Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды правовых норм




Основания для классификации Наименование видов Их сущность
По субъектам правотворчества Нормы, исходящие от государства Нормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти
Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населения Нормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны
По социальному назначению Учредительные Нормы — принципы
Регулятивные Нормы — правила поведения
Охранительные Нормы — стражи порядка
Обеспечительные Нормы — гарантии
Декларативные Нормы — объявления
Дефинитивные (от лат. definitio — опреде­ление) Нормы — определения
Коллизионные (от лат. collisio — столкнове­ние противоположных сил) Нормы — арбитры
Оперативные Нормы — инструменты
По характеру содержащихся в тексте норм правил поведения Обязывающие Нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия
Управомочивающие Нормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий
Запрещающие Нормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий
По функциональной роли Общие Нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права
Специальные Нормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы
По методу правового регулирования Императивные (лат. imperativus — повели­тельный) Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении
Диспозиционные Нормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений
Рекомендательные Нормы устанавливают варианты желательного для государства поведения
Поощрительные Нормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования
По сфере и субъектам действия Общего действия Нормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства
  Ограниченного действия Нормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами
  Локального действия Нормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация)


5. Норма права
— это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом. Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право. Право — это система, совокупность правовых норм.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.

Правовая система

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА — правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих взаимоотношения в обществе, и характеризующих уровень и особенности его правового развития.

Широкий философско-социологический взгляд на право позволяет рассматривать его как систему. Как и право, правовая система не есть абстрактное, отвлеченное от реальной жизни явление. Она всегда имеет конкретное содержание и специфическую форму, благодаря чему правовая система той или иной страны является узнаваемой.

В западной теории права понятие правовой системы используется преимущественно в сравнительном правоведении или т.н. компаративистике. При этом словосочетания «правовая семья», «семья систем права», «правовая система» воспринимаются как условные для обозначения соответствующих правовых феноменов. В отечественную науку это понятие вошло сравнительно недавно. При этом его назначение заключается в том, чтобы отобразить право как систему норм, правовую деятельность, правовую идеологию и др. С учетом этого содержанием правовой системы охватываются следующие аспекты:

1) институциональный — право, выраженное в нормах, институтах, отраслях;

2) организационно-структурный — правовые учреждения, обеспечивающие действие права;

3) поведенческий — право, выраженное в правовой деятельности, юридической практике;

4) духовно-культурный — право, представленное правовой идеологией, правовой культурой в целом.

Правовые нормы, правовая деятельность, правовые учреждения, правовая культура взаимосвязаны между собой, находятся в неразрывной связи, образуя, таким образом, целостное образование — правовую систему. Правовая система, следовательно «притягивает» к себе все те явления правовой действительности, которые так или иначе характеризуют («проявляют») право, правовую доктрину, господствующее правосознание, тип правовой системы, правовой менталитет нации, нормы права, формы и способы придания им общеобязательного значения (источники права); основные и типичные для данной страны институты и отрасли права, их структурные связи и объединения; характер правовой деятельности, юридической практики в целом, складывающийся на их основе правопорядок и юридические средства его поддержания; связь права с государством, национальной культурой, господствующей религией и моралью и др. Правовая система в этом смысле тождественна тому понятию, которое прежде в юридической науке именовалось юридической надстройкой (правда, можно «пускаться» и в теоретические споры об их нетождественности, что, однако, прироста знаний не принесет).

Система права: понятие и структурные элементы

Система права – это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают:

  1. правовые институты;
  2. отдельные юридические нормы;
  3. отрасли права.

Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений.

Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами.

Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина – в конституционном праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.

В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам.

Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.

Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.

Отрасль права является крупным подразделением системы права.

Система права формируется из отраслей, а сами отрасли – из подотраслей, институтов и норм права.

Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью административного.

На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона – это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству.

Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Предмет и метод правового регулирования.

В основании деления системы права на отрасли заключаются два критерия:

  1. предмет правового регулирования;
  2. метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Например, трудовые отношения являются предметом регулирования трудового права.

Предмет правового регулирования не является единственным критерием деления права на отрасли, поскольку:

  1. составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;
  2. одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и способами.

В связи с этим вспомогательным критерием выделения отраслей права является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

  1. диспозитивный метод равноправия сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;
  2. императивный метод является методом властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;
  3. рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного желательного для общества поведения;
  4. поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально полезное, активное поведение.

Способы правового регулирования обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Государственная регистрация подразумевает под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Однако и в этом случае порог понимания заставляет употреблять некоторую избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке отдельных терминов в расчете на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения.

Правоотношения, правонарушения и юридическая ответственность в теории права

1. Правовые отношения (правоотношения) это особая юридиче­ская связь, участники которой наделены взаимными субъектив­ными юридическими правами и обязанностями. Это общественные отношения, урегулированные нормами права.

2. Признаки правоотношений, отличающие их от иных видов обще­ственных отношений:

• правоотношение урегулировано правом (возникает лишь то право­отношение, которое предусмотрено нормой права);

• правовые нормы определяют круг участников правоотношений (индивидуализированное отношение);

• правоотношение — двусторонняя (многосторонняя) связь, которая возникает между участниками правоотношения. Одна из сто­рон — управомоченное лицо, а другая — обязанное. Часто встре­чаются ситуации, когда у обеих сторон имеются и права, и обязанности (договор купли-продажи) — т. е. одно лицо в чем-то управомочено, в чем-то — обязано, как и другое;

• осуществление прав и исполнение обязанностей участников правоотношения может обеспечиваться в случае необходимо­сти с помощью государственного принуждения;

• правоотношение — волевое отношение. Его участники должны действовать по собственной воле, осознанно, с определенными целями. Иногда (в случае привлечения к ответственности) тре­буется воля лишь одной стороны — государства.

3. Виды правоотношения:

1. по отраслевому признаку правоотношения делятся:

1) государственно-правовые (конституционные)

2) гражданско-правовые

3) уголовно-правовые

4) трудовые

5) финансовые

6) прочее…

2. в зависимости от основания возникновения правоотношения можно классифицировать:

1) регулятивные (возникшие на основе правомерного поведения, направленного на развитие общественных отношений).

2) охранительные (возникшие на основе неправомерного поведения, направленного на защиту восстановления нарушенных прав).

3. по взаимодействию с государством правоотношения делятся:

1) Общие правоотношения, то есть которые возникают непосредственно из закона. Закон одновременно является и юридическим фактом.

2) Конкретные правоотношения, возникшие на основе юридических фактов

4. по степени определенности субъектов правоотношения делятся:

1) Абсолютные. В таких правоотношениях персонефецирована лишь одна из сторон носителей субъективного права (право собственности).

2) Относительные. То есть, те, в которых все стороны поименно персонефецированы (например, договор купли-продажи).

4.Структура правоотношений состоит из трех взаимосвязанных элементов:

• субъекты правоотношения (те, кто вступает в правоотношения);

• объект правоотношения (то, по поводу чего возникают право­отношения);

•содержание правоотношения (субъективное право, субъектив­ная юридическая обязанность участников правоотношений).

Субъекты правоотношения – обладатели прав и носители обязанностей в качестве которых могут выступать физические и юридические лица.

Ø Физические лица – это индивидуальные субъекты, то есть граждане государства, иностранцы, лица с гражданством.

Ø Юридические лица - это организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие этим имуществом по своим обязательствам (долгам)

Публично-правовые образования – это органы государства, оргаы государственной власти субъектов федерации, органы местного самоуправления, национальные государственные образования

Государство – это субъект политический, властный, суверенный, оно не зависит от других субъектов права, само устанавливает юридический статус всех участников правового отношения и выставляет в качестве субъекта международные права. Государство в целом – субъект права, выступающий в международном, конституционно-правовом, уголовно-правовом и гражданско-правовом отношениях.

Объекты правоотношений:

Объект правоотношений – это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правовая связь между субъектами права.

Юридическое содержание правоотношения устанавливается нормами права на основе юридических фактов. Юридическое содержание правоотношений составляет субъективное право, а именно мера возможного поведения субъекта правоотношения, предусмотренное правом и обеспеченное юридическими обязанностями других субъектов, эта мера может включать в себя право на совершение действий, право требования совершения действий или воздержание от совершения действия.

Субъективное юридическое право – мера возможного поведения субъекта правоотношений.

Субъективная юридическая обязанность – мера должного поведения субъекта правоотношения, предусмотренная правом и обеспечение возможностью государственного принуждения, которая выражается в необходимости совершения конкретных действий, запрете действий, ограничении права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.