КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правоохранительные органы РК
Министерство юстиции. Организационное руководство судами осуществляется Министерством юстиции. Под таким руководством следует понимать разрешение компетентными органами государства организационно-административных вопро- сов в целях создания надлежащих условий деятельности судов и проведения проверок в судах. Руководство является организационным потому, что организует работу судов, а административным — поскольку осуществляется исполнительно-распорядительная деятельность со стороны Министерства юстиции и его органов на местах. Министерство юстиции является центральным исполнительным органом Республики Казахстан и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами, актами Президента и Правительства, а также Положением о Министерстве юстиции, утвержденным 19 декабря 1995 г. Основными задачами его деятельности являются всестороннее содействие созданию в Республике демократического правового государства, обеспечение и координация работы по реализации основных направлений правовой реформы. При Министерстве юстиции создан Координационный совет по правовой реформе. Министерство юстиции выполняет следующие функции: разрабатывает проекты законов, указов и иных актов Президента, актов Правительства, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы Правительства Республики Казахстан; осуществляет правовую экспертизу проектов законов, актов Правительства, указов и иных актов Президента; в установленном порядке привлекает для осуществления законопроектных, экспертных, исследовательских работ и консультаций научные организации, сотрудников государственных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов, в т.ч. и зарубежных; осуществляет официальное разъяснение актов Правительства; запрашивает заключения министерств, ведомств, комитетов, организаций, учебных заведений по разрабатываемым проектам законов, указов и иных актов, привлекает их представителей в состав комиссий по их подготовке; организует работу по систематизации и кодификации законодательства, издает сборники законов, актов, кодексов и др. юридическую литературу; консультирует министерства, ведомства, комитеты и отдельные органы по правовым вопросам подготовки и заключения международных договоров и соглашений Республики; дает юридическую оценку по займам, заключаемым под гарантии Республики Казахстан; осуществляет согласование проектов министерств, комитетов, ведомств, органов по привлечению ими иностранной правовой помощи; заключает договоры о правовом сотрудничестве с зарубежными органами, организует их выполнение; разрабатывает и осуществляет меры по организации деятельности судебной системы, укрепляет независимость судей, осуществляет государственную регистрацию нормативных актов, организует публикации перечней зарегистрированных актов; осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, общественных и др. организаций; организует работу по подготовке юридических кадров; осуществляет руководство правовой работой министерств, ведомств, комитетов, изучает, обобщает, распространяет опыт юридических служб; участвует в работе по обучению и повышению квалификации работников этих служб; утверждает положения о регистрации органами ЗАГСа актов гражданского состояния и оказывает им помощь; осуществляет руководство деятельностью органов государственного нотариата; осуществляет руководство деятельностью адвокатуры, регистрирует и выдает лицензии гражданам и юридическим лицам на занятие деятельностью по оказанию правовых услуг; осуществляет руководство и координирует работу органов по правовой пропаганде, участвует в правовом всеобуче и разъяснении законодательства; осуществляет руководство управлениями юстиции областей, городов; руководит деятельностью НИИ законодательства, Республиканского центра правовой информации, НИИ судебных экспертиз, принимает меры по совершенствованию их деятельности; организует работу по материально-техническому обеспечению и финансированию органов юстиции и судов; организует совместно с Верховном Судом проверки работы судов на местах; организует работу по ведению судебной статистики; рассматривает жалобы, заявления, письма о нарушениях в деятельности органов и учреждений Министерства юстиции; выполняет другие функции, возложенные в законодательном порядке. Министерство юстиции Республики Казахстан возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности в порядке, установленном Конституцией Республики Казахстан. Он входит в состав Правительства. В компетенцию министра входит руководство деятельностью Министерства юстиции. При министерстве образуется коллегия, в состав которой входит министр (председатель), заместители по должности, руководители НИИ законодательства, центра правовой информации, ведущих управлений и отделов. Состав коллегии утверждается в нормативном порядке. На заседаниях коллегии рассматриваются вопросы организации работы и направления деятельности министерства, заслушиваются отчеты и сообщения руководителей и информация председателей местных судов по вопросам организации и деятельности судов, обсуждаются проекты законов, актов Президента и Правительства. Прокуратура. Правовой статус этого органа регламентируется Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента Республики Казахстан "О Прокуратуре Республики Казахстан" от 21 декабря 1995 г. Прокуратура Республики Казахстан - подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов и иных нормативных актов на всей территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, прав и свобод граждан, суверенных прав Республики Казахстан, местных органов законодательной и исполнительной власти, учреждений и организаций, общественных и политических формирований. Для достижения этой цели прокуратура принимает меры по выявлению и устранению нарушений законности, опротестовывает законы и др. правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики, представляет интересы государства в суде, осуществляет уголовное преследование. Организация и деятельность органов прокуратуры основывается на следующих принципах: прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору; прокуратура осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц, политических партий и общественных объединений; запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий; акты прокурорского надзора обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан; органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Республики об охране прав и свобод граждан, защите государственных секретов. Основными направлениями деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства Конституции и законов, защиты прав и свобод человека и гражданина являются выявление и принятие мер по устранению нарушений Конституции, законов, актов Президента Республики; осуществление надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства; представление интересов государства в суде; опро-тестовывание законов и др. правовых актов, противоречащих Конституции и законам Республики. Эти основные направления согласно действующему законодательству подразделяются на следующие отрасли прокурорского надзора: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства; за законностью административного производства; за оперативно-розыскной деятельностью; за законностью следствия и дознания; надзор за законностью исполнительного производства. Под отраслью прокурорского надзора следует понимать относительно самостоятельную часть, характеризующуюся специфическим предметом и полномочиями прокурора данной отрасли. Прокурорский надзор - осуществление деятельности от имени государства специально уполномоченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем выявления и своевременного устранения нарушений законов, привлечения виновных к ответственности. Деятельность органов прокуратуры по осуществлению высшего надзора проводится путем проведения проверок в связи с поручением Президента Республики; с поступлением заявлений, жалоб, сообщений о нарушениях законодательства; с выявлением признаков нарушений законодательства; в связи с поручением или запросом вышестоящего прокурора. Реализация прокурорского надзора возлагается на единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан, которую образует Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы Республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и др. специализированные прокуратуры. Всю систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный Прокурор Республики Казахстан, который назначается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет. Освобождается от должности Президентом и подотчетен ему. В соответствии с законодательством на Генерального Прокурора возлагаются следующие полномочия: он осуществляет надзор за применением законов и указов Президента и иных нормативных актов на территории Республики Казахстан, руководит деятельностью органов прокуратуры; опротестовывает законы и иные акты, противоречащие Конституции и законам Республики; является членом Высшего Судебного Совета; издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками органов и учреждений прокуратуры указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения; образует, реорганизует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений; представляет Президенту Республики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий; назначает и освобождает от должности прокуроров областей, их заместителей, прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров. Отчитывается перед Президентом Республики о деятельности органов прокуратуры; присваивает классные чины и воинские звания сотрудникам органов прокуратуры, представляет к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий сотрудников органов прокуратуры; определяет порядок приобретения, хранения, ношения и перевозки сотрудниками прокуратуры оружия и боеприпасов. На Генеральную прокуратуру возлагаются следующие функции: обеспечивать координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям; анализировать практику надзора за применением законов, состоянием законности в Республике; вырабатывать рекомендации по совершенствованию прокурорского надзора; контролировать работу органов прокуратуры Республики по надзору за применением законов; взаимодействовать с другими правоохранительными органами Республики в обеспечении законности и правопорядка; организовывать и проводить повышение квалификации кадров; участвовать в нормативной деятельности; представлять органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества. Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью областных, городских, районных и приравненных к ним прокуроров по обеспечению прокурорского надзора; издают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных работников. Они назначаются с согласия Президента Генеральным Прокурором. Органы внутренних дел Республики Казахстан относятся к системе правоохранительных органов, правовой статус которых регламентируется Указом Президента, имеющим силу закона, "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" от 21 декабря 1995 г. Органы внутренних дел осуществляют исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина. В задачу органов внутренних дел входят также дознание и административное производство, исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; обеспечение правопорядка и поддержание особого режима в местах лишения свободы и в местах содержания административно арестованных; выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обеспечение надзора за состоянием пожарной безопасности, дорожного движения; охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных; осуществление паспортной и визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания на территории Республики; осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел, и др. задачи, установленные законом. Вся деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными органами, государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами. Единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, подчиненные ему управления внутренних дел областей, городов, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, уголовно-исправительные учреждения, подразделения пожарной охраны, внутренние войска, учебные заведения и иные организации. Вся эта система возглавляется Министерством внутренних дел Республики Казахстан, на которое возлагаются руководство органами внутренних дел; установление структуры и его штатов; назначение и освобождение от должности начальников нижестоящих органов; издание нормативных актов в пределах своей компетенции; другие полномочия, возложенные в установленном законом порядке. Адвокатура Республики Казахстан - это общественная, самоуправляющаяся организация, призванная на основе закона оказывать физическим и юридическим лицам помощь путем дачи консультаций и разъяснений по вопросам действующего законодательства, составления заявлений, жалоб и др. документов правового характера, осуществления представительства в суде по вопросам хозяйственного, гражданского, административного права, участия на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов и ответчиков. Правовой статус адвокатуры регламентируется Конституцией Республики Казахстан, Положением об адвокатуре от 13 ноября 1980 г. и Законом "О внесении изменений и дополнений в Положение об адвокатуре" от 28 июня 1991 г., в котором определяются основные задачи, возложенные на адвокатуру: оказание юридической помощи, охрана прав и законных интересов человека и гражданина, др. субъектов правоотношений; содействие осуществлению правосудия судебными органами; обеспечение и укрепление законности; способствование исполнению законов и др. нормативных актов при регулировании правоотношений. Согласно действующему законодательству в Республике функционируют во всех областях областные коллегии адвокатов; городские коллегии адвокатов; частные адвокатские конторы. Министерством юстиции могут создаваться и другие коллегии адвокатов. В состав коллегии адвокатов принимаются граждане Республики Казахстан, имеющие высшее юридическое образование, стаж работы не менее двух лет, сдавшие квалификационный экзамен и получившие патент на право занятия адвокатской практикой. Без сдачи экзаменов могут выдать патент лицам, ранее работавшим не менее пяти лет адвокатами, судьями, следователями, прокурорами, либо лицам, имеющим степень кандидата, доктора юридических наук. Для приема в коллегию адвокатов создается управлением юстиции Квалификационная комиссия, которая принимает экзамены у претендующих на звание адвоката; выдает патенты, лишает их по представлению Президиума коллегии адвокатов. Также при Министерстве юстиции Республики Казахстан создается Высшая квалификационная комиссия сроком на пять лет из числа правления Союза адвокатов, представителей юридических наук, юристов-практиков. В ее компетенцию входят рассмотрение жалоб на решения квалификационной комиссии, обобщение и анализ практики ее работы, разработка методических рекомендаций по вопросам совершенствования приема в адвокатуру, права отмены решения квалификационной комиссии и решение вопросов о выдаче или лишении патентов. Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание, которое избирает президиум коллегии адвокатов, ревизионную комиссию, рассматривает жалобы на постановления президиума. Заседания проводятся не реже одного раза в год при наличии не менее двух третей состава членов коллегии адвокатов. Президиум избирается общим собранием членов коллегии адвокатов сроком на три года. Из числа избранных открытым голосованием избираются председатель президиума и его заместитель. Президиум созывает общее собрание, организует юридические консультации; назначает и освобождает от работы заведующих юридическими консультациями; зачисляет и исключает из коллегии; входит в квалификационную комиссию с представлением о лишении адвоката патента на право заниматься адвокатской практикой; проводит работу по повышению квалификации членов коллегии; осуществляет контроль за качеством работы адвокатов; за соблюдением графика по рассмотрению заявлений, жалоб, предложений граждан в юридических консультациях и частных адвокатских конторах, выполняет другие работы организационного характера. Работа построена на принципах гласности, законности, отчетности и широкого привлечения адвокатов к работе президиума. Ревизионная комиссия - орган, который проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума, юридических консультаций, частных адвокатских контор, контролирует порядок и сроки рассмотрения ими предложений, жалоб, заявлений. Избирается сроком на три года из числа членов коллегии адвокатов тайным голосованием. Количественный состав определяется общим собранием, из числа избранных открытым голосованием избираются председатель, его заместитель. Юридические консультации организуются в районах и городах президиумами коллегий адвокатов для оказания юридической помощи. Юридическая консультация является юридическим лицом, действующим от имени соответствующей коллегии адвокатов, деятельностью которого руководит заведующий, назначаемый президиумом из числа членов коллегии. Нотариат Республики Казахстан — система государственных органов, в задачи которых входят охрана собственности, прав и законных интересов граждан и организаций, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений путем правильного и своевременного удостоверения договоров и других сделок, оформления наследственных прав, совершение исполнительных надписей и иных нотариальных действий. Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, а также должностные лица органов исполнительной власти, консульских учреждений в соответствии с их компетенцией. Охрана прав граждан, юридических лиц, их законных интересов осуществляется посредством совершения нотариусом предусмотренных законом нотариальных действий. Ныне действующим законодательством предусматривается около 20 видов нотариальных действий, и их перечень не является исчерпывающим, так как законодательными актами могут быть предусмотрены и другие действия. Нотариальные действия классифицируются по их направленности: нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных прав; нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных фактов; нотариальные действия по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы; охранительные нотариальные действия. К ним обычно относят принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета отчуждения имущества и принятие документов на хранение. Данная классификация в той или иной степени носит условный характер, так как все без исключения нотариальные действия являются правоохранительными, позволяют выделить в единой правоохранительной функции нотариата различные стороны ее осуществления. Между участниками нотариального производства возникают взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных или процессуальных правоотношений. Права и обязанности участников этих отношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а с другой — обеспечивают реализацию нотариальных функций. Правоохранительная функция нотариата определяет порядок организации и структуру, его компетенцию, методы его деятельности, составляющие основу нотариальной процессуальной формы. В системе правоохранительных органов нотариат тесно связан с судом. Согласно гражданскому процессуальному законодательству суды рассматривают и разрешают дела по спорам в целях защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Удостоверительная деятельность нотариата предупреждает возникновение споров о праве, разрешение которых отнесено к компетенции суда. Нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за законностью дел в гражданском обороте. Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве. Деятельность нотариата основана на принципах соблюдения тайны нотариальных действий, содействия гражданам и юридическим лицам в осуществлении их прав и законных интересов, языка нотариального делопроизводства. Нотариальные конторы образуются Министерством юстиции или по его поручению местными органами юстиции. Действия в нотариальных конторах совершают государственные нотариусы (старшие государственные нотариусы, заместители старших государственных нотариусов, государственные нотариусы), которые являются государственными служащими, обеспечивающимися из бюджетных средств. В местностях, где нет нотариусов, выполнение некоторых нотариальных действий может быть разрешено должностным лицам органов исполнительной власти, консульским учреждениям, руководителям отдельных специфических учреждений (домов престарелых, инвалидов, лечебных и военных учреждений, экспедиций, воинских частей, исполнительно-трудовых колоний и т.д.). В разделе VII " Суды и правосудие " Конституции Республики Казахстан 1995 г. сформулированы важнейшие правовые положения правосудия. Построение судебных органов и их деятельность регулируются нормами судоустройства и процессуального права. В них и закреплены принципы организации и деятельности суда, в частности в Указе Президента Республики Казахстан "О судах и статусе судей Республики Казахстан" от 20 декабря 1995 г., а также в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательстве. Под принципами правосудия следует понимать основные руководящие положения, определяющие особенности организации и деятельности суда, которые обязательны для исполнению всеми, кого они касаются, и прежде всего судьями и участниками процесса. Принципы правосудия можно разделить на конституционные, т.е. сформулированные в Конституции Республики Казахстан, и принципы, которые в Конституции прямо не закреплены, но вытекают из конституционных положений. Однако такое деление принципов правосудия не означает, что их следует подразделять на главные и второстепенные. Все они по характеру и по назначению, по значимости играют важную роль в разностороннем раскрытии демократической сущности правосудия. Но вместе с тем конституционные принципы правосудия можно и нужно выделять потому, что они определяют развитие и совершенствование всех других принципов, закрепленных в отраслевом законодательстве, так как Конституция Республики Казахстан как Основной Закон государства является юридической базой развития всех принципов права. Исходя из конституционных положений и норм действующего законодательства, рассмотрим эти принципы. Законность — общегосударственный, общеправовой, действующий во всех областях государственной и общественной жизни ведущий принцип всех отраслей права. Статья 34 Конституции обязывает каждого гражданина соблюдать законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц. Принцип законности означает строгое соблюдение государственными органами, должностными лицами и отдельными гражданами законов, правил общественного порядка, а также охрану прав граждан, недопущение каких бы то ни было проявлений произвола. Этот принцип обязывает правильно применять законы. Применительно к деятельности суда следует отметить, что этот принцип заключается в обязанности суда, прокуратуры и органов дознания и следствия быстро и полно раскрывать преступления, изобличать виновных и обеспечивать их справедливое наказание, не допуская в то же время привлечения к ответственности невиновных. В соответствии с этим принципом борьба с преступностью реализуется путем точного и неуклонного исполнения закона, обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, а также исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Отступления от требований правовых норм в интересах "целесообразности", по другим мотивам не должны допускаться. Осуществление правосудия только судом — этот принцип закреплен в статье 75 Конституции Республики Казахстан и статье 1 Указа Президента Республики Казахстан "О судах и статусе судей Республики Казахстан". В указанной статье Конституции и статье 2 Указа определены суды судебной системы Республики, которые правомочны осуществлять правосудие. Следовательно, только Верховный Суд, областные и приравненные к ним суды, районные (городские) суды могут рассматривать гражданские дела и хозяйственные споры, относящиеся к компетенции судов, а также уголовные дела. Никакой иной орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции суда. Именно суду принадлежит исключительное право признать лицо виновным в совершении преступления и назначить наказание. В содержание рассматриваемого принципа входит осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. как разрешение дел по существу в суде первой инстанции, так и разбирательство их в апелляционном (кассационном), надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только эти формы судебной деятельности составляют содержание правосудия, являются функциями судов и никаких других органов или общественных организаций. Неприкосновенность судей — один из принципов деятельности суда и судей. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам дисциплинарного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае лишения неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики Казахстан — без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении судей может быть возбуждено только Генеральным Прокурором Республики. Закрепляя данный принцип, законодатель предоставляет определенные гарантии по реализации указанного принципа: судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Правовую регламентацию этот принцип получил в статье 79 Конституции и в статье 41 Указа. В статье 14 Конституции и статье 4 Указа Президента "О судах и статусе судей Республики Казахстан" закреплен принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом. Этот принцип обусловлен общим конституционным равенством всех, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. обстоятельств. Осуществление правосудия на основе равенства всех перед законом означает применение судом действующих норм единой системы права одинаково в отношении всех граждан. На равных началах, исходя из обстоятельств конкретного дела, суд определяет как права, так и обязанности заинтересованных лиц. Одинаковая ответственность лиц, подвергаемых на основе закона государственному принуждению за правонарушение, является обязательным правилом. Суд разрешает конкретное дело с учетом того, что все законы и др. нормативные акты в равной степени обязательны для всей судебной системы Республики. Осуществление правосудия на основе равенства всех перед законом, естественно, неотделимо и от конституционной обязанности самих граждан строго соблюдать Конституцию Республики, все законы и подзаконные акты. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед судом, т. е. на началах единого для всех суда, означает, что в Республике не существует судов, созданных на основе каких-либо социальных различий граждан и групп населения, а последовательно проводится в жизнь важный принцип судопроизводства — принцип единства судебной системы (статья 3 Указа). Наличие военных судов не нарушает единого для всех суда и равенства перед судом, так как в своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды Республики. С рассмотренным принципом тесно связан конституционный принцип — право на судебную защиту. В соответствии со ст.ст. 13 и 16 Конституции и статьей 15 Указа осуществляется реализация принципа обеспечения обвиняемому права на защиту. Содержание его не исчерпывается только правом обвиняемого использовать услуги защитника. Сущность этого принципа раскрывается во всей полноте процессуальных прав обвиняемого. В соответствии с этим принципом обвиняемому гарантированы все необходимые процессуальные средства защиты от предъявленного обвинения. К их числу относятся прежде всего предусмотренные законом права самого обвиняемого, позволяющие ему активно опровергать необоснованные обвинения и доказывать обстоятельства, смягчающие ответственность. Обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, участвовать в судебном разбирательстве, выступать в суде на своем родном языке и пользоваться услугами переводчика, использовать помощь защитника, предоставлять суду доказательства, заявлять отводы и различные ходатайства (приобщение к делу документов, вызов свидетелей, назначение экспертизы, приостановление или прекращение дела производством), выступать в прениях, обжаловать приговор или решение суда в вышестоящий суд и т.д. С принципом презумпции невиновности и обеспечением обвиняемому права на защиту неразрывно связан принцип состязательности и равноправия сторон. Данный принцип носит отраслевой характер и получил свое законодательное закрепление в статье 4 Указа Президента Республики Казахстан от 20 декабря 1995 г. Состязательность — означает разделение функций обвинения, защиты и осуществления правосудия; правовое положение обвинения и защиты как сторон, наделенных равными процессуальными правами для отстаивания своих интересов перед судом, разрешающим дело. Состязательность вообще немыслима без равенства сторон, равенство сторон существует не наряду с состязательностью, а образует ее важнейший элемент. Состязательность в процессе предполагает активное участие суда в исследовании обстоятельств дела, установлении истины. Суд отвечает за справедливое разрешение дела. Он опирается на помощь сторон, состязающихся в процессуальном споре, освещающих дело со своих, зачастую противоположных позиций, но он руководит процессом и обязан разрешить дело объективно и беспристрастно. Правосудие не может зависеть от того, какая сторона, состязающаяся перед судом, оказалась сильнее. Принцип состязательности имеет место там, где в судебном разбирательстве участвуют две стороны — обвинение и защита, а по гражданским делам — истец и ответчик. Во всех судах дела разбираются в открытых судебных заседаниях в присутствии публики. Гласность судебного разбирательства регламентируется ст.ст. 4 и 7 Указа Президента от 20 декабря 1995 г.: "Разбирательство дел во всех судах открытое... Слушание дел в закрытом заседании допускается, когда гласное разбирательство может привести к разглашению государственных секретов, военной, служебной и коммерческой тайны, либо когда существует необходимость защитить от огласки частную жизнь и личную, семейную тайну граждан, либо обеспечить безопасность участников судопроизводства". Любой гражданин вправе присутствовать на судебном разбирательстве дела, если он достиг установленного законом возраста. Данный принцип оказывает воспитательное воздействие на присутствующих в суде граждан и на самих участников судебного разбирательства, способствуя даче правдивых объяснений и показаний. Суд действует под контролем присутствующих граждан, что повышает его ответственность за объективное и законное решение дела. Материалы судебного разбирательства могут быть опубликованы в печати или доведены до широкой общественности с помощью других средств массовой информации. Приговор либо решение суда во всех случаях оглашается публично, даже если дело было рассмотрено в закрытом заседании. Гласность судебного разбирательства служит выполнению задач уголовного судопроизводства. Публично рассматривая дела о преступлениях, подвергая виновных справедливому наказанию, суд привлекает внимание общества к фактам правонарушений, причинам и условиям, способствующим совершению преступлений, показывает недопустимость преступлений. Гласность суда способствует повышению убедительности приговора, а также более строгому соблюдению прав, свобод и законных интересов всех участников судебного процесса. Принцип языка судопроизводства регламентируется пунктом 2 статьи 19 Конституции Республики Казахстан и статьей 6 Указа Президента от 20 декабря 1995 г. Судопроизводство в Республике Казахстан ведется на государственном языке, наравне с государственным в судопроизводстве официально употребляется русский язык. Оно может вестись на языке большинства населения данной местности. Содержание рассматриваемого принципа состоит из следующих положений: судопроизводство ведется на языке большинства населения; полное ознакомление ведется через переводчика с материалами дела тех его участников, которые не владеют языком большинства населения; такие лица во всех судебных действиях участвуют с помощью переводчика, выступают в суде на родном языке. Переводчик приглашается на судебное разбирательство по просьбе заинтересованного лица или по инициативе суда. Он осуществляет перевод устной речи участников дела и наиболее важных документов, имеющихся в деле. Переводчик предупреждается судом об уголовной ответственности за дачу ложного перевода. Соблюдение принципа языка судопроизводства имеет большое политическое и практическое значение и способствует более глубокому исследованию материалов дела и установлению объективной истины. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, областные и приравненные к ним суды, районные (городские), а также военные суды. Организационные связи регулируются законодательством, в частности Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, "О судах и статусе судей Республики Казахстан" от 20 декабря 1995 г., а функциональные — законодательством о судопроизводстве (уголовным и гражданским процессуальным правом). Законодатель допускает, что в Республике Казахстан может осуществляться специализация судов и создание в этих целях специализированных судов: хозяйственных, налоговых, семейных, по делам несовершеннолетних, административных и др. Статус этих судов будет соответствовать статусу районного (городского) суда. Также могут быть учреждены на территории Республики окружные суды (статья 2 Указа). С точки зрения организационной связи суды связаны между собой как органы различных звеньев судебной системы. Звено — понятие судоустройства. Звеном судебной системы называется совокупность судов с равными полномочиями. Судебная система Республики Казахстан состоит из трех звеньев. Инстанция — понятие судопроизводства, она определяет этапы рассмотрения дел. В Республике Казахстан действует четы-рехинстанционная судебная система, т.е. функционируют суды первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Районные (городские) суды — суды основного звена — наделены широкой компетенцией по отправлению правосудия и выполняют значительную часть объема всей судебной работы. Образуются они Президентом Республики Казахстан по представлению Министра юстиции в районе, городе (кроме городов районного подчинения), районе города путем назначения председателей и постоянных судей. Судьей районного (городского) суда может быть любой гражданин Республики Казахстан с безупречной репутацией, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее двух лет, сдавший квалификационный экзамен и имеющий рекомендацию Квалификационной коллегии юстиции. Районный (городской) суд состоит из председателя и постоянных судей. Общее число судей для этого звена судов устанавливает Президент Республики по представлению Министра юстиции. Количественный состав для каждого суда устанавливается Министром юстиции. Если по штату в районе предусмотрен один судья, он осуществляет полномочия председателя суда. Районный (городской) суд рассматривает все дела по первой инстанции, кроме дел, отнесенных к ведению других судов, анализирует судебную статистику; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом. Председатель районного (городского) суда является судьей и организует работу вверенного ему суда; распределяет дела между судьями, возлагает другие обязанности на судей; рассматривает дела по первой инстанции; ведет личный прием граждан, организует работу по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб; организует работу по ведению и анализу судебной статистики; организует изучение судебной практики; осуществляет другие полномочия, предоставленные законом. Областные и приравненные к ним суды, то есть военный суд войск, городские суды Астаны и Алматы — суды среднего звена. Образуются Президентом Республики по представлению Министра юстиции путем назначения по рекомендации Высшего судебного совета Республики. Суды этого звена выступают в качестве судов первой инстанции, в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Выступая в качестве вышестоящих судов по отношению к районным (городским) судам, осуществляют надзор. Президиум областного и приравненного к нему суда состоит из председателя суда, председателей коллегий и трех судей, рассматривает дела в порядке надзора по протестам Председателя Верховного Суда и председателей коллегий Верховного Суда, Генерального Прокурора, заместителей Генерального Прокурора и прокуроров областей; заслушивает отчеты председателей коллегий; изучает материалы судебной практики, анализирует статистику. По результатам рассмотрения дела выносит постановление. Коллегии областного и приравненного к нему суда рассматривают дела в качестве судов первой инстанции в апелляционном, кассационном порядке. Состав коллегий утверждается председателем суда из числа судей соответствующего суда, при необходимости председатель вправе привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дела в составе другой коллегии. Военные суды. На территории республики образуются военный суд войск Республики Казахстан и военные суды объединений (армий, соединений, гарнизонов). Общее число военных судов на территории республики устанавливается Президентом, а количество судей для каждого военного суда — Министром юстиции. Военный суд войск Республики состоит из председателей коллегии и судей, в котором действуют президиум суда, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, и рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в апелляционном, кассационном, надзорном порядке. По своему правовому статусу приравнивается к областному суду. Военный суд объединения (армии, соединения, гарнизона) обладает статусом районного (городского) суда и состоит из председателя и судей. Рассматривает дела в качестве суда первой инстанции. Председатель является судьей и организует работу военного суда в пределах своих полномочий. Верховный Суд Республики Казахстан — высшее звено судебной системы, которое рассматривает дела по первой инстанции в апелляционном, кассационном порядке, рассмотренные по первой инстанции областными судами; в надзорном порядке — все дела, рассмотренные нижестоящими судами. Верховный Суд состоит из председателя, председателей коллегий и постоянных судей, общее число которых устанавливается Президентом по представлению председателя Верховного Суда. Члены Верховного Суда избираются Сенатом по представлению Президента на основании рекомендации Высшего Судебного Совета Республики. Его органами являются Пленум, Президиум, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, коллегия по хозяйственным спорам, военная коллегия, кроме того, образуется Научно-консультативный совет. В состав Пленума входят председатель суда, председатели судебных коллегий, судьи Верховного Суда, председатели областных и приравненных к ним судов. Пленум созывается не реже двух раз в год, и заседания правомочны при наличии не менее двух третей его состава. В заседаниях Пленума принимают участие председатель Конституционного Совета, Генеральный Прокурор и Министр юстиции. По результатам работы Пленум принимает постановление открытым голосованием. Пленум Верховного суда рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов; дает заключения об обоснованности предъявленного Президенту обвинения в совершении государственной измены; анализирует судебную практику; избирает секретаря Пленума и состав Научно-консультативного совета; осуществляет другие полномочия, предоставленные законом. Президиум Верховного Суда состоит из председателя, председателей коллегий, судей из числа членов Пленума Суда. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц, правомочны при наличии более половины его членов. По результатам рассмотрения вопросов принимается постановление. Президиум Верховного Суда рассматривает дела в надзорном порядке по протестам председателя Верховного Суда и Генерального Прокурора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы судебной практики и статистики; вопросы соблюдения законности при осуществлении правосудия нижестоящими судами и судебными коллегиями Верховного Суда; заслушивает сообщения и отчеты председателей коллегий, а также вопросы организационного характера. Коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции в апелляционном, надзорном порядке. Дела в надзорном порядке рассматриваются по протестам председателя Верховного Суда и Генерального Прокурора. Состав коллегий по гражданским, уголовным и хозяйственным делам утверждается председателем Верховного Суда из числа судей Верховного Суда, допускается привлечение судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии. Председатели судебных коллегий являются судьями и организуют ее работу. При временном отсутствии их обязанности возлагаются председателем Верховного Суда на одного из председательствующих постоянно действующих судебных составов. Председатель Верховного Суда одновременно является судьей и организует работу Суда. В случае временного отсутствия его полномочия исполняет один из председателей коллегии по его приказу.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |