Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.1. Сущность, предмет и метод административного права 2 страница




В науке и законодательной практике под гражданством понимается прочная, устойчивая правовая связь лица с государством, в силу которой на него в полном объеме распространяются конституционные права, свободы и обязанности.

В историческом развитии гражданство пришло на смену фео­дальному институту подданства, при котором человек рассматривался лишь как объект государственной власти. Гражданство, основанное на принципе юридического равенства всех лиц, им обладающих, перед законом и судом, давало возможность рассматривать личность как партнера государства в правовых отношениях, участ­ника процесса осуществления государственной власти.

Гражданство в конституционном праве — это не только правовая связь человека и государства, но и правовой институт — сово­купность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих приобретения, восстановления и утраты российского гражданства. Основу этого института составляют конституционные нормы, посвященные гражданству (ст. 6, 61, 62, 63, 71 Конституции). Большая часть вопросов российского гражданства регулируется Законом о гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. с измене­ниями и дополнениями, внесенными Законом Российской Федера­ции от 17 июня 1993 г.[2]. В развитие этого закона Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. было утверждено «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»[3]. Отдельные вопросы российского гражданства регулируются международными договорами и соглашениями России.

Нормы, посвященные гражданству республик в составе России, содержатся в их конституциях, а также в принятых некоторыми из них республиканских законах о гражданстве.

Российское гражданство построено на определенных принци­пах, закрепленных в Конституции. В Российской Федерации уста­новлено единое гражданство, что означает тесную взаимосвязь и взаимообусловленность федерального гражданства и гражданства республик. Утрата федерального гражданства одновременно вле­чет за собой и утрату гражданства любой республики. Лица, обла­дающие российским гражданством, пользуются равными правами на всей территории России.

В Российской Федерации гражданство является равным незави­симо от оснований его приобретения. Например, одинаковым объ­емом прав обладают лица как ставшие гражданами России в силу рождения, так и приобретшие гражданство путем натурализации (приема) в российское гражданство.

Конституция России исходит из того, что право на гражданство — одно из естественных и неотъемлемых прав человека. Впе­рвые в отечественной конституционной практике закреплена норма, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Практика лишения
гражданства была довольно распространена в советский период
истории нашего государства.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству (ст. 61 Конституции).

Конституция России содержит принципиальную возможность гражданина России иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Закон о гражданстве Российской Федерации детально регулиру­ет вопросы приобретения, прекращения гражданства, особенности изменения гражданства детей, устанавливает компетенцию гocyдарственных органов, решающих соответствующие вопросы.

Основными способами приобретения гражданства РФ являются: приобретение по рождению; в порядке регистрации; в результате приема; в результате восстановления в гражданстве.

При решении вопросов приобретения гражданства РФ по рож­дению законодательство исходит из приоритета «права крови»: когда ребенок, оба родителя которого на момент его рождения состояли в гражданстве России, является ее гражданином независимо от места рождения. Наряду с этим закон учитывает и тер­риториальный принцип: при различном гражданстве родителей (один — гражданин РФ, а другой — иностранец) вопрос о граж­данстве ребенка решается по соглашению родителей, а при отсут­ствии такового ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории РФ (иначе он стал бы лицом без гражданства).

Дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принад­лежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Обычным условием приема в гражданство РФ является постоян­ное проживание на территории РФ (для иностранцев и лиц без гражданства — всего пять лет или три года непрерывно перед обра­щением с ходатайством; для беженцев сроки сокращаются вдвое).

Ходатайство о приеме вгражданство РФ отклоняется для лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ, состоят в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ, осуждены и отбывают наказание за действия, преследуемые по законам России.

Помимо общего порядка приема в гражданство РФ Законом предусмотрен упрощенный способ приобретения гражданства путем регистрации, которое распространяется на лиц, имеющих родственные или иные связи с гражданами России. Путем реги­страции (без оформления специального ходатайства о приеме) могут приобрести гражданство РФ: лица, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии (мать, отец) является гражданином РФ; лица, у которых на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином России, но которые приобрели иное гражданство по рождению; дети бывших граждан России, ро­дившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ, и неко­торые другие категории лиц.

Важнейшими основаниями прекращения гражданства РФ лица является выход из российского гражданства по его ходатайству или путем регистрации, если у лица, заявившего о выходе, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство; вследствие отмены решения о приеме в гражданство (при представлении заведомо ложных сведений и фальшивых документов, на основе которых состоялось решение о приеме в гражданство).

Согласно закону дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.

В отличие от иностранцев и лиц без гражданства граждане Рос­сии имеют ряд дополнительных прав и обязанностей. В основном они охватывают сферу политической жизни общества, определяе­мой условиями участия граждан в управлении государственными и общественными делами. Только граждане России являются облада­телями таких конституционных прав и свобод, как свобода собра­ний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право участвовать в референдуме, иметь равный доступ к государственной службе, участвовать в отправлении правосудия, направлять индивидуальные и коллективные обра­щения в государственные органы и органы местного самоуправле­ния и др. (ст. 31—33 Конституции РФ).

Гражданин Российской Федерации является субъектом не толь­ко дополнительных конституционных прав, но и некоторых консти­туционных обязанностей. Так, только гражданин России имеет обязанность защищать Отечество, нести воинскую службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу, в то время как обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду несут все лица, находящиеся на территории России.

Таким образом, права и свободы гражданина Российской Феде­рации охватывают все права человека и также группу политичес­ких прав, принадлежащих только гражданам России.

Вся совокупность прав человека и гражданина Российской Федерации может быть подразделена на три большие группы.

Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (лич­ные) конституционные права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, теле­фонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользо­вание родным языком, свободный выбор языка общения, воспи­тания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжало­вание в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифи­цированной юридической помощи; право на признание своей не­виновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пере­смотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягче­ние наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должност­ных лиц.

Гражданские (личные) конституционные свободы в своем подавляющем большинстве являются правами человека. Они гарантируют реализацию важнейших индивидуальных жизненных по­требностей человека и в своей основе осуществляются самостоя­тельно.

Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России и были перечислены ранее. К указанной группе может быть отнесено и закрепленное Конституцией право человека на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Политическое содержание может иметь и закрепленная в ст. 29 Конституции свобода мысли и слова, субъектом которой также являются не только граждане, но и все лица, находящиеся на терри­тории России.

Основное назначение политических прав и свобод — обеспе­чить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.

Третью группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права. К их числу можно отнести свободу экономической деятельности; право иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других ситуациях, предусмотренных законом; право на жилище; право на охрану здо­ровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружаю­щую среду; право на образование; свободу литературного, художе­ственного, научного, технического и других видов творчества.

Основное назначение этого блока прав человека и граждани­на — обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятель­ности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.

Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеет собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законода­тельства. Например, содержание и порядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законе об образо­вании[4]. Ряд конституционных прав гражданина определяет содер­жание и направление развития целых отраслей российского зако­нодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения).

Каждое конституционное право и свобода реализуются с помощью экономических, социальных, организационно-политических гарантий. Они представляют собой средства, инструменты, обеспечивающие осуществление заложенных в конституционном праве или свободе вариантов поведения человека, гражданина. Ряд общих, универсальных для всех конституционных прав и свобод, гарантий закреплен в самом Основном Законе.

Согласно Конституции каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Один из них — судебная защита прав человека и гражданина. Решение, действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди­нений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Если ис­черпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты прав и свобод человека, индивид может обратиться в межгосудар­ственные органы.

Как уже отмечалось, Конституция России определяет основы правового положения не только граждан, но и иностранцев и лиц без гражданства.

В конституционном праве России установлен национальный режим правового положения иностранцев. Это значит, что они, находясь на территории нашей страны, пользуются в принципе теми же правами, что и граждане РФ. Изъятия затрагивают главным, образом конституционные политические права. (Кроме того, ряд ограничений установлен и жилищным законодательством.) Так, иностранцы не могут занимать ряд должностей в государственном аппарате, быть судьями, прокурорами, следователями, заниматься отдельными видами промыслов на территории РФ. Аналогичным образом решается вопрос и в отношении лиц без гражданства (апат­ридов), статус которых практически совпадает с правовым положе­нием иностранцев.

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в РФ во многом зависит от целей и времени их пребывания на территории РФ (постоянное или временное пребывание) и, применительно к иностранным гражданам, от наличия или отсутствия различных привилегий (дипломатических, консульских). Статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ регулируется специальным законом.

Кроме того, Конституция устанавливает, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражда­нам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. §3 Конституции).

Тема 2.3. Государственное устройство Российской Федерации

Каждое государство, имея свою территорию, ставит задачу организовать максимально эффективное управление ею. Это дости­гается не только тем, как отлажен государственный механизм, но и организацией самой территории, подразделением ее на части и осуществлением взаимодействия между центром и регионами. Таким образом, государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систе­му их взаимоотношений с центром.

Государственное устройство страны зависит от множества фак­торов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и т.д.

Мировая практика государственного строительства выработала две основные формы государственного устройства — унитаризм и федерализм.

Унитарное государство представляет собой единое, цельное, слитное государство, имеющее единую конституцию и законода­тельство, единое гражданство и единую систему государственных органов. Частями унитарного государства являются администра­тивно-территориальные единицы, не имеющие признаков государ­ственности. Для унитарных государств характерна, как правило, высокая степень централизации государственной власти.

Федерация — сложная форма государственного устройства. В состав федерации входят не административно-территориальные единицы, а государственные либо национально-государственные образования. Имеется как федеральная конституция и законодательная система, так и конституция и законодательство субъектов Федерации. Последние имеют свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти, а также гражданство. Парламент в федеративном государстве в подавляющем большинстве случаев имеет двухпалатную структуру, одна из палат представляет интересы субъектов Федерации.

От унитарной и федеративной форм государственного устройства необходимо отличать автономию. Последняя представляет собой не самостоятельную форму государственного устройства, а государственно-правовой институт, функционирующий как в рамках федерации, так и в унитарном государстве. Автономия означает предоставление какой-либо части государства самоуправления (самостоятельности) для решения вопросов, требующих учета местной специфики. Статус автономии по сравнению с обычными административно-территориальными образованиями характеризуется большей самостоятельностью и используется для самоуправления частей государства, отличающихся особым национальным составом, географическим положением и другими особенностями. Например, автономия Гренландии в составе Дании, автоно­мия Северной Ирландии в Великобритании и др.

Конституция России закрепляет федеративную форму государственного устройства нашей страны. Глава 3 Конституции так и называется «Федеративное устройство». Конституция закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную приро­ду российского государства.

Во-первых, частями, субъектами российского государства явля­ются не административно-территориальные единицы, а националь­ные государства — республики (всего их 21); государственно-территориальные образования (края — 6, области — 49, города федерального значения — 2); национально-государственные образова­ния (1 автономная область и 10 автономных округов). Перечень всех субъектов дан в ст. 65 Конституции РФ.

Во-вторых, законодательную систему России составляют Конституция РФ и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов РФ, которые осуществляют правовое регулиро­вание в пределах компетенции федерации и ее субъектов. Разгра­ничение полномочий осуществляется не только Конституцией РФ, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов.

В-третьих, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов.

В-четвертых, Россия имеет двухпалатный парламент — Феде­ральное Собрание, одна из палат которого — Совет Федерации — представляет интересы всех субъектов РФ и имеет в своем составе всех их представителей.

В-пятых, наряду с гражданством России имеется гражданство республик в составе РФ.

Существуют и другие признаки, подтверждающие федератив­ный характер России.

Российская Федерация стала правопреемницей РСФСР, кото­рая была оформлена с принятием Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. В период своего создания и в последующем Россия имела много особенностей.

Прежде всего Россия была провозглашена федерацией «свер­ху», в этот момент в ее составе не было ни одного субъекта. Они стали появляться с согласия центральной власти на территории уже существующего государства. Не было момента объединения субъ­ектов в союзное государство, что присуще большинству государств с федеративной формой устройства.

РСФСР сформировалась как объединение субъектов сугубо по национально-территориальному признаку, в его составе возникли автономные республики, области и округа. Территориальный принцип формирования субъектов Федерации в расчет не брался.

Субъекты РСФСР имели неодинаковый правовой статус, отли­чались объемом прав. Несколько больше их было у автономных республик, автономные области и округа практически ничем не отличались от обычных административно-территориальных еди­ниц.

Территория субъектов Федерации в России составляла лишь
часть государственной территории. Большую часть территории
РСФСР составляли области и края, не являвшиеся субъектами юри­дически провозглашенной федерации. Их отношения с центром
строились на основе жесткой централизации, как в обычном уни­тарном государстве. Это обстоятельство, а также формальный и
урезанный характер прав национальных автономных образований,
их полная зависимость от центра дают основания для характерис­тики РСФСР в большей мере как унитарного, а не федеративного
государства.

Обретение Россией государственной самостоятельности, оформление принятой 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР положили начало постепенной трансформации России в полноценное федеративное государство. Важную роль в этом процессе сыграло заключение так называемого Феде­ративного договора, включившего три документа, разграничивших предметы ведения и полномочия между федеральными органами государственной власти и: а) их республиками в составе Россий­ской Федерации; б) краями, областями, городами Москва и Санкт-Петербург; в) автономной областью, автономными округами. Конституция РФ 1993 г. восприняла наиболее принципиальные положе­ния этих документов, придала им статус нормы Основного Закона.

Становление России как федеративного государства связано прежде всего с признанием в качестве субъектов Федерации как национальных (республика, автономная область, автономный округ), так и территориальных образований (край, область, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург). Тем самым на­циональный принцип федерации был дополнен территориальным. Теперь территория России состоит только из территории ее субъ­ектов.

Существенно расширились полномочия субъектов Федерации. Это относится не только к краям, областям, городам федерального значения, но и автономной области и автономным округам, кото­рые получили право иметь свое законодательство, устанавливать внешнеэкономические связи, совместно с федеральными органами решать вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Конституция установила важный принцип равноправия субъек­тов Федерации. Все они между собой равноправны во взаимоотно­шениях с федеральными органами государственной власти.

Наряду с этим Конституция РФ 1993 г. не восприняла формули­ровку Федеративного договора о республиках в составе России как суверенных государствах. При этом были учтены как теоретичес­кие подходы (наличие нескольких суверенных, т.е. верховных и независимых, властей на территории единого государства исклю­чает возможность принятия нормальных управленческих реше­ний), так и печальный опыт распада СССР, где каждая из 15 респуб­лик имела свой суверенитет.

Вместе с тем на протяжении краткого периода невозможно пре­одолеть исторически сложившиеся особенности государственного устройства России. Принцип равноправия субъектов Федерации хотя и провозглашен, не может быть быстро реализован на практике. В отличие от других субъектов Федерации, республики, напри­мер, имеют конституцию, гражданство, могут вводить второй госу­дарственный язык на своей территории. Этими правами не облада­ют другие субъекты Федерации. Республика — единственный субъект Федерации, который именуется Конституцией как госу­дарство.

Остается неопределенность в том, как можно обеспечить равноправие округов с другими; субъектами Федерации, если они (за исключением Чукотского автономного округа) входят в состав дру­гих субъектов (краев и областей).

Многие субъекты Российской Федерации в настоящее время не располагают достаточным кадровым и экономическим потенциа­лом, чтобы обеспечить фактическую реализацию тех прав, которые им предоставила новая Конституция России.

Названные проблемы Российской Федерации носят во многом временный характер, они будут разрешены по мере развития и совершенствования законодательства, оптимизации отношений между федеральными органами и субъектами Федерации, укрепле­ния связей между самими субъектами.

Россия как единое федеративное государство имеет определен­ный конституционный статус — совокупность его прав, — опре­деляющий характер ее взаимоотношений со своими субъектами и место в мировом сообществе.

Важнейшей чертой российского государства является суверени­тет. Он означает верховенство и самостоятельность российского государства во внутренних делах и его независимость в междуна­родных отношениях. Суверенитет как признак российской госу­дарственности закреплен в ст. 4 Конституции. Суверенитет России распространяется на всю ее территорию, при этом Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на территории России. Государственный суверенитет России является средством, инстру­ментом реализации суверенитета российского народа, закреплен­ного в ст. 3 Конституции РФ.

Государственный суверенитет России реализуется в ее суверен­ных правах, которые составляют основное содержание конститу­ционного статуса российского государства.

Как суверенное государство Россия имеет право на свою Конституцию и федеральное законодательство, регулирующие вопросы экономического, социального и политического развития, требующие централизованного решения. Конституция и законы России имеют верховенство по отношению к конституциям республик в ее составе, уставам краев, областей, автономной области, автономных округов и городов федерального значения, а также принимаемым в этих субъектах Федерации правовым актам.

Российская Федерация имеет конституционное право на формирование своих законодательных (представительных), исполнительных, судебных и иных федеральных органов государственной власти. Статья 11 Конституции РФ устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации.

Российская Федерация как суверенное государство имеет право на свою территорию. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В силу своего суверенитета Российская Федерация осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ).

Как суверенное государство Российская Федерация имеет свое гражданство и свой состав граждан. Гражданство Российской Фе­дерации является единым и равным независимо от оснований приобретения, а каждый еегражданин обладает на территории России всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Будучи суверенным государством, Россия является полноценным субъектом международного права. Она вправе заключать международные договоры и соглашения, обмениваться дипломатическими представительствами с другими странами, вступать в между народные союзы, принимать участие в деятельности международ­ных организаций.

Как суверенное государство Российская Федерация имеет федеральную собственность, объектами которой являются земля и дру­гие природные ресурсы, осуществляет управление ею, формулиру­ет федеральную политику и реализует федеральные программы в области экономического развития. С этим правом связана и воз­можность федерации устанавливать правовые основы единого рынка, осуществлять финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, принимать федеральный бюджет, устанавли­вать федеральные налоги и сборы.

Важным элементом конституционного статуса Российской Федерации является право иметь свои Вооруженные Силы, которые выступают как средство защиты национальных интересов России, ее суверенитета и территориальной целостности. Республики и иные субъекты в составе Российской Федерации не могут иметь твоих вооруженных сил либо каких-то иных воинских формирова­ний. Россия вправе вступать в оборонительные союзы с другими государствами, создавать с ними объединенные вооруженные силы. Примером таких союзов является сотрудничество России с государствами Содружества Независимых Государств (СНГ) по поддержанию мира в Таджикистане, Абхазии, совместной охране государственных границ ряда стран, входящих в Содружество.

Одним из конституционных прав России как суверенного госу­дарства является возможность устанавливать единый государст­венный язык (ст. 68 Конституции). Государственным языком Рос­сийской Федерации на всей ее территории является русский язык. Вместе с тем наше государство гарантирует всем его народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Кроме того, национальные республики имеют возмож­ность устанавливать свои государственные языки.

Важным элементом конституционного статуса Российской Федерации являются символы ее государственного суверенитета: государственные флаг, герб, гимн и столица. Их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (кроме статуса столицы, который определяется федеральным законом).

Перечисленные выше суверенные права России не только со­ставляют ее конституционный статус, но и определяют содержа­ние компетенции. Разграничение компетенции (предметов веде­ния, т.е. круга решаемых вопросов и полномочий, конкретных прав по их разрешению) между центральными органами и органами субъектов — необходимый атрибут любого федеративного госу­дарства. В отличие от суверенных прав, которые не могут быть предметом разграничения, объем компетенции федерации и ее субъектов может меняться в зависимости от некоторых условий, большей или меньшей централизации государственной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.