КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дисциплинарная ответсьвенность
Административная ответственность — это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения. Административная ответственность. Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной. Это выражается в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и предупреждению правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки (см. схему 14). 1. Административная ответственность регулируется КоАП, Таможенным и Налоговым кодексами РФ, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, рядом федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения, а также некоторыми подзаконными актами. В целях полной кодификации нормативно-правовой базы в этой области подготовлен проект нового КоАП. Согласно действующему законодательству, устанавливать административную ответственность могут не только органы
Схема 14. Понятие и особенности административной ответственности
законодательной власти, а в пределах своей компетенции — органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства и администрация субъектов Федерации), а при стихийных бедствиях и эпидемиях—также и органы местного самоуправления. Путем издания правовых норм ими определяются основания ответственности, процедура рассмотрения дел о правонарушениях, меры, которые могут применяться к нарушителям, и порядок реализации этих мер. Совокупность таких материальных и процессуальных норм и регулируемых ими отношений образует правовой институт административной ответственности, который представляет собой важнейшую часть административного права, подобно тому значению, которое имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях права. Согласно ст. 72 Конституции, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не разрешен. Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.). 2. Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т. е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера. 3. Субъектами административной ответственности являются не только физические, но и юридические лица — предприятия, учреждения, организации. Государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами России. 4. За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях — иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами). 5. В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями. 6. Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту. 7. Имеются также особенности наложения и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — наложение дисциплинарного взыскания администрацией того предприятия или учреждения, где работает правонарушитель, или вышестоящим в порядке подчинённости органом. Она наступает вследствие нарушения дисциплины (трудовой, воинской и т.п.). Выделяются три вида дисциплинарной ответственности: а) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка; б) в порядке подчиненности; в) в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых сферах (обороны, внутренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта). Для дисциплинарной ответственности характерно то, что она имеет место в отношениях подчиненности лица, совершившего проступок, органу, применившему меру дисциплинарного воздействия. В случаях административной ответственности отношения служебной подчиненности отсутствуют. По трудовому законодательству различают два вида дисциплинарной ответственности: общая дисциплинарная ответственность — ответственность, которая распространяется на все категории работников; специальная дисциплинарная ответственность — ответственность, применяемая к работникам, на которых распространяются уставы и положения о дисциплине. Закон (ст. 193 Трудового кодекса РФ) предусматривает 3 вида дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены за нарушение трудовой дисциплины: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение. Данный перечень является исчерпывающим для применения т.н. общей дисциплинарной ответственности. Для отдельных категорий работников законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Закон (ст. 136 Трудового кодекса РФ) предусматривает, что до применения дисциплинарного взыскания администрация обязана затребовать от работника письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание должно быть применено непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее 1 месяца со дня его обнаружения (в этот срок не засчитывается болезнь работника или пребывание в отпуске). В любом случае взыскание не может быть наложено после 6 месяцев со дня совершения проступка. Закон специально оговаривает, что за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении взыскания с указанием мотивов его применения должен быть объявлен работнику под расписку. Применение к работнику взыскания может быть им обжаловано. Днем обнаружения дисциплинарного проступка является день, когда должностному лицу, которому подчинен работник, стало известно о проступке, независимо от того, наделено это лицо правом наложения взысканий или не обладает таким правом. Закон устанавливает, что взыскание не может быть применено позднее 6-ти месяцев со дня совершения проступка (ст. 136 Трудового кодекса РФ). Дисциплинарное взыскание прекращает свое действие: 1) если в течение года со дня применения взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается неподвергшимся дисциплинарному взысканию (т.е. прежнее взыскание теряет силу автоматически, без издания приказа администрации); 2) дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно, т.е. до истечения года, тем органом или должностным лицом, которое применило его как по собственной инициативе, так и по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива. Дисциплинарные взыскания, утратившие силу или снятые досрочно, не могут учитываться при увольнении (п. 3 ст. 33 Трудового кодекса РФ) и не должны указываться в служебных характеристиках. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |