Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья. Детство. Гимназия




Биографический очерк

Т.Е. Новицкая

Римская монета

 

Классический период

 

As uncialis (медн.) = 1 унции 27,288 г.

Sestertius (серебр.) = 4 ассам = 1,00 г.

Denarius (серебр.) = 16 ассам = 4,00 г.

Золотая монета - nummus.

Aureus = 100 сестерциев.

Aureus Августа = 7,96 г.

Aureus Марка Аврелия = 7,28 г.

Aureus Каракаллы = 6,55 г.

 

 

Иван Борисович Новицкий
(1880-1958)

 

 

Предлагаемый очерк носит сугубо биографический характер. Он не преследует цели проследить творческий путь профессора И.Б. Новицкого, проанализировать его важнейшие работы. Задача состоит в том, чтобы рассказать о его жизни, познакомить читателей с обстановкой, в которой он жил, и людьми, которые его окружали.

 

 

Иван Новицкий родился в обычной московской мещанской семье достатка ниже среднего уровня. Мать его, Вера Егоровна, вышла замуж совсем юной за уже немолодого (за 40) вдовца, к тому же поляка и, как следствие, католика Бронислава Новицкого. Сохранившаяся в семейном альбоме фотография свидетельствует, что он был внешне хоть и не красавцем, но достаточно привлекательным и выглядел моложаво.

Бронислав Новицкий, отставной рядовой, музыкант 6-го Гренадерского Таврического полка, имел от первого брака сына Павла и дочь Пелагею. Жили Новицкие на Земляном Валу, близ церкви Николая Угодника, в доме Дубровина. Бронислав имел небольшую швейную мастерскую, в память о которой в семье сохранились лишь огромные портняжные ножницы да рассказы о том, что портные, когда шили, сидели по-турецки на столах и пели. Видимо, глава семейства был довольно гостеприимным хозяином, сохранились рассказы о веселых вечеринках, которые он имел обыкновение устраивать. Вообще, он вел светский образ жизни, водил жену в театр и на концерты.

В 1876 году в семье Новицких рождается дочь Анна, через 4 года - 27 июня по старому стилю (10 июля) 1880 г. - сын Иван. Как сообщает выпись из метрических книг, незадолго до рождения сына, 1880 года, "февраля шестнадцатого (16) дня... Бронислав Новицкий, Римско-католического вероисповедания присоединен по чиноположению церковному к Греко-Российской православной церкви и назван Борис". Восприемником его был "московский цеховой шапочного цеха Григорий Иванов Белугин". А через год Борис Иванович Новицкий скончался от чахотки 51 года от роду, оставив двадцатидвухлетнюю вдову Веру Егоровну с двумя детьми: Анной четырех лет и Иваном восьми месяцев, без средств к существованию и богатых родственников.

По воспоминаниям близких людей, молодая вдова обладала большой волей и всю себя посвятила детям. Влияние ее на сына было огромным. Достаточно сказать, что уже взрослым он (обладавший изумительным музыкальным слухом) купил себе пианино и хотел учиться музыке. Однако Вера Егоровна сочла, что это - "распыление" сил, отрывающее от юриспруденции, и буквально через несколько дней инструмент по ее настоянию был продан.

После смерти мужа, чтобы как-то свести концы с концами, Вера Егоровна продала швейную мастерскую, семья переехала в более дешевую квартиру в дом Смирнова. В 1887 году она отдала сына в Мясницкое городское училище, где обучение было бесплатным. Учеба продвигалась успешно, и директор училища Победин выделил способного ученика: он предложил попечителям оплатить обучение Ивана в гимназии. Видимо, и дочь Победина посвятила жизнь школе: в 330-й средней школе уже в 30-е годы в младших классах преподавала Победина.

После окончания училища в 1891 году Иван был принят в 4-ю московскую мужскую гимназию. Первые полгода обучения были оплачены купцами-благотворителями. За хорошую успеваемость, начиная со второго полугодия, он был освобожден от платы за учение, а затем его приняли на стипендию.

4-я гимназия, где учился Иван Новицкий, находилась на Покровке, в знаменитом "доме-комоде". Учились в гимназии дети из самых различных слоев общества, однако в среде учеников резких различий учителя не делали. Да и сами гимназисты, как правило, не находили нужным хвалиться своим богатством. В свое время ныне покойный Л.А. Лунц рассказывал мне, что гимназист Г.В. Чичерин, ставший впоследствии наркомом иностранных дел в правительстве Ленина, выходил из своего экипажа за два квартала до гимназии, чтобы подойти к ней, как все остальные гимназисты, пешком. (Здесь, правда, речь идет о другой гимназии).

Гимназия, где учился Иван Новицкий, была довольно известной. В книге, выпущенной в 1899 г. и посвященной 50-летию гимназии, среди ее выпускников названы профессор Санкт-Петербургского университета Н. Дювернуа, ректор Санкт-Петербургского университета В. Сергеевич, профессор Московского университета, ставший впоследствии известным английским ученым П. Виноградов, академик Императорской Академии наук А. Шахматов, Савва и Сергей Морозовы - директор и участник товарищества мануфактур. В 1899 г. одновременно с И. Новицким закончили эту гимназию Е. Корсаков, в будущем известный психиатр, историк Б. Сыроечковский, барон А. Нольде - деятель кадетской партии. Я привожу наиболее известные имена, которые знакомы многим. Но и другие выпускники занимали высокие должности в государственном аппарате, проявили себя в различных областях науки и техники.

Столь серьезные успехи выпускников проистекали не только из их талантов и способностей - в основе этих успехов лежала весьма эффективная организация гимназического образования, вышколенный состав преподавателей.

О гимназическом обучении сохранилось много воспоминаний. О годах, проведенных в гимназии, писали С.Я. Маршак, К.Г. Паустовский, К.И. Чуковский. Они изнутри осветили деятельность этого учебного заведения. Меня в данном случае интересует чисто техническая сторона проблемы. Итак, в России имелись как государственные, так и частные гимназии. В соответствии с законодательством все работавшие в государственной гимназии лица обладали в течение пребывания в ее штате правами государственного служащего. Директора и инспектора гимназий - с момента зачисления, а преподаватели после 4 лет выслуги производились в чины, соответствующие их должности, и приобретали статус государственного служащего. В частности, они пользовались правом на получение пенсий и единовременных пособий. Оплата их труда производилась из средств государственного бюджета, плата, взимаемая с учеников, не являлась основным источником для выплат. Ее могли использовать для расширения штатов, предусмотренных Министерством народного просвещения и "вспоможения" учителям и другим служащим.

Директор гимназии имел 5-й класс должности, что соответствовало статскому советнику и давало право на казенную квартиру и 1200 руб. серебром годового жалованья, плюс 800 руб. серебром столовых. По положению в Табели о рангах он соответствовал члену окружного суда. Учителя имели 8-й класс коллежского асессора, с окладом от 1200 до 1400 руб. серебром. По тем временам это были большие деньги. Служба в гимназии была уважаемой в обществе, а это способствовало привлечению к работе знающих, опытных преподавателей. Не чуралась работы в гимназиях и профессура высших учебных заведений. Да и сами учителя гимназии не отставали от университетских преподавателей. В книге Д. Соколова "Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии (1849-1899 гг.)" (М., 1899) приведены сведения о преподавательском составе, из которых явствует, что значительная часть учителей имела печатные труды.

4-я гимназия была классической, то есть упор в обучении делался на изучение классической древности и гуманитарных наук. Учебные планы были относительно стабильны, хотя под воздействием ситуации менялись. Так, после убийства Александра II увеличилось число часов на изучение Закона Божьего. (Кроме православных священников занятия вели: для лютеран - пастор-викарий, а для католиков - ксендз).

С 1-го класса Иван Новицкий был не просто отличником, а первым учеником. Сейчас образование, которое получали гимназисты, может показаться недостаточным. Но в конце XIX - начале XX в. оно давало хорошую базу для продолжения обучения в области гуманитарных наук. Так, познания в латинском и древнегреческом языках давали возможность ученикам старших классов читать с листа не только прозаические произведения, но и поэзию, включая Горация и Гомера. Изучение двух иностранных языков - немецкого и французского, также было достаточно углубленным. В анкете, заполненной в 1954 г., Иван Борисович написал, что хорошо знает немецкий и французский, хорошо читает по-итальянски и может читать по-английски. Примечательно, что русский язык изучался вместе с церковно-славянским (что вполне естественно, если учесть, что православное богослужение ведется на этом языке). Из всех предметов, а, помимо названных, преподавались логика, математика, физика, история, география, чистописание, рисование, только по рисованию у круглого отличника Новицкого была четверка. Внимание, прилежание и поведение оценивались по отдельности и также были отличными. Помимо предметов, изучение которых оценивалось, а по некоторым (таким, как Закон Божий, русский, латинский, греческий, немецкий языки, математика, география) ежегодно проводились экзамены, имелись дисциплины, по которым занятия проводились факультативно: церковное и светское хоровое пение, музыка, черчение, танцы, гимнастика. С 90-х годов в гимназиях открылись уроки военной гимнастики, готовившие молодых людей к отбыванию воинской повинности.

Жизнь гимназистов была расписана Правилами для учеников гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения (1874 г.), которые помещались в начале дневника каждого гимназиста ("Сведения об успехах и поведении"). В 3-м классе Иван Новицкий писал сочинение на тему "Учебный день" в форме письма к другу. Вот как описывает свой день сам гимназист (не отклоняясь, естественно, от требований Правил):

"Любезный товарищ! В то время, как ты скучно проводишь время в деревне и не знаешь, как жить день, у меня проходит день незаметно: не успеешь встать, как уж наступает ночь. В прошлом письме ты просил меня описать учебный день, и вот я исполняю твое желание:

Я встаю каждый день в шесть часов утра, одеваюсь, читаю молитву, пью чай, затем я начинаю повторять уроки. Около четверти 9-го я отправляюсь в гимназию и дожидаюсь начала занятий внизу, в сборной. Без 20 минут девять нас ведут по двое в класс. Во время перемены я приготовляю книги для предстоящего урока. Перед началом учения дежурный читает молитву. По окончании 3 уроков мы идем в сборную завтракать, а после завтрака опять отправляемся в класс. Когда кончаются уроки, мы читаем молитву и, собравши книги и одевшись, идем домой. По прибытии домой я обедаю, а затем 2 часа гуляю. Около шести часов я принимаюсь за уроки и кончаю их к 8-ми часам. В 8 часов я пью чай, а в 10, прочитавши молитву, ложусь спать.

Москва, 8 марта 1894 г. Н.И."

Однако интерес представляют сочинения, которые писали в старших классах. Гимназистам предлагались исторические, философские темы. Для написания сочинения требовалось знание классических текстов. Обращается внимание на патриотическую проблематику: ученики 7-го класса пишут домашние сочинения: "Петр Великий в произведениях Пушкина", "В каких исторических событиях наиболее проявился патриотизм русского человека". В 8-м, последнем, классе - проблемы более серьезные: "Важнейшие основы русской государственности". Большое внимание уделялось воспитанию нравственности. Тему классного сочинения "Счастье не вне нас, а в нас" Иван Новицкий раскрывает с позиций православного человека: счастье в труде и в чистой совести. Полного счастья быть не может, так как оно требует, чтобы и все другие люди были счастливы. Вывод: "Полного счастья человек не достигает на земле, но он может приблизиться к идеалу и тем успокоить свою жизнь".

И еще несколько слов о роли гимназии в воспитании художественного вкуса. Не секрет, что гимназическая программа обучения большой упор делала на гуманитарные науки. Важное место занимало изучение классической древности. Ясность, простота, реализм в искусстве, подлинные глубокие чувства в литературе, четкость изложения мысли в философии, праве, естественных науках, - все это не могло не оказать влияния на вкусы целого поколения. Жизнь распорядилась так, что художественной литературе, опере (пожалуй, наиболее любимый Иваном Борисовичем вид искусства) во второй половине своей жизни Новицкий уделял мало внимания; все время съедала научная работа. Однако вкус его в области литературы можно понять по библиотеке, собранной в 900-е годы. Безусловное предпочтение отдается русской литературе. Из европейской - Шекспир, Гейне, Мольер. Русская литература представлена широко: от Жуковского до современников, включая малознакомых нынешнему читателю Надсона, Мея, Гаршина. Собрания сочинений Бунина, Чехова, Куприна, Короленко. Трилогия Мережковского "Христос и Антихрист" была переправлена Ивану Борисовичу из Берлина его бывшим студентом Савичем вместе с Германским Гражданским Уложением. Покупал издания "Мир искусства", но все же сохранил представление, что "поэзия должна быть проста и близка к природе" (как писал в своем сочинении).

Программа гимназии была составлена таким образом, чтобы в высшем учебном заведении не повторять пройденного. Поэтому в учебный план юридического факультета не входило изучение иностранных языков и, в том числе, латыни. Однако представляет интерес уровень знаний по латинскому языку выпускников гимназии. Привожу "Программу для успешного испытания учеников VIII класса Московской 4-ой гимназии по латинскому языку. 1898/9 уч. год".

1. Начало римской литературы. (Зачатки римской литературы, греческое влияние, комедия и сатира).

2. Архаический период. Поэзия (Ливии Андроник, Плавт, Энний, Теренций, Луцилий). Проза (Начало римской историографии).

3. Золотой век. Поэзия (Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций, Тибулл, Проперций и Овидий).

4. Биография Горация.

5. Сочинения Горация. Его значение в истории литературы.

6. Проза. Историки (Цезарь, Саллюстий, Корнелий Непот, Т. Ливии). Ораторы и ученые (Цицерон и Варрон).

7. Серебряный век. Поэзия (Федр и сатирики Персии, Ювенал, Марциал). Проза (Тацит, Светоний, Плиний и Квинтилиан).

8. Магистраты. Условия избрания. Права магистратов.

9. Magistrates ordinarii maiores.

10. Magistratus ordinarii minores.

11. Magistratus extraordinarii.

12. Народные собрания.

13. Сенат.

14. Деление судов. Председательство. Судьи. Судопроизводство.

15. Войско. Солдаты.

16. Офицеры. Одежда и оружие.

17. Багаж. Войско во время передвижения (agmen).

18. Лагерь.

19. Битва. Осада.

20. Юлианский календарь.

21. Перевод 1-ой оды 1-ой книги Горация.

22. Гораций: 1-ая книга, 10-ая ода.

23. Гораций: 1-ая книга, 11-ая ода.

24. Гораций: 1-ая книга, 24-ая ода.

25. Гораций: 1-ая книга, 31-ая ода.

26. Гораций: 1-ая книга, 37-ая ода.

27. Гораций: 2-ая книга, 10-ая ода.

28. Гораций: 3-ья книга, 1-ая ода.

29. Гораций: 3-ья книга, 2-ая ода.

30. Гораций: 3-ья книга, 30-ая ода.

31. Гораций: 4-ая книга, 3-ья ода.

32. Гораций: 2-ой эпод.

33. Гораций: 2-ая ода, 2-ая книга.

От времени учебы сохранилось воспоминание о методе борьбы одного из учителей с перочинными ножичками, которые гимназисты имели обыкновение носить с собой. Если он замечал его у ученика, то сразу отбирал и выбрасывал в окно. Гимназисты младших классов развлекались тоже довольно своеобразно. Перед началом урока гимназист барон Гольдендах протягивал через классную комнату веревку, собирал у товарищей носовые платки и развешивал их на веревке. После прихода преподавателя происходил типичный диалог:

- Барон! В чем дело?

- А у меня сегодня стирка.

Но спустя 8 лет гимназию покидали уже вполне взрослые (19-летние) люди. Иван заканчивал гимназию в юбилейный год: праздновалось 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Выпускная фотография запечатлела преподавательский состав и выпускников на фоне сцены из пушкинской "Русалки". Наташа говорит князю: "Постой, тебе сказать должна я что-то. Не помню что..." "Припомни...",- эти слова князя должны были вернуть зрителя к воспоминаниям о прошлых гимназических годах. На общей фотографии фото Ивана Новицкого помещено в самом верхнем ряду среди учителей. Так подчеркивались успехи первого ученика, получившего золотую медаль. Забегая вперед, скажу, что медаль эта, сделанная действительно из золота, сослужила добрую службу: в трудные 30-е ее снесли в торгсин. Помимо медали Новицкому было вручено шеститомное издание "Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток". Насколько взрослыми чувствовали себя выпускники-гимназисты, видно не только из того, что, несмотря на категорический запрет "Правил для учеников гимназий..." носить усы, почти все молодые люди запечатлены с усиками, но и из надписей на фотокарточках, которыми они обменялись на память. Только самые близкие друзья обращались в них по имени и на "ты". Остальные подписи - на "вы" и по имени и отчеству.

Впрочем, взрослеть Иван Новицкий стал намного раньше. Будучи отличником, он довольно рано начал репетировать. Вероятно, начиная с 3-го класса, когда женился сводный брат Павел. Среди учеников Ивана был и один из родственников владельцев Казанской железной дороги. Когда летом он с родителями выезжал на дачу, репетитор навещал его на природе. Сохранилось воспоминание об этих поездках. Иван ехал к своему ученику поездом. Поскольку дача располагалась в некотором отдалении от станции, поезд останавливали специально для репетитора там, где было удобнее добраться до места. Сохранился снимок этой дачи и ее обитателей. Роскошный двухэтажный деревянный дом с огромной верандой, украшенный резьбой, а вокруг лес. Нарядные люди, собака... Сами Новицкие собак не держали, а вот кошки были всегда.

В репетиторской практике Ивана был и такой случай. Иван заболел корью и не мог вести занятия. Родители его ученика послали узнать, как он себя чувствует и какая у него температура. Градусники тогда только-только входили в обиход и были не у всех, а у Новицких, семьи небогатой, его и подавно не было. Вера Егоровна так и сказала: "Температуру не знаю, так как нет градусника". Однако в ответ термометр был прислан. Возникла вторая трудность: мать Ивана не знала, как измерять температуру. Спрашивать же у благодетелей не хотелось: зачем показывать свою необразованность и тем самым косвенно унижать уважаемого репетитора. Положение спасла... императрица Александра Федоровна: она в это время тоже болела, причем тоже корью. Сводки о ее состоянии здоровья ежедневно печатались в газетах. Оттуда Вера Егоровна и брала сведения о температуре и сообщала их интересовавшимся родителям ученика.

Окончившим гимназию - была прямая дорога в университет. Иван Борисович избирает юридический факультет Императорского Московского университета. Этот факультет открывал возможность не только для карьеры научной и чиновничьей, но также и для довольно доходной адвокатской деятельности. Вообще юридический факультет открывал широкие перспективы для карьеры. На Ивана Борисовича даже обиделся учитель словесности: он видел своего ученика студентом историко-филологического факультета.

 

Университет. Начало научной и педагогической деятельности

 

Вся жизнь И.Б. Новицкого так или иначе была связана с Московским университетом. Даже 4-я гимназия, где он учился, являлась в какой-то степени преемницей дворянской гимназии при университете, открытой 26 апреля 1755 г. куратором Шуваловым для подготовки ее воспитанников в университет, а затем преобразованной в Московский дворянский институт, на базе которого после его упразднения и была учреждена 4-я гимназия.

В 1899 г. И.Б. Новицкий поступил на юридический факультет Императорского Московского университета. Учился он бесплатно и даже получал стипендию, что при платности обучения свидетельствовало как о блестящих успехах студента, так и о его материальной несостоятельности.

О годах учебы в университете сохранилось мало сведений. Известно, что после окончания в 1899 г. гимназии И.Б. Новицкий был с сентября зачислен на 1-й курс юридического факультета, который он закончил в 1903 г. Вероятно, с первого курса его внимание привлекло римское право. Сохранилась одна из многочисленных тетрадей по истории римского права, по которой можно судить о том, как Иван Борисович работал. Тетрадь озаглавлена "Курс истории римского права, читанный проф. Хвостовым в 1899-1900 гг., составленный по записям студента 1 к. Новицкого". Тетрадь имеет второй порядковый номер и сплошную, начиная с первой, нумерацию страниц. Конспекты лекций были аккуратно переписаны с черновиков без сокращений и помарок. Видимо, с этого времени И.Б. Новицкий начинает вести научную работу под руководством В.М. Хвостова. Сохранился отчет студента Новицкого о его работе над изучением литературы по римскому праву.

"Подготовка моя по римскому праву началась с изучения учебника истории гражданского права Girard'a (Manuel elementaire de droit romain). Имея в виду значение изучения предмета по первоисточнику, я проверял сказанное в тексте по тем сочинениям и фрагментам римских юристов, ссылки на которых я находил в примечаниях...

Что касается содержания Manuel elementaire, то, за исключением немногих страниц, отведенных во вступлении суммарной истории римского государственного права и источников права, - курс Girard'a посвящен истории гражданского права и процесса. Как и все французские учебники, руководство Girard'a написано по Институционной системе (personae, res, actiones) со всеми ее достоинствами и недостатками. К первым надо причислить цельность впечатления от каждого института, ко вторым - отсутствие общего колорита какой-либо эпохи (отсутствие общей части). Изложение Girard'a поражает легкостью и изяществом, взгляды, высказываемые им по различным вопросам, в большинстве случаев заслуживают сочувствия по своей безыскусственности и соответствию источникам.

В пополнение сведений об истории гражданского процесса прочитана была соответствующая часть Geschichte des romischen Rechts - Барона. Автор предлагает здесь очень подробный подбор источников, это особенно важно потому, что у Girard'a отдел об истории гражданского процесса изложен короче других. Однако, с другой стороны, здесь же кроется и причина недостатка книги Барона, этот недостаток сводится к неразборчивости автора в выборе источников и к недостаточной выпуклости изложения, не выделяющего главных частей от второстепенных (тот же недостаток присущ и Пандектам Барона). Что касается содержания, то из Geschichte Барона мною было получено цельное впечатление о римском судоустройстве разных эпох - вопрос, оставшийся после изучения Girard'a невыясненным. Нельзя тем не менее не пожалеть, что Civilprocess написан по Институционной методе, а не синхронистической. Гражданский процесс - одна из областей права, наиболее характеризующая эпоху, и в этом отношении синхронистическая метода могла бы быть очень полезна, давая общий фон каждой эпохи, на котором развивалась правовая жизнь права. Чрезмерной сжатостью проникнуто изложение экстраординарного процесса императорской эпохи.

Вслед за тем я перешел к изучению догмы права. С этой целью в основу занятий положены были Пандекты Дернбурга. Но так как "общая часть" права почти совершенно отсутствует у Girard'a, а между тем представляет, пожалуй, наибольший интерес и значение, то этот отдел был проштудирован также по Regelsberger, Pandekten. Характерная особенность последнего автора - в его философском направлении. Вместе с тем Regelsberger обращает серьезное внимание на потребности жизни, оборота. С такой точки зрения истолковывает он и источники, не извращая их смысла и даже не прибегая к большим натяжкам, автор в случаях, не решенных безусловно или допускающих двоякое толкование, объясняет их именно, руководствуясь масштабом "воззрений и потребностей оборота". Особенно удается ему это в отделе об юридических сделках, отвечает нуждам современного оборота и глава об юридическом лице, где Regelsberger отстаивает теорию социального организма...

Покончив таким образом с историей и догмой римского гражданского права и процесса, я обратился к изучению истории государственного права и источников права. В основу изучения положен был 1-й том Romische Rechtsgeschichte - Karlowa; параллельно я прочитывал соответственно Виллемса (Римское государственное право) и учебник В.М. Хвостова. Книга Karlowa представляет капитальный труд, детально разрабатывающий огромный материал. Надо признать, что древнейшие периоды у автора вышли слабее, потому что он иногда чрезмерно доверчиво относится к источникам, не совсем достоверным. Так, например, борьба сословий у Karlowa почти целиком воспроизводит римский традиционный рассказ, правдоподобие которого в новейшей критической литературе поставлено под очень сильное сомнение. Виллемс поступил в этом отношении несомненно научнее, опустив весь этот отдел. Но дальнейшие периоды истории государственного права и источников права обработаны в книге Karlowa строго научно. Большим достоинством автора является его изложение, особенно по сравнению с сухим языком Виллемса, дающего только конспективное изложение. Много ценных указаний содержится в книге Карлова о жизни и деятельности римских юристов. Обращено также надлежащее внимание и на экономическую сторону жизни римского народа, стоявшую, как и везде, в тесной связи с законодательством. Преимущество книги Виллемса - в богатых библиографических указаниях".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.