КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие экологических обязанностей граждан. Общие и специальные обязанности граждан в области экологии
Обеспечение эффективной жизнедеятельности человека и общества возможно не только посредством закрепления и реализации субъективных экологических прав, но и посредством регламентации их юридических обязанностей. В статье 58 К РФ установлена обязанность каждого сохранять природу, окружающую среду и бережно относить к природным богатствам. Субъектами этой обязанности являются человек и гражданин, взаимодействующие с окружающей природной средой в процессе своей жизнедеятельности (в том числе в рамках реализации трудовой деятельности человека). Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, рассматривается, как правовая и моральная обязанности. Юридическая ответственность выполняет функции гарантии исполнения возложенных на них обязанностей. Это является иллюстрацией правового аспекта экологических обязанностей граждан. Моральный аспект основывается на экологической культуре общества и человека и его нравственном долге (порицание, осуждение – максимальное наказание в данном аспекте). Конституционные обязанности беречь природу и окружающую среду конкретизируются в экологическом законодательстве. В ч.2 ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены следующие обязанности граждан: 1. Сохранять природу и окружающую среду; 2. Бережно относиться к природе и природным богатствам; 3. Соблюдать иные требования экологического законодательства По своему содержанию экологические обязанности граждан подразделяются на общие, относящиеся ко всем или большинству гражданам (природопользователей), и специальные, касающиеся использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, либо связанные с охраной окружающей среды при осуществлении определенных видов деятельности. Основной перечень общих экологических обязанностей закреплен прежде всего в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 11), Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10) и ряде других нормативных правовых актов. Так, согласно ст. 11 Закона «Об охране окружающей среды», граждане обязаны: · - сохранять природу и окружающую среду; · - бережно относиться к природе и природным богатствам; · - соблюдать иные требования законодательства. В соответствии со ст. 10 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны: · - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; · - не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Специальные экологические обязанности представляют собой широкий круг закрепленных в законодательстве экологических требований, предъявляемых к определенным категориям граждан-природопользователей. Они содержатся как в природоохранном, так и природоресурсном законодательстве. Так, граждане, использующие химические вещества в сельском хозяйстве, обязаны выполнять правила, хранения, транспортировки и применения таких веществ, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации вредных последствий такой деятельности (ст. 49 Закона «Об охране окружающей среды»). Кроме того, ст. 73 Закона «Об охране окружающей среды» устанавливает экологическую обязанность работников - иметь профессиональную экологическую подготовку. В соответствии с указанной статьей, руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Различают два основных вида экологических обязанностей - позитивные и запретительные. Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; своевременно производить плату за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды и т.д. Запретительные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей среды в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, запрет нарушать права и законные интересы третьих лиц и др.
29. Экологические объединения граждан – порядок создания, регистрации, их права и обязанности. Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастает при объединении их усилий посредством создания некоммерческих организаций, которым действующее законодательство предоставляет более широкий объем полномочий. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Устав общественного объединения должен предусматривать: 1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; 2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство); 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; 6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (Минюст РФ) или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации. Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации общественного объединения направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения. В государственной регистрации общественного объединения может быть отказано по следующим основаниям: 1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации; 2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган; 3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона; 4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории; 5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация; 6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается. Полномочия общественных экологических объединений регламентированы рядом нормативных актов, входящих в систему экологического законодательства. Наиболее концентрированное закрепление они получили в статье 12 ФЗ «Об охране окружающей среды». К ним относятся: 1. Разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны природы; 2. Защищать права и законные интересы граждан в области охраны природы; 3. Привлекать на добровольной основе граждан к экологически значимой деятельности; 4. За счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны, воспроизводства окружающей среды, ее компонентов и обеспечения экологической безопасности; 5. Оказывать содействие органам управления в решении экологически значимых вопросов; 6. Организовывать публичные мероприятия по охране окружающей среды, вносить предложения о проведении референдума по вопросам охраны природы и об обсуждении проектов, касающихся охраны природы; 7. Обращаться к органам власти и управления за достоверной информацией о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу природе, жизни, здоровью и имуществу граждан; 8. Участвовать в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на природу или на человека; 9. Обращаться в органы власти и местного самоуправления с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны природы, негативного воздействия на нее и получать своевременные и обоснованные ответы; 10. Организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования размещения объектов, хозяйственная деятельность которых потенциально опасна для окружающей среды, а также жизни и здоровья граждан; 11. Рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы (она проводится на федеральном уровне – РосТехНадзором); 12. Организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу (и государственная и региональная экспертиза проводится на платной основе, несмотря на некоммерческих характер организаций); 13. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; 14. Подавать в государственные и муниципальные органы, судебные органы обращения (в установленной форме) об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, эксплуатации хозяйственных объектов, деятельность которых потенциально опасна для окружающей среды; 15. Осуществлять иные, предусмотренные законодательством права.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |