проложить клоаку через чужой участок. Все перечисленные сервитуты относились к предиальным (земельным). Существовали в римском праве и личные сервитуты, но достаточного развития в древнейший период они не получили.

В полной же мере развитие всех институтов вещного права произошло в классический и постклассический периоды. В это время появились как новые классификации вещей, так и сохранялись старые. Например, стали выделяться движимые и недвижимые вещи. Недвижимость это земля, постройки и насаждения на ней, а движимость – все, что могло быть перенесено и перевезено, а так же, что могло само передвигаться

Так же появилась выделение потребляемых и не потребляемых вещей. К первым относилось все, что уничтожается при их использовании (в том числе и деньги), а ко вторым, что способна служить в течении многих лет (одежда, строение, украшения и т.д.)

Существовали и другие классификации: делимые и неделимые, простые и сложные, наделенные родовыми признаками и индивидуально-определенные.

Именно в классический период в полной мере складываются и понятия собственности и владения.

Под владением римские юристы понимали фактическое господство над вещью. Исторически оно предшествовало праву собственности. Полное их разделение произошло в 3-2 вв. до н.э. И главное что отличает владения от собственности это возможность распоряжаться вещью, определять ее судьбу.

Самым распространенным видом владения было владение землей, верховным собственником которой являлось государство. Владелиц мог ею пользоваться, присваивать приносимый доход, но за это платил налог.

Римские законы предусматривали, что законное владение возникало из двух оснований: фактического господства над вещью и волевого стремления относится к вещи как к своей.

Владение можно было получить, например, на основе захвата (оккупации) вещи, в первую очередь земли. Еще в древности каждый мог занять пустующую землю, даже если у нее был когда-то собственник. Тоже самое относилось и к другим вещам. Но при этом требовалось, чтобы захват не был тайным и насильственным. Вор не считался владельцем и не мог претендовать на приносимый вещью доход. Нельзя было так же стать владельцем и с помощью купли-продажи, мены, наследования, поскольку эти действия приводили бы к праву распоряжения вещью

Следующий важный момент – владения не может быть вечным. Понятно, что оно прекращалось, допустим, в случае утраты вещи, либо в случае отказа от намерения относиться к ней как к своей. Но это должно было произойти только добровольно, и вещь не могла быть украдена у владельца. Владения прекращалось и в случае смерти владельца, но с помощью претора наследник мог сохранить вещь за собой и произвести ”захват”, заявив об этом. И, конечно же, владение прекращалось в случае обнаружения собственника. При этом ему следовало доказать принадлежность вещи в суде. Пока этого не было претор, защищал добросовестного владельца особым запретительным интердиктом. Если же владелиц оказывался не добросовестным, т.е. вещь была получена незаконным способом, издавался немедленно восстановительный интердикт.

На помощь добросовестному владельцу приходил и институт приобретательной давности. Так, согласно Законам ХП таблиц она равнялась двум годам на землю и году на другие вещи. В период империи давность на землю стала равняться 30 годам. По истечении данного срока добросовестный владелец превращался в собственника.

Близким по своей юридической природе и владению являлось держание. Держание это фактическая власть над вещью, но без намерения обладать ею исключительно для себя. В этом случае собственник вещи был известен, и она как бы передавалась, в том числе и на основе договора, на определенный срок и не переставала приносить доходы собственнику. Например, держание создавалось при найме квартиры, орудий труда, скота и т.д.

Теперь поговорим о праве собственности. Собственность в Древнем Риме обозначалось словом “dominium” – вероятно от “покорять, господствовать”. Главным качеством право собственности считалось абсолютное господство лица над вещью с правом распоряжаться ею, лишь с ограничениями установленными договором или правом.

Право собственности в римском праве состоит из следующих частей: а) прямое и непосредственное господство лица над вещью (распоряжение ею); б) исключительное господство (устранение чужих притязаний); в) абсолютное господство (исключение всех ограничений кроме законов); г) легко приспособляемое (т.е. как только отпадает какое- либо из ограничений право собственности, собственник тут же восстанавливает свое исключительное право); д) полное и непосредственная власть над вещью (предоставляющая собственнику право пользования и извлечения плодов ею приносимых).

Наиболее древней, как уже говорилось, являлась квиритская собственность, т.е. собственность граждан Рима (квиритов). В ее состав входили манципируемые вещи, приобретаемые посредством манципации или с помощью in iure cessio (“ уступки прав”) и неманципируемые вещи, приобретаемые посредством так же in iure cessio или через традицию.

Манципацию мы с вами уже рассматривали. In iure cessio - это фиктивная форма судопроизводства. Отчуждатель и приобретатель обращались к претору, и его решение прекращало “спор”. Выслушав приобретателя, претор требовал объяснений от отчуждателя. Его молчание означало согласие.

Традиция как способ приобретения не требовал обряда. Она появилась в 1 в до н.э., и главной в ней была добрая воля сторон. Происходило передача в виде продажи, дарения и т.д.

С развитием общественных отношений квиритская собственность стала давать сбои. Многие сделки просто не могли заключаться, либо же их процедура стала слишком сложной. В итоге появились новые формы собственности.

Важнейшей среди них являлась преторская собственность (бонитарное обладание). Для того чтобы избежать неприятности со стороны не добросовестных людей претор закреплял вещь в имуществе (in bonis) приобретателя, давая ему собственническую защиту, не дожидаясь срока давности. Главным требованием претора было свободное волеизъявления сторон и оплата в установленной сумме. Если это было соблюдено, то в возможном иске отказывалось. Выиграв же подобный иск, приобретатель становился преторским собственником, а затем, по истечению срока давности, квиритским собственником.

Развитие преторской собственности продолжилось и в дальнейшем. Появились особые иски, защищавшие собственников: виндикационный, публицианов и т.д. Закончилась же ее развитие в 1 в. до н.э., когда она слилась с квиритской собственностью.

Но рассмотренный вид собственности касался только римских граждан. Что же касается, допустим, перегринов, то они в рамках право народов получили возможность участвовать в сделках с римскими гражданами. При этом, они по-прежнему не включались в круг субъектов цивильного права. Складывавшаяся в результате таких сделок собственность перегринов рассматривалась как особый вид собственности. А во 2в.н.э. окончательно оформилась в качестве самостоятельного вида земельной собственности провинциальная собственность. Возникла она после завоеваний территорий в Европе и Азии. Ведь как мы выяснили, квиритская собственность распространялась только на римских граждан, а в отношении земли – только земель Италии. В провинции вся земля также принадлежала государству, и все прежние собственники считались владельцами, т.е. они могли владеть, пользоваться и извлекать плоды. Римское же государство оставляло за собой право отчуждать ее в пользу своих колонистов, солдат-ветеранов и т.д. Так же она имела две особенности: а) за нее платили налог; б) все правовые отношения (связанные с ней, регулировались не квиритскими нормами, а нормами право народов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.