КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Без попечения родителей 3 страница
Наиболее опасной посреднической деятельностью при усыновлении, вне всякого сомнения, является организация "заочного усыновления", распространенного в случаях незаконного усыновления российских детей иностранными гражданами. В таких ситуациях будущий усыновитель приезжает на территорию РФ непосредственно перед судебным рассмотрением заявления об усыновлении. Выбор ребенка он осуществляет на основании информации, предоставленной для него посредниками. Личного общения с ребенком, как правило, не происходит либо оно производится с нарушением установленного порядка. Но самым главным нарушением в таких случаях является несоблюдение правила о предварительном принятии мер по устройству ребенка в семьи граждан РФ. Организация такого усыновления сопровождается, как правило, взяточничеством, совершением служебных подлогов и другими противоправными действиями. Все перечисленные примеры, однако, не исчерпывают число случаев посреднической деятельности при усыновлении, которая, как указывается в п. 1 комментируемой статьи, возможна в виде любых действий. Следовательно, по общему правилу все действия по усыновлению ребенка должны совершаться самим усыновителем. На практике таких усыновителей принято называть "независимыми", поскольку они не пользуются чьими-либо услугами. 2. Посредническая деятельность по усыновлению наказуема. Статьей 5.37 КоАП предусмотрено, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 4 тыс. до 5 тыс. рублей. В соответствии со ст. 154 УК РФ незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, наказываются штрафом в размере до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев. 3. Комментируемая статья определяет основные положения деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ. Указывая, что такая деятельность не относится к посреднической, СК РФ при этом устанавливает к ней определенные требования. Первое требование. Деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей может осуществляться на территории РФ или в силу международного договора РФ, или на основе принципа взаимности. Это означает, что Россия прежде всего предоставляет возможность вести такую деятельность на своей территории организациям, созданным в тех государствах, с которыми Российская Федерация заключила соответствующее соглашение. В настоящее время подобных соглашений нет. При этом на территории РФ допускается деятельность органов и организаций, уполномоченных любыми государствами, однако до того момента, пока не появится необходимость запретить их деятельность в связи с нарушениями прав российских усыновителей или их посредников на территории соответствующего государства (установить реторсии). В этом и выражается принцип взаимности в вопросе о допущении посреднической деятельности иностранных органов и организаций по усыновлению на территории РФ. Второе требование. Специально уполномоченные иностранными государствами органы или организации по усыновлению детей не должны преследовать в своей деятельности коммерческие цели. Это означает не только то, что их уставная правоспособность должна быть некоммерческой, но и то, что фактическая их деятельность на территории РФ не может быть направлена на извлечение прибыли и на ее распределение между участниками организации. Третье требование. Допускается деятельность органов и организаций, которые уполномочены не только государством своего происхождения. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 утверждено Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением. Данным подзаконным актом определяется порядок получения этими органами и организациями разрешения на открытие представительства на территории РФ. Деятельность органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ в силу прямого указания закона не считается посреднической. Представительства иностранных организаций в установленном порядке: а) представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в Министерство образования и науки РФ документы кандидатов в усыновители для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для усыновления; б) получают на основании заявления кандидатов в усыновители производную информацию о ребенке; в) оформляют приглашения и оказывают визовую поддержку кандидатам в усыновители; г) организуют прием и размещение кандидатов в усыновители, оказывают им необходимую помощь в оформлении усыновления; д) участвуют в судебных заседаниях при рассмотрении дел об усыновлении, получают решения суда об усыновлении, а также оказывают содействие усыновителям в оформлении свидетельства о рождении ребенка и его паспорта для выезда за пределы РФ; е) осуществляют на территории РФ иную деятельность по представлению интересов кандидатов в усыновители, а также усыновителей, не запрещенную законодательством РФ. Указанное Постановление Правительства РФ N 654 определяет также способы контроля за деятельностью представительств иностранных организаций, а также основания прекращения их деятельности на территории РФ. Представительства иностранных организаций представляют в органы исполнительной власти субъектов Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок. Не позднее чем через один месяц с даты постановки ребенка на учет в консульском учреждении РФ представительство иностранной организации представляет в орган исполнительной власти субъекта Федерации справку о постановке на учет в консульском учреждении РФ или копию паспорта ребенка с отметкой о его постановке на учет в консульском учреждении РФ. Кроме того, представительства иностранных организаций обязаны представлять в Министерство образования и науки РФ: а) ежегодно в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки РФ, отчет о своей деятельности по усыновлению; б) информацию о гибели усыновленных детей, насилии над усыновленными детьми, жестоком обращении с ними, невозможности адаптации их в семье усыновителей, отмене усыновления и (или) переустройства детей в другую семью, а также любую другую информацию о действиях, повлекших причинение вреда жизни и здоровью усыновленных детей и (или) нанесших ущерб их интересам. Указанная информация представляется в Министерство образования и науки РФ и орган исполнительной власти субъекта Федерации в течение пяти рабочих дней с момента случившегося; в) по запросу Министерства образования и науки РФ копии договоров, заключенных соответствующей иностранной организацией с компетентными органами государства местонахождения этой иностранной организации, осуществляющими подготовку заключений об условиях жизни кандидатов в усыновители и о возможности быть усыновителями и принимающими на себя обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей, по подготовке и предоставлению в эту иностранную организацию соответствующих отчетов и информации о детях, а также представляют иную информацию о деятельности по усыновлению детей. 4. Порядок получения иностранной организацией разрешения на открытие представительства на территории РФ таков. Иностранная организация должна уведомить Министерство юстиции РФ о создании своего представительства и представить в Министерство образования и науки РФ заявление с приложением документов, подтверждающих ее правоспособность, право на осуществление деятельности по усыновлению детей, свидетельствующих о ее структуре, иных документов, в том числе копии лицензии (или другого документа), выданной (выданного) компетентным органом государства местонахождения иностранной государственной организации на срок не менее одного года и подтверждающей (подтверждающего) ее полномочия по осуществлению деятельности по усыновлению детей. Министерство образования и науки РФ вправе дополнительно запрашивать подлинные экземпляры учредительных документов соответствующей иностранной организации, информацию о ее деятельности, законодательные акты в области защиты прав и интересов детей государства местонахождения указанной иностранной организации, а при необходимости и другие документы. Решение о выдаче разрешения на открытие представительства или разрешения на осуществление деятельности либо об отказе в выдаче соответствующего разрешения принимается Министерством образования и науки РФ в течение трех месяцев с даты представления в Министерство документов, указанных в п. п. 4 и 5 настоящего Положения, при наличии заключений Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ и Министерства юстиции РФ. Представительство иностранной государственной организации считается открытым и правомочно осуществлять деятельность по усыновлению детей со дня выдачи Министерством образования и науки РФ разрешения на открытие представительства. На основании разрешения на открытие представительства иностранной государственной организации указанное представительство обращается в месячный срок в Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции РФ, которая в месячный срок вносит его в сводный государственный реестр аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний и выдает соответствующее свидетельство. Представительство иностранной некоммерческой организации правомочно осуществлять деятельность по усыновлению на территории РФ с даты выдачи Министерством образования и науки РФ разрешения на осуществление такой деятельности.
Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями
Комментарий к статье 127
1. Комментируемая статья путем установления ряда запретов закрепляет перечень условий, предъявляемых к личности усыновителя, обусловленных задачей обеспечить усыновляемому ребенку условия, наиболее отвечающие его интересам. Таким образом, возможность усыновить ребенка выступает в качестве одного из элементов правоспособности физической личности. Все эти требования можно объединить в несколько групп: 1) требования, связанные с наличием у усыновителя достаточного объема правоспособности. Запрещается быть усыновителями: - лицам, лишенным по суду родительских прав или ограниченным судом в родительских правах; - бывшим усыновителям, если усыновление отменено судом по их вине; - лицам, отстраненным от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей. В первых двух случаях отсутствие у лица необходимого объема правоспособности подтверждается вступившими в законную силу судебными решениями соответственно о лишении или ограничении родительских прав, а также об отмене усыновления по вине усыновителя (ст. ст. 70, 73, 140 СК). В третьем случае должен иметь место акт органа опеки и попечительства об отстранении опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (ст. 39 ГК). Установление этих запретов связано с поведением в прошлом указанных лиц, которые допускали ненадлежащее исполнение ими обязанностей по воспитанию детей; 2) требования, связанные с наличием у усыновителя достаточного объема дееспособности. Запрещается быть усыновителями: - несовершеннолетним лицам; - лицам, признанным судом недееспособными или ограниченно дееспособными; - супругам, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным на основании ст. ст. 29 и 30 ГК РФ производится в судебном порядке. Запрет осуществлять усыновление лицу, не обладающему дееспособностью в полном объеме, вызван необходимостью предоставить ребенку новых законных представителей (усыновителей), которые, в свою очередь, сами должны быть полностью дееспособны; 3) требования, относящиеся к состоянию здоровья усыновителя. В соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 Перечнем заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, не могут быть усыновителями лица, имеющие одно из следующих заболеваний: - туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V группы диспансерного учета; - заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации; - злокачественные онкологические заболевания всех локализаций; - наркомания, токсикомания, алкоголизм; - инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета; - психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными; - все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность. Очевидно, что этот Перечень небезупречен и нуждается в совершенствовании, поскольку, например, не учитывает такие случаи психических заболеваний, в которых никто и не ставил перед судом вопрос о признании больного недееспособным. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. N 332 утверждено Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(-ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, в соответствии с которым освидетельствование осуществляется в учреждении здравоохранения по месту жительства кандидата, а его результаты действительны в течение трех месяцев. Предъявление таких серьезных требований к состоянию здоровья кандидата в усыновители также связано с обеспечением интересов ребенка, который нуждается не только в законном представителе, но и в осуществлении ухода за ним и в воспитании; 4) требования, относящиеся к личностным качествам кандидата в усыновители. Запрещается быть усыновителями лицам, имеющим или имевшим судимость, подвергающимся или подвергавшимся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. Также не могут быть усыновителями лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. Перечисленные запреты вполне понятны и связаны с особой общественной опасностью ранее совершенного гражданином деяния. Кроме того, следует отметить, что Пленум Верховного Суда РФ рекомендует в п. 14 уже упоминавшегося Постановления от 20 апреля 2006 г. N 8 при решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (усыновителей) (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за корыстные и другие умышленные преступления и т.п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком. Перечисленные факты могут быть приняты во внимание судом, и в усыновлении может быть отказано, однако со ссылкой на п. 2 ст. 124 СК РФ, а не на комментируемую статью, в которой названные запреты не указаны. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает еще один запрет личного характера: "Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка". Это правило вызвано к жизни соображениями морально-этического характера, а также тем обстоятельством, что в Российской Федерации признается только зарегистрированный в органах загса брак. Между тем СК РФ не запрещает усыновление лицу, не состоящему в браке. Оно может выступать в качестве единственного усыновителя ребенка; 5) требования, относящиеся к материально-бытовым условиям жизни усыновителя. Во всех без исключения случаях запрещается усыновление лицами, не имеющими постоянного места жительства. По общему правилу не допускается усыновление лицами, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель); лицами, проживающими в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам. Такой запрет обусловлен необходимостью создать ребенку условия для полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития (ст. 124 СК). Однако из этого правила есть исключения: - оно не распространяется на случаи усыновления отчимами и мачехами; - суд может разрешить усыновление указанным лицам, однако лишь с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств. Такими обстоятельствами могут являться: проживание усыновителя в сельской местности, не обеспеченной необходимыми коммуникациями для приведения жилья в соответствие с санитарными и техническими правилами и нормами; получение заработка в размере, незначительно отличающемся от требуемой суммы, в том числе получение заработка в натуре; особая привязанность ребенка к кандидату в усыновители, не обладающему достаточным уровнем материально-жилищной обеспеченности, и пр. 2. В комментируемой статье закреплено и преимущественное право быть усыновителем. Его субъектами являются родственники ребенка, которые преимущественно перед другими лицами могут принять ребенка на воспитание в форме усыновления. Преимущественное усыновление возможно, только если при этом не нарушаются интересы ребенка, а также если личность усыновителя отвечает требованиям, установленным настоящей статьей. 3. Комментируемая статья на основании п. 1 ст. 165 СК РФ применяется к иностранцам и лицам без гражданства, желающим усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ (за исключением абз. 8 п. 1).
Статья 128. Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком
Комментарий к статье 128
В соответствии с российским законодательством устанавливается предельная минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновленным - 16 лет. Установление этого срока связано с необходимостью максимально приблизить усыновление к родству по рождению. Из этого правила установлены два исключения: - не требуется учета разницы в возрасте при усыновлении ребенка отчимом (мачехой), поскольку ребенок проживает со своим родителем и фактически уже общается с отчимом или мачехой; - по причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 приводятся следующие примеры уважительных причин: ребенок привязан к лицу, желающему его усыновить, считает его своим родителем и т.п.
Статья 129. Согласие родителей на усыновление ребенка
Комментарий к статье 129
1. В связи с тем что усыновление прекращает права и обязанности родителей и детей (п. 2 ст. 137 СК), для усыновления требуется согласие родителей ребенка (за исключением случаев, предусмотренных ст. 130 СК). 2. Содержание согласия родителей на усыновление может быть разным. Во-первых, родитель может выразить пожелание, чтобы его ребенка усыновило конкретное физическое лицо (или конкретные супруги). В этом случае усыновление возможно только со стороны указанных в согласии родителя лиц. Во-вторых, родитель может выразить свое согласие на усыновление без указания конкретного лица. В такой ситуации информация о ребенке на основании положений Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предлагается всем заинтересованным кандидатам в усыновители. 3. Согласие родителя на усыновление может быть выражено в любой момент после рождения ребенка. К сожалению, в последнее время такое согласие зачастую изъявляется непосредственно после рождения ребенка. В то же время согласие не является бесповоротным актом и может быть отозвано в любой момент до вынесения решения суда об усыновлении ребенка, т.е. до удаления суда в совещательную комнату для принятия решения (ст. 192 ГПК). 4. В комментируемой статье предъявляются специальные требования к форме выражения согласия родителя на усыновление ребенка. Предусмотрены следующие варианты оформления согласия: 1) заявление в письменной форме, которое требует: либо нотариального удостоверения (см. гл. X Основ законодательства РФ о нотариате), либо заверения руководителем организации, в которой находится ребенок, оставшийся без попечения родителей; либо заверения органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или по месту жительства родителей; 2) заявление в устной форме, которое может быть выражено непосредственно в суде при рассмотрении заявления об усыновлении. Как отмечается в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8, согласие на усыновление, данное родителем в суде, должно быть зафиксировано в протоколе и подписано им лично, а также отражено в судебном решении. 5. В случаях, когда родитель усыновляемого ребенка не достиг 16 лет, кроме его согласия требуется также согласие его родителя или опекуна (попечителя), а при их отсутствии - согласие органа опеки и попечительства. Это требование связано с отсутствием у несовершеннолетнего родителя дееспособности в достаточном объеме. Кроме того, оно устанавливается с целью контроля за отсутствием внешнего воздействия на несовершеннолетнего родителя, которое могло бы повлиять на принятие им такого важного решения, как отказ от своих прав.
Статья 130. Усыновление ребенка без согласия родителей
Комментарий к статье 130
1. Комментируемой статьей установлен перечень случаев, в которых по объективным (например, неизвестность родителей) или субъективным причинам, связанным с поведением родителей, получение их согласия на усыновление невозможно или нецелесообразно с точки зрения интересов ребенка. 2. Согласие родителей ребенка на его усыновление не требуется, если: 1) у ребенка нет родителей, т.е. они не установлены, а регистрация рождения ребенка произведена на основании ст. 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" ("Государственная регистрация найденного (подкинутого) ребенка"). В настоящее время, к сожалению, распространены случаи отказа матери от новорожденного ребенка непосредственно сразу после родов. В большинстве таких ситуаций мать прибывает в медицинское учреждение для родовспоможения без документов, удостоверяющих личность, и не сообщает сведений о себе либо сообщает заведомо ложные сведения. В таком случае происхождение ребенка от матери может быть зарегистрировано исключительно на основании судебного решения об установлении факта рождения ребенка данной женщиной (п. 4 ст. 14 названного Закона); 2) родители ребенка признаны судом безвестно отсутствующими. Основания для признания гражданина безвестно отсутствующим установлены ст. 42 ГК РФ; 3) родители ребенка признаны судом недееспособными по основаниям, установленным ст. 29 ГК РФ. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 дополнительно разъясняет, что признание родителя судом ограниченно дееспособным не дает оснований для усыновления ребенка без согласия такого родителя, поскольку в соответствии со ст. 30 ГК РФ он ограничивается только в имущественных правах; 4) родители ребенка лишены в судебном порядке родительских прав (ст. 69 СК). При этом усыновление ребенка допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав; 5) родители ребенка более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания по причинам, признанным судом неуважительными. В последнем случае уважительный характер причин отсутствия со стороны родителя внимания к ребенку устанавливается судом по его усмотрению. При этом Верховный Суд РФ в своем вышеуказанном Постановлении рекомендует принимать решение на основании исследования и оценки в совокупности всех представленных доказательств (например, сообщения органов внутренних дел о нахождении родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов, в розыске, показаний свидетелей и других допустимых доказательств).
Статья 131. Согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей
Комментарий к статье 131
1. В случаях, когда ребенок, оставшийся без попечения родителей, до усыновления был устроен в одной из временных форм - передан под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов, опекуны (попечители), приемные родители, патронатные воспитатели или перечисленные организации исполняют функции законных представителей ребенка. По этой причине для усыновления ребенка требуется согласие не только его родителя (родителей), но и названных лиц или организаций. Однако в отличие от положений ст. 130 СК РФ в ст. 131 Кодекса устанавливается возможность произвести усыновление ребенка и вопреки мнению этих лиц или организаций, если того требуют интересы ребенка (п. 2 ст. 124 СК). В этой части решение суда требует дополнительного обоснования. 2. Для согласия на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, требуется простая письменная форма.
Статья 132. Согласие усыновляемого ребенка на усыновление
Комментарий к статье 132
1. Комментируемая статья вслед за ст. 12 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., а также ст. 57 СК РФ закрепляет необходимость выяснения при усыновлении мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет. При этом в настоящей статье содержится специальное правило о получении согласия такого ребенка. Без его согласия усыновление невозможно, за исключением случаев, когда до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем (п. 2 комментируемой статьи). 2. Пункт 15 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ указывает, что согласие ребенка выявляется органом опеки и попечительства и отражается в отдельном документе либо в заключении об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка. Однако согласно ст. 272 ГПК РФ согласие усыновляемого ребенка должно быть приложено к заключению органа опеки и попечительства об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. Таким образом, согласие усыновляемого ребенка требует оформления в виде отдельного документа, подписанного ребенком, достигшим возраста 10 лет. Если усыновляемый ребенок уже достиг возраста 14 лет, то его участие в рассмотрении заявления об усыновлении обязательно. Участвуя в деле, он сможет дополнительно подтвердить суду свое согласие на усыновление. 3. Следует применять также и общее правило ст. 57 СК РФ, в соответствии с которым ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Осуществление этого права ребенка не связано с достижением 10-летнего или иного возраста. Поэтому, несмотря на то, что ст. 273 ГПК РФ не предусматривает возможности участия в судебном разбирательстве ребенка, не достигшего возраста 10 лет, тем не менее ребенок более младшего возраста должен быть при необходимости заслушан в ходе рассмотрения заявления об усыновлении, если его участие в деле не противоречит его интересам и не затрагивает тайны усыновления. 4. Как отмечается в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8, при решении вопроса о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего судье целесообразно выяснить мнение по этому поводу органа опеки и попечительства, с тем чтобы присутствие ребенка в суде не оказало на него неблагоприятного воздействия. Это правило может быть применено только в отношении участия в деле ребенка в возрасте до 14 лет, поскольку, как отмечалось, усыновляемые, достигшие возраста 14 лет, участвуют в рассмотрении заявления об усыновлении в обязательном порядке.
Статья 133. Согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка
Комментарий к статье 133
1. Особенно желательным является усыновление ребенка супругами. В этом случае ребенок попадает в полноценную семью и его право на получение воспитания реализуется наиболее полным образом. Однако не всегда такое усыновление возможно по целому ряду причин как субъективного (в частности, психологическая неподготовленность к усыновлению), так и объективного свойства. Так, например, в одном из случаев супружеская пара не смогла совместно усыновить ребенка в связи с наличием у супруги такого препятствия к усыновлению, как инвалидность соответствующей группы, исключающей трудоспособность. Поэтому в случаях, когда об усыновлении ребенка заявляет одно лицо, состоящее в зарегистрированном браке, требуется согласие его супруга. При отсутствии такого согласия проживание усыновленного ребенка в семье не будет отвечать его интересам.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |