Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита свoбoды выражения свoегo мнения 3 страница




Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок из списка кандидатов, выдвигаемых каждым из государств-членов. Они могут быть переизбраны на следующий срок. Срок полномочий половины каждого состава суда истекает через три года после начала работы с тем, чтобы половина состава суда могла обновляться каждые три года.

Конвенция требует, чтобы судьи обладали высокими моральными качествами и либо удовлетворяли требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, либо были юристами с признанными авторитетом. Члены Суда участвуют в работе Суда в личном качестве и не представляют никакой страны. Они не должны занимать никаких должностей, несовместимых с их независимостью и беспристрастностью как членов Суда или с требованиями, накладываемыми постоянной работой на полную рабочую неделю. Срок полномочий судей истекает по достижении ими семидесяти лет. Судья может быть отстранен от должности только в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

23. Критерии приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека.

Во-первых, предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или протоколами к ней. Перечень этих прав достаточно широк, но в нем отсутствуют некоторые права, известные новейшему конституционному законодательству государств. В частности, Конституция РФ (глава «Права и свободы человека и гражданина»), охватывая все те права человека, о которых говорит Конвенция, называет и некоторые другие, например, право на социальное обеспечение. Таким образом, данное право не подпадает под юрисдикцию Суда, которая основана исключительно на положениях Конвенции 1950 г.

Во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.

В-третьих, жалоба должна быть подана позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.

В-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством-участником.

В-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны вес внутригосударственные средства защиты своего права, и прежде всего судебные средства такой защиты.

Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одного из государств — участников Конвенции 1950 г. их прав, признанных в данной Конвенции или в протоколах к ней. В свою очередь государства — участники Конвенции 1950 г. никоим образом не должны препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если она является анонимной или по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если она не содержит новых относящихся к делу фактов. Кроме того, Суд может объявить неприемлемой любую индивидуальную жалобу, если сочтет ее несовместимой с положениями Конвенции 1950 г. или протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы. Он может отклонить любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой, и может сделать это на любой стадии разбирательства.

24. Международная защита прав женщин.

Международно-правовые акты устанавливают гарантии защиты прав женщин и детей. К ним, в частности, относятся Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 31 марта 1953 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция Международной организации труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин (Женева, 3 июня 1981 г.), Конвенция Международной организации труда № 100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности (Женева, 6 июня 1951 г.) и ряд других.

Одним из важнейших международно-правовых актов в области прав женщин является Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 31 марта 1953 г.). В соответствии с ней женщинам принадлежит право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации. Они могут быть избираемы на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов. Женщинам принадлежит, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом.

Конвенция от 18 декабря 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин была открыта для подписания, ратификации и присоединения 1 марта 1980 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/180 от 18 декабря 1979 г. Конвенция вступила в силу 3 сентября 1981 г. и имеет более 90 участников, в том числе и Российскую Федерацию.

Государства — участники Конвенции осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

· включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

· принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

· установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

· воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

· принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

· принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

· отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

В области гражданских прав женщин государства-участники принимают все соответствующие меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни страны и, в частности обеспечивают женщинам на равных условиях с мужчинами право:

· голосовать на всех выборах и публичных референдумах и избираться во все публично избираемые органы;

· участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления;

· принимать участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, занимающихся проблемами общественной и политической жизни страны.

· Государства-участники принимают все соответствующие меры для того, чтобы ликвидировать дискриминацию в отношении женщин с тем, чтобы обеспечить им равные права с мужчинами в социальной области, в частности, обеспечить на основе равенства мужчин и женщин:

· одинаковые условия для ориентации в выборе профессии или специальности, для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий как в сельских, так и в городских районах; это равенство обеспечивается в дошкольном, общем, специальном и высшем техническом образовании, а также во всех видах профессиональной подготовки;

· доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, школьным помещениям и оборудованию равного качества;

· устранение любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения путем поощрения совместного обучения и других видов обучения, которые будут содействовать достижению этой цели, и, в частности, путем пересмотра учебных пособий и школьных программ и адаптации методов обучения;

· одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование;

· одинаковые возможности доступа к программам продолжения образования, включая программы распространения грамотности среди взрослых и программы функциональной грамотности, направленные, в частности, на сокращение как можно скорее любого разрыва в знаниях мужчин и женщин;

· сокращение числа девушек, не заканчивающих школы, и разработку программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу;

· одинаковые возможности активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой;

· доступ к специальной информации образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей, включая информацию и консультации о планировании размера семьи.

 

25. Международная защита прав ребенка.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребенка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.

Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.

Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.

Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть

Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.

Третья часть

Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.

О праве на образование

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным отего собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Международно-правовые акты, провозглашающие права детей и гарантирующие особую защиту детей в чрезвычайных ситуациях:

1. Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);

2. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.); Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, и Факультативный протокол к конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии;

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е г. (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.);

4. Декларация и план действий "Мир, пригодный для жизни детей" (приняты Резолюцией S-27/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 10 мая 2002 г.);

5. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята Резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.);

6. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами (принята без голосования Резолюцией 2037 (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 декабря 1965 г.);

7. Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (принята на 68-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.);

8. Рекомендация 1286 Парламентской ассамблеи Совета Европы "О европейской стратегии в защиту детей" (принята на очередной сессии 1996 г.). Не ратифицирована Российской Федерацией;

9. Европейская Конвенция об осуществлении прав детей ETS № 160 (Страсбург, 25 января 1996 года) Не ратифицирована Российской Федерацией;

10. Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области межгосударственного усыновления (Гаага, 29 мая 1993 года). Не ратифицирована Российской Федерацией;

11. Рекомендация Комитета министров государствам- членам Совета Европы «О новых методах работы с несовершеннолетними правонарушителями и о роли правосудия по делам несовершеннолетних» Rek (2003) 20; Не ратифицирована Российской Федерацией;

12. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам (Минск, 22 марта 1993 года, с изменениями от 28 марта 1997);

13. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в вопросах возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания (Кишинев, 7 октября 2002 г.);

14. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (принят 25 мая 2000 года резолюцией 54/263 на 97 пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)

26. Международно-правовой статус национальных меньшинств.

Проблемы национальных меньшинств отражаются в различных по своему значению международных документах. Их можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся те документы, которые, по сути, представляют собой рекомендации, образно говоря, создают политико-правовой фон, стимулирующий благоприятное отношение к меньшинствам. Таковыми, например, являются: Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята Комиссией ООН по правам человека в 1992 г.). В ней формулируются общие принципы государственной политики относительно меньшинств, даются рекомендации о мерах, которые должны способствовать развитию культуры, языка и других сторон жизнедеятельности этнических групп, ограждать их представителей от дискриминации.

Вторую группу образуют международные юридически обязательные документы, т.е. документы, подписанные Российской Федерацией (или воспринятые ею как правопреемницей СССР) и являющиеся в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) и Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» составной частью ее правовой системы.

Среди них следует выделить:

а) международные документы, содержащие общие положения, защищающие национальные меньшинства от дискриминации и иных видов притеснения.

Это: Устав ООН (ч. 2 ст. 1); Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 27); Международная конвенция 1965 г. о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенция ООН 1948 г. о предупреждении геноцида и наказания за него; Устав Совета Европы (ст. 3); Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. (ст. 14);

б) международные документы, закрепляющие конкретные права и гарантии национальных меньшинств, например Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.;

в) международные договоры Российской Федерации, включающие обязательства по защите прав национальных меньшинств, с Казахстаном (25 мая 1992 г.), Узбекистаном (30 мая 1992 г.), Грузией февраля 1994 г.), Таджикистаном (7 сентября 1995 г.), Беларусью (21 февраля 1995 г.), Туркменией (18 мая 1997 г.), Украиной (31 мая 1977 г.), Азербайджаном (3 июня 1997 г.).

Третью группу составляют международные документы, оказывающие идеологическое влияние на государственную политику в области защиты прав национальных меньшинств, но не входящие в правовую систему России. Подобную роль играют, например, Конвенция «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (принята Генеральной Конференцией МОТ 26 июня 1989 г.) и Конвенция СНГ 1994 г. «Об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам».

27. Коллективные права народов и международный механизм защиты этих прав. Права коренных народов.

Права человека носят характер индивидуального права. Однако существует и коллективное право. Субъекты его разнообразны. Это семьи, производственные коллективы, сексуальные или национальные меньшинства и т.д. В последнее десятилетие в связи с активизацией националистических движений особую остроту приобрел вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение с основополагающими правами человека. Во многих новых государствах, образовавшихся после распада СССР, Югославии и некоторых других многонациональных коммунистических стран, получение народами национально-государственной независимости стало использоваться правящими элитами для разжигания национальной ненависти, политической дискриминации и массового нарушения прав граждан некоренной национальности. Такие действия несовместимы с принципами демократии и гуманизма и осуждаются международным сообществом.

Права человека и права народов призваны взаимно дополнять друг друга. Причем права человека являются в этом взаимоотношении основополагающими, имеют более высокий ценностный статус. Без их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных целях. Как отмечено в итоговом документе Московского заседания Конференции по человеческому измерению ОВСЕ в 1991 г., обеспечение соблюдения прав человека выше принципа невмешательства во внутренние дела отдельных государств.

Право наций на самоопределение призвано создавать государственно-правовые гарантии для уважения прав человека и учета в политике специфических этнических, лингвистических, религиозных и других коллективных интересов. При соблюдении прав человека и создании прочных политических и иных гарантий учета особых интересов этнических общностей, их право на суверенитет и государственную независимость в современных условиях растущей интеграции и взаимозависимости народов во многом утрачивает смысл. Об этом свидетельствуют, в частности, добровольная передача подавляющим большинством европейских стран своих основных прав в области национально-государственного суверенитета Европейскому Союзу и их развитие в направлении создания единого федеративного государства.

Права человека чрезвычайно разнообразны. Выражая общечеловеческие ценности, они учитывают и специфику отдельных общественных групп, например детей, беженцев, заключенных и т.д. В последние десятилетия в рамках ОВСЕ активно разрабатывается каталог прав человека, который детализирует и существенно дополняет рассмотренные выше права личности.

Коренные народы — народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест; народы, связанные с определённой территорией и проживающие на ней с незапамятных времён до настоящего времени; исконное население. Чтобы относиться к коренным народам, требуется, чтобы население само считало себя коренным народом, а также имело социальные, экономические, культурные и другие институты, делающие данный народ отличающимся от другого населения, обитающего на этой же или на соседних территориях.

Декларация о правах коренных народов — документ, принятый 13 сентября 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций. Данный документ декларирует право коренных народов на достойную жизнь, на сохранение и развитие собственной культуры и собственных институтов, а также право на развитие народа в том направлении, которое сам народ считает наиболее соответствующим его потребностями и стремлениями.

В документе подтверждается право коренных народов на самоопределение и, как о следствии этого права, говорится о свободе установления коренными народами своего политического статуса и свободе осуществления своего экономического, социального и культурного развития.

28. Понятие, виды и особенности современных вооруженных конфликтов. Действие международного права во внутренних конфликтах.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 г. международными вооруженными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооруженную силу против другого субъекта. Таким образом, сторонами в международном вооруженном конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, междуна­родные организации, осуществляющие коллективные вооруженные меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I международными являются также вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на само­определение.

Вооруженный конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом. Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

· имеют свою организацию;

· имеют во главе ответственные за их поведение органы;

· установили свою власть на части территории;

· соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки и т.п. На захваченных в плен распространяется статус военнопленных. Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Власти повстанцев на контролируемой ими территории могут создавать органы управления и издавать нормативные акты. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом качества международного и является первым шагом к признанию нового государства.

29. Гуманитарные аспекты выбора средств ведения вооруженных конфликтов: понятие, виды, ограничения, установленные международным правом.

Методы ведения войны - порядок и способы использования и применения средств ведения войны. Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные международным правом.

Прежде всего, к запрещенным методам ведения войны относится вероломство. Вероломство, в отличие от военных хитростей, определяется как "действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия". Протокол I содержит специальное правило, запрещающее использовать во время военных действий признанные отличительные эмблемы не по назначению, особенно красный крест и красный полумесяц. Использование эмблем не по назначению предосудительно не только тем, что может иметь неблагоприятные последствия для конкретного солдата противника, но и тем, что такие действия вообще подрывают доверие к эмблеме. Существует опасность, что после этого эмблема не будет уважаться и при ее законном использовании.

В международном праве под вероломством понимается осуществление враждебного акта под прикрытием права на защиту. То есть вероломство - использование коварства для достижения военной цели любыми способами и методами, это обманные действия, измена, заговор. Коварство означает злонамеренность, прикрытую показным доброжелательством. Осуществляя злой умысел, государство получает победу за счет неправомерных действий своих граждан, так как граждане, осуществляющие неправомерные действия, сознают противоправный характер своего действия, предвидят его вредные последствия и желают их наступления. Примерами вероломства могут служить нападения под прикрытием белого флага или симулирование выхода из строя с целью уничтожения противника, когда тот попытается оказать помощь.

Примерами вероломства могут служить следующие действия (ст. 37 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям): а) симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия; б) симулирование капитуляции; в) симулирование выхода из строя вследствие ранения или болезни; г) симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта; д) симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту. Для этого используют знаки, эмблемы или форменную одежду Организации Объединенных Наций, нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте. Однако симуляция имеет целью лишь введение в обман, заблуждение, поэтому обязательной составляющей вероломства должны быть последующие действия, для осуществления которых и применялась симуляция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.