Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируют содержательные внутренние и структурные характеристики права




Система права и система законодательства.

Система права – это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части, связанные между собой.

Система права характеризует внутренне строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, система законодательства – относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.

Система законодательства объединяет все источники права (законы, кодексы, указы, уставы, положения и т.д.) в их совокупности, взаимосвязи. Выделяют также отрасли законодательства. Система законодательства в отличие от системы права в определенной мере зависит от законодателя, который по своей воле может изменять систему законодательства.

Между системой законодательства и системой права существует тесная связь, т.е. система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Система права служит основой систематизации законодательства.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру.

Горизонтальное (отраслевое) строение (принцип координации) системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права.

Вертикальное (иерархическое) строение (принцип субординации) отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. Три уровня НПА РФ: федеральные, субъектов РФ, законодательство органов местного самоуправления.

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное, НПА по отдельным группам (молодежь, женщины, ветераны).

Соотношение раскрывается: если стоять на нормативной трактовке права, то между ними нет различия (т.е. право есть закон). Однако, это не так. Система права служит основой построения системы законодательства, каждая профилирующая и специальная отрасль, на их базе, как правило, разрабатывается кодифицированный акт, имеющий определяющее значение.

Система законодательства строится по двум критериям:

в основе лежит система права,

свойство юридической силы НПА - это свойство НПА, отражающее компетенцию правотворческого государственного органа, в соответствии с которой выстраивается иерархия, следовательно, система законодательства иерархична, а система права нет.

В систему законодательства могут быть включены НПА, которые не носят правового содержания (являются произволом). В системе права нормы могут исчезнуть, т.к. уже нет общественных отношений, а в системе законодательства сохраняются НПА, которые еще не отменены правотворческим органом.

Отрасль законодательства шире, чем отрасль права.

Система законодательства внешний источник выражения норм права, результат правотворчества. Т.о. они соотносятся как форма и содержание.

Совпадения субъективного характера:

Отраслей законодательства больше, чем отраслей права. Когда правотворческий орган плохо прорабатывает предмет правового регулирования, ту область общественных отношений, их особенности, тем не менее, документально закрепляет норму права, и включает эту норму в несвойственную ей сферу общественных отношений.

Система права является определяющей для системы законодательства. В праве нет норм, которые бы строились по иерархии. Система законодательства учитывает юридическую силу НПА, следовательно, складывается иерархия через компетенцию законодательных органов.

Отрасли формируются на основе предмета и метода, а система законодательства на основе отраслей и юридической силы НПА.

 

46. Правоотношение: понятие, признаки, виды. Роль правоотношений в правовом регулировании.

Правоотношение – это индивидуализированная общественная связь, возникающая между лицами на основе норм права, и характеризуется предоставлением участникам субъективных прав и юридических обязанностей.

Признаки:

1. Индивидуализированная общественная связь. В рамках правоотношения конкретизируются участники правоотношения. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной.

2. Правоотношение – это общественное отношение, т.е. отношение между людьми.

3. Разновидность волевых отношений. Они связаны с государственной волей, с индивидуальной волей (реализуются посредством сознания и воли его участников).

4. Возникают на основе норм права.

5. Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и сохраняются. Правовое отношение, такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

6. Участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов при наступлении определённых юридических фактов. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что в любом отношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная.

Структура правоотношений:

Ø Объект – те материальный и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение (деньги, имущество, здоровье, честь, достоинство, произведения искусства и иные)

Ø Субъект – участники правоотношений, выступающие в качестве управомоченной стороны (имеющей субъективные права) либо обязанной (несущей юридические обязанности) стороны, либо одновременно обязанной и управомоченной. Это физические и юридические лица, а также общности, группы, участвующие в правоотношении. Статус субъектов определяет такой понятие как правосубъектность. Он включает в себя правоспособность (способность иметь права и нести обязанности); дееспособность (способность своими действиями реализовывать свои субъективные права и исполнять обязанности).

Ø Юридическое содержание, которое включает субъективные права (мера возможного поведения в целях получения блага, по поводу которой возникло правоотношение) и юридические обязанности (мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной). Фактическое содержание – это сами общественные отношения.

Виды правоотношений:

1. По отраслям права: конституционные, административные, гражданско-правовые, семейные, уголовно-правовые и т.д.

2. По содержанию: общерегулятивные, регулятивные, охранительные.

Возникновение регулятивных правоотношений связано с наступлением таких жизненных факторов, которые не противоречат нормам права. Охранительные же правоотношения возникают в связи с действиями, которые нарушают требования правовых норм.

3. В зависимости от характера обязанностей:

Активного типа – содержанием обязанности является совершение определенных положительных действий. В правоотношениях пассивного типа содержание обязанности составляет воздержание от определенных действий.

4. По степени определенности: абсолютные – конкретно определено лишь управомоченное лицо. В качестве обязанных выступают все остальные субъекты. Относительные – определены конкретно как управомоченные так и обязанные субъекты.

5. По количеству участников: простые (односторонний договор), сложные (сбор подписей за назначение референдума)

6. По продолжительности: моментальные (мена); длительные (аренда)

Правоотношения состоят из элементов: объект, субъект и содержание.

Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества. Правоотношение – это юридическая реализация нормы права. Роль в МПР – происходит перевод юридических моделей в правомерное социально-полезное поведение субъектов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.