Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правоохранительные органы РК




Министерство юстиции. Организационное руководство су­дами осуществляется Министерством юстиции. Под таким ру­ководством следует понимать разрешение компетентными ор­ганами государства организационно-административных вопро-

сов в целях создания надлежащих условий деятельности судов и проведения проверок в судах.

Руководство является организационным потому, что орга­низует работу судов, а административным — поскольку осущест­вляется исполнительно-распорядительная деятельность со сто­роны Министерства юстиции и его органов на местах.

Министерство юстиции является центральным исполнитель­ным органом Республики Казахстан и осуществляет свою дея­тельность в соответствии с Конституцией, законами, актами Президента и Правительства, а также Положением о Мини­стерстве юстиции, утвержденным 19 декабря 1995 г. Основны­ми задачами его деятельности являются всестороннее содейст­вие созданию в Республике демократического правового го­сударства, обеспечение и координация работы по реализации основных направлений правовой реформы. При Министерстве юстиции создан Координационный совет по правовой реформе.

Министерство юстиции выполняет следующие функции:

разрабатывает проекты законов, указов и иных актов Пре­зидента, актов Правительства, подготавливаемых в порядке за­конодательной инициативы Правительства Республики Казах­стан;

осуществляет правовую экспертизу проектов законов, ак­тов Правительства, указов и иных актов Президента;

в установленном порядке привлекает для осуществления законопроектных, экспертных, исследовательских работ и кон­сультаций научные организации, сотрудников государственных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспер­тов, в т.ч. и зарубежных;

осуществляет официальное разъяснение актов Правитель­ства;

запрашивает заключения министерств, ведомств, комитетов, организаций, учебных заведений по разрабатываемым проек­там законов, указов и иных актов, привлекает их представите­лей в состав комиссий по их подготовке;

организует работу по систематизации и кодификации зако­нодательства, издает сборники законов, актов, кодексов и др. юридическую литературу;

консультирует министерства, ведомства, комитеты и отдель­ные органы по правовым вопросам подготовки и заключения международных договоров и соглашений Республики;

дает юридическую оценку по займам, заключаемым под га­рантии Республики Казахстан;

осуществляет согласование проектов министерств, комите­тов, ведомств, органов по привлечению ими иностранной пра­вовой помощи;

заключает договоры о правовом сотрудничестве с зарубеж­ными органами, организует их выполнение;

разрабатывает и осуществляет меры по организации деятель­ности судебной системы, укрепляет независимость судей, осу­ществляет государственную регистрацию нормативных актов, организует публикации перечней зарегистрированных актов;

осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, общественных и др. организаций;

организует работу по подготовке юридических кадров; осуществляет руководство правовой работой министерств, ведомств, комитетов, изучает, обобщает, распространяет опыт юридических служб;

участвует в работе по обучению и повышению квалифика­ции работников этих служб;

утверждает положения о регистрации органами ЗАГСа ак­тов гражданского состояния и оказывает им помощь;

осуществляет руководство деятельностью органов государ­ственного нотариата;

осуществляет руководство деятельностью адвокатуры, ре­гистрирует и выдает лицензии гражданам и юридическим ли­цам на занятие деятельностью по оказанию правовых услуг;

осуществляет руководство и координирует работу органов по правовой пропаганде, участвует в правовом всеобуче и разъ­яснении законодательства;

осуществляет руководство управлениями юстиции облас­тей, городов;

руководит деятельностью НИИ законодательства, Респуб­ликанского центра правовой информации, НИИ судебных экс­пертиз, принимает меры по совершенствованию их деятель­ности;

организует работу по материально-техническому обеспече­нию и финансированию органов юстиции и судов;

организует совместно с Верховном Судом проверки работы судов на местах;

организует работу по ведению судебной статистики; рассматривает жалобы, заявления, письма о нарушениях в деятельности органов и учреждений Министерства юстиции;

выполняет другие функции, возложенные в законодатель­ном порядке.

Министерство юстиции Республики Казахстан возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности в по­рядке, установленном Конституцией Республики Казахстан. Он входит в состав Правительства. В компетенцию министра вхо­дит руководство деятельностью Министерства юстиции.

При министерстве образуется коллегия, в состав которой входит министр (председатель), заместители по должности, руководители НИИ законодательства, центра правовой инфор­мации, ведущих управлений и отделов. Состав коллегии утверж­дается в нормативном порядке. На заседаниях коллегии рас­сматриваются вопросы организации работы и направления де­ятельности министерства, заслушиваются отчеты и сообщения руководителей и информация председателей местных судов по вопросам организации и деятельности судов, обсуждаются про­екты законов, актов Президента и Правительства.

Прокуратура. Правовой статус этого органа регламентиру­ется Конституцией Республики Казахстан и Указом Президен­та Республики Казахстан "О Прокуратуре Республики Казах­стан" от 21 декабря 1995 г.

Прокуратура Республики Казахстан - подотчетный Прези­денту Республики Казахстан государственный орган, осущест­вляющий высший надзор за точным и единообразным приме­нением законов, указов и иных нормативных актов на всей тер­ритории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и ис­полнительного производства.

Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, прав и свобод граждан, суверенных прав Республики Казахстан, мест­ных органов законодательной и исполнительной власти, учреж­дений и организаций, общественных и политических формиро­ваний. Для достижения этой цели прокуратура принимает меры по выявлению и устранению нарушений законности, опротес­товывает законы и др. правовые акты, противоречащие Консти­туции и законам Республики, представляет интересы государ­ства в суде, осуществляет уголовное преследование.

Организация и деятельность органов прокуратуры основы­вается на следующих принципах: прокуратура Республики Казахстан составляет единую централизованную систему орга­нов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору; прокуратура осу­ществляет свою деятельность независимо от других государст­венных органов и должностных лиц, политических партий и общественных объединений; запрещается вмешательство в дея­тельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих полномочий; акты прокурорского надзора обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан; органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не про­тиворечит требованиям законодательства Республики об охра­не прав и свобод граждан, защите государственных секретов.

Основными направлениями деятельности органов прокура­туры по обеспечению верховенства Конституции и законов, за­щиты прав и свобод человека и гражданина являются выявле­ние и принятие мер по устранению нарушений Конституции, законов, актов Президента Республики; осуществление надзо­ра за законностью оперативно-розыскной деятельности, дозна­ния и следствия, административного и исполнительного про­изводства; представление интересов государства в суде; опро-тестовывание законов и др. правовых актов, противоречащих Конституции и законам Республики.

Эти основные направления согласно действующему зако­нодательству подразделяются на следующие отрасли прокурор­ского надзора: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, интересов юридических лиц и государства; за законностью административного производства; за оперативно-розыскной деятельностью; за законностью следствия и дозна­ния; надзор за законностью исполнительного производства.

Под отраслью прокурорского надзора следует понимать от­носительно самостоятельную часть, характеризующуюся спе­цифическим предметом и полномочиями прокурора данной отрасли. Прокурорский надзор - осуществление деятельности от имени государства специально уполномоченных должност­ных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем выявления и свое­временного устранения нарушений законов, привлечения ви­новных к ответственности.

Деятельность органов прокуратуры по осуществлению выс­шего надзора проводится путем проведения проверок в связи с поручением Президента Республики; с поступлением заявле­ний, жалоб, сообщений о нарушениях законодательства; с вы­явлением признаков нарушений законодательства; в связи с по­ручением или запросом вышестоящего прокурора.

Реализация прокурорского надзора возлагается на единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан, которую образует Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, про­куратуры городов республиканского значения и столицы Республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и др. специализированные прокуратуры.

Всю систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный Прокурор Республики Казахстан, который назначается на долж­ность Президентом Республики с согласия Сената Парламента сроком на пять лет. Освобождается от должности Президентом и подотчетен ему. В соответствии с законодательством на Ге­нерального Прокурора возлагаются следующие полномочия: он осуществляет надзор за применением законов и указов Прези­дента и иных нормативных актов на территории Республики Казахстан, руководит деятельностью органов прокуратуры; опротестовывает законы и иные акты, противоречащие Консти­туции и законам Республики; является членом Высшего Судеб­ного Совета; издает обязательные для исполнения всеми сотруд­никами органов и учреждений прокуратуры указания, распо­ряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы ор­ганизации и деятельности прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения; образует, ре­организует и упраздняет прокуратуры, учреждения органов прокуратуры, определяет их структуру, права и обязанности структурных подразделений; представляет Президенту Респуб­лики кандидатуры для присвоения высших классных чинов и воинских званий; назначает и освобождает от должности про­куроров областей, их заместителей, прокуроров районов, горо­дов и приравненных к ним прокуроров. Отчитывается перед Президентом Республики о деятельности органов прокурату­ры; присваивает классные чины и воинские звания сотрудни­кам органов прокуратуры, представляет к награждению госу­дарственными наградами и присвоению почетных званий со­трудников органов прокуратуры; определяет порядок приоб­ретения, хранения, ношения и перевозки сотрудниками проку­ратуры оружия и боеприпасов.

На Генеральную прокуратуру возлагаются следующие функции:

обеспечивать координацию и согласованность действий ор­ганов прокуратуры по основным направлениям;

анализировать практику надзора за применением законов, состоянием законности в Республике;

вырабатывать рекомендации по совершенствованию проку­рорского надзора;

контролировать работу органов прокуратуры Республики по надзору за применением законов;

взаимодействовать с другими правоохранительными органа­ми Республики в обеспечении законности и правопорядка;

организовывать и проводить повышение квалификации кадров;

участвовать в нормативной деятельности;

представлять органы прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

Прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры ру­ководят деятельностью областных, городских, районных и при­равненных к ним прокуроров по обеспечению прокурорского надзора; издают приказы, распоряжения, указания, обязатель­ные для всех подчиненных работников. Они назначаются с со­гласия Президента Генеральным Прокурором.

Органы внутренних дел Республики Казахстан относятся к системе правоохранительных органов, правовой статус которых регламентируется Указом Президента, имеющим силу закона, "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" от 21 де­кабря 1995 г. Органы внутренних дел осуществляют исполни­тельные и распорядительные функции по охране общественно­го порядка и обеспечению общественной безопасности, преду­преждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина. В за­дачу органов внутренних дел входят также дознание и админи­стративное производство, исполнение уголовных наказаний и административных взысканий; обеспечение правопорядка и поддержание особого режима в местах лишения свободы и в местах содержания административно арестованных; выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних; обеспечение надзора за состоянием пожарной без­опасности, дорожного движения; охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных; осуществление паспортной и визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами и лица­ми без гражданства правил пребывания на территории Респуб­лики; осуществление международного сотрудничества по во­просам, отнесенным к ведению органов внутренних дел, и др. задачи, установленные законом.

Вся деятельность органов внутренних дел строится на прин­ципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранитель­ными органами, государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами.

Единую систему органов внутренних дел образуют Мини­стерство внутренних дел Республики Казахстан, подчиненные ему управления внутренних дел областей, городов, на транс­порте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, уголовно-исправительные учреждения, подразделения пожарной охраны, внутренние войска, учебные заведения и иные организации. Вся эта систе­ма возглавляется Министерством внутренних дел Республики Казахстан, на которое возлагаются руководство органами внут­ренних дел; установление структуры и его штатов; назначение и освобождение от должности начальников нижестоящих ор­ганов; издание нормативных актов в пределах своей компетен­ции; другие полномочия, возложенные в установленном зако­ном порядке.

Адвокатура Республики Казахстан - это общественная, само­управляющаяся организация, призванная на основе закона ока­зывать физическим и юридическим лицам помощь путем дачи консультаций и разъяснений по вопросам действующего зако­нодательства, составления заявлений, жалоб и др. документов правового характера, осуществления представительства в суде по вопросам хозяйственного, гражданского, административного права, участия на предварительном следствии и в суде по уго­ловным делам в качестве защитников, представителей потер­певших, гражданских истцов и ответчиков.

Правовой статус адвокатуры регламентируется Конститу­цией Республики Казахстан, Положением об адвокатуре от 13 ноября 1980 г. и Законом "О внесении изменений и дополне­ний в Положение об адвокатуре" от 28 июня 1991 г., в котором определяются основные задачи, возложенные на адвокатуру:

оказание юридической помощи, охрана прав и законных инте­ресов человека и гражданина, др. субъектов правоотношений; содействие осуществлению правосудия судебными органами; обеспечение и укрепление законности; способствование испол­нению законов и др. нормативных актов при регулировании правоотношений.

Согласно действующему законодательству в Республике функционируют во всех областях областные коллегии адвока­тов; городские коллегии адвокатов; частные адвокатские кон­торы. Министерством юстиции могут создаваться и другие кол­легии адвокатов. В состав коллегии адвокатов принимаются граждане Республики Казахстан, имеющие высшее юридичес­кое образование, стаж работы не менее двух лет, сдавшие ква­лификационный экзамен и получившие патент на право заня­тия адвокатской практикой. Без сдачи экзаменов могут выдать патент лицам, ранее работавшим не менее пяти лет адвокатами, судьями, следователями, прокурорами, либо лицам, имеющим степень кандидата, доктора юридических наук.

Для приема в коллегию адвокатов создается управлением юстиции Квалификационная комиссия, которая принимает эк­замены у претендующих на звание адвоката; выдает патенты, лишает их по представлению Президиума коллегии адвокатов. Также при Министерстве юстиции Республики Казахстан со­здается Высшая квалификационная комиссия сроком на пять лет из числа правления Союза адвокатов, представителей юри­дических наук, юристов-практиков. В ее компетенцию входят рассмотрение жалоб на решения квалификационной комиссии, обобщение и анализ практики ее работы, разработка методи­ческих рекомендаций по вопросам совершенствования приема в адвокатуру, права отмены решения квалификационной комис­сии и решение вопросов о выдаче или лишении патентов. Выс­шим органом коллегии адвокатов является общее собрание, которое избирает президиум коллегии адвокатов, ревизионную комиссию, рассматривает жалобы на постановления президиу­ма. Заседания проводятся не реже одного раза в год при нали­чии не менее двух третей состава членов коллегии адвокатов.

Президиум избирается общим собранием членов коллегии адвокатов сроком на три года. Из числа избранных открытым голосованием избираются председатель президиума и его за­меститель. Президиум созывает общее собрание, организует юридические консультации; назначает и освобождает от рабо­ты заведующих юридическими консультациями; зачисляет и исключает из коллегии; входит в квалификационную комиссию с представлением о лишении адвоката патента на право зани­маться адвокатской практикой; проводит работу по повышению квалификации членов коллегии; осуществляет контроль за ка­чеством работы адвокатов; за соблюдением графика по рассмот­рению заявлений, жалоб, предложений граждан в юридических консультациях и частных адвокатских конторах, выполняет дру­гие работы организационного характера. Работа построена на принципах гласности, законности, отчетности и широкого при­влечения адвокатов к работе президиума.

Ревизионная комиссия - орган, который проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности президиума, юридичес­ких консультаций, частных адвокатских контор, контролирует порядок и сроки рассмотрения ими предложений, жалоб, заяв­лений. Избирается сроком на три года из числа членов колле­гии адвокатов тайным голосованием. Количественный состав определяется общим собранием, из числа избранных открытым голосованием избираются председатель, его заместитель.

Юридические консультации организуются в районах и го­родах президиумами коллегий адвокатов для оказания юриди­ческой помощи.

Юридическая консультация является юридическим лицом, действующим от имени соответствующей коллегии адвокатов, деятельностью которого руководит заведующий, назначаемый президиумом из числа членов коллегии.

Нотариат Республики Казахстан — система государствен­ных органов, в задачи которых входят охрана собственности, прав и законных интересов граждан и организаций, укрепле­ние законности и правопорядка, предупреждение правонару­шений путем правильного и своевременного удостоверения до­говоров и других сделок, оформления наследственных прав, совершение исполнительных надписей и иных нотариальных действий. Нотариальные действия от имени государства совер­шают нотариусы, а также должностные лица органов исполни­тельной власти, консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

Охрана прав граждан, юридических лиц, их законных инте­ресов осуществляется посредством совершения нотариусом предусмотренных законом нотариальных действий. Ныне дей­ствующим законодательством предусматривается около 20 ви­дов нотариальных действий, и их перечень не является исчер­пывающим, так как законодательными актами могут быть преду­смотрены и другие действия.

Нотариальные действия классифицируются по их направлен­ности:

нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных прав;

нотариальные действия, направленные на удостоверение бесспорных фактов;

нотариальные действия по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы;

охранительные нотариальные действия. К ним обычно от­носят принятие мер к охране наследственного имущества, на­ложение запрета отчуждения имущества и принятие докумен­тов на хранение.

Данная классификация в той или иной степени носит услов­ный характер, так как все без исключения нотариальные дейст­вия являются правоохранительными, позволяют выделить в еди­ной правоохранительной функции нотариата различные сторо­ны ее осуществления.

Между участниками нотариального производства возника­ют взаимные права и обязанности, составляющие содержание нотариальных процедурных или процессуальных правоотноше­ний. Права и обязанности участников этих отношений, с одной стороны, гарантируют защиту прав и охраняемых законом ин­тересов граждан и организаций при совершении нотариальных действий, а с другой — обеспечивают реализацию нотариаль­ных функций.

Правоохранительная функция нотариата определяет поря­док организации и структуру, его компетенцию, методы его дея­тельности, составляющие основу нотариальной процессуаль­ной формы.

В системе правоохранительных органов нотариат тесно свя­зан с судом. Согласно гражданскому процессуальному законо­дательству суды рассматривают и разрешают дела по спорам в целях защиты прав и законных интересов граждан и организа­ций. Удостоверительная деятельность нотариата предупрежда­ет возникновение споров о праве, разрешение которых отнесе­но к компетенции суда. Нотариат и суд осуществляют единую функцию предварительного и последующего контроля за за­конностью дел в гражданском обороте.

Предметом нотариальной деятельности являются дела, в которых отсутствует спор о праве. Деятельность нотариата ос­нована на принципах соблюдения тайны нотариальных дейст­вий, содействия гражданам и юридическим лицам в осущест­влении их прав и законных интересов, языка нотариального делопроизводства. Нотариальные конторы образуются Министер­ством юстиции или по его поручению местными органами юс­тиции. Действия в нотариальных конторах совершают государ­ственные нотариусы (старшие государственные нотариусы, за­местители старших государственных нотариусов, государствен­ные нотариусы), которые являются государственными служа­щими, обеспечивающимися из бюджетных средств.

В местностях, где нет нотариусов, выполнение некоторых нотариальных действий может быть разрешено должностным лицам органов исполнительной власти, консульским учрежде­ниям, руководителям отдельных специфических учреждений (домов престарелых, инвалидов, лечебных и военных учрежде­ний, экспедиций, воинских частей, исполнительно-трудовых колоний и т.д.).

В разделе VII " Суды и правосудие " Конституции Республи­ки Казахстан 1995 г. сформулированы важнейшие правовые по­ложения правосудия.

Построение судебных органов и их деятельность регулиру­ются нормами судоустройства и процессуального права. В них и закреплены принципы организации и деятельности суда, в частности в Указе Президента Республики Казахстан "О судах и статусе судей Республики Казахстан" от 20 декабря 1995 г., а также в уголовно-процессуальном и гражданско-процессу­альном законодательстве.

Под принципами правосудия следует понимать основные руководящие положения, определяющие особенности органи­зации и деятельности суда, которые обязательны для исполне­нию всеми, кого они касаются, и прежде всего судьями и участ­никами процесса.

Принципы правосудия можно разделить на конституцион­ные, т.е. сформулированные в Конституции Республики Казах­стан, и принципы, которые в Конституции прямо не закрепле­ны, но вытекают из конституционных положений. Однако та­кое деление принципов правосудия не означает, что их следует подразделять на главные и второстепенные. Все они по харак­теру и по назначению, по значимости играют важную роль в разностороннем раскрытии демократической сущности право­судия. Но вместе с тем конституционные принципы правосу­дия можно и нужно выделять потому, что они определяют раз­витие и совершенствование всех других принципов, закреплен­ных в отраслевом законодательстве, так как Конституция Рес­публики Казахстан как Основной Закон государства является юридической базой развития всех принципов права.

Исходя из конституционных положений и норм действую­щего законодательства, рассмотрим эти принципы.

Законность — общегосударственный, общеправовой, дейст­вующий во всех областях государственной и общественной жизни ведущий принцип всех отраслей права.

Статья 34 Конституции обязывает каждого гражданина со­блюдать законодательство Республики Казахстан, уважать пра­ва, свободы, честь и достоинство других лиц.

Принцип законности означает строгое соблюдение государ­ственными органами, должностными лицами и отдельными гражданами законов, правил общественного порядка, а также охрану прав граждан, недопущение каких бы то ни было про­явлений произвола.

Этот принцип обязывает правильно применять законы. При­менительно к деятельности суда следует отметить, что этот принцип заключается в обязанности суда, прокуратуры и орга­нов дознания и следствия быстро и полно раскрывать преступ­ления, изобличать виновных и обеспечивать их справедливое наказание, не допуская в то же время привлечения к ответст­венности невиновных. В соответствии с этим принципом борь­ба с преступностью реализуется путем точного и неуклонного исполнения закона, обеспечения прав, свобод и законных ин­тересов граждан, государственных органов, организаций, а так­же исполнения Конституции, законов, иных нормативных пра­вовых актов, международных договоров Республики. Отступ­ления от требований правовых норм в интересах "целесообраз­ности", по другим мотивам не должны допускаться.

Осуществление правосудия только судом — этот принцип закреплен в статье 75 Конституции Республики Казахстан и ста­тье 1 Указа Президента Республики Казахстан "О судах и стату­се судей Республики Казахстан". В указанной статье Конститу­ции и статье 2 Указа определены суды судебной системы Рес­публики, которые правомочны осуществлять правосудие. Сле­довательно, только Верховный Суд, областные и приравненные к ним суды, районные (городские) суды могут рассматривать гражданские дела и хозяйственные споры, относящиеся к ком­петенции судов, а также уголовные дела. Никакой иной орган, должностное или иное лицо не вправе брать на себя функции суда. Именно суду принадлежит исключительное право при­знать лицо виновным в совершении преступления и назначить наказание.

В содержание рассматриваемого принципа входит осуществ­ление судебной деятельности во всех ее формах, т.е. как разрешение дел по существу в суде первой инстанции, так и разбира­тельство их в апелляционном (кассационном), надзорном по­рядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только эти формы судебной деятельности составляют содержание право­судия, являются функциями судов и никаких других органов или общественных организаций.

Неприкосновенность судей — один из принципов деятельнос­ти суда и судей. Судья не может быть арестован, подвергнут при­воду, мерам дисциплинарного взыскания, налагаемым в судеб­ном порядке, привлечен к уголовной ответственности без со­гласия Президента Республики, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае лише­ния неприкосновенности Генерального Прокурора, Председа­теля и судей Верховного Суда Республики Казахстан — без со­гласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступле­ния или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении судей может быть возбуждено только Генеральным Прокурором Республики. Закрепляя данный принцип, законо­датель предоставляет определенные гарантии по реализации указанного принципа: судья имеет право на хранение и ноше­ние служебного огнестрельного оружия. Правовую регламен­тацию этот принцип получил в статье 79 Конституции и в ста­тье 41 Указа.

В статье 14 Конституции и статье 4 Указа Президента "О су­дах и статусе судей Республики Казахстан" закреплен принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом. Этот принцип обусловлен общим конституционным равенством всех, независимо от происхождения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и др. обстоятельств.

Осуществление правосудия на основе равенства всех перед законом означает применение судом действующих норм еди­ной системы права одинаково в отношении всех граждан. На равных началах, исходя из обстоятельств конкретного дела, суд определяет как права, так и обязанности заинтересованных лиц. Одинаковая ответственность лиц, подвергаемых на основе за­кона государственному принуждению за правонарушение, яв­ляется обязательным правилом. Суд разрешает конкретное дело с учетом того, что все законы и др. нормативные акты в равной степени обязательны для всей судебной системы Республики.

Осуществление правосудия на основе равенства всех перед законом, естественно, неотделимо и от конституционной обя­занности самих граждан строго соблюдать Конституцию Рес­публики, все законы и подзаконные акты.

Осуществление правосудия на началах равенства всех перед судом, т. е. на началах единого для всех суда, означает, что в Республике не существует судов, созданных на основе каких-либо социальных различий граждан и групп населения, а по­следовательно проводится в жизнь важный принцип судопроиз­водства — принцип единства судебной системы (статья 3 Указа). Наличие военных судов не нарушает единого для всех суда и равенства перед судом, так как в своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды Республики.

С рассмотренным принципом тесно связан конституцион­ный принцип — право на судебную защиту. В соответствии со ст.ст. 13 и 16 Конституции и статьей 15 Указа осуществляется реализация принципа обеспечения обвиняемому права на за­щиту. Содержание его не исчерпывается только правом обви­няемого использовать услуги защитника. Сущность этого прин­ципа раскрывается во всей полноте процессуальных прав обви­няемого. В соответствии с этим принципом обвиняемому га­рантированы все необходимые процессуальные средства защи­ты от предъявленного обвинения. К их числу относятся преж­де всего предусмотренные законом права самого обвиняемого, позволяющие ему активно опровергать необоснованные обви­нения и доказывать обстоятельства, смягчающие ответствен­ность. Обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, участвовать в судебном разбирательстве, выступать в суде на своем родном языке и пользоваться услугами переводчика, ис­пользовать помощь защитника, предоставлять суду доказательства, заявлять отводы и различные ходатайства (приобще­ние к делу документов, вызов свидетелей, назначение экспер­тизы, приостановление или прекращение дела производством), выступать в прениях, обжаловать приговор или решение суда в вышестоящий суд и т.д.

С принципом презумпции невиновности и обеспечением обвиняемому права на защиту неразрывно связан принцип со­стязательности и равноправия сторон. Данный принцип носит отраслевой характер и получил свое законодательное закреп­ление в статье 4 Указа Президента Республики Казахстан от 20 декабря 1995 г.

Состязательность — означает разделение функций обвине­ния, защиты и осуществления правосудия; правовое положе­ние обвинения и защиты как сторон, наделенных равными про­цессуальными правами для отстаивания своих интересов перед судом, разрешающим дело.

Состязательность вообще немыслима без равенства сторон, равенство сторон существует не наряду с состязательностью, а образует ее важнейший элемент.

Состязательность в процессе предполагает активное учас­тие суда в исследовании обстоятельств дела, установлении ис­тины. Суд отвечает за справедливое разрешение дела. Он опи­рается на помощь сторон, состязающихся в процессуальном споре, освещающих дело со своих, зачастую противоположных позиций, но он руководит процессом и обязан разрешить дело объективно и беспристрастно. Правосудие не может зависеть от того, какая сторона, состязающаяся перед судом, оказалась сильнее.

Принцип состязательности имеет место там, где в судебном разбирательстве участвуют две стороны — обвинение и защита, а по гражданским делам — истец и ответчик.

Во всех судах дела разбираются в открытых судебных засе­даниях в присутствии публики.

Гласность судебного разбирательства регламентируется ст.ст. 4 и 7 Указа Президента от 20 декабря 1995 г.: "Разбира­тельство дел во всех судах открытое... Слушание дел в закры­том заседании допускается, когда гласное разбирательство мо­жет привести к разглашению государственных секретов, воен­ной, служебной и коммерческой тайны, либо когда существует необходимость защитить от огласки частную жизнь и личную, семейную тайну граждан, либо обеспечить безопасность участ­ников судопроизводства". Любой гражданин вправе присутст­вовать на судебном разбирательстве дела, если он достиг уста­новленного законом возраста. Данный принцип оказывает вос­питательное воздействие на присутствующих в суде граждан и на самих участников судебного разбирательства, способствуя даче правдивых объяснений и показаний. Суд действует под контролем присутствующих граждан, что повышает его ответ­ственность за объективное и законное решение дела.

Материалы судебного разбирательства могут быть опубли­кованы в печати или доведены до широкой общественности с помощью других средств массовой информации. Приговор либо решение суда во всех случаях оглашается публично, даже если дело было рассмотрено в закрытом заседании.

Гласность судебного разбирательства служит выполнению задач уголовного судопроизводства. Публично рассматривая дела о преступлениях, подвергая виновных справедливому на­казанию, суд привлекает внимание общества к фактам право­нарушений, причинам и условиям, способствующим соверше­нию преступлений, показывает недопустимость преступлений. Гласность суда способствует повышению убедительности приговора, а также более строгому соблюдению прав, свобод и законных интересов всех участников судебного процесса.

Принцип языка судопроизводства регламентируется пунктом 2 статьи 19 Конституции Республики Казахстан и статьей 6 Указа Президента от 20 декабря 1995 г.

Судопроизводство в Республике Казахстан ведется на госу­дарственном языке, наравне с государственным в судопроизвод­стве официально употребляется русский язык. Оно может вес­тись на языке большинства населения данной местности.

Содержание рассматриваемого принципа состоит из следу­ющих положений: судопроизводство ведется на языке большин­ства населения; полное ознакомление ведется через переводчика с материалами дела тех его участников, которые не владеют язы­ком большинства населения; такие лица во всех судебных дей­ствиях участвуют с помощью переводчика, выступают в суде на родном языке.

Переводчик приглашается на судебное разбирательство по просьбе заинтересованного лица или по инициативе суда. Он осуществляет перевод устной речи участников дела и наиболее важных документов, имеющихся в деле. Переводчик преду­преждается судом об уголовной ответственности за дачу лож­ного перевода.

Соблюдение принципа языка судопроизводства имеет боль­шое политическое и практическое значение и способствует бо­лее глубокому исследованию материалов дела и установлению объективной истины.

Систему судов в Республике Казахстан составляют Верхов­ный Суд Республики Казахстан, областные и приравненные к ним суды, районные (городские), а также военные суды.

Организационные связи регулируются законодательством, в частности Указом Президента Республики Казахстан, имею­щим силу конституционного закона, "О судах и статусе судей Республики Казахстан" от 20 декабря 1995 г., а функциональ­ные — законодательством о судопроизводстве (уголовным и гражданским процессуальным правом). Законодатель допуска­ет, что в Республике Казахстан может осуществляться специа­лизация судов и создание в этих целях специализированных судов: хозяйственных, налоговых, семейных, по делам несовер­шеннолетних, административных и др. Статус этих судов будет соответствовать статусу районного (городского) суда. Также могут быть учреждены на территории Республики окружные суды (статья 2 Указа).

С точки зрения организационной связи суды связаны меж­ду собой как органы различных звеньев судебной системы.

Звено — понятие судоустройства. Звеном судебной системы называется совокупность судов с равными полномочиями. Су­дебная система Республики Казахстан состоит из трех звеньев.

Инстанция — понятие судопроизводства, она определяет эта­пы рассмотрения дел. В Республике Казахстан действует четы-рехинстанционная судебная система, т.е. функционируют суды первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Районные (городские) суды — суды основного звена — наде­лены широкой компетенцией по отправлению правосудия и вы­полняют значительную часть объема всей судебной работы.

Образуются они Президентом Республики Казахстан по представлению Министра юстиции в районе, городе (кроме го­родов районного подчинения), районе города путем назначе­ния председателей и постоянных судей. Судьей районного (го­родского) суда может быть любой гражданин Республики Казах­стан с безупречной репутацией, достигший 25-летнего возрас­та, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее двух лет, сдавший квалификацион­ный экзамен и имеющий рекомендацию Квалификационной коллегии юстиции.

Районный (городской) суд состоит из председателя и посто­янных судей. Общее число судей для этого звена судов устанавливает Президент Республики по представлению Министра юстиции. Количественный состав для каждого суда устанавли­вается Министром юстиции. Если по штату в районе преду­смотрен один судья, он осуществляет полномочия председате­ля суда.

Районный (городской) суд рассматривает все дела по первой инстанции, кроме дел, отнесенных к ведению других судов, ана­лизирует судебную статистику; осуществляет другие полномо­чия, предоставленные ему законом.

Председатель районного (городского) суда является судьей и организует работу вверенного ему суда; распределяет дела между судьями, возлагает другие обязанности на судей; рассмат­ривает дела по первой инстанции; ведет личный прием граж­дан, организует работу по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб; организует работу по веде­нию и анализу судебной статистики; организует изучение су­дебной практики; осуществляет другие полномочия, предостав­ленные законом.

Областные и приравненные к ним суды, то есть военный суд войск, городские суды Астаны и Алматы — суды среднего звена. Образуются Президентом Республики по представлению Ми­нистра юстиции путем назначения по рекомендации Высшего судебного совета Республики.

Суды этого звена выступают в качестве судов первой инстан­ции, в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Выступая в качестве вышестоящих судов по отношению к рай­онным (городским) судам, осуществляют надзор.

Президиум областного и приравненного к нему суда состо­ит из председателя суда, председателей коллегий и трех судей, рассматривает дела в порядке надзора по протестам Председа­теля Верховного Суда и председателей коллегий Верховного Суда, Генерального Прокурора, заместителей Генерального Прокурора и прокуроров областей; заслушивает отчеты пред­седателей коллегий; изучает материалы судебной практики, ана­лизирует статистику. По результатам рассмотрения дела выно­сит постановление.

Коллегии областного и приравненного к нему суда рассмат­ривают дела в качестве судов первой инстанции в апелляцион­ном, кассационном порядке. Состав коллегий утверждается председателем суда из числа судей соответствующего суда, при необходимости председатель вправе привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дела в составе другой коллегии.

Военные суды. На территории республики образуются воен­ный суд войск Республики Казахстан и военные суды объеди­нений (армий, соединений, гарнизонов). Общее число военных судов на территории республики устанавливается Президентом, а количество судей для каждого военного суда — Министром юстиции.

Военный суд войск Республики состоит из председателей коллегии и судей, в котором действуют президиум суда, колле­гия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, и рас­сматривает дела в качестве суда первой инстанции в апелля­ционном, кассационном, надзорном порядке.

По своему правовому статусу приравнивается к областному суду.

Военный суд объединения (армии, соединения, гарнизона) обладает статусом районного (городского) суда и состоит из председателя и судей. Рассматривает дела в качестве суда пер­вой инстанции. Председатель является судьей и организует ра­боту военного суда в пределах своих полномочий.

Верховный Суд Республики Казахстанвысшее звено су­дебной системы, которое рассматривает дела по первой инстан­ции в апелляционном, кассационном порядке, рассмотренные по первой инстанции областными судами; в надзорном поряд­ке — все дела, рассмотренные нижестоящими судами.

Верховный Суд состоит из председателя, председателей кол­легий и постоянных судей, общее число которых устанавлива­ется Президентом по представлению председателя Верховного Суда. Члены Верховного Суда избираются Сенатом по представ­лению Президента на основании рекомендации Высшего Су­дебного Совета Республики.

Его органами являются Пленум, Президиум, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, коллегия по хозяйственным спорам, военная коллегия, кроме того, об­разуется Научно-консультативный совет.

В состав Пленума входят председатель суда, председатели судебных коллегий, судьи Верховного Суда, председатели об­ластных и приравненных к ним судов.

Пленум созывается не реже двух раз в год, и заседания пра­вомочны при наличии не менее двух третей его состава. В засе­даниях Пленума принимают участие председатель Конституци­онного Совета, Генеральный Прокурор и Министр юстиции. По результатам работы Пленум принимает постановление откры­тым голосованием.

Пленум Верховного суда рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных норматив­ных актов; дает заключения об обоснованности предъявленно­го Президенту обвинения в совершении государственной из­мены; анализирует судебную практику; избирает секретаря Пленума и состав Научно-консультативного совета; осущест­вляет другие полномочия, предоставленные законом.

Президиум Верховного Суда состоит из председателя, пред­седателей коллегий, судей из числа членов Пленума Суда. Засе­дания проводятся не реже одного раза в месяц, правомочны при наличии более половины его членов. По результатам рассмот­рения вопросов принимается постановление.

Президиум Верховного Суда рассматривает дела в надзор­ном порядке по протестам председателя Верховного Суда и Ге­нерального Прокурора, а также по вновь открывшимся обсто­ятельствам; рассматривает материалы судебной практики и ста­тистики; вопросы соблюдения законности при осуществлении правосудия нижестоящими судами и судебными коллегиями Верховного Суда; заслушивает сообщения и отчеты председа­телей коллегий, а также вопросы организационного характера.

Коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции в апелляционном, надзорном порядке. Дела в надзорном порядке рассматриваются по протестам председа­теля Верховного Суда и Генерального Прокурора. Состав кол­легий по гражданским, уголовным и хозяйственным делам утверждается председателем Верховного Суда из числа судей Верховного Суда, допускается привлечение судей одной колле­гии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Председатели судебных коллегий являются судьями и орга­низуют ее работу. При временном отсутствии их обязанности возлагаются председателем Верховного Суда на одного из пред­седательствующих постоянно действующих судебных составов.

Председатель Верховного Суда одновременно является су­дьей и организует работу Суда. В случае временного отсутст­вия его полномочия исполняет один из председателей колле­гии по его приказу.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 5266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.