Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Наследование




Тема 6. Обязательства

Obligatio – обязательство;

Pacta - неформальные соглашения, не снабженные исковой защитой;

Pacta sunt servanda - всякое соглашение должно быть исполнено;

Culpa – вина;

Dolus – умысел;

Delictum – правонарушение.

Testamento – завещание;

Heres – наследник;

Legatum – легат - завещательный отказ, безвозмездное предоставление третьему лицу имущественной выгоды;

Fideicomissa – фидеикомиссы - неформальные устные просьбы умирающего в пользу третьего лица.

Задания для выполнения контрольной работы по Римскому праву

Вариант № 1

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «1»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. Рим трижды завоевывал мир – легионами, христианством и правом. Каким образом и в связи с чем приходило завоевание мира римским правом?

2. С какой целью на Ваш взгляд между двумя стадиями легисакционного процесса был установлен временный разрыв в 30 дней?

Задача.

Гай Теренций заказал у мастера изготовление амфоры для своей виллы по специально снятым размерам и из особо ценной породы глины; он также приобрел у мастера большую партию имевшейся у того в наличии глиняной посуды. Когда мастер доставлял товар, необъезженный мул, впряженный в повозку, опрокинул ее, в результате чего вся привезенная посуда оказалась разбитой, а ворота дома Теренция - поврежденными. Гай Теренций потребовал повторного представления ему аналогичного товара, включая повторно изготовленную амфору, а также возмещения ему убытков, вызванных повреждением ворот.

Обоснованны ли требования? Из каких оснований возникали обязательства по римскому праву?

Вариант № 2

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «2»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. Римское право допускало для претора возможность, осуществляя правосудия на первой стадии jn jure, рассматривать претензии сторон не в присутственном месте, а у себя дома. Как Вы считаете, какова была одна из главных функций претора на этой стадии процесса?

2. У римского гражданина было три внука. Один был рожден дочерью, состоящей в «правильном» браке (cum manu), другой родился в семье эманципированного сына. Какой из внуков находится под властью деда?

Задача.

Тит Юлий продал Марку Лукрецию упряжку волов в порядке простой традиции. Через некоторое время, когда последний уже использовал животных в своем хозяйстве, Тит Юлий обратился к претору с требованием выдать приказ о восстановлении его владения волами, поскольку Марк Лукреций не имеет на них права собственности и владеет ими незаконно. Марк Лукреций ходатайствовал перед претором о защите его интересов.

Как Вы квалифицируете требование, с которым Тит Юлий обратился к властям; в чем его особенности? Как должен поступить претор? В чем отличие квиритской собственности от бонитарной? Назовите известные Вам способы приобретения права собственности.

Вариант № 3

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «3»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. Какие требования предъявляло классическое римское право к приобретению вещей по давности? Какие вещи по давности приобретаться не могли?

2. Как Вы считаете, какой из четырех типов договоров (литтеральный, консенсуальный, вербальный, реальный) является самым древним? Свой ответ обоснуйте.

Задача.

Луций Корнелий предоставил Квинту Юнию право долгосрочной аренды земельного участка для строительства дома. Для ведения работ Квинт Юний одолжил у Секста Вергилия повозку и строительные инструменты, обязавшись в качестве платы за пользование побелить стену дома Секста Вергилия, выходящую на его земельный участок. По окончании строительства В не вернул одолженное, а по прошествии года прекратил вносить плату Луцию Корнелию за пользование землей. В ответ на требования кредиторов Квинт Юний заявил, что поскольку Секст своевременно не истребовал свое имущество, он приобрел право собственности на это имущество по давности владения. Что касается земли, то после возведения на ней строения, которое невозможно отделить от участка, последний считается принадлежностью дома. Спорящие обратились к судье.

Дайте квалификацию и характеристику содержания отношений, которые возникли между участниками данного казуса. Какое решение должно быть вынесено по спору?

Вариант № 4

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «4»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. В чем заключается принципиальное различие между jus civil и jus gentium?

2. Наиболее распространенным видом легисакционного процесса был legis actio per sacramentum (процесс с внесением залога). С какими целями сторонами вносился залог?

Задача.

Умер Септимий Туллий, не оставивший завещания. Его близкие - жена, не имеющая собственного имущества, двое сыновей, три внука (дети умершего до открытия наследства третьего сына), два брата и дядя, - претендуют на наследство. Кредиторы умершего интересуются, как они теперь смогут удовлетворить свои требования.

Как следует ответить на их вопросы, руководствуясь положениями Новелл Юстиниана? В чем особенности наследования по закону и по завещанию по римскому праву? Что такое наследственная трансмиссия и наследование по праву представления?

Вариант № 5

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «5»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. Раскройте правовое значение времени (приобретательная давность, погасительная давность, законные сроки предъявления исков).

2. При коллизии права собственности и сервитутного права, собственность уступает сервитуту. Поясните этот римский принцип на конкретном примере?

 

Задача.

Римский гражданин Луций Целий купил лошадь в установленном порядке от несобственника, добросовестно считая ее принадлежащей продавцу на праве собственности. Спустя два года купленную лошадь опознал как свою римлянин Квинт Сей. Он истребовал ее у Луция Целия в судебном порядке.

Кого следует признать собственником лошади?

Вариант № 6

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «6»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. Какие различия существуют между ГК РФ и римским классическим правом по поводу условий действительности договоров?

2. Какие категории лиц были лишены права составления завещания? Почему?

Задача.

Гней Лепид предоставил для временного проживания Манию Марку дом за определенную плату, которую Маний Марк внес за год вперед. Через 7 месяцев дом сгорел от удара молнии. Маний Марк потребовал возврата денег, уплаченных за последующие месяцы Гней Лепид возражал, поскольку его вины в пожаре не было, а деньги он истратил.

Как следует решить спор?

Вариант № 7

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «7»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. При каком условии правоспособность распространялась и на младенца, находящегося в утробе матери, т.е. ещё не рождённого на свет?

2. Приведите примеры новаций, являющихся основанием для прекращения обязательств?

Задача.

А.А. оккупировал чужое запущенное поле. Прошло более двух лет с момента завладения. Объявился собственник этой заброшенной земли, утративший связь с земледелием и заявляет о своём праве на неё. А.А. обращается за защитой к претору.

Как следует решить спор?

Вариант № 8

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «8»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. Что такое caput deminutio (умаление правоспособности) и в каких формах она существовала?

2. Какими способами уничтожается агнатическая связь?

Задача.

Лошадь, испуганная волками отбилась от табуна и приблудилась к чужому табуну и вместе с ним оказалась на дворе А.А. без участия этого лица: не загонял, не приманивал сеном. Большую часть года она паслась на его лугу. Владение данной лошадью не было насильственным и открытым (не тайным). Позже объявился Н.Н. -собственник этой лошади и хотел самовольно взять её. А.А. оказал сопротивление и обратился к претору за защитой, требуя доказательств права собственности, возмещения расходов, связанных с содержанием лошади.

Как следует решить спор?

Вариант № 9

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «9»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. Раскройте императорский фиск, как привилегированное юридическое лицо.

2. Каковы были юридические последствия назначения раба наследником в завещании?

Задача.

А.А. захватил чужую землю, служащую для посева и оставленную без присмотра в зимнее время, будучи уверенным, что её владелец Н.Н. не посмеет оказать сопротивление.

Будет ли отказано А.А. в данном случае претором в предоставлении интердикта, основываясь на порочности владения или нет, учитывая, что если факт насильственного или тайного лишения владения подтвердится?

В каком объеме А.А. должен был возвратить Н.Н. недвижимость? Должен ли А.А. возместить убытки?

Что в данной ситуации имело бы место, если захват сопровождался бы применением оружия?

Вариант № 10

(для студентов, чьи номера зачеток заканчиваются цифрой «0»).

При выполнении задания нужно ответить на два теоретических вопроса и решить задачу. Условие задачи переписывать не надо!

Вопросы:

1. Зачем требовалось присутствие жрецов-понтификов при усыновлении?

2. Какие существовали обязательные доли и обременения при наследовании?
Задача.

Некто А.А. получил в прекарий землю, с тем, чтобы в установленный срок она была возвращена Н.Н. Последний потребовал возврата прекария после истечения срока, но А.А. отказал. Н.Н. обратился к претору за защитой.

Как должен решиться спор?

 

Раздел №3. Методические указания по изучению курса.

 

Изучая соответствующую литературу по курсу римского права, следует прежде всего иметь в виду, что понимание каждого отдельного института невозможно в отрыве от всей нормативной системы, тем более, что упоминание о правовых формах и явлениях из других разделов права даются, как правило, бегло и неполно.

К новым понятием следует обращаться постепенно, на основе уже усвоенных первичных элементов римского частного права, чтобы как можно реже сталкиваться с необходимостью забегать вперед, нарушая последовательность изучения системы в целом.

Как правило, термины и понятия, необходимые для запоминания, выделяются авторами учебной литературы специально (иногда жирным шрифтом). Следует сразу же обращать на них внимание, т.к. в последующем изложение дается исходя из того, что читатель (студент) уже овладел этими понятиями.

При институционном построении материала относительная самостоятельность отдельных частей правовой системы складывается в том, что в каждом разделе в качестве новых вводится только понятия и терминология данной области права, тогда как упоминание институтов, подробно рассмотренных в других разделах, обычно сопровождается лишь практическими пояснениями, а латинские термины только переводом.

Студенты должны учитывать, что многие учебники снабжены указателями латинских терминов, с помощью которого можно проследить все упоминания того или иного латинского слова или выражения, уточнить смысл термина в различных разделах. Эти указания могут использоваться руководство для поиска тех мест учебника, в которых излагаются отдельные аспекты одного и того же института, если его содержание не позволяет рассмотреть его во всех деталях в одном разделе.

При подготовке к практическим занятиям, а тем более к - экзамену, важно помнить, что для успешного изучения предмета необходимо знакомство с источниками по римскому праву. Не в одном учебнике нельзя рассмотреть институты, формы и конституции римского частного права с той степенью подробности, с которой они были проанализированы самими римскими юристами.

Особое внимание при работе с материалам по римскому праву следует уделять юридической терминологии, смыслу соответствующих понятий и их эволюции вместе с развитием социально-исторических реалий. Без такой работы (которая, кстати, и не требует очень глубокого знания латыни) представление об обучаемом предмете остается неизбежно плоским, а эффект от изучения римского частного права – низкий.

Этой задачи нужно подчинить и выбор имеющихся текстов римских юристов, процессуальных формул и правил (принципов) римского права. Внимательный анализ соответствующих текстов может открыть немало нового, заставить иначе взглянуть на уже знакомые явления.

Обращаясь к текстам первоисточников, следует помнить, что информация содержащаяся в суждениях римских юристов, не всегда поддается прямому пониманию, поскольку ее богатство можно вычитать только с учетом контекста: исторического, психологического, языкового, юридического.

Надеемся, что будущий юрист – профессионал, влекомый познавательным интересом, преодолеет трудности и прорвется к подлинному смыслу текстов создателей юридической науки, откроет для себя привлекательный мир первичных знаний о природе человека и смысле права.


Раздел 4. Самостоятельная работа над концептуально обобщающими вопросами по дисциплине «Римское право»

Вопросы для самопроверки:

1. В чем появляются различия между публичным и частным правом?

2. Что понимается под рецензией римского права?

3. В чем смысл изучения римского права российскими юристами?

4. Что означает термин ius civile (гражданское право) в древнеримском праве?

5. Что понимается под источником права?

6. Что представляет собой обычай как источник права?

7. Какое содержание Законов XII таблиц?

8. Что такое преторский эдикт?

9. В чем заключается деятельность римских юристов?

10. Что такое кодификация?

11. В чем заключается кодификация Юстиниана?

12. Каково содержание Дигест?

13. Что входит в кодекс Юстиниана?

14. Что собой представляют Новеллы?

15. Что такое институции?

16. Какие типы процессов по часто правым спорам известны?

17. Что такое легисакционный и формулярный процессы?

18. Что такое иск?

19. Чем личный иск отличается от вещного?

20. Каковы особые средства преторской защиты?

21. Что такое интердикт?

22. Что означает понятие «исковая давность»?

23. Чем правоспособность отличается от дееспособности?

24. В чем заключается роль опекуна и роль попечителя?

25. Существовало ли в римском праве понятие юридического лица?

26. Каковы правильные черты римской семьи?

27. Что такое агнатское родство?

28. Что представляет собой когнатское родство?

29. Как определялись в римском праве понятие и степень родства?

30. Что представляет собой брак в римском праве?

31. Как складывались имущественные отношения между супругами?

32. Что такое эманципация?

33. Какова основная классификация имущественных прав?

34. Что такое владение?

35. Как развивался институт собственности в Древнем Риме?

36. Что понимается под правом на чужие вещи?

37. Что такое обязательство (obligatio)?

38. Как развивалось римское договорное право?

39. Чем отличается друг от друга отдельные виды обязательств?

40. Что такое легаты и фидеикомиссы?

Тесты для внутрисеместровой аттестации студентов.

1. Ульпиан право своей страны делил на:

а) писанное и неписанное

б) публичное и частное

в) цивильное и право народов

2. Источниками Римского права являются:

а) обычаи предков, законы народного собрания, эдикты магистратов, сенатусконсульты, конституции принцепсов, деятельность юристов, свод гражданского права

б) обычаи, законы, эдикты магистратов, сенатусконсульты, конституции принцепсов, деятельность юристов, дигесты

в) обычаи, законы народного собрания, эдикты магистратов, сенатусконсульты, рескрипты, мандаты, респонса, институции, дигесты

3. Респонса – это:

а) редактирование договоров и исков

б) руководство юридическими действиями сторон

в) консультации юристов

4. Назовите право, сложившееся в практике магистратов………………………..

5. Срок действия юридической программы магистрата по защите нарушенных прав и интересов римских граждан:

а) шесть месяцев

б) один год

в) три года

6. Какое название имели постановления народного собрания?

а) законы

б) интердикты

в) эдикты

7. В каком году всему свободному населению Римской империи было предоставлено римское гражданство?

а) 107

б) 212

в) 354

8. Закон «О цитировании юристов», изданный в 426 году, предписывал судьям и чиновникам держаться мнения пятёрки юристов. Выделите их:


а) Гай

б) Лабеон

в) Марциан

г) Модестин

д) Павел

е) Прокульян

ж) Папиниан

з) Помпоний

и) Ульпиан


9. Перечислите составные части Свода гражданского права……………………

………………………………………………………………………………………

10. Гражданский кодекс Наполеона заимствовал структуру у

а) “Corpus iuris civilis”

б) кодекса Юстиниана

в) преторского эдикта

г) Институций Гая

11. В легисакционном процессе римское право выделяло:

а) 5 видов исков

б) 3 вида исков

в) 4 вида исков

г) 2 вида иска

12. Конституция в древнем Риме означала:

а) основной закон

б) распоряжение императора

в) систему норм

г) систему управления

13. Правоспособность в области частного права в Древнем Риме у девушек наступала с:

а) 16 лет

б) 12 лет

в) 13 лет

г) 14 лет

14. Торжественная (религиозная) форма брака имела название:

а) коэмпцио

б) конфарреацио

в) узус

15. Роль учебного пособия в кодификации Юстиниана играли:

а) Дигесты

б) Новеллы

в) Институции

г) Постоянный эдикт

16. Наибольшую известность в Древнем Риме получили юридические школы:

а) сабиньянцев и прокульянцев

б) преторского права

в) цивильного права

г) права народов

17. Действие законов XII таблиц в Древнем Риме распространялось на:

а) всех жителей Древнего Рима

б) граждан Рима

в) патрициев

г) плебеев

18. В Древнем Риме существовали следующие виды наследования:

а) выморочное

б) универсальное

в) по закону Петелия

г) сингулярное

19. Понятием res incorporales можно обозначить:

а) воду

б) воздух

в) право наследования

г) рабов

20. Вербальным назывался договор:

а) заключенный в устной форме

б) в предоставлении приданого

в) воздержаться от каких-либо действий

г) заключенный в письменной форме

21. Литеральным назывался договор:

а) дарения

б) заключенный в устной форме

в) заключенный в письменной форме

г) купли-продажи

22. Закон Фальцидия устанавливал:

а) равенство патрициев и плебеев

б) отменял продажу граждан в рабство

в) ограничивал права патрициев

г) ограничивал количество завещательных отказов (легатов) и устанавливал обязательную четверть наследства прямых наследников

23. Закон Петелия устанавливал:

а) ограничение легатов

б) отмену долгового рабства

в) ограничение прав плебеев

г) отмену телесных наказаний для граждан Рима

24. Pacta nuda – это:

а) консенсуальные контракты

б) «голые» пакты

в) защищенные пакты

г) вербальные контракты

25. Древнейший свод законов в Риме – это:

а) Законы XXI таблиц

б) Новеллы

в) Дигесты

г) Кодекс Юстиниана

26. Гай – это:

а) Претор

б) Известный римский юрист

в) Сподвижник Цезаря

г) Первый император

27. Основная форма правообразования претора – это:

а) рескрипт

б) интердикт

в) декрет

г) эдикт

28. Магистраты – это:

а) магистры римского права

б) высшие должностные лица

в) прославленные легионеры

г) известные римские юристы

29. Перегрины - это лица:

а) из числа клиентов

б) не имевшие ни римской, ни латинской правоспособности

в) ставшие латинами

г) обладавшие частичной правоспособностью

30. Жителям римских провинций права римских граждан предоставил:

а) кодекс Юстиниана

б) император Август

в) эдикт Каракаллы

г) император Марк Аврелий

31. Клавдий женился на Люции, не получив развода с Юлией. Когда это открылось, Клавдий:

а) выплатил крупный штраф

б) был сослан на галеры

в) был ограничен в правоспособности в соответствии со статусом infamia (бесчестье)

г) был казнен

32. Pater familias – это:

а) Родовое имя

б) Отец – глава семейства

в) Фамильная реликвия

г) Старший сын

33. Легаты – это:

а) разновидность декретов

б) завещательные отказы

в) проскрипции

г) разновидность фидеикомиссов

34. Первый класс наследников – это:

а) восходящие родственники

б) нисходящие родственники

в) неполнородные братья и сестры

г) двоюродные братья и сестры

35. В составлении реальных контрактов самостоятельное значение имели:

а) договоры найма и купли-продажи

б) договоры подряда и поручения

в) договоры займа, ссуды, хранения

г) «голые» пакты

36. Каких прав был лишен перегрин?

а) права обладания квиритской собственностью

б) права наследования имущества

в) права требовать рассмотрения его иска в легисакционном процессе

г) права занятия ремесленной или торговой деятельностью

37. Согласно римскому праву владение приобреталось:

а) телесным воздействием на вещь

б) по уговору

в) волей владеть

г) по необходимости (и против воли)

д) ради какой-либо посторонней выгоды

38. Производным приобретением права собственности будет по римскому праву:

а) традиция

б) оккупация

в) распоряжение на случай смерти (завещание)

г) приобретение по давности владения

д) присуждение (приобретение по судебному решению)

39. Переход собственности без телесной передачи вещи был возможен при:

а) манципации

б) традиции

40. Как прекращается действие вещного сервитута?

а) погасительной давностью

б) приобретением служащего участка собственником участка господствующего

в) через публичный отказ, сопровождаемый ин юре цессио

г) установлением родственных отношений между собственниками господствующего и служащего участков

д) переменной собственников

е) в результате обмена господствующего участка на служащий

41. К какому институту ближе всего стоит эмфитевзис?

а) владения

б) собственности (подобию собственности)

в) аренды

г) держания

42. Согласие, данное вследствие заблуждения, недействительно, т.к.:

а) сделка становится явно убыточной

б) противоречит доброй совести и справедливости

в) отсутствует воля

43. Нет вины:

а) если не было злого умысла

б) если лицо действовало как рачительный и осмотрительный хозяин

в) если исполнению помешал случай (пожар, ураган, наводнение и пр.) – то, что называют «непреодолимой силой» (vis maior)

44. Кого можно считать платежеспособным?

а) того, кто обещает исполнение, если ему будет предоставлена рассрочка

б) того, кто обещает расплатиться, как только получит ожидаемое наследство

в) того, кто обещает уплатить всю сумму, но не сразу

45. Может ли должник, взявший взаймы под залог всего своего имущества:

а) продавать из него что-либо, включая приплод

б) давать в приданное

в) получать новый заем под тот же залог

г) пользоваться вещами так, что это – по их природе – ухудшает их состояние

46. Что следует считать ошибкой, порочащей договор:

а) сказано не то, что хотел сказать

б) не сказал то, что, быть может, самое важное для соглашения

в) думал, что подарок, а оказалось – купля-продажа

г) думал, что допустимо, а оказалось запрещено законом

47. Какие нормативные акты связаны с именем трибуна Аквилия:

а) о причинении вреда

б) о неоплатном должнике

в) об обмане

г) о процентах по займу

д) о новации договоров через стипуляцию

48. Эманципированный сын, желая участвовать в открывшемся после отца наследстве, должен внести в общую наследственную массу:

а) только то, что получил от отца

б) стоимость приданного, которую он дал вышедшей замуж дочери

в) военный пекулий

49. В каких случаях число свидетелей, удостоверяющих завещание, предписывалось увеличивать (или вызывать нотариуса)?

а) когда наследодатель назначает своими наследниками всех своих законных наследников, но не в равных долях

б) при завещании слепого, глухого, немого

в) во время эпидемии

50. Можно ли утверждать, что наследование есть преемство прав наследодателя:

а) всех

б) особенных

в) некоторых

г) особо оговоренных в законе или завещании

Раздел №5 Литература

Список литературы.

Основная:

1. Кудинов О.А. Рмское право: Практикум.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.

2. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник для вузов. – М. Норма, 2005. Гриф МО

3. Римское частное право: Учебник / Под ред. И. Б. Новицкого, И. С., Перетерского. - М.: ИД «Юриспруденция», 2005.

4. Бойко А.И. Римское и современное уголовное право. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

5. Римское частное право: Конспект лекций. / Авт. М. М. Смирнов. – М.: Приор, 2001.

6. Платонов Е.В. Римское частное право (конспект лекции в схемах). – М., 2000

7. Омельченко О. А. Римское право: Учебник. М: Тон-Остожье, 2000.

8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. З.М.Черниловского. – М., 2000.

9. Черниловский З.М. Римское частное право. Элементарный курс. – М., 1997.

Дополнительная:

1. Кудинов О.А. Римское право. Краткий терминологический словарь-справочник / О.А. Кудинов.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.

2. Дигесты Юстиниана. В 8 т. / Перевод с латинского; Отв. ред. Л.Л. Кофанов. – М.: «Статус», 2002-2006.

3. Кузищин В.И. История Древнего Рима. Тексты и документы. В 2 частях. Часть 2. Римское право и общество. М. Изд-во: Высшая школа, 2005.

4. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая, Дигесты Юстиниана. М., 1997.

5. Хутыз М.Х. Римское частное право. – М., 1997.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.