Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая хар-ка Конституции РБ




Природоресурсное право и отношения землепользования.

Природоресурсное право состоит из 6 природоресурсовых отраслей: земельного, водного, лесного, горного права, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха.

Земельное право – это с-ма норм, регулирующих общ. отношения по поводу земли в целях обеспечения научно обоснованного, рац. использования и охраны земель, создания условий повышения их эф-ти, укрепления законности в обл. земельных отношений.

Предмет земельного права составляют отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земли, т.е. отношения, которые складываются по поводу земли как особого объекта хоз. и иной деят-ти.

Объектами прав. регулирования земельного права выступают отношения, возникающие в связи с распределением земель между собственниками, владельцами и пользователями земли, использованием земель и их охраной.

Объектами земельных отношений явл. земельные участки (их части), в т.ч. и земельные сервитуты.

Земельные отношения в РБ регулируются Конституцией РБ, актами Президента РБ, Кодексом РБ о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними др. актами зак-ва.

Земельные правоотношения – это волевые общ. отношения по поводу земли, урегулированные земельным правом. Их специфика проявл. в объекте, круге субъектов, содержании, основаниях возникновения, изменения и прекращения.

По осн. институтам земельного права земельные правоотношения можно подразделить на определ. виды: ♦правоотношения земельной собств-ти; ♦правоотношения землевладения; ♦правоотношения землепользования, в т.ч. правоотношения земельных сервитутов и аренды земли; ♦правоотношения в обл. управления земельным фондом; ♦земельных охранительные правоотношения.

В соотв. с осн. целевым назначением и независимо от форм собств-ти все земли в РБ подразделяются на категории: 1) земли с/х назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства; 3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; 4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культ. назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

 

В соврем. гос-вах осн. юр. актом, который вносит порядок в с-му прав. регулирования, явл. Конституция. Слово "конституция" происходит от лат. cоnstitutiо - установление, устроение. В наст. время в РБ действует Конституция РБ, принятая 15 марта 1994г., вступившая в законную силу 30 марта 1994г. с изменениями и дополнениями, внесенными на республ. референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.

Предметом конст. закрепления явл. 2 важных аспекта: 1) провозглашает и гарантирует нрава и свободы человека и гражданина; 2) определяет порядок орг-зации гос. власти, основы конст. строя, форму гос-ва (форма правления, гос. устройства) и др.

Стр-ра Конституции представляет собой с-му группировки конст. норм и последовательное их расположение. Конст. нормы включаются в разделы и главы. Стр-ра Конституции РБ явл. стандартной: она имеет преамбулу, осн. часть и заключит. переходные положения. В целом Конституция выглядит след. обр.:

Преамбула

Раздел I. Основы конст. строя

Раздел II. Личность, общество, гос-во

Раздел III. Избират. с-ма. Референдум

Глава 1. Избират. с-ма

Глава 2. Референдум (народное голосование)

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд

Глава 3. Президент РБ

Глава 4. Парламент – Нац. собрание

Глава 5. Правительство - Совет Министров РБ

Глава 6. Суд

Раздел V. Местное управление и самоуправление

Раздел VI. Прокуратура. Комитет госконтроля

Глава 7. Прокуратура

Глава 8. Комитет госконтроля

Раздел VII. Фин.-кредитная с-ма РБ

Раздел VIII. Действие Конституции РБ и порядок ее изменения

Раздел IX. Заключительные и переходные положения

В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на кот-х базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция явл. Осн. Законом РБ. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла др. норм Конституции.

Осн. часть Конституции состоит из 8 разделов, III, IV и VI разделы состоят из глав (всего 8 глав).

В I разделе раскрываются основы конст. строя. Дается хар-ка бел. гос-ва как унитарного демократического социального правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и гос-ва, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие полит. плюрализм, право на развитие всех форм собств-ти и другие.

Раздел II посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе III фиксируются осн. положения, касающиеся избират. с-мы и референдума. Нередко в Конституциях др. стран эти положения отсутствуют.

Раздел IV, посвященный статусу гос. органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях Главы гос-ва, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

V раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиб. важные аспекты орг-ции и деят-ти, полномочий местных Советов, исполнит. и распорядит. органов, их взаимоотношения с др. властными стр-рами.

В VI разделе содержатся нормы, регламентирующие деят-ть 2х гос. органов - Прокуратуры и Комитета госконтроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообр. исполнением законов, декретов и указов, иных норм. актов подведомственными Правительству и некот. др. органами, а также пр-ями, учреждениями, орг-циями и гражданами. На органы Комитета госконтроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием гос. собственности и некот. др. вопросы.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся фин.-кредитной с-мы РБ.

Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей прав. с-мы с учетом иерархии норм. актов имеет раздел VIII. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.

Заключит. и переходные положения содержатся в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. "О порядке вступления в силу Конституции РБ". Данный раздел Конституции позволяет прав. ср-вами обеспечить "переход" к реализации тех норм, которые не м.б. исполнены сразу с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных гос. органов.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей и ее положения необходимо трактовать в системной взаимозависимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.