Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 16 законодательные основы правового режима земель в зарубежных странах




Одним из актуальных вопросов во многих странах является вопрос о праве собственности на природные ресурсы. Зарубежное законодательство исходит из установления на земельные ресурсы частной и государственной собственности. В большинстве стран в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность (например, в Англии – это «собственность Короны»), объекты которой находятся в исключительной собственности государства, используются только в общем благе и не могут быть предметом гражданского оборота. К публичной собственности обычно относятся морские берега, территориальное море и т.п.

В некоторых странах наряду с государственной и частной собственностью выделяется и муниципальная собственность. Такое положение существует, в частности, в США. В целом же, 1/3 всей территории принадлежит федеральному правительству США. Федеральная собственность выделяется во всех штатах. В отдельных штатах в федеральной собственности находится значительная часть их территорий. Так, на Аляске федерации принадлежит почти 90 % всех земель. В зависимости от компетенции выделяются четыре категории федеральных земель, находящихся в исключительной, конкурирующей, частной и распорядительной собственности федерального правительства. Исключительная собственность предполагает передачу федеральному правительству всех полномочий на земельный участок (это в основном земли, занятые национальными парками, административными зданиями и военными базами). Конкурирующее право собственности на переданные земли характеризуются закреплением всех полномочий за федерацией с сохранением за штатом возможностей реализации тех же полномочий (это земли Аляски). Право частной собственности на земельный участок связано с передачей федеральному правительству части регистрирующих и управленческих полномочий, остальные полномочия остаются за штатами. Право распорядительной собственности предполагает предоставление федеральному правительству полномочий по распоряжению и охране только тех земель, контроль за использованием которых является неотъемлемой частью мер по обеспечению надлежащего состояния земельной собственности (имеется в виду деятельности, влияющая на состояния федеральных земель: лесопользование, разведка и добыча полезных ископаемых и др.). Возможность приобретения земель, находящихся в федеральной собственности штатов, в частную собственность ограничена.

Первоначально во всех странах право собственности на частные земли распространялось по общему правилу не только на земную поверхность, но и недра, воздушное пространство над земельными участками. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Франции, которые нашли отражения и во многих других странах, собственность на земельный участок включала собственность на все, что находиться от «центра земли и до неба» (ст. 522). Собственность на участки давала право и на все то, что с ними естественности или искусственно соединено: плоды, постройки и т.п. (ст. 546).

К концу ХIX - началу ХХ века происходит выделение прав на добычу полезных ископаемых, прав на водные объекты и т.п., и право собственности на земельные участки ограничивается. Так, согласно параграфу 904 Гражданского уложения Германии право собственника земельного участка распространяется как на пространство, находящиеся над поверхностью, так и на недра земли. Однако собственник не может воспретить воздействие, осуществляемое на такой высоте или глубине.

Еще в большей степени ограничивается право собственности на земельные участки в Швейцарии, где каждый собственник недвижимости обязан дозволять прокладку водопроводов, труб для орошения, газовых и т.п. равно как электрических, воздушных или подземных проводов, за предварительное полное возмещение причиненных убытков, поскольку прокладка без использования его участка не может быть произведена совсем или лишь с чрезмерными затратами. (параграф 691 швейцарского гражданского уложения).

Постепенно законодательство развитых стран лишило собственника земельного участка возможности по своему усмотрению добывать полезные ископаемые. Например, в 1810 году во Франции принимается закон, в силу которого разработка залежей полезных ископаемых может производиться лишь на основании разрешения (концессии) со стороны правительства, но независимо от воли собственника земельного участка (под которым находится залежи), получавшего только возмещение.

Современное законодательство различных стран предъявляет различные требования к лицам (физическим и юридическим), использующим лесные, сельскохозяйственные и некоторые иные участки. В ряде стран (Франции, Швейцарии, Австралии и др.) требуется наличие специальное правоспособности: специальная профессиональная подготовка к руководству сельскохозяйственным или лесным предприятием либо опыт работы в сельском и лесном хозяйстве, молодой или средний возраст, необходимый капитал или кредит и т.д.

Ограничения коснулись не только вещных прав на земельные участки, но и договорных отношений (конец ХIX - начало ХХ века). В законодательстве об аренде земель в большинстве стран различаются три вида аренды в зависимости от срока: краткосрочная (обычно 5-9 лет), среднесрочная (до 10-18 лет) и долгосрочная. Как правило, арендатор не вправе передавать земельный участок в субаренду.

Развитие законодательства, регулирующего использование земель, характеризовалась установлением и иных ограничений прав собственников и иных пользователей земельных участков. Так, в первые годы Первой мировой войны из-за острой нехватки продовольствия в десятках странах была введена обязательность обработки сельскохозяйственных угодий, которую отменили в течение первых послевоенных лет в большинстве стран, за исключением тех, которые не имели достаточных угодий и не сохранили колоний (Германия, Австралия и др.). В годы Второй мировой войны к указанной мере вновь вернулись, и после войны ее, как правило, не отменили. Ограничение прав было связано и с проведением территориального зонирования и планирования.

Зонирование выражается в выделении целевых зон, установлении в границах отдельных зон своего правового режима использования и осуществления контроля за его соблюдением. В частности, в США с каждым годом происходит углубление дифференциации правовых режимов землепользования, которые выражаются в увеличении числа зон и поlзон. К этому добавляется тенденция регулирования видов деятельности по использованию земли, установление пределов антропогенной зоны нагрузки на окружающую среду.

С середины ХVIII в. в большинстве стран проводятся массовые работы по оценке земель для создания обоснованной системы налогообложения.

Городское территориальное планирование земель получило наиболее раннее и широкое развитие в Англии (с ХIV в.) В начале ХVII в. (1607) во Франции был впервые введен институт «линии застройки», вдоль которой строились здания, и эти линии ограничивали улицы, дороги и площади от застроенных кварталов, затем начали принимать правила о застройке отдельных земельных участков в городах Франции. Территориальное планирование получило развитие и широкое распространение к середине ХХ века. Планирование использование всех земель происходило одновременно во Франции, США, Италии, Скандинавских и других странах. Особенно оно расширилось в 1960-1970-е гг.

В современном законодательстве зарубежных стран неоднозначно решается вопрос о праве собственности иностранцев на земельные участки. Чаще всего в зарубежных странах установлен запрет на приобретение этими лицами в собственность сельскохозяйственных угодий (Турция, Марокко, Венгрия, Литва, некоторые провинции Канады, штаты США). В тех же странах, где получение иностранцами сельскохозяйственных угодий разрешено, иногда вводятся ограничения (например, в Испании иностранцы не могут приобрести более 15 % земель каждого муниципалитета, в Бразилии – 25 %).

В отношении несельскохозяйственных земель также в целом ряде стран содержатся различные ограничения. Например, в Японии, Чехии, Бразилии иностранцы могут приобрести земельные участки только в том случае, если постоянно проживают в этой стране; в Великобритании, Монако, Швейцарии, ряде штатов США – если иностранцы получили разрешение на проживание этой стране. В Италии, Польше, Сальвадоре, ряде штатов США предоставляют иностранцам определенной страны право на приобретение земельных участков при условии, что эта страна взамен предоставляет равные права на землю их гражданам.

Общим правилом земельного законодательства является установление для иностранцев обязательной процедуры получения от государства разрешения на приобретение земли, а в ряде случаев и получения специальной лицензии.

В таких странах, как Китай, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Израиль, Албания, Эстония, Румыния, Белоруссия, установлен полный запрет для иностранцев на приобретение любых земель.

Первые попытки выделения «комплексного» земельного права были сделаны в конце ХIХ- начале ХХ в. в Великобритании, Германии и Франции. В настоящее время в некоторых странах идет дискуссия о существовании земельного права. Многие ученые признают, что необходим комплексный подход к регулированию отношений по поводу земли, и регулированию этих отношений только нормами гражданского и административного законодательства является недостаточным.

Практически все страны имеют отдельные нормативные акты, направленные специально на регулирования отношений по использованию, охране земель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.