Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права детей, инвалидов, престарелых, женщин, национальных меньшинств, беженцев




Возможные ограничения прав человека. Обязанности человека и гражданина.

Ø Признавать и уважать права других

Ø Выполнять справедливые требования морали

Ø Соблюдать общественный порядок

Ø Действовать в целях общего благосостояния

Основания для возможного ограничения прав человека государством.

§ Если индивид ущемляет права других.

§ Если нарушается правовой порядок в следующих областях жизни:

Государственная безопасность;

Общественный порядок;

Защита здоровья населения;

Обеспечение нравственных граждан.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

1. Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

10. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Права инвалидов.

Генеральная Ассамблея, сознавая обязательства, взятые на себя государствами-членами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях, вновь подтверждая свою веру в права человека и основные свободы, а также принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе, напоминая о принципах Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека. Декларации прав ребенка и Декларации о правах умственно отсталых лиц, а также о нормах социального прогресса, уже провозглашенных в учредительных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Всемирной организации здравоохранения. Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций, ссылаясь также на резолюцию 1921 (LVIII) Экономического и Социального Совета от 6 мая 1975 года о предупреждении потери трудоспособности и восстановлении трудоспособности инвалидов, подчеркивая, что в Декларации социального прогресса и развития провозглашается необходимость зашиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей с физическими и умственными недостатками, учитывая необходимость предупреждения инвалидности, вызванной физическими и умственными недостатками, и оказания инвалидам помощи в развитии их способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия всеми возможными мерами включению их в нормальную жизнь общества, сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут посвятить этим целям лишь ограниченные усилия, провозглашает настоящую Декларацию о правах инвалидов и просит принять меры в национальном и международном плане, чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:

1. Выражение «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его или ее физических или умственных способностей.

2. Инвалиды должны пользоваться всеми правами, изложенными в настоящей Декларации. Эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, материального положения, рождения или любого другого фактора, независимо от того, относится ли это к самому инвалиду или к его или ее семье.

3. Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Инвалиды, каковы бы ни были происхождение, характер и серьезность их увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста, что в первую очередь означает право на удовлетворительную жизнь, которая была бы как можно более нормальной и полнокровной.

4. Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица; пункт 7 Декларации о правах умственно отсталых лиц применяется к любому возможному ограничению или ущемлению этих прав в отношении умственно неполноценных лиц.

5. Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность.

6. Инвалиды имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции.

7. Инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место или заниматься полезной, продуктивной и вознаграждаемой деятельностью и являться членами профсоюзных организаций.

8. Инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

9. Инвалиды имеют право жить в кругу своей семьи или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга. Что касается его или ее места жительства, то ни один инвалид не может подвергаться какому-либо особому обращению, не требующемуся в силу состояния его или ее здоровья или в силу того, что это может привести к улучшению состояния его или ее здоровья. Если пребывание инвалидов в специальном учреждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем Должны как можно ближе соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его или ее возраста.

10. Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации, от любых видов регламентации и обращения, носящих Дискриминационный, оскорбительный или унижающий характер.

11. Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества; если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние.

12. С организациями инвалидов могут проводиться полезные консультации по всем вопросам, касающимся прав инвалидов.

13. Инвалиды, их семьи и их общины должны быть полностью информированы всеми имеющимися средствами о правах, содержащихся в настоящей Декларации.

Права граждан пожилого возраста.

Граждане пожилого возраста (достигшие возраста, установленного законодательством Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право на медико-социальную помощь на дому, в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, а том числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности.

Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии.

Права женщин.

Термин права женщин относится к свободам и правам женщин и девочек всех возрастов. Эти права могут быть или не быть институционализированы, игнорироваться или подавляться законом, местными обычаями, и поведением в том или ином обществе. Эти свободы сгруппированы и отличаются от более широких понятий прав человека, поскольку они часто

отличаются от свобод, изначально предназначенных для мужчин и мальчиков, в связи с чем активисты этого вопроса предъявляют претензии историческим и традиционным предрассудкам в отношении соблюдения прав женщин и девочек.

Вопросы, которые обычно связаны с представлениями о правах женщин включают, но не ограничиваются: правом на личную неприкосновенность и автономию; правом голоса (избирательное право); право занимать государственные должности; на труд; на справедливую зарплату и равное вознаграждение, право владеть собственностью; на образование, на службу в армии или право быть призванным; заключать договоры и иметь семейные, родительские и религиозные права.

Женское избирательное право

Женское избирательное право в России впервые было введено в 1906 году на территории пользовавшегося широкой автономией Великого княжества Финляндского, но входившего в состав Российской империи. На остальной территории России женщины получили право голоса 15 апреля 1917 года по постановлению Временного правительства «О производстве выборов гласных городских дум, об участковых городских управлениях», согласно которому избирательными правами наделялись все граждане, достигшие 20 лет, без различия национальности и вероисповедания. 20 июня 1917 года Временное правительство приняло положение о выборах в Учредительное собрание, высший законодательный орган государства, вступившее в силу с 11 сентября 1917 года, в котором было прямо указано о «всеобщем избирательном праве „без различия пола“». В сентябре 1917 года состоялись первые выборы депутатов Учредительного собрания, в которых женщины смогли принять полноправное участие.

Принятие постановлений стало результатом деятельности российского феминистского движения, оказывавшего давление на политиков]. Однако Советы рабочих и солдатских депутатов, наравне с Временным правительством пользовавшиеся поддержкой населения, требования женщин посчитали несвоевременными и неактуальными и отказались их поддержать] После Октябрьской революции в Советской России в 1918 году была принята конституция, закрепившая юридическое равноправие женщин с мужчинами.

В системе ООН действуют Конвенция о политических правах женщин (с 1954 г.), Конвенция о гражданстве замужней женщины (с 1958 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (с 1981 г.) и факультативный протокол к ней (с 2000 г.). В системе ОАГ действуют Конвенция о политических правах женщин (с 1954 г.), Конвенция о гражданских правах женщин и Конвенция о ликвидации насилия против женщин (с 1995 г.), в системе Афросоюза — «протокол Мапуту» о правах женщин (с 2005 г.) к Африканской хартии прав человека и народов. Среди конвенций МОТ равноправию полов посвящена конвенция № 100 (в силе с 1953 года). Многие другие договоры предусматривают запрет дискриминации по полу.

Права национальных меньшинств.

Национа́льное меньшинство́, или этни́ческое меньшинство́ — представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами (исключения: Эстония и Латвия, где часть национальных меньшинств является апатридами), но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной. Польский учёный В. Чаплинский даёт следующее определение: «Национальное меньшинство — это национальная группа, консолидированная и живущая в одном из регионов государства (из чего вытекает ее естественное стремление к получению автономии), характеризующаяся сформировавшимся ощущением внутреннего единства и вместе с тем стремящаяся сохранить свои специфические черты — язык, культуру и т. д.».

Правовое определение

Международные документы и законодательство Российской Федерации не содержат определения национального меньшинства[3], хотя оно упоминается как в международных документах о защите прав человека, например, в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, так и в Конституции России (ст. 71, 72 — интересно, что в них защита прав национальных меньшинств относится как к ведению федерации, так и к совместному ведению федерации и её субъектов).

Ещё в 1935 году Постоянная палата международного правосудия указала, что «существование меньшинств — вопрос факта, а не права», в деле о школах меньшинств в Албании.[4] Смутное указание на суть национального меньшинства содержится в пункте 32 Копенгагенского документа СБСЕ 1990 года[5] — «Принадлежность лица к национальному меньшинству является предметом его личного выбора». Первый комиссар СБСЕ/ОБСЕ по национальным меньшинствам, М. ван дер Стул, так пояснил понятие: «Я не стану предлагать вам свое собственное [определение]. Однако, я хотел бы заметить, что существование меньшинства является вопросом факта, а не определения. (…) Осмелюсь сказать, что я узнаю меньшинство, когда я его вижу. Во-первых, меньшинство — это группа, которую отличают от большинства языковые, этнические или культурные характеристики. Во-вторых, меньшинство — это группа, которая обычно не только стремится поддержать свою идентичность, но и старается придать этой идентичности более сильное выражение».

Законодательство Украины относит к национальным меньшинствам «группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности, обнаруживают чувства национального самосознания и общности между собой».

Закон «О культурной автономии» Эстонии определяет национальное меньшинство как: граждан Эстонии, которые проживают на территории Эстонии, имеют давние, прочные и постоянные связи с Эстонией, отличаются от эстонцев своей этнической принадлежностью, своеобразием культуры, религией или языком, руководствуются желанием общими усилиями сохранить свои культурные традиции, религию или язык, служащие основой для их общей идентичности.

Латвия при ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств признала национальными меньшинствами «граждан Латвии, которые отличаются от латышей по признаку культуры, религии и языка, на протяжении поколений традиционно жили в Латвии и считают себя принадлежащими к Латвийскому государству и обществу, желают сохранять и развивать свою культуру, религию или язык».

Закон Молдавии говорит, что «лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, являющиеся её гражданами, обладающие этническими, культурными, языковыми и религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения-молдаван, и осознающие себя лицами иного этнического происхождения».

Критерии

С целью выявления этнических групп в странах Западной Европы, группа сравнительных социологических исследований Хельсинкского университета в 1975 году провела комплексное обследование, в ходе которого вычленила четыре основных критерия этнических меньшинств:

самоидентификация в качестве таковой;

происхождение;

чётко выраженные культурные характеристики, в первую очередь наличие общего языка;

существование социальной организации, позволяющей взаимодействовать внутри меньшинства и с другими группами населения.

При этом предпочтение в своей работе группа Хельсинкского университета отдавала не численному составу той или иной иноязычной группы, а социальным и поведенческим характеристикам.

Развитие международной системы прав меньшинств

Изначально права меньшинств закреплялись в законодательстве отдельных стран (1867 — ст. 19 Основного закона о правах граждан Австрии[11]) и двусторонних договорах между страной, где находилось конкретное меньшинство, и страной-«покровительницей» меньшинства, будучи одними из первых в международной системе прав человека. Эта практика расширилась, войдя и в многосторонние отношения после русско-турецкой войны 1877—1878 годов (см.: Берлинский трактат 1878 года о религиозных правах меньшинств). После Версальского мира, учреждения Лиги Наций и Постоянной палаты международного правосудия, заключения Договоров о меньшинствах (en:Minority Treaties) права меньшинств в Европе в целом укрепились: об этом свидетельствуют приговоры ППМС по делам о меньшинственных школах в Албании и Польше, присвоение автономии Аландским островам. Помимо Договоров о меньшинствах, связанных с Лигой наций, права национальных меньшинств оговаривались также в советско-польском Рижском договоре (статья VII), в особых договорах между Латвией и Эстонией[12], Литвой и Латвией[13]. Яркое исключение на этом фоне — насильственный греко-турецкий «обмен населением» согласно Лозаннскому мирному договору.

В преддверии и в начале Второй мировой войны права меньшинств использовались как обоснование для передела границ в пользу Германии (Судеты — Мюнхенское соглашение) и Венгрии (Северная Трансильвания, юг Словакии и Карпатской Руси — Венский арбитраж). Страны оси проводили политику геноцида евреев и цыган; заметно ограничивались права «подозрительных» нацменьшинств в странах антигитлеровской коалиции (японцы в США и Канаде, немцы и др. в СССР). По окончании войны державы-победители допустили или сами провели масштабные депортации немцев (см.: Декреты Бенеша) и, в меньшей степени, венгров.

Предложение включить права национальных меньшинств во Всеобщую декларацию прав человека встретило оппозицию со стороны США, Франции, Австралии, Чили, Бразилии, хотя за выступали как некоторые западные страны (Дания, Бельгия), так и социалистические СССР, Польша и Югославия, и Индия — один из первых представителей «третьего мира» в ООН. В результате права меньшинств как таковые оказались вне декларации, хотя она и осудила дискриминацию. Обоснованием принятой позиции служило, в частности, индивидуалистическое понимание прав человека.

Определенные гарантии прав национальных меньшинств в правовой системе ООН в эпоху холодной войны, однако, давали ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года[15], конвенции против геноцида (принятая в 1948 году, практически одновременно с ВДПЧ), апартеида и расовой дискриминации.

Всплеск в развитии прав национальных меньшинств как таковых, особенно в Европе, произошёл в 1990—1995 годах, когда разразились этнические конфликты в Руанде, на территории бывших СССР и СФРЮ. Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам. СБСЕ создало пост Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, который выработал ряд рекомендаций по их правам. Все эти документы, однако, являются soft law (рекомендательными, указующими направления развития нормами).

Совет Европы же, наряду с soft law, принял и обязывающие договоры — Хартию региональных языков в 1992 году и Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств в 1995 году (обе вступили в силу в 1998 году); страны СНГ в 1994 году приняли Конвенцию об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.[16] Они, впрочем, не предусматривают рассмотрения индивидуальных жалоб, в отличие от Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции прав человека, некоторые статьи которых используются и для защиты прав меньшинств (см., например, знаменитые дела Belgian linguistic case в ЕСПЧ[17] и дело о квебекской Хартии французского языка в КПЧ ООН[18]). За эту умеренность Рамочную конвенцию сразу же после её принятия критиковала Парламентская ассамблея самого Совета Европы.[19]

Особые подходы

Конституционный Совет Франции не допустил ратификации Европейской Хартии региональных языков; Франция — единственная страна ЕС, не подписавшая Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Присоединяясь к МПГПП, Франция сделала декларацию: «8. В свете статьи 2 Конституции Французской Республики, правительство Франции декларирует, что статья 27 не применяется в той мере, в которой она затрагивает Республику».[20] Её позиция так уточняется в докладах о выполнении МПГПП: «Франция — страна, в которой нет меньшинств» (1997 год[21]) и «конституционные соображения не допускают присоединения Франции к международным конвенциям, признающим меньшинства как таковые и как носителей коллективных прав» (2007 год[22]). КПЧ ООН утверждает, что Франции следует пересмотреть свою позицию по официальному признанию этнических, религиозных и лингвистических меньшинств.[23]

Северная Корея в докладе о выполнении МПГПП утверждает, что «КНДР — страна одной и только одной нации. Поэтому вопроса о меньшинствах в КНДР не существует»

Права беженцев

Среди международных документов, регулирующих права беженцев, наиболее важными являются Конвенция о статусе беженцев 1951 года и Нью-Йоркский протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев. Они и в наши дни остаются основными международными документами, гарантирующими беженцу защиту.

Статус беженца - это правовой институт, созданный с целью предоставления защиты и помощи людям, которым угрожает преследование в их странах. Беженцы и лица, ищущие убежище, имеют ряд прав, которые закреплены в Женевской конвенции и национальном законодательстве каждой страны. Обычно, это право оставаться в стране (временно или бессрочно), право на получение жилья и социального пособия, право на участие в интеграционных программах, обучение, работу и воссоединение семьи. Женевская конвенция не регулирует процедуры подачи и рассмотрения ходатайства от лица, ищущего убежище. Эти процедуры значительно различаются в разных странах, в том числе внутри Европейского Союза.

По определению Женевской конвенции 1951 года беженцем является любое лицо, которое "в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений".

То есть, Вы можете просить убежище в странах, присоединившихся к Женевской конвенции, на следующих основаниях:

1) если Вы отличаетесь от большинства населения по расовым и этническим признакам и преследуетесь за это;

2) если Вы преследуетесь за принадлежность к той или иной религиозной конфессии;

3) если Вы преследуетесь по признаку гражданства;

4) если Вы принадлежите к определенной социальной группе и преследуетесь за это (например, Вы являетесь женщиной, которая работала и не соблюдала тем самым шариатского закона; предпринимателем, деятельность которого оказалась вне закона после установления тоталитарного режима и т.п.);

5) если Вы преследуетесь за то, что находитесь в оппозиции к власти (правящей партии, диктатору) и открыто выражаете свои взгляды.

Другие обстоятельства не дают право на получение статуса беженца в соответствии с Женевской конвенцией. Например, опасность наказания за уголовное преступление, экономические причины (невыплата зарплаты, плохое материальное положение, отсутствие квартиры), экологические проблемы (радиационное загрязнение территории, засуха, наводнение, неурожай и другие стихийные бедствия). Преследования мафии дают право на получение статуса, только если государство не может или не хочет Вас защитить.

Статус беженца не предназначен для повышения чьего-либо материального благосостояния. Не может получить статус беженца лицо, подозреваемое в совершении преступления против мира, военного преступления, преступления против человечности или тяжкого преступления неполитического характера. Органы власти любой страны обязаны информировать любого человека о процедуре получения статуса беженца, о правах и обязанностях беженцев и лиц, ищущих убежище. На ряду со статусом беженца существуют и другие виды защиты (например, гуманитарный статус), которые предоставляются в случае нарушения прав человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.