Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П. В. Крашенинникова 1 страница




Под редакцией

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

К СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ"

И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "ОБ АКТАХ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ"

 

АВТОРЫ КОММЕНТАРИЕВ

 

Алексеева Ольга Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права УрГЮА - гл. VI Закона об актах гражданского состояния.

Андропов Вадим Владимирович, зам. руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. ст. 156 - 160, 162 - 166 Кодекса.

Бухарбаева Айгуль Аксановна, начальник отдела загса г. Сибай Управления загса Республики Башкортостан - ст. ст. 71 - 73 Закона об актах гражданского состояния.

Валеева Наталья Георгиевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права УрГЮА - ст. ст. 121 - 123 Кодекса (в соавт. с Л.Ю. Михеевой); гл. VIII Закона об актах гражданского состояния.

Вершинина Елена Валерьевна, доцент кафедры международного частного и гражданского права МГИМО(У) МИД России - гл. IV Закона об актах гражданского состояния.

Гетман Елена Станиславовна, кандидат юридических наук, судья Верховного Суда РФ - ст. ст. 10 - 15, 31 - 32, 80 - 98 Кодекса.

Гонгало Бронислав Мичиславович, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права УрГЮА, директор Уральского филиала Российской школы частного права - ст. ст. 1 - 2; 5, 40 - 44 (в соавт. с П.В. Крашенинниковым); 7 - 9, 99 - 105 Кодекса; гл. VII Закона об актах гражданского состояния.

Долгов Александр Геннадьевич, директор образовательных программ НОУ ДО (Школа права "Статут", член Правления Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" - гл. III Закона об актах гражданского состояния.

Копеина Светлана Алексеевна, консультант Управления государственной службы и кадров Аппарата Государственной Думы - ст. ст. 23, 74.

Крашенинников Павел Владимирович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - вступительное слово, введение, ст. ст. 3 - 4; 5, 40 - 44 (в соавт. с Б.М. Гонгало); 6, 27 - 30, 33 - 39, 45 - 46, 168; 169 (в соавт. с О.А. Рузаковой) Кодекса; ст. ст. 1, 2, 18 Закона об опеке и попечительстве; ст. ст. 2, 3, 6, 7, 79 Закона об актах гражданского состояния.

Манылов Игорь Евгеньевич, кандидат юридических наук, зам. министра экономического развития РФ - ст. ст. 21 - 26 Кодекса; ст. 9 Закона об опеке и попечительстве.

Миронов Илья Борисович, кандидат юридических наук, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - ст. ст. 161, 167 Кодекса.

Михеева Лидия Юрьевна, доктор юридических наук, профессор, зам. председателя Совета Исследовательского центра частного права при Президенте РФ - ст. ст. 121 - 123 (в соавт. с Н.Г. Валеевой); 124 - 155.3 Кодекса; ст. ст. 3 - 8, 10 - 16, 21 - 32 Закона об опеке и попечительстве.

Муршудова Вусале Муршуд-кызы, старший специалист 1 разряда аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук - ст. ст. 76 - 78 Закона об актах гражданского состояния.

Подрабинок Елена Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права УрГЮА - гл. V Закона об актах гражданского состояния.

Рузакова Ольга Александровна, доктор юридических наук, зам. руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству - ст. ст. 16 - 20, 47 - 79, 106 - 120; 169 (в соавт. с П.В. Крашенинниковым); 170 Кодекса; ст. ст. 17, 19, 20 Закона об опеке и попечительстве; ст. ст. 1, 4, 5, 8 - 22, 69, 70, 75, 80 Закона об актах гражданского состояния.

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

 

I

 

Настоящее издание является пятой книгой серии <1>, посвященной кодификации частного права. С одной стороны, издание необычное, поскольку предлагается Постатейный комментарий к трем важным для жизни нашего общества законодательным актам; с другой стороны, все эти документы, а речь идет о Семейном кодексе Российской Федерации (далее - СК РФ, СК), Федеральных законах от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <2> (далее - Закон об опеке) и от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <3> (далее - Закон об актах гражданского состояния), настолько взаимосвязаны и зачастую на практике работают в системе, что идея объединить в одну работу комментарии трех законодательных актов показалась авторам заслуживающей внимания. Конечно же, без анализа положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, ГК) настоящий комментарий был бы неполным, но этого недостатка авторы постарались избежать, более того, ими исследуются другие акты, как России, так и ее субъектов.

--------------------------------

<1> Предыдущие четыре посвящены комментариям Гражданского кодекса Российской Федерации.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). 2008. N 17. Ст. 1755.

<3> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

 

Известно, что государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Законодательно обеспечивая данное фундаментальное положение, более 15 лет действует Семейный кодекс РФ, вступивший в силу с 1 марта 1996 г. Его принятие является значительным шагом - вслед за ГК РФ - на пути создания развитой правовой системы, соответствующей складывающимся в нашем государстве новым экономическим и социальным отношениям, защите прав и законных интересов граждан.

Существовавшее до введения в действие СК РФ семейное законодательство (тогда оно называлось законодательством о браке и семье) представляло собой во многом устаревший и противоречивый правовой материал, состоявший из актов, принятых в разное время различными органами Союза ССР (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. <1>), РСФСР (Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. <2> (далее - КоБС РСФСР) и др.), и не соответствовало требованиям сложившихся новых социально-экономических условий. Периодически предпринимались попытки привести КоБС РСФСР в соответствие с гражданским законодательством и требованиями времени путем внесения изменений и дополнений <3>, однако таким образом не удавалось в полной мере решить проблему и создать новый кодифицированный акт, регулирующий семейные отношения.

--------------------------------

<1> Ведомости Верховного Совета РСФСР (далее - ВС РСФСР, СССР). 1968. N 27. Ст. 241.

<2> Ведомости ВС РСФСР. 1969. N 32. Ст. 1397.

<3> См., например: Федеральный закон от 22 декабря 1994 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР" // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3653.

 

II

 

Действующий Семейный кодекс - добротный и стабильный кодифицированный законодательный акт, на основе которого сложились семейное законодательство и судебная практика. Нельзя не отметить, что семейное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении России и ее субъектов (п. "к" ч. 1 ст. 72).

Как следует из ч. 2 ст. 72 Основного Закона, по семейному законодательству должны издаваться федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет отдается федеральным законам.

Основным актом, регулирующим семейные отношения, является Семейный кодекс, согласно которому семейное законодательство представляет собой комплекс законодательных и иных нормативных актов, регулирующих:

во-первых, установление порядка и условий вступления в брак;

во-вторых, возникновение личных и имущественных отношений, возникающих в семье между членами семьи: супругами, родителями и детьми, в том числе между усыновителями и усыновленными, а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, - между другими родственниками и иными лицами;

в-третьих, определение формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

К названным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, постольку поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Участниками отношений, регулируемых семейным законодательством, выступают прежде всего граждане, а в некоторых случаях - органы государственной власти и органы опеки и попечительства.

В отличие от прежнего кодифицированного акта (КоБС РСФСР) действующий СК РФ не регулирует отношения по поводу порядка регистрации актов гражданского состояния. Действующий Кодекс в ряде статей отсылает к "установленному порядку" (например, ст. ст. 19 и 25), а согласно п. 4 ст. 47 ГК РФ данные отношения регулируются специальным Законом об актах гражданского состояния.

Сегодня, особенно учитывая нашу законотворческую динамику, можно говорить о высокой степени стабильности комментируемого нормативного правового акта, поскольку за весь период его действия в него вносились изменения и дополнения всего несколько раз. Причем в большинстве своем эти изменения не были существенными. Так, в 1997 г. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" было предусмотрено, что снижение брачного возраста лицам, достигшим 16 лет, осуществляется органами местного самоуправления не по месту государственной регистрации заключения брака, а по месту жительства гражданина, вступающего в брак (ст. 13). Кроме того, была исключена возможность оспаривания отцовства супруга матери ребенка в органах записи актов гражданского состояния по просьбе матери ребенка, заявляющей, что отцом ребенка является не ее супруг (бывший супруг). Снижен до 14 лет возраст ребенка, имя и фамилия которого могут быть изменены на основании разрешения органа опеки и попечительства по совместной просьбе родителей (ст. 59); ранее СК РФ устанавливал 16-летний возраст. В связи с тем что имя, отчество, фамилия ребенка, достигшего 14 лет, могут быть изменены только по его просьбе, в Кодекс были внесены соответствующие изменения.

В 1998 г. в СК РФ были внесены поправки <1>, направленные на защиту прав детей, оставшихся без попечения родителей, и прежде всего при усыновлении (удочерении). Так, усыновление (удочерение) стало рассматриваться как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании (ст. 124). Для усыновления (удочерения) ребенка в качестве необходимого требования было указано заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком (п. 2 ст. 125). Был установлен запрет на занятие посреднической деятельностью при усыновлении (удочерении) детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей (ст. 126.1), и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 26. Ст. 3014.

 

В 2000 г. был дополнен содержавшийся в СК РФ перечень учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123), указанием на детские дома семейного типа как на разновидность воспитательных учреждений <1>. Форма воспитания ребенка в таком доме является промежуточной между формами воспитания в приемной семье и в традиционном детском доме и регулируется Правилами организации детского дома семейного типа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 153.

<2> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1251.

 

В 2004 г. в СК РФ были внесены изменения Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации". Их целью было расширение возможностей для усыновления (удочерения) детей российскими гражданами. В связи с этим были внесены изменения в абз. 2 п. 4 ст. 124 СК РФ в части увеличения с трех до шести месяцев срока, по истечении которого с момента поступления сведений в федеральный банк данных о детях иностранные граждане и лица без гражданства вправе усыновить ребенка - гражданина Российской Федерации. Изменения в ст. 127 Кодекса разрешили усыновление (удочерение) детей гражданам, обладающим жильем, которое имеет отступления от санитарных норм. Статья 135 СК РФ в новой редакции предоставила возможность при наличии уважительных причин изменять дату рождения усыновленного ребенка, достигшего одного года.

В 2006 г. в связи с принятием части четвертой ГК РФ был расширен перечень имущества, принадлежащего каждому супругу, за счет исключительного права на созданные каждым из супругов результаты интеллектуальной деятельности. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" передал отдельные функции от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъекта Федерации <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 21.

 

В 2007 г. были внесены изменения в ст. 63 СК РФ <1> в части обеспечения родителями получения детьми основного общего образования и создания условий для получения ими среднего (полного) общего образования.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования" // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3808.

 

В 2008 г. в СК РФ были внесены изменения в связи с принятием Закона об опеке <1>, а также увеличена неустойка, уплачиваемая при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты, с 0,1% суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки до 0,5%.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" // СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1756.

 

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 386-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации" <1> установил отдельные ограничения для усыновителей и опекунов (попечителей), в частности для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), против половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2010. N 52 (ч. 1). Ст. 7001.

 

В 2011 г. был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, в соответствии с которым судам предоставили возможность устанавливать место жительства ребенка и порядок осуществления родительских прав на период рассмотрения спора о детях при расторжении брака, а также была установлена административная ответственность за нарушение родителями и другими близкими родственниками прав ребенка на общение с родителями в период судебного разбирательства.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2715.

 

III

 

За период действия СК РФ были приняты иные нормативные правовые акты, определяющие и конкретизирующие порядок реализации отдельных норм данного Кодекса. Важнейшим из них является Закон об опеке, который регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами (о нем речь пойдет ниже). В гл. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <1> (далее - ГПК РФ, ГПК) урегулированы процессуальные особенности рассмотрения и разрешения судами дел об усыновлении (удочерении). Семейный кодекс РФ установил судебный порядок усыновления (удочерения) в отличие от КоБС РСФСР, который предусматривал усыновление (удочерение) по решению органов опеки и попечительства. Гарантии защиты прав несовершеннолетних детей конкретизированы Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

<2> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3802.

 

На основании и во исполнение положений СК РФ Правительством РФ принят целый ряд нормативных правовых актов в соответствии с п. 3 ст. 3 СК РФ, в частности, Постановления Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" <1>; от 17 июля 1996 г. N 829 <2>, которым утверждено Положение о приемной семье; от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" <3>; от 4 ноября 2006 г. N 654 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением" <4>; от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" <5>, и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304.

<2> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3721.

<3> Там же. Ст. 3743.

<4> СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4801.

<5> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2581.

 

Создание новой системы нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения в Российской Федерации, обусловило формирование новой судебной практики по семейным спорам, в том числе принятие Верховным Судом РФ новых актов по поводу официального толкования нормативных правовых актов в виде Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в частности: от 25 октября 1996 г. N 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов"; от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"; от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака"; от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей".

Нельзя не отметить тот факт, что количество семейных споров, разрешаемых судом, не уменьшилось, в том числе и в связи с тем, что некоторые категории дел, которые решались ранее в административном порядке, теперь рассматриваются судами (например, дела об усыновлении). Традиционно большинство судебных дел в рассматриваемой сфере связано с расторжением брака, разделом имущества между супругами и определением того, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети и каким образом будет осуществляться их содержание.

 

IV

 

Практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве за многие десятилетия показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института. Немногочисленные нормы Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов РФ не позволяли разрешить целый ряд вопросов, связанных с назначением опекунов и попечителей, с выдачей разрешений на отчуждение жилых помещений и иного имущества подопечных, с привлечением опекунов и попечителей к ответственности и пр.

Кроме того, в настоящее время коренным образом изменились социальные отношения по устройству граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве. Например, развитие отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, повлекло возникновение в регионах России новых форм опеки и попечительства, которые не получают пока необходимого законодательного оформления. Все это настоятельно потребовало изменения содержания института опеки и попечительства исходя из его новых задач и принципов.

В рамках реформы законодательства, связанного с опекой и попечительством, были разработаны проекты Федеральных законов "Об опеке и попечительстве" и "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве". При разработке этих документов использовались положительный опыт российского законодательства, а также положения зарубежного законодательства. Многие положения законопроектов продолжают и развивают идеи, заложенные в проекте Опекунского устава, опубликованного в Российской империи еще в 1897 г.

Основные новеллы Федеральных законов "Об опеке и попечительстве" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" сводятся к следующему.

Во-первых, Федеральными законами унифицированы нормы гражданского, семейного и некоторых других отраслей законодательства, регулирующих отношения по опеке и попечительству. Предметом правового регулирования являются отношения с участием как несовершеннолетних, так и совершеннолетних граждан, находящихся под опекой (попечительством) или нуждающихся в ее установлении.

Во-вторых, Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" впервые унифицирует задачи и принципы государственного регулирования отношений в области опеки и попечительства, определяет полномочия органов опеки и попечительства, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

В-третьих, настоящими Федеральными законами предусматривается введение упрощенного порядка назначения опеки в случаях необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека), временной опеки (например, на срок командировки родителей), назначение опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности, возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями).

В-четвертых, в отличие от ранее действовавших норм, допускавших выплату опекунам (попечителям) вознаграждения только в одном случае (приемная семья), в федеральных законах допускается заключение договоров об осуществлении опеки (попечительства) при необходимости в любых случаях. Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения. Эта новелла будет способствовать, в частности, сокращению числа детей, воспитывающихся в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей.

В-пятых, впервые детально урегулированы важные вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных; определены порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных, а также разрешений на совершение иных действий от имени подопечных; определены порядок и сроки предоставления отчета опекуна (попечителя) о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного. Также впервые предусматривается введение ответственности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

В ходе работы над проектами был расширен круг воспитательных учреждений и иных организаций, на которых могут быть возложены функции опекунов и попечителей, что позволяет закрепить правовое положение и тех воспитательных учреждений, которые созданы церковными учреждениями. Те некоммерческие организации, которые на момент вступления закона в силу осуществляют свою деятельность, сохраняют право заниматься воспитательной деятельностью и после вступления закона в силу.

В-шестых, учтена правовая природа патроната и распределения в этой сфере функций федеральных органов, в частности Правительства РФ, и субъектов Федерации.

Решен вопрос относительно различных договоров, определяющих устройство детей, оставшихся без попечения родителей, заключенных до даты вступления Закона об опеке в силу.

В-седьмых, уточнены полномочия органов опеки и попечительства в части деятельности по подбору, учету и подготовке граждан, желающих стать опекунами или попечителями (приемными, патронатными родителями), а также по оказанию содействия ("сопровождения") опекунских семей.

Уточнены вопросы учета индивидуальных особенностей личности каждого подопечного путем предоставления органу опеки возможности установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе определяющие конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

В качестве справки следует сказать, что в ходе работы над законопроектами наметились отдельные расхождения позиций Рабочей группы и Министерства образования и науки РФ прежде всего по вопросу о правовом статусе патронатных воспитателей и необходимости введения так называемого социального патроната.

В этой части предложенные Министерством образования и науки РФ поправки противоречили утвержденной концепции законопроекта "Об опеке и попечительстве", вводящего в федеральное законодательство понятие "патронатное воспитание" как разновидность понятия опеки или попечительства (полное законное представительство ребенка).

Следует специально пояснить, что рабочая группа сочла нецелесообразным расщепление по договору о патронатном воспитании функций законного представительства между двумя субъектами - детским домом и патронатным воспитателем.

При подготовке поправок в СК РФ удалось избежать противоречия, в соответствии с которым, с одной стороны, патронатное воспитание считалось бы формой устройства ребенка, а с другой - ребенок продолжал бы числиться за детским учреждением. Это и в целом могло бы ухудшить положение ребенка в патронатной семье по сравнению с положением в приемной и опекунской семье, поскольку не позволяло бы четко определить, кто и в какой момент несет ответственность за ребенка.

Очевидно, что патронат необходимо рассматривать наравне с приемной семьей как полноценную разновидность опеки (попечительства). Индивидуальные требования к патронатному воспитанию будут устанавливаться договором и актом о назначении опекуна (патронатного воспитателя).

С целью стабилизации правовой ситуации с патронатными семьями и другими формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г. (даты вступления в силу Закона об опеке), сохраняют свою силу и могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом исключительно по желанию приемных родителей или патронатных воспитателей.

На основании ст. 32 Закона об опеке, а также ст. 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" Оба закона вступили в силу с 1 сентября 2008 г. Разрыв в сроках между принятием и введением в действие законов обусловлен необходимостью их изучения органами опеки и попечительства, другими участниками отношений в сфере опеки и попечительстве, иными заинтересованными лицами.

В настоящее время во исполнение названных Законов приняты Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"; от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации"; от 17 ноября 2010 г. N 927 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.