КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика проведения экзаменов
Экзамен по уголовному процессу представляет заключительный этап изучения этой дисциплины в вузе. Целью экзамена является: а) проверка усвоения теоретических положений курса; б) проверка знания законодательства, регулирующего уголовное судопроизводство; в) выявление навыков применения полученных знаний при решении практических задач; г) выявление навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой; д) оценка знаний студентов. О требованиях, предъявляемых на экзамене, студенты узнают во время чтения лекций, а также на консультациях перед сессией. Экзамены должны начинаться своевременно и проводиться организованно, способствуя воспитанию у коллектива дисциплинированности, чувства ответственности. Во время ответа студента не следует перебивать, кроме случаев, когда он говорит не по существу или допустил грубую ошибку. Остановить отвечающего можно и тогда, когда сказанное им свидетельствует о глубоких знаниях, является достаточным для высокой оценки. Если возникает необходимость задать экзаменуемому дополнительные вопросы, это лучше сделать после того, как он закончит отвечать по билету. В противном случае всякое вмешательство в ход рассуждений студента может нарушить последовательность изложения материала, вызвать у него неуверенность, растерянность. Дополнительные вопросы позволяют более полно выявить знания отвечающего и вместе с тем обратить внимание студента на его ответ. По содержанию дополнительные вопросы разнообразны и в большинстве случаев не выходят за рамки экзаменационного билета. Часто они направлены на уточнение ответа. Следует избегать наводящих вопросов, ибо при этом нельзя определить, насколько ответ студента самостоятелен. Дополнительные вопросы позволяют, в частности, выяснить, умеет ли студент практически применять ту или иную норму права. Дополнительные вопросы также могут быть использованы для проверки умения студента отстаивать свое мнение, обосновывать свои утверждения. Подготовка к экзаменам и их сдача сопряжены с повышенным нервным напряжением студента. Бывает, что на почве переутомления он временно забывает усвоенный им в процессе учебы материал («вылетело из головы»). Иногда торможение возникает в результате слишком сильного желания вспомнить, однако при переключении внимания лица на другие вопросы в ряде случаев напряжение снимается и забытое восстанавливается в памяти. Подобное забывание иногда воспринимается экзаменатором как незнание или неполное усвоение студентом пройденного материала. Но очевидно, что отождествлять кратковременное забывание, в основе которого лежат процессы торможения, с незнанием пройденного материала было бы неправильно. Поэтому в случаях, когда студент испытывает затруднения в ответе на экзамене, надо убедиться, не является ли это следствием кратковременного забывания, не может ли студент вспомнить то, что он забыл. В этой связи существенное значение может иметь постановка наводящих вопросов, т. е. таких, когда ответ на новый вопрос в силу связности материала может помочь студенту вспомнить то, что он не смог рассказать при ответе на вопрос экзаменационного билета. При оценке ответа студента следует учитывать его умение логически рассуждать, давать определения юридических понятий и анализировать правовые нормы, владеть юридической терминологией. Необходимо также обращать внимание на знание им дополнительной литературы, на культуру речи и т. д. В ряде случаев экзаменаторы оценивают высшим баллом полный и правильный ответ студента в объеме учебника. Представляется, однако, что отличная оценка должна свидетельствовать о более глубоких знаниях, в частности, о знакомстве студента с дополнительной литературой, с разными взглядами по отдельным проблемам. Различие между хорошей и удовлетворительной оценками следует проводить с учетом степени полноты ответа студентов. Неудовлетворительная оценка выставляется тогда, когда студент не может ответить на вопросы экзаменационного билета, в его знаниях уголовного процесса имеются существенные пробелы. Оценив знания студента положительно, экзаменатор выставляет соответствующую оценку в экзаменационной ведомости и в зачетной книжке; неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. Некоторые экзаменаторы, прежде чем оценить ответ студента, смотрят в зачетной книжке выставленные оценки по другим дисциплинам. Этого делать не следует, так как у студентов нередко создается впечатление, что результаты предыдущих экзаменов, особенно, если они низкие, оказывают влияние на оценку преподавателем ответа студента на очередном экзамене. Экзаменатор должен быть требователен, внимателен и справедлив. Экзамен следует проводить таким образом, чтобы студент сам мог осознать свои пробелы в знаниях уголовного процесса. В частности, желательно, чтобы экзаменатор, выставляя удовлетворительную или неудовлетворительную оценку, указывал студенту на недостатки его ответа. Итоги экзаменов следует обсудить на заседании кафедры, определить качество подготовки студентов, выявить те вопросы, которые они недостаточно усвоили, и наметить мероприятия, направленные на дальнейшее улучшение преподавания уголовного процесса.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |