КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Борьба патрициев и плебеев
Борьба патрициев и плебеев. Общественный Римское государство в период республики строй Рима в период расцвета республики. Государственный строй в период расцвета республики. Кризис республики и установление военных диктатур Вскоре после реформ Сервия Туллия Рим освободился от этрусского господства. Был изгнан и лишившийся своей дружины последний реке, происходивший из этрусков. В 509 г. до н. э. вместо рекса были избраны два военных предводителя из влиятельных патрициев, которых стали именовать консулами. С этого времени принято говорить об установлении в Риме республики.
В условиях республики плебейская беднота продолжала вести борьбу за право занимать участки на государственной земле и за запрещение долговой кабалы. Состоятельные плебеи, обогатившиеся за счет занятия ремеслом и торговлей, боролись за доступ в государственный аппарат. Борьба плебеев, то вспыхивая, то ослабевая, продолжалась до конца IV в. до н.э. Прибегая к своеобразным политическим забастовкам (выселение из Рима и отказ сражаться в римском войске), плебеи постепенно добились от патрициев ряда важных уступок. В 494 г. до н. э. им было дано право избирать для защиты своих интересов двух трибунов (выборы проводились на особых собраниях по трибам). Со временем трибутные комиции получили право издавать законы: сначала (с 471 г.) обязательные только для плебеев, а с 449 г. - для всей римской общины. Вели плебеи и борьбу за писаное право. Произведенная особой комиссией децемвиров («десять мужей») в 450 г. до н. э. запись действующих правовых обычаев имела большое значение не только для плебеев, но и для жизни всей римской общины. Писаные законы ограничили произвол патрициев в судах, упорядочили хозяйственные и правовые отношения в Риме. Будучи опубликованы на двенадцати бронзовых досках, они получили название Законов XII Таблиц. Вскоре (445 г. до н.э.) плебеи получили разрешение вступать в брак с патрициями (Законами ХII Таблиц такие браки были строго запрещены), что открыло им доступ в замкнутую патрицианскую среду. Начался процесс постепенного слияния богатых плебейских семей с патрицианскими. Это проявилось и в политической жизни: для плебеев постепенно становилось доступным замещение выборных государственных и жреческих должностей. Возможность занять консульскую должность появилась для них в 367 г. благодаря закону трибунов Лициния и Секстия. К концу IV в. плебеи получили право быть избранными на все высшие должности, что открывало им доступ в сенат. В ходе борьбы плебеи добились также права иметь небольшие участки на общественном поле (на основании того же закона Лициния и Секстия, в 367 г. до н. э.). Важным достижением плебеев было запрещение продажи в рабство за долги (по закону плебейского трибуна Петелия, в 326 г. до н. э.). Отныне должник отвечал перед кредитором только своим имуществом. Таковы важнейшие итоги борьбы плебеев.
Общественный строй Рима в период расцвета республики К III в до н. э. в Риме сложилось развитое рабовладельческое общество, в котором классу рабовладельцев-землевладельцев противостояли класс рабов и класс свободных мелких производителей-крестьян и ремесленников. Количество рабов в Риме сильно возросло (источники рабства: многочисленные войны, пиратство, естественное воспроизводство). Рабы стали основными производителями материальных благ. Их труд широко использовался в ремесле, на строительстве, в рудниках, в домах знати и особенно в сельском хозяйстве. Небольшие рентабельные рабовладельческие поместья, обусловившие расцвет римского земледелия, и большие скотоводческие латифундии обслуживались исключительно рабами. Эксплуатация рабов принимала все более интенсивный характер, расходы на их содержание свелись к минимуму. Положение рабов было крайне тяжелым. Римское право считало раба вещью (res). Сложился взгляд на рабов как на наделенное речью орудие (instrumentum vocale). Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества. Произвол хозяина ничем не ограничивался. С точки зрения римлян, рабам противостояли все свободные. Но и свободные различались по своему положению в зависимости от того, принадлежали они к римским гражданам или нет, да и граждане делились по социальному и политическому положению. «У греков и римлян, - писал Ф. Энгельс, - неравенства между людьми играли гораздо большую роль, чем равенство их в каком бы то ни было отношении» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 105.) Верхушку римского общества составили самые богатые и знатные патрицианские и плебейские семьи (крупные землевладельцы и рабовладельцы), которые к III в. до н. э. объединились в фактически замкнутый и привилегированный слой нобилей (знатных). Только они избирались на высшие должности в государстве и входили в сенат. Вторым по значению слоем в среде римских рабовладельцев были всадники. Так назывались незнатные, но состоятельные люди, разбогатевшие на занятии ремеслом, торговлей, ростовщичеством (по реформе Сервия Туллия служили во всаднических центуриях). Позднее они отошли от основной плебейской массы и оформились в особый слой. В их руках были сосредоточены промышленность, торговля, денежные богатства, рабы. Но доступа к управлению государством всадники не имели: нобилитет ревниво охранял свои политические привилегии. Поэтому всадники в III и II вв. до н. э. вели борьбу за демократизацию государственного строя. Вместе с тем оба слоя в классе рабовладельцев - нобили и всадники - несмотря на политические разногласия и распри объединялись всякий раз, когда активизировались массы бедных римских граждан. Несмотря на широкое применение рабского труда, труд свободных крестьян, собственников небольших земельных участков, городских ремесленников, мелких торговцев в пору расцвета Римской республики еще не утратил своего значения. За основной массой простого народа, крестьянством, закрепилось название сельского плебса, малоимущих и неимущих горожан называли плебсом городским. Жили в Риме и не граждане, именуемые перегринами, -торговцы, менялы, деловые люди, бравшие на откуп у Римского государства сооружение верфей, строительство кораблей, гаваней и т. п. Они были людьми состоятельными и находились под защитой Римского государства. Значительно тяжелее приходилось перегринам, населявшим подвластные Риму земли: будучи бесправными, они подвергались жестокой эксплуатации как со стороны государства, так и со стороны римских нобилей и всадников.
Государственный строй в период расцвета республики К концу IV в. до н. э. оформился государственный строй Римской рабовладельческой республики. Формально высшим органом власти здесь считались народные собрания - три вида комиций: куриатные, центуриатные и трибутные. В отличие от Афин, в Риме граждане голосовали не персонально, а группами - куриями, центуриями, трибами, каждая из которых имела один голос. Центуриатные комиций избирали высших должностных лиц - магистратов (начальников) и принимали либо отвергали законопроекты, вносимые магистратами. Трибутные комиций, организованные по трибам (каждая имела один голос), первоначально собирались только для выборов плебейских трибунов, затем (с 471 г. до н. э.) получили также законодательные функции, а еще позднее стали избирать некоторых других магистратов. Количество триб к середине III в. возросло до 35. Древнейшие куриатные комиций утратили первоначальное значение; они собирались для решения вопросов семейного права (усыновление, утверждение завещаний). Здесь по традиции совершался также обряд наделения магистратов высшей властью. Управление государством осуществляли выборные должностные лица - магистраты. Должности в Риме делились на ординарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). Все ординарные должности замещались несколькими лицами, которые формально несли ответственность перед комициями, а фактически были подконтрольны сенату. Избирались магистраты, как правило, на один год. Замещение магистратуры считалось не службой, а особой честью, магистратура в Риме была безвозмездной. Высшими магистратами являлись два консула, обладавшие большой властью - империумом. Империум давал право верховного командования войском (по распоряжению сената), право созывать народное собрание и сенат, издавать приказы и чинить суд над гражданами. Преторы (сначала 2, затем 8) были помощниками консулов, в частности замещали их во время отсутствия в Риме, командовали войском, но главное - осуществляли судопроизводство по гражданским делам: в их ведении находился разбор имущественных тяжб. Два цензора, избираемые сроком на полтора года (они избирались не чаще, чем один раз в пять лет), проводили перепись населения по трибам, распределяли граждан по центуриям в зависимости от размера имущества, пересматривали списки членов сената, осуществляли надзор за нравами. Консулы, преторы и цензоры избирались центуриатными комициями. Особое положение занимали плебейские трибуны (сначала их было 2, впоследствии - 10), которым вменялась в обязанность защита интересов плебеев. Они обладали правом налагать вето на постановления сената, комиций, акты магистратов. Избирали их в трибутных комициях. Трибутные же комиций избирали квесторов-казначеев и эдилов, ведавших отрядами городской стражи и порядком в городе. Важной экстраординарной магистратурой была диктатура. Диктатор назначался консулом по предписанию сената или самим сенатом в особых случаях, когда внешний враг осаждал Рим, и наделялся беспредельной властью, правда, на ограниченный срок - до шести месяцев. Формально магистратом мог быть избран любой свободнорожденный гражданин, но в действительности доступ к магистратуре был открыт лишь знатным и богатым нобилям. Большую роль в римской политической жизни имели также многочисленные жреческие коллегии. Важнейшие жреческие должности были выборными, состояли эти коллегии из нобилей. Фактически главным органом в Римской республике был сенат из 300 самых знатных и богатых нобилей. Члены сената не избирались, ими становились лица, занимавшие высшие магистратуры; места в сенате сохранялись за ними практически пожизненно. Лишь раз в пять лет цензоры пересматривали списки сенаторов, исключая недостойных или включая в сенат самых заслуженных людей из знати. Формально данный орган был совещательным учреждением при магистратах и народном собрании, но на самом деле все государственные дела решались именно в соответствии с его мнением и волей. В ведении сената находились казна и государственное имущество, внешняя политика и вооруженные силы, назначение военачальников и правителей завоеванных земель - провинций, вопросы внутренней безопасности, религиозного культа и многое другое. Сенат также готовил дела, выносившиеся затем в комиций: одобрял или отвергал законопроекты и кандидатуры магистратов, а в силу своего исключительного авторитета утверждал решения комиций. На основании роли, которую играл сенат, оплот нобилитета, можно охарактеризовать сложившийся в Риме политический режим как аристократический, а само римское государство как аристократическую республику. Политическое господство землевладельческой знати было обусловлено земледельческим характером экономики, хозяйственной отсталостью раннерабовладельческого Рима. Римское войско в период расцвета республики представляло собой крестьянско-рабовладельческую милицию, т. е. ополчение свободных граждан. Служили в ней все имущие граждане, главным образом крестьяне Рима и Италии. Служба в легионах была почетным правом, привилегией полноправных римских граждан. Неимущие пролетарии, не говоря уже о рабах, в армию не допускались. Военнообязанными считались граждане от 17 до 60 лет. Прохождение военной службы было непременным условием политической карьеры даже для нобилей. Вооружение приобреталось на собственные средства. Служба в войске первоначально не оплачивалась. Лишь в начале IV в. до н. э. было введено небольшое воинское жалованье. Командовали армией консулы по поручению сената, иногда преторы. Армия не была постоянной. По окончании похода воины-ополченцы распускались по домам. Тем не менее, римские легионеры были хорошо обученными, стойкими, дисциплинированными. К тому же, пока войны велись в Италии, легионеры были заинтересованы в завоевании новых земель. Малоземельные крестьяне-воины надеялись на получение земельных участков на завоеванной территории, куда выводились поселения римских граждан. Боеспособные, хорошо организованные легионы обеспечили Риму к 265 г. до н. э. завоевание и покорение всей Италии. Завоевывая племена и общины внутри Италии, Рим строил свои отношения с ними на основе союзных договоров. Результатом победы над Италией стало образование Римско-Италийского союза, который, однако, не был объединением равноправных союзников под римской гегемонией, а являлся, по существу, системой принудительных союзов неравноправных городов и общин под властью Рима. Правовое положение союзников определялось Римом. Самая привилегированная категория римских союзников, сохранив самоуправление во внутренних делах, получила еще и римское гражданство. Другие (а таких было большинство) римского гражданства не получили и при сохранении внутреннего самоуправления были лишены права проводить самостоятельную внешнюю политику, но в то же время как союзники Рима обязывались выставлять в римское войско свои контингенты. Третья категория общин, дольше других оказывавших сопротивление Риму, была лишена всех прав. Существовали в Италии и так называемые колонии - поселения собственно римских граждан, включенные в римские трибы и являвшиеся как бы удаленными от Рима придатками его территории. Политика, основанная на принципе «разделяй и властвуй», позволила Риму господствовать в Италии, эксплуатируя своих союзников и используя их человеческие ресурсы в качестве военной силы. Римское государство по форме правления было республикой. Понятие «республика» (лат. res publica - общественное дело) впервые появилось в Древнем Риме. В V-I вв. до н.э. здесь существовала республиканская форма правления: все важнейшие должностные лица государства избирались. Несмотря на то, что Риму в течение этого периода удалось подчинить себе весь Апеннинский полуостров, политико-территориальная организация государства ограничивалась территорией города Рима с прилегающими к нему сельскими районами; иначе говоря, Рим в период республики имел полисную форму государственного устройства. Политический режим Рима имел видимость рабовладельческой демократии (все граждане могли пользоваться правом участвовать в народных собраниях, утверждавших законы и избиравших магистратов), по существу же здесь был установлен режим рабовладельческой аристократии, ибо решающую роль в системе органов римского государства играл оплот аристократии - сенат, и магистратами, как правило, могли быть только нобили. Последующие захватнические войны Рима в Средиземноморье (264-146 гг. до н. э.) привели к установлению римского господства на огромной территории. Рим-полис превратился в державу, в состав которой вошли помимо Италии Сицилия, Корсика и Сардиния, Галлия до Альп, Испания, Греция с Македонией, часть Малой Азии и земли разрушенного и повергнутого Карфагена в Африке. Заморские владения Рима назывались провинциями. Провинции рассматривались как «поместья римского народа»: земли там были обращены в собственность римского государства, а население платило поземельный, подушный и подоходный налоги. Сенат поручал управление завоеванной территорией бывшим консулам и преторам. Роль карательного аппарата выполняли приданные им легионы. Ввиду отсутствия специальных сборщиков налоги собирали богатые люди из всадников, бравшие у государства сбор налогов на откуп. Занятие это откупщики нередко совмещали с ростовщичеством. Провинции служили источником обогащения не только самого Римского государства, но и наместников-нобилей и их свиты, а также откупщиков-всадников.
Кризис республики и установление военных диктатур Вторая половина II в. и I в. до н. э. были ознаменованы важными изменениями в общественном строе и в политической жизни Рима. Завоевание господствующего положения в Средиземноморье обогатило Рим. Сами войны и последующая эксплуатация провинций обеспечили огромный приток материальных ценностей, денег, рабов. Все это стимулировало развитие рабовладения и обусловило расцвет рабовладельческого хозяйства в Риме и Италии. Дешевый рабский труд нашел особенно широкое применение в сельском хозяйстве. На этой основе развивалось крупное землевладение как в форме комплексов высокодоходных небольших поместий в плодородной Средней Италии, так и в виде огромных латифундий скотоводческого профиля на юге полуострова и в Сицилии. В сельском хозяйстве, в ремесленных мастерских, на рудниках и строительстве эксплуатация рабов была доведена до крайней степени. Другое последствие завоеваний - обезземеление римско-италийского крестьянства. Маломощные крестьянские хозяйства разорялись из-за высокого ростовщического процента и задолженности, из-за постоянного отрыва мужской рабочей силы от сельскохозяйственных работ. Вытесненный с земли разорившийся крестьянин шел в город и, как правило, превращался в люмпен-пролетария. Массы праздных, бездомных нищих - характерная черта городской жизни того времени. Еще тяжелее было положение бесправных италиков-союзников и провинциалов. Бремя постоянных налогов, произвол наместников и откупщиков в провинциях делали гнет Рима совершенно невыносимым. Неизбежным последствием ухудшения положения народных масс было крайнее обострение всех социальных и экономических противоречий, заложенных в римском обществе. Классовая и политическая борьба вступила в свою высшую фазу: начались восстания рабов, широкие движения свободной бедноты, выступления союзных общин Италии и провинций против римского господства. Наиболее грозными были рабские восстания. Прежде борьба рабов выражалась по преимуществу в пассивных формах - саботаже, бегстве, лишь иногда рабы убивали своих хозяев или устраивали заговоры. Начиная с 40-х гг. II в. до н. э. Риму пришлось пережить одно за другим ряд грандиозных по размаху и продолжительности восстаний в Сицилии (138-132 гг. до н. э. и 104-101 гг. до н. э.) и Малой Азии (132—120 гг. до н. э.). Рабы объединялись, создавали армии и даже пытались создать свое государство. Самым значительным из всех выступлений рабов было восстание под предводительством Спартака (74-71 гг. до н. э.). Начавшееся как заговор рабов-гладиаторов в городе Капуе, оно вылилось в общеиталийское рабское восстание. Огромная армия Спартака (численностью до 120 тыс. человек) дважды прошла с боями вдоль Италии. Римские легионеры многократно терпели от нее поражения. Ценой огромного напряжения всех сил рабовладельческому Риму удалось разгромить повстанцев. Волна жестоких репрессий прокатилась по всей Италии. Шесть тысяч рабов были распяты вдоль дороги от Капуи до Рима. Но и сами рабовладельцы понесли большие потери и убытки, испытали смертельный страх перед силой объединившихся рабов. Крестьянская беднота не принимала участия в выступлениях рабов. Однако недовольство разорившихся обездоленных крестьян нашло выражение в широком демократическом движении, захватившем Рим в 133-121 гг. до н. э. События эти связаны с именами двух плебейских трибунов - братьев Гракхов. В 133 г. до н.э. Тиберий Гракх предложил произвести передел государственных земель в пользу мелких землевладельцев, выставлявших воинов в легионы. Несмотря на противодействие сената, через комиции был проведен аграрный закон, который предусматривал ограничение владений знати на государственной земле (около 250 га на семью) и передавал изъятые у крупных землевладельцев излишки земли небольшими участками в неотчуждаемое наследственное пользование беднякам. Был начат пересмотр земельных владений нобилей. Многие крестьяне получили наделы земли и средства на обзаведение инвентарем; количество имущих граждан возросло на 80 тыс. человек. Но нобили жестоко расправились с автором неугодного им закона. Продолжателем дела брата явился Гай Гракх, плебейский трибун 123 г. до н. э. Он выступил с еще более широкой программой социально-политических преобразований. Рядом законов вводилась продажа хлеба из государственных закромов по низкой цене для городской бедноты, всадникам был открыт доступ в некоторые судебные коллегии, неимущим крестьянам выделялись земли в провинциях. Италикам-союзникам было обещано римское гражданство. Но именно это предложение подорвало его авторитет среди сограждан. Крупные землевладельцы жестоко расправились и со вторым братом, и с его единомышленниками, фактически сорвали в дальнейшем проведение в жизнь аграрного закона, а особым законом 111 г. до н. э. закрепили за собой навсегда право собственности на захваченные государственные земли. Борьба италиков-союзников против экономического угнетения и политического бесправия, отразившаяся в деятельности младшего Гракха, продолжалась и позднее. Апогея она достигла в событиях 90-89 гг. до н. э., когда города и общины Италии подняли восстание против Рима. Война потрясла всю Италию, ее результатом стало предоставление всем италикам прав римских граждан. Очень напряженной была обстановка в провинциях. Десятилетиями не прекращалась борьба свободолюбивых иберийских племен в Испании. Восстания происходили в Греции, Малой Азии и других регионах Римской державы. Социальные потрясения уже к концу II в. до н. э. выявили беспомощность римского правительства, неспособность поддерживать существующий порядок в стране, оперативно подавлять выступления рабов, бедноты, провинциалов - вообще управлять державой с огромными и многочисленными провинциями. Не в состоянии теперь был Рим успешно вести захватнические войны, обеспечивавшие приток рабов и добычи, и даже сдерживать натиск германских племен на северные границы. Военная мощь Рима падала с каждым десятилетием вместе с упадком римской армии. Солдаты, не заинтересованные в заморских войнах, требовали скорейшей демобилизации, дезертировали, занимались грабежами, мародерством. Дисциплина в легионах резко упала, боеспособность снизилась. Новые пополнения набирали с трудом; граждане уклонялись от военной службы, которая нередко влекла за собой полное разорение хозяйства, поскольку добыча доставалась знати, а земли за морями их не привлекали. Кризис переживала вся староримская военная система, базирующаяся на военной службе состоятельных граждан. В сущности это был первый симптом начинающегося кризиса всей полисно-республиканской организации Рима. В последующие десятилетия кризис обнаружился и в остальных важнейших элементах государственного аппарата Римской республики. Внешним выражением его было падение авторитета и власти сената, раздираемого борьбой политических групп и фракций, резкое снижение политической роли комиций, которые состояли теперь из подкупного городского плебса и люмпен-пролетариев, не выражавших уже интересы большинства римских граждан, тем более - интересы италиков и населения провинций. О кризисе свидетельствовала вся беспорядочная, лишенная единой политической линии деятельность магистратов ежегодно сменяемых, практически безотчетных, принадлежащих к различным политическим группировкам. Объективные причины усиливающегося политического кризиса коренились в отсталости республиканского государственного аппарата, в его несоответствии сложившейся социальной и политической обстановке. Оформившаяся в V- IV в. до н. э. в небольшой по территории общине, в условиях неразвитого рабовладельческого общества, Римская республика с ее формальным прямым народовластием, сенатом, выборными краткосрочными магистратурами и крестьянским ополчением не могла теперь выполнять усложнившиеся задачи, не располагала необходимыми органами и средствами для подавления эксплуатируемых масс и управления разросшейся державой. Главным орудием для выполнения основных внешних и внутренних функций государства (при отсутствии особых карательных органов) прежде служила армия. Кризис, охвативший крестьянско-рабовладельческую милицию, лишил римское государство этого основного орудия. Социально-экономические изменения уже к концу II в. до н. э. вывели из строя и остальные важнейшие элементы римского государственного механизма. Нельзя сказать, что правящие круги не понимали, не видели этого кризиса. Своеобразной попыткой усовершенствовать военную систему была военная реформа Гая Мария - консула 107 г, до н. э. При проведении набора в армию он отступил от сложившегося порядка и впервые стал записывать в легионы на основе принципа добровольности всех желающих граждан, в том числе неимущих. Для привлечения их в армию он повысил воинское жалование и ввел награждение ветеранов землей. Однако нововведения, продиктованные самой обстановкой и легко вошедшие в политическую практику, имели далеко идущие и неожиданные последствия. Люмпен не стремился к демобилизации, и на смену крестьянину-ополченцу пришел воин-профессионал. Римское войско стало быстро превращаться в постоянную армию (по сути дела, наемную). Сплочение воинов вокруг полководца, явившееся результатом реформы, вело к отрыву войска от официальных органов власти. Полководец, стоявший во главе преданного ему войска, превратился в самую значительную фигуру в политической жизни Рима. В годы затяжных войн, внутренних волнений, когда роль армии и его вождя особенно возрастала, дело доходило до прямого захвата власти полководцами и провозглашения их диктаторами. От старой республиканской экстраординарной магистратуры новая диктатура отличалась тем, что провозглашалась на неопределенный срок и в условиях, когда никакой внешний враг Риму не угрожал. Первым военным диктатором нового типа был Сулла, захвативший власть при опоре на легионы в 80-е гг. до н. э. В 60 г. до н. э. фактически вся полнота власти оказалась сосредоточена в руках первого триумвирата (союза трех), неофициального политического союза трех влиятельных нобилей и прославившихся военачальников - Цезаря, Помпея и Красса. Позднее власть была захвачена Помпеем, оставшимся в Риме, а затем - Цезарем, который был провозглашен диктатором вначале на один год, затем на десять лет и, наконец, «навечно». В 43 г. до н. э., после убийства Цезаря, в Риме не произошло восстановления республиканских порядков и был образован второй триумвират в составе Марка Антония, Октавиана, Лепида. Борьба между членами этого триумвирата завершилась победой Октавиана, который в 29г. стал единоличным правителем Рима и положил начало длительному существованию авторитарного политического режима. Сенаторские крути пытались вести борьбу с нарушениями республиканской конституции. Но большинство нобилей и влиятельные всадники сравнительно быстро примирились с установлением власти диктаторов: в смутную пору гражданских войн, обострения социальной борьбы новая армия и ее полководцы были единственной реальной политической силой, которая могла защитить интересы господствующего класса. Прочно установившийся с приходом к власти Октавиана авторитарный режим военной диктатуры привел не к усовершенствованию республиканского государственного аппарата, а к постепенному вытеснению его элементов из политической жизни, к уничтожению республиканской формы правления как таковой. По существу, начиная с 29 г. до н. э., в Риме стала оформляться монархия.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |