Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практикум




Вопросы

■ 1. Дайте определение формы (источника] права. Какие виды источников (форм) права вы знаете?

■ 2. Какой обычай называется правовым? Что такое деловое обыкновение? В какой сфере общественных отношений оно скла­дывается?

■ 3. Какие существующие в других странах формы (источники) права официально не признаются таковыми в Российской Федерации?

■ 4. Что такой нормативно-правовой акт? Какие виды норма­тивно-правовых актов вам известны?

щ 5. Какие виды законов существуют в Российской Федерации?

■ В. Перечислите основные признаки закона.

■ 7. Опишите систему подзаконных актов, сложившуюся в Российской Федерации.

■ 8. Раскройте правила действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

♦ 1. Прочитайте отрывки из приведенных ниже нормативно- правовых актов и заполните таблицу.

Вступление в силу нормативно-правовых актов на территории РФ

Вид нормативно-правового акта Срак вступления в силу
Федеральные законы, федеральные кон­ституционные законы  
Законы о поправках к Конституции РФ  
Нормативно-правовые акты Президента РФ  
Нормативно-правовые акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанно­сти человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполни­тельной власти, а также организаций  
Иные нормативно-правовые акты Прави­тельства РФ  
Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти  

 

а] Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных зако­
нов. федеральных законов, актов палат Федерального Со­брания»

Статья 1. На территории Российской Федерации применя­ются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы...

Статья 3. Федеральные конституционные законы, феде­ральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации...

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полно­го текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации»...

Статья 6. Федеральные конституционные законы, феде­ральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликова­ния, если самими законами или актами палат не установлен дру­гой порядок вступления их в сипу...

б) Федеральный закон «О порядке принятия и вступ­ления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Статья 13. Дата вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Россий­ской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликова­ния, если самим законом не установлена иная дата вступления в сипу.

в] Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Феде­рации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

<...>

5. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нор­мативный характер, вступают в силу одновременно на всей терри­тории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тай­ну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания...

6. Акты Правительства Российской Федерации, затрагиваю­щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанав­ливающие правовой статус федеральных органов исполнитель­ной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их официального опубликования.

Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государствен­ную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

7. В актах Президента Российской Федерации и актах Пра­вительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязан­ности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистра­цию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального харак­тера...

10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотноше­ний, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся а них предписа­ний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров...

12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов испол­нительной власти, содержащие сведения, составляющие государ­ственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государ­ственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

ф 2. Прокомментируйте высказывание Наполеона Бонапарта: «Легче составлять законы, чем исполнять их». Согласны ли вы с мнением французского императора? Обоснуйте свой ответ.

+ 3. Приведенный ниже Перечень сведений конфиденциаль­ного характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. Определите, на какие категории,лиц распространяет свое действие данный нормативно-правовой акт. Как вы думаете, почему перечисленные в Перечне сведения называются конфиденциаль­ными? Сформулируйте определение понятия «конфиденциальные сведения». Какие еще сведения, по вашему мнению, следовало бы добавить в данный Перечень?

Перечень сведений конфиденциального характера

1. Сведения а фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его лич­ность [персональные данные}, за исключением сведений, подле­жащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроиз­водства.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен орга­нами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (слу­жебная тайна].

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельнос­тью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами [врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодек­сом Российской Федерации и федеральными законами (коммер­ческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информа­ции о них.

+ 4. Расставьте перечисленные ниже источники права по сте­пени убывания их юридической силы:

а) Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Фе­дерации»;

б) Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению матери­альных гарантий независимости судей Конституционного Суда Российской Федерации»

в) Конституция РФ;

г) Закон Московской области «О порядке назначения на должность и деятельности мировых судей в Московской облас­ти»;

д] Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1575 «О порядке выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям»;

е] Федеральный конституционный закон «О судебной систе­ме Российской Федерации»;

ж] Уголовный кодекс РФ.

+ 5. Опираясь на текст ст. 56, 65, 66, 70, 84, 88, 103, 114, 11 В, 128,135 и 137 Конституции РФ, составьте перечень вопро­сов, по которым Конституцией РФ предусмотрено принятие феде­ральных конституционных законов.

+ 6. Прочитайте отрывки из статей законов, действующих в Российской Федерации. Определите в них, части, пункты и абзацы:

а) Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»

Статья 8. Участие граждан в осуществлении право­судия

Т. Граждане Российской Федерации имеют право участво­вать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных, народных и арбитражных заседате­лей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяж­ным, народным и арбитражным заседателям выплачивается воз­награждение из федерального бюджета.

б) Трудовой кодекс РФ

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключе­ние трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразо­вательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и орга­на опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися, достигшими возраста четырнадцати лет, для выпол­нения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняюще­го вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительст­ва заключение трудового договора с лицами, не достигшими воз­раста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

в] Гражданский кодекс РФ

Статья 933. Клад

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным спосо­бом деньги или иные ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущест­во [земельный участок, строение и т. п.), где клад был сокрыт, и ли­ца, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением меж­ду ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки ил и поиск ценностей без согласия на это собственника земельно­го участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подле­жит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

2. В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относя­щиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земель­ного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаг- рождения в размере пятидесяти процентов стоимости клада. Воз­награждение распределяется между этими лицами в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении такого клада лицом, производившим рас­копки или поиски ценностей без согласия собственника имущест­ва, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачи­вается и полностью поступает собственнику.

г) Уголовный кодекс РФ

Статья 112. Умышленное причинение средней тяже­сти вреда здоровью

1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоро­вью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последст­вий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть. -

наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, совершенное:

а) в отношении двух или более лиц;

б) в отношении лица или его близких в связи с осуществле­нием данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

в) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для ви­новного находящегося в беспомощном состоянии;

г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

д) из хулиганских побуждений;

е) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненавис­ти или вражды;

ж) неоднократно либо лицом, ранее совершившим умыш­ленное причинение тяжкого вреда здоровью или убийство, преду­смотренное статьей 105 настоящего Кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

+ 7. Определите вид каждого из источников права, указанных ниже:

а) О предстоящем прибытии заявленного судна в порт капитан судна или его агент обязаны предоставить порту информацию за 10 суток и уточненную на 72,24 и 4 часа до ожидаемого времени прихо­да судна в парт с указанием: судовладельца, фрахтователя, агентской фирмы по чартеру, уточненного времени прибытия к лоцманской станции [приемному бую], осадки судна, каргоплана (при приходе в порт под выгрузку), полной информации о наличии грузовых доку­ментов, потребности в топливе, воде, других видах снабжения, услугах а также отсутствия санитарных и других ограничений, препятствующих готовности судна к обработке, и другую информацию о судне и грузе, в том числе опасном, обеспечивающую нормальную обра­ботку судна в порту;

б) Государства-участники обеспечивают ребенку, способно­му сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответ­ствии с возрастом и зрелостью ребенка;

в) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образова­тельном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).

2. Признать утратившим силу постановление Правительст­ва Российской Федерации от 14 октября 1994 года №1168 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»...

ф 8. Объясните смысл древнеримского выражения: «Законы были созданы для того, чтобы сильный не стал всемогущим».

глава з. ПРАВОВАЯ НОРМА

n&tmtue Право состоит из норм, представля-

' ':'' НОШЩ.'Врава'' ЮЩИХ С0б0Й своего рода «КИРПИЧИКИ». " - из которых построено все здание права.

Право и правовая норма соотносятся между собой как целое и его

часть.

Нормой права называется общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкциони­рованное государством, обеспечиваемое возможностью государ­ственного принуждения и являющееся регулятором обществен­ных отношений.

^^^ЭДИШ1 КажДая Н0Рма права характеризуется

.... ' четкой структурой. Это связано с тем,

.," что правовая норма может эффективно регулировать общественные отношения только в том случае, если в ней определяется и правило поведения, установленное государством в качестве общеобязательного, и условия воплоще­ния данного правила в жизнь, и меры принуждения, применяемые за несоблюдение этого правила. Структуру нормы права составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определя­ются условия, обстоятельства, при наличии которых норма начи­нает действовать.

Диспозиция ~ это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на те неблагоприятные последствия, которые могут быть применены к нарушителю, не выполнившему требований диспозиции. Санк­ция свидетельствует об отрицательном отношении государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Санк­ции - это не проста общие порицания нарушителей: как правило, они имеют форму мер ответственности (наказания, взыскания, возмещение ущерба и пр.].

Возьмем простейшую норму права и рассмотрим ее по эле­ментам: каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; уничтожение (разо­рение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания живот­ных влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Гипотезой является слово «каждый», т. е. данная норма рас­пространяет свое действие абсолютно на всех. Диспозицией явля­ется часть, в которой устанавливается обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в том числе не уничтожать различные места обитания животных. Наконец, последняя часть нормы - санкция - предусма­тривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установ­ленное нормой правило поведения: он будет предупрежден или оштрафован на указанную в законе сумму.

Зачастую кажется, что во многих правовых нормах наличе­ствуют только два элемента - гипотеза и диспозиций или же гипо­теза и санкция. Так происходит потому, что норма права и статья закона часто не совпадают. Например, гипотеза и диспозиция рассмотренной выше нормы содержатся в Конституции РФ, а санкция - в Кодексе Российской Федерации об административ­ных правонарушениях.

В ы Все правовые нормы по различным кри-

правовых норм ТерияМ и 0CH0BaH"™ м0гп быть разде­лены на определенные группы и виды:

1. В зависимости от вида регулируемых общественных отно­шений нормы делятся на конституционно-правовые, админи­стративно-правовые, гражданско-правовые, уголовно- правовые, семейно-правовые и т. п. Правовые нормы сущест­вуют в рамках определенных отраслей права, связаны со сходны­ми нормами и в совокупности регулируют однородные обществен­ные отношения.

2. Па юридической силе все правовые нормы можно разде­лить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юриди­ческая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, е общей системе государственных органов. Высшей юридической силой обладают нормы конституции [их иногда выделяют в отдельную группу).

3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия], запрещающие нормы [устанавлива­ют обязанность не совершать запрещенных действий] и улраво- мочивающие нормы [предоставляют права на совершение определенных прлежительных действий). Примером обязывающей нормы является норма, содержащаяся в ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». К запрещающим нормам относятся все нормы Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонару­шениях и Особенной части Уголовного кодекса Российской Феде­рации. Управомочивающей нормой является норма, согласно которой «каждый имеет право на образование» (ст. 43 Конститу­ции РФ].

4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно- правовом акте не указан период их действия во времени), времен­ные нормы (период их действия определен в нормативно-правовом акте] и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в пе­риод чрезвычайных ситуаций). Большинство правовых норм является нормами неопределенно-длительного времени действия. Временные нормы содержатся, в частности, в бюджете Российской Федерации, который принимается сроком на один год. Примерам чрезвычайных норм являются нормы, устанавливающие комендантский час в той или иной местности на период действия гам чрезвычайного поло­жения.

5. По кругу субъектов права нормы делятся на общие [рас­пространяют свое действие на всю группу субьектов права], специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субьектов права) и исключи i ельные (распространяются на отдельных субьектов права]. Общей является норма, содержа­щаяся в ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием] органов государственной власти или их должност­ных лиц». На определенный круг субьектов права - военнослужа­щих - распространяет свое действие норма права, содержащаяся в н. 1 ст. 337 Уголовного кодекса РФ: «Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжитель­ностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - на­казываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года». Исклю­чительную норму содержит в себе ст. 113 Конституции РФ, глася­щая: «Председатель Правительства Российской Федерации в со­ответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу». Под действие данной нор­мы попадает только один субьект права - Председатель Прави­тельства РФ.

6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей тер­ритории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму] и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим норма­тивно-правовым актом]. Нормами общего действия являются все нормы Конституции РФ, нормами местного действия - например, нормы, содержащиеся в Уставе г. Москвы.

7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов права) и диапозитивные [предоставляют субъектам права возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей]. Императивной является норма, закрепленная в ст. 1 Федерального конституционного за­кона «О судебной системе Российской Федерации»: «Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия». Диспозитивную норму содержит ст. 32 Семейного кодекса РФ: «Супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в каче­стве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга».

8. По функциональному назначению правовые нормы под­разделяют на материальные [регулируют содержательную сторону общественных отношений, в них закрепляются права и обязанности участников правоотношений] и процессуальные [регулируют порядок деятельности компетентных государствен­ных органов по осуществлению и защите материальных норм]. Часть 2 ст. 47 Конституции РФ, в которой обвиняемому в совер­шении преступления предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, устанавливает материальную норму. К процессуальным же нормам относится правило, содержащееся в ч. 4 ст. 21 7 Уголовно-процессуального кодекса РФ; «Следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать: 1 ] о рассмотрении уголовного дела судом с уча­стием присяжных заседателей - в случаях предусмотренных пунк­том 1 части третьей статьи 31 настоящего Кодекса. При этом сле­дователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участие присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделить дело в отдельное производство уголов­ное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей».


 

Чтобы правильно применить правовую Толкование права норму, ее сначала надо правильно

истолковать. Иначе норму права можно применить ошибочно: i оказать невиновного, освободить от ответ­ственности преступника м т. д, В результате право как регулятор общественных отношений не достигнет своей цели, что будет отрицательно влиять на состояние общества.

Толкованием нормы права называется деятельность государственных opt анов, общественных организаций, должно­стных лиц, граждан по установлению смысла и содержания норм права для их правильной реализации.

Необходимость толкования правовых норм существует объ­ективно и предопределяется рядом причин:

1. Нормы права имеют общий и абстрактный характер, но применяются к конкретным ситуациям; учесть и предвидеть Rce возможные ситуации законодатель не может (да и не должен),

2. Краткость и лаконичность формулировок правовых норм, использование в них специальной терминологии (как юридической, так и 1ерминоло(ии иных сфер деятельности] гребуют специальных пояснений. Например, технической терминологией изобилуют строительные нормы и правила [СНиПы], правила техники безопасности и дорожного движения, эксплуатации источников повышенной опасности. На практике применение этих норм связано с необходимостью привлекать к их толкованию не только юристов, но и специалистов с техническим образованием (экспертов].

3. Несовершенство юридической техники правотворчества приводит к тому, что отдельные правовые акты могут быть неяс­ными или противоречивыми, Так, в ч. 1 ст. 105 Уголовного кодек­са РФ убийство определяется как «умышленное причинение смерти другому человеку». В соответствии с буквальной форму­лировкой нормы под данное понятие подпадает и смертная казнь, осуществленная в соответствии с законным приговором суда,

Процесс толкования состоит из двух этапов:

I этап ■■ это уяснение смысла и подержания правовых норм

«для себя» (его еще называют процессом толкования «вовнутрь»);

II этап - это разъяснение смысла и содержания нормы для адресатов правовой нормы [т. е. толкование «вовне»).

Разъяснение (т. е. толкование правовых норм) бывает офи­циальным и неофициальным.

Официальное толкование, выраженное в специальных актах, является обязательным при определении смысла юридиче­ской нормы в процессе применения права. Конституция РФ наде­ляет правом толкования издаваемых нормативно-правовых актов Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство Рос­сийской Федерации, обязывает Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики. Аналогичные функции закреплены и за должностными лицами и государственными органами субъектов РФ. Право офи­циально толковать нормативно-правовые акты закреплено и за иными государственными органами, которые издали соответству­ющий документ.

Толкование норм права выражается в определенных результатах, Резуль­татом толкования нормы права
Результаты толкования норм права
является вывод, сделанный субъектом применения право о соот­ношении текста и смысла нормы права. Результаты толкования

Неофициальна толкуют правовые нормы ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний. Примерам такого толкования могут служить ком­ментарии к отдельным законам, подготовленные различными на­учно-исследовательскими учреждениями, например, комментарий к Конституции РФ или комментарий к Уголовному кодексу Россий­ской Федерации. Эти комментарии не являются обязательным при применении права, однако учет их желателен в силу авторитета мнения ученых и практиков, разъясняющих смысл правовых норм. Неофициально толковать нормы права может любой человек, не имеющий профессиональной юридической подготовки: смысл правовых норм пн может разъяснять и на основе собственного жизненного опыта.

права имеют важное значение для точного применения правовых норм к регулируемым ими отношениям. В зависимости от соотно шения текста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть буквальным, ограничительным и расширительным.

При буквальном толковании смысл нормы и зафиксиро­ванный в нормативном акте текст полностью совпадают.

При ограничительном толковании точный смысл юриди ческой нормы требует ее распространения на более узкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нор­мативного акта. Например, предусмотренная Конституцией РФ для всех граждан обязанность нести воинскую службу в результате толкования определяется как обязанность только для граждан- мужчин.

При расширительном толковании точный смысл юриди­ческой нормы требует распространения ее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нор­мативного акта. Например, закрепленное в Конституции право граждан Российской Федерации осуществлять в полном обьеме свои права и обязанности с 18 лет в результате толкования распро­страняется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России. Расширительное толкование, в принципе, явля­ется нежелательным, Поэтому в нормативно-правовых актах часто специально указывают, что то или иное положение является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (например, такое указание имеется в ст. 63 УК РФ, устанавливаю­щей перечень обстоятельств, отягчающих наказание).

Словарь

• Источник повышенной опасности - деятельность или материальный обьект, создающий повышенную опасность для окружающих (например, автомобиль, системы высокого напряже­ния, некоторые газы и т. д.).

• Субъект права - лицо, на которое распростаняется дейст­
вие конкретной правовой нормы.

• Юридическая техника - совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридичес­ких документов в целях достижения их ясности, понятности и эф­фективности.

Вопросы

 

■ 1. Что такое правовая норма?

■ 2. Перечислите элементы нормы права.

ш 3. Какие виды правовых норм вам известны?

■ 4. Что такое толкование права? Чем объясняется необходи­мость толкования правовых норм?

■ 5. Какие существуют виды толкования правовых норм?

Я 6. Что называют результатом толкования правовых норм? Приведите примеры возможных результатов толкования нормы права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.