КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
П. В. Крашенинникова 11 страница
Фактами, подтверждающими признание лицом своего отцовства в отношении данного ребенка, могут служить его письма, в том числе в электронном виде, в которых он называл ребенка своим, анкеты, заявления, аудио- и видеозаписи, показания свидетелей. Установление факта признания отцовства возможно по заявлению любого заинтересованного лица, а именно матери ребенка или лица, записанного в качестве отца ребенка в книге записи актов гражданского состояния, опекуна (попечителя) ребенка, лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия, органов опеки и попечительства, прокурора в соответствии со ст. 45, 46 ГПК РФ. В отношении детей, родившихся до 1 октября 1968 г. от лиц, не состоявших в браке между собой, суд вправе установить факт признания отцовства в случае смерти лица, которое признавало себя отцом ребенка, при условии, что ребенок находился на иждивении этого лица к моменту его смерти либо ранее (ст. 3 Закона об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье; ст. 9 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 октября 1969 г.). В соответствии со ст. 266 ГПК РФ заявление об установлении факта признания отцовства подается в суд по месту жительства заявителя. В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо установить отцовство (в целях внесения сведений в свидетельство о рождении, реализации наследственных прав и т.д.), а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов, т.е. отсутствие сведений в книге записи актов гражданского состояния, свидетельстве о рождении об отцовстве умершего. Кроме того, должны быть представлены доказательства признания отцовства (свидетельские показания, письменные доказательства, аудио-, видеозаписи и др.). Последствием установления отцовства является установление юридической связи (правовых отношений) между отцом и ребенком, регулируемой не только нормами семейного, но и другими нормами права. На основании решения суда вносится запись в книгу записи актов гражданского состояния, свидетельство о рождении ребенка, возникают права и обязанности отца и ребенка, предусмотренные гл. 11, 12 СК РФ. Если одновременно с иском об установлении отцовства предъявлено требование о взыскании алиментов, то в случае удовлетворения иска об установлении отцовства алименты присуждаются со дня предъявления иска, как и по всем делам о взыскании алиментов, а не с момента вступления решения суда в законную силу (п. 2 ст. 107 СК). Вместе с тем необходимо учитывать, что возможность принудительного взыскания средств на содержание ребенка за прошлое время в указанном случае исключается, поскольку до удовлетворения иска об установлении отцовства ответчик в установленном порядке не был признан отцом ребенка. При этом решение о взыскании алиментов подлежит немедленному исполнению согласно ст. 211 ГПК РФ. Особое внимание в последнее время уделяется особенностям установления материнства и отцовства при применении искусственных методов репродукции человека. К искусственным методам репродукции человека, предусмотренным Семейным кодексом и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, относят искусственное оплодотворение, имплантацию эмбриона и суррогатное материнство. Более подробно эти и другие методы искусственной репродукции человека определяются Приказом Минздрава России от 26 февраля 2003 г. N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия". При этом возможны следующие ситуации. 1. Юридические родители являются биологическими родителями ребенка (например, при имплантации использован эмбрион, генетически происходящий от супружеской пары). 2. Отсутствует биологическая, но имеет место генетическая связь между ребенком и родителями (одним из них). 3. Отсутствует как биологическая, так и генетическая связь с ребенком родителей или одного из них (суррогатное материнство без использования генетического материала супруги). Проведение ВРТ возможно только при наличии письменного согласия проинформированных пациентов. В соответствии со ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Российское семейное законодательство недостаточно регулирует вопросы, возникающие в связи с рождением ребенка в ходе применения искусственных методов ВРТ, особенно при суррогатном материнстве. Так, например, требования к суррогатным матерям предусмотрены в вышеназванном Приказе Минздрава России, который не является источником семейного права. Среди таких требований называются: возраст от 20 до 35 лет; наличие собственного здорового ребенка; психическое и соматическое здоровье. Семейное законодательство исходит из того, что матерью ребенка является та женщина, которая его родила, независимо от того, использован ли генетический материал другой женщины. Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, записываются в качестве родителей ребенка только при наличии ее согласия, которое дается после рождения ребенка. Согласно абз. 1 п. 4 ст. 51 СК РФ при применении методов искусственной репродукции человека в качестве родителей ребенка записываются лица, давшие свое согласие на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, при условии, что вынашивает и рожает ребенка именно та женщина, которая дала согласие на применение в отношении нее названных методов с целью рождения ею ребенка. При этом не имеет значения, являются ли оба супруга или один из них генетическими родителями или нет. Таким образом, в случае рождения ребенка в результате искусственных методов оплодотворения действует общий порядок установления отцовства и материнства. При суррогатном материнстве матерью ребенка является та женщина, которая его родила, и супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, записываются в качестве родителей ребенка только при наличии ее согласия, которое дается после рождения ребенка. Проинформированные супружеская пара и суррогатная мать дают письменное согласие на участие в программе "Суррогатное материнство". Между суррогатной матерью и потенциальными родителями, как правило, заключается договор в письменной форме, хотя специальных требований к этому договору законодательством не предусмотрено. В качестве условий договора могут быть определены: - компенсация расходов на медицинское обслуживание суррогатной матери; - медицинское учреждение, где будет проводиться искусственное оплодотворение и приниматься роды; - последствия рождения ребенка с физическими или психическими недостатками; - обязанности суррогатной матери, за исключением обязанности передать родившегося ребенка супругам, с которыми заключен договор; - последствия того, что суррогатная мать после рождения ребенка не откажется от ребенка; - условия и порядок оплаты услуг суррогатной матери, если это возмездный договор; - основания расторжения договора. Однако данный договор не является основанием для того, чтобы в случае отсутствия согласия суррогатной матери на передачу ребенка принудительно передать его супружеской паре. По статистике, около 15% суррогатных матерей отказываются отдать ребенка после его рождения супругам-заказчикам <1>. В настоящее время законодательство прямо не регулирует вопрос о возможности взыскания денежных средств, полученных по договору, а также возмещения причиненного вреда, в том числе морального, с суррогатной матери, отказавшейся отдать ребенка. В том случае, если суррогатная мать не дает согласия на запись супругов в качестве родителей и если суррогатная мать состоит в браке, действует презумпция отцовства ее супруга, если нет - то запись об отце производится на общих основаниях. Если же суррогатная мать дает согласие на запись супругов в качестве родителей, которое должно быть выражено в письменной форме и удостоверено руководителем медицинского учреждения, то медицинское учреждение выдает справку о рождении у супругов ребенка. -------------------------------- <1> Григорович Е.В. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона человека: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 17.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка. В настоящее время возникает немало правовых проблем, связанных с применением методов ВРТ; в частности, семейным законодательством не урегулированы вопросы: о защите прав супруга суррогатной матери, не являющегося биологическим отцом ребенка, но в отношении которого действует презумпция отцовства при отказе суррогатной матери отдать ребенка; о защите прав биологического отца ребенка в случае отказа суррогатной матери отдать ребенка супругам-заказчикам; о правовых последствиях ошибки врачей при применении методов искусственного оплодотворения для генетических и биологических родителей. Кроме того, в настоящее время мировая медицина стоит на пути к возможности рождения ребенка без участия мужчины и женщины. Достаточно остро стоят проблемы клонирования человека и его органов, под которым понимается создание человека, генетически идентичного другому живому или умершему человеку, путем переноса в лишенную ядра женскую половую клетку ядра соматической клетки человека. Данные проблемы на сегодня не урегулированы не только российским законодательством, но и зарубежным, за исключением запрета на клонирование. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 20 мая 2002 г. N 54-ФЗ "О временном запрете на клонирование человека" <1>, прекращающий свое действие в мае 2007 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО 11 ноября 1997 г. приняла Всеобщую декларацию о геноме человека и о правах человека. В ст. 11 Декларации о геноме закрепляется принцип: "Не допускается практика, противоречащая человеческому достоинству, такая, как практика клонирования в целях воспроизводства человеческой особи". В развитие этого документа 8 марта 2005 г. принята Декларация ООН о клонировании человека. Она не содержит положений, строго осуждающих клонирование, и не устанавливает запреты. Документ носит рекомендательный характер. На это указывает его содержание - призыв к государствам принять все меры, необходимые для соответствующей защиты человеческой жизни в процессе применения достижений биологических наук; запретить все формы клонирования людей в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни; принять меры, необходимые для запрещения использования методов генной инженерии, которые могут противоречить человеческому достоинству; принять меры для предотвращения эксплуатации женщин в процессе применения достижений биологических наук <2>. Законы о запрете клонирования приняты во многих странах; так, например, Конституция Швейцарии 2000 г. установила запрет на клонирование; Федеральный закон ФРГ о защите эмбрионов 1990 г. называет преступлением создание эмбриона, генетически идентичного другому эмбриону, происходящему от живого или мертвого лица; Закон Испании 1988 г. о процедурах, способствующих репродукции, также устанавливает уголовную ответственность за клонирование человеческого эмбриона <3>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 21. Ст. 1917. <2> См.: Романовский Г. Клонирование: правовые аспекты // Законность. 2006. N 1. <3> См.: Конюхова И.А. Новые аспекты в защите конституционных прав и свобод в условиях современных вызовов человечеству // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 5.
Представители 13 стран - участниц Совета Европы в январе 1998 г. подписали Соглашение, запрещающее клонирование человека, но допускающее клонирование клеток в исследовательских целях <1>. -------------------------------- <1> См.: Правовая охрана интеллектуальной собственности в США / Сост. Л.Г. Кравец. М., 2001. С. 26.
В некоторых странах запрещено не только клонирование, но также и любые искусственные методы репродукции человека, а против суррогатного материнства выступил в 1989 г. специальный экспертный комитет Совета Европы по биоэтике и искусственным методам деторождения, выработав ряд общих принципов применительно к данной проблеме: 1) ни один медработник или медицинское учреждение не должны использовать искусственные методы деторождения для зачатия ребенка с целью вынашивания суррогатной матерью; 2) ни один контракт или соглашение между суррогатной матерью и тем лицом или парой, для которых она вынашивает ребенка, не должны иметь законной силы; 3) всякая посредническая деятельность в пользу лиц, заинтересованных в суррогатном материнстве, а также всякая связанная с этим рекламная деятельность должны быть запрещены. Пункт 4 вводит исключение: государства могут в исключительных случаях, оговоренных в национальном законодательстве, разрешить медицинскому работнику или учреждению произвести искусственное оплодотворение суррогатной матери, при условии, что суррогатная мать не получает материальной выгоды от этой операции и имеет право после родов оставить ребенка себе.
Регистрация рождения ребенка
Происхождение ребенка от матери и отца отражается в акте государственной регистрации рождения. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" регистрация рождения ребенка производится в органах записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей). В актовой записи о рождении ребенка указывается его место рождения. Если родители (один из родителей) проживают в сельском поселении, по их желанию вместо фактического места рождения ребенка может быть указано место жительства родителей (одного из родителей). В том случае, если ребенок родился при переезде (в самолете, на судне, в поезде и т.д.), регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства родителей (одного из родителей) или любым органом записи актов гражданского состояния, расположенным по маршруту следования транспорта. При рождении ребенка в таких ситуациях местом рождения ребенка указывается место государственной регистрации рождения ребенка. Если ребенок, родители которого - граждане РФ, родился за пределами страны, то регистрация рождения может быть произведена в соответствующем консульском учреждении РФ. Родители или один из родителей должны в течение одного месяца со дня рождения ребенка заявить о его рождении устно или письменно. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. устанавливал трехдневный срок обращения с заявлением о рождении ребенка. При этом факт рождения должен был быть засвидетельствован двумя лицами, считая в том числе и заявителей. Основаниями для государственной регистрации рождения ребенка, согласно ст. 14 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", являются: - документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды; - документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой, - при родах вне медицинской организации; - заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи; - решение суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной. При государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, подтверждающий факт получения согласия суррогатной матери на запись указанных супругов родителями ребенка. Такой документ, как правило, выдается медицинской организацией, в которой состоялись роды. Без согласия суррогатной матери супруги не могут быть записаны родителями ребенка. Запись о родителях ребенка вносится в запись акта о рождении в соответствии со ст. 51 СК РФ и ст. 17 Федерального закона "Об актах гражданского состояния". Сведения о матери вносятся на основании вышеназванных документов, а сведения об отце - в зависимости от того, действует ли презумпция отцовства, отцовство установлено добровольно либо принудительно. В противном случае фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка - по ее указанию. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут не вноситься. Внесенные сведения не могут служить препятствием для решения вопроса об установлении отцовства в последующем. Особый порядок регистрации рождения установлен ст. 19 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в отношении найденного (подкинутого) ребенка. Орган внутренних дел, орган опеки и попечительства либо медицинская организация, воспитательная организация или организация социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, обязаны заявить о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка, родители которого неизвестны, не позднее чем через семь дней со дня обнаружения ребенка. Лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение 48 часов в орган внутренних дел или в орган опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка. Одновременно с заявлением о государственной регистрации рождения найденного (подкинутого) ребенка должны быть представлены: - документ об обнаружении ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства, с указанием времени, места и обстоятельств, при которых ребенок найден; - документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий возраст и пол найденного (подкинутого) ребенка. Сведения о родителях найденного (подкинутого) ребенка в запись акта о его рождении не вносятся. Некоторые особенности государственной регистрации предусмотрены в отношении рождения ребенка, родившегося мертвым или умершего на первой неделе жизни (ст. 20 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"), и ребенка, достигшего возраста одного года и более (ст. 21 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"). Значение государственной регистрации рождения ребенка состоит в том, что лишь на основании такой регистрации возникают юридические права и обязанности в отношениях между родителями и детьми, предусмотренные семейным, гражданским, а также иным законодательством. Запись родителей в книге записи актов гражданского состояния может быть оспорена только в судебном порядке. СК РФ не допускает оспаривания отцовства (материнства) в административном порядке путем обращения в органы записи актов гражданского состояния даже в том случае, когда мать, фактический отец или лицо, записанное в книге записи актов гражданского состояния в качестве отца ребенка, желают изменить запись об отце ребенка. Запись об отце ребенка может быть оспорена по требованию лиц, указанных в п. 1 ст. 52 СК РФ, а именно: - лица, записанного в качестве отца или матери ребенка (несовершеннолетние родители вправе признавать или оспаривать свое отцовство или материнство независимо от возраста); - лица, фактически являющегося отцом или матерью ребенка; - самого ребенка по достижении им совершеннолетия; - опекуна (попечителя) ребенка; - опекуна родителя, признанного судом недееспособным. Запись в книге актов гражданского состояния об отцовстве (материнстве) может быть оспорена: 1) в случае, когда лица, записанные в качестве матери или отца ребенка, состоят в браке; 2) в случае, когда родители не состоят в браке и запись о матери была произведена по заявлению матери, а запись об отце: - по совместному заявлению матери и отца ребенка или - по заявлению отца ребенка с согласия органов опеки и попечительства в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав, - по решению суда. Дела об оспаривании отцовства рассматриваются в рамках искового производства. Ранее Кодекс о браке и семье РСФСР предусматривал годичный срок исковой давности по оспариванию отцовства или материнства с момента, когда лицу, записанному в качестве отца или матери, стало известно о произведенной записи. В настоящее время сроки исковой давности на данные требования не распространяются. В ряде случаев право лиц, записанных в качестве отца и матери ребенка, оспаривать отцовство или материнство ограничено в интересах прежде всего самого ребенка, в частности: - если в момент записи этому лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка; - если супруг дал согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона; - если супруги дали согласие на имплантацию эмбриона другой женщине. Указанные лица, а также суррогатная мать после совершения записи родителей в книге записей рождений не вправе при оспаривании материнства или отцовства ссылаться на эти обстоятельства.
§ 2. Права несовершеннолетних детей
Понятие ребенка дается в ст. 1 Конвенции и п. 1 ст. 54 СК РФ. Ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Права несовершеннолетних детей, предусмотренные Семейным кодексом, действуют до достижения ребенком совершеннолетия, т.е. возраста 18 лет. Как уже отмечалось, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция ООН "О правах ребенка" 1989 г., ст. 53 Семейного кодекса, другие внутренние и международные нормативные правовые акты предусматривают равенство прав детей независимо от их происхождения, рождения в браке или вне брака. Конвенция ООН "О правах ребенка" исходит из того, что все государства-участники уважают и обеспечивают права за каждым ребенком без какой-либо дискриминации (независимо от расы, рождения в браке или вне брака, имущественного положения, состояния здоровья и т.п.), а также обеспечивают ребенку защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия. Личные неимущественные и имущественные права несовершеннолетних детей предусмотрены не только гл. 11 и другими положениями Семейного кодекса, но и иными нормативными правовыми актами (например, Гражданским кодексом, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", международными договорами, в частности Конвенцией ООН "О правах ребенка", и др.). Так, к личным неимущественным правам ребенка относятся: - право жить и воспитываться в семье; - право на общение с родителями и другими родственниками; - право на защиту; - право выражать свое мнение; - право на имя, отчество, фамилию; - другие права. Права и обязанности ребенка возникают в отношениях между ребенком и матерью и отцом. В том случае, если отцовство не установлено ни добровольно, ни принудительно, правовые отношения возникают только между ребенком и его матерью. В случае обнаружения найденного или подкинутого ребенка правовые отношения между ребенком и родителями не возникают, за исключением случаев объявления родителей. Лишение или ограничение родительских прав влияет на объем взаимных прав и обязанностей родителей и детей. Так, при лишении родительских прав родители теряют наследственные права, право на получение алиментов от детей и другие права, но при этом у ребенка сохраняется право на содержание. Кроме того, согласно ст. 1075 ГК РФ на родителя, лишенного родительских прав, суд может возложить ответственность за вред, причиненный его несовершеннолетним ребенком в течение трех лет после лишения родителя родительских прав, если поведение ребенка, повлекшее причинение вреда, явилось следствием ненадлежащего осуществления родительских обязанностей. Семейное законодательство регулирует те права несовершеннолетних детей, которые возникают из отношений в семье, между членами семьи как с участием родителей (родительские правоотношения), так и с другими членами семьи (бабушкой, дедушкой и другими родственниками). К наиболее важным личным неимущественным правам ребенка относятся взаимосвязанные между собой право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка. Эти права предусмотрены ст. 54 СК РФ. Проблема воспитания ребенка в семье является серьезной социальной проблемой для нашей страны. По информации неправительственных правозащитных организаций, работающих в сфере защиты прав материнства и детства, в России в настоящее время около 14 млн. детей растут в неполных семьях. Что касается большинства семей, где имеются оба родителя, то в них наблюдается крайняя бедность, снижаются денежные доходы на каждого члена семьи. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, выплачиваемое из Фонда социального страхования, до недавнего времени составляло всего 200 руб. в месяц; с 1 января 2002 г. его размер увеличен до 500 руб.; с 1 января 2007 г. выплачивается 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми. По данным доклада "Десять лет переходного периода", опубликованного исследовательским центром Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в России недоедает каждый седьмой ребенок. Разрушение семьи, ее устоев и традиций пагубным образом сказывается в первую очередь на положении детей, многие из которых нередко подвергаются физическому, психическому и иным формам насилия у себя дома, в школе и на улице, с раннего детства вынуждены зарабатывать на жизнь различными способами, включая занятие проституцией, распространение наркотиков. По данным разных источников, в настоящее время количество беспризорных детей в стране колеблется от 3 до 5 млн. человек. По данным Московского городского центра "Дети улиц", только на улицах столицы находится около 30 тыс. бездомных подростков (по данным других экспертных исследований, эта цифра значительно выше - до 100 тыс.) <1>. -------------------------------- <1> Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001 г. // Российская газета. N 111. 2002. 22 июня.
Проблема устройства детей в семью в настоящее время стоит крайне остро. Только в детских домах и интернатах сегодня живет более 200 тыс. детей. Увеличение численности детей, лишенных родительского попечения, происходит на фоне уменьшения общего числа детей, проживающих в России. Так, на начало 1995 г. в России проживало 38,8 млн. детей, в том числе 460,4 тыс. детей-сирот (12%), а на начало 1998 г. - 35,9 млн. детей, в том числе 596,8 тыс. детей-сирот (17%). По данным прокуратуры России, число детей-сирот в 2000 г. возросло до 700 тыс., 90% из них - "социальные сироты". Их родители живы, но по разным причинам (алкоголизм, наркомания, нахождение в лечебных учреждениях, в местах лишения свободы и др.) не воспитывают своих детей <1>. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2006 г. основным направлением государственной политики названо обеспечение прав и законных интересов женщин и детей. Так, в Послании отмечалось, что детей, находящихся сегодня в детских домах, около 200 тыс. На самом деле сирот гораздо больше. Решение данной проблемы видится в увеличении выплат на содержание ребенка в семье опекуна и в приемной семье, а также в установлении единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, а также в разработке механизма, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях <2>. -------------------------------- <1> См.: Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот // Гражданин и право. 2002. N 1. <2> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Российская газета. N 97. 2006. 11 мая.
При отсутствии родителей, лишении родительских прав или в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в соответствии с принципом приоритетного семейного воспитания. Среди форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, приоритетной является усыновление. Кроме того, применяются такие формы, как передача в приемную семью, в семью опекуна (попечителя), помещение в детский дом семейного типа, в патронатную семью. И лишь при отсутствии возможности устройства ребенка в семью он передается на воспитание в детские учреждения.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |