Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы, связанные с развитием прав человека в России 2 страница




Российская Федерация закрепляет действие на ее территории всех признанных мировым сообществом прав и свобод человека и гражданина, независимо от того, закреплены они непосредственно в Конституции России или нет[16]. Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В частности, в российском Основном законе не закреплено право на достаточный жизненный уровень, которое предусмотрено в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Однако это право, исходя из конституционно-правовых принципов, действует и на территории Российской Федерации.

Не только конституционных, но и норм международного права касаются положения ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, согласно которым в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Конституционный Суд РФ неоднократно в обоснование своих решений ссылался на международно-правовые принципы и нормы, указывая на несоответствие им положений тех или иных законов, затрагивающих права и свободы человека. При этом в некоторых случаях Конституционный Суд опирался на общепризнанные нормы о правах и свободах, не нашедшие прямого закрепления в Конституции РФ. Например, в постановлении от 2 февраля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса в связи с жалобой граждан отмечалось, что Международный пакт о гражданских и политических правах, исходя из материального содержания правосудия и приоритета в нем прав человека, подчеркивает, что цель исправления судебных ошибок служит основанием для пересмотра окончательных решений судов, «если какое-либо новое или вновь обнаруженное обстоятельство неоспоримо доказывает наличие судебной ошибки» (п. 6 ст. 14).

В Российской Федерации в последние годы проводятся активные законодательные и правоприменительные меры в ответ на современные вызовы человечеству. Свидетельством тому явилось, в частности, принятие Законов «О безопасности»; «О временном запрете на клонирование человека»; «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»; «Об информации, информатизации и защите информации»; «Об уничтожении химического оружия»; «Об использовании атомной энергии»; «О радиационной безопасности населения»; «О борьбе с терроризмом»; «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» и др.

Хотелось бы обратить особое внимание на такое понятие как экологические права, это понятие имеет место как и в правах человека так и в обязанностях.

Мы часто склонны недооценивать экологические права индивида, считая их всего лишь декларацией. И напрасно!

Экологические права провозглашаются в Конституции РФ, находят отражение в ряде отраслей права и представляют собой правовые предписания, которые непосредственно определяют содержание экологической политики, формируют правоприменительную практику, влияя на процесс принятия экологических решений[17].

Помимо Основного закона, нормативно-правовых актов, закрепляющих экологические права граждан великое множество. Хотя может создаться впечатление, что в современных условиях акцент делается вовсе не на экологическую составляющую жизни социума, и интерес законодателя обращен не к этим вопросам. На самом же деле, это более двухсот актов[18].

Международных соглашений по вопросам окружающей среды тоже немало,

Особый интерес с точки зрения защиты основных прав человека представляет Орхусская Конвенция. Российская Федерация принимала участие в переговорах, однако не подписала Орхусскую Конвенцию. Причины такого решения нам неизвестны, однако нет сомнений в том, что присоединение к Конвенции принесло бы ощутимую пользу.

Присоединение к Орхусской Конвенции может продемонстрировать, что Россия разделяет основные принципы охраны окружающей среды, закрепленные в международных правовых нормах Европейского Сообщества в полном соответствии с Соглашением между Россией и Европейским Союзом о партнерстве и сотрудничестве.

Орхусская Конвенция – это документ принципиально нового типа. Это – не просто соглашение по охране окружающей среды. Это – соглашение об ответственности государств перед обществом, о гласности, об обязанности государств предоставлять доступ ко всей относящейся к делу информации и сотрудничать с общественностью и общественными организациями как с равноправным партнером. Впервые сделана попытка на высоком международном уровнеурегулировать процедурные вопросы доступа граждан к информации, к участию в принятии решений, к правосудию. Конвенция непосредственно увязывает проблему права на благоприятную окружающую среду с проблематикой основных прав человека и взаимоотношений между государством и обществом.

Три года назад в Орхусскую конвенцию внесли дополнения, касающиеся обращения с генетически модифицированными организмами. Цель изменений - создать механизм участия общественности в процессах принятия решений о преднамеренном высвобождении в окружающую среду и использовании ГМО.

Именно этот документ может способствовать созданию сбалансированных прозрачных национальных систем биобезопасности.

Основным обязательством, которое берут на себя стороны конвенции является обеспечение скорейшего и эффективного представления информации и участия общественности до принятия решений в отношении преднамеренного высвобождения в окружающую среду и реализации на рынке ГМО.

Некоторые страны уже сегодня имеют специальное законодательство по биобезопасности и ГМО. В качестве позитивной практики признано европейское законодательство.

Общественность как в нашей стране, так и за рубежом крайне негативно реагирует на нежелание Российской Федерации присоединиться к Конвенции. Оно воспринимается как попытка возвратиться к закрытому государству и пренебрежение к правам российских граждан на информацию о состоянии окружающей среды и ГМО, на адекватное участие граждан в принятии жизненно-важных экологически значимых решений[19].

На примере РСО-Алания, можно показать на сколько граждане бесправны, и не смотря на весь массив экологических законов, не могут добиться их исполнения!

В республике работает завод «Электроцинк» он производит цинк, свинец, кадмий, серную кислоту и является источником сильнейшего загрязнения атмосферы. По данным Роспотребнадзора, отдельные выбросы вредных веществ в атмосферу превышают допустимую норму в 200 раз.

Жители Владикавказа уже неоднократно проводили акции протеста, призывая власти обратить внимание на проблему загрязнения воздуха заводом "Электроцинк". Экологи в судебном порядке боролись за закрытие завода. В конце декабря 2011 года жители республики обратились в Общественную палату РФ с жалобой на возобновление выбросов вредных веществ в атмосферу. Нарушаются права жителей целого города, но кроме обещаний завода решить проблемы выбросов, они ни чего добиться не могут. Хозяева завода не хотят тратиться на установку дорогостоящих фильтров.

 

 

Россия, расставаясь со своим тоталитарным прошлым, предприняла значительные шаги для реального обеспечения многообразных прав и свобод человека, хотя здесь еще имеется огромная масса неразрешенных проблем.

Основными проблемами реализации прав человека являются коррупция и недостаточное образование в области прав человека, а так же недостаточный уровень культуры прав человека среди населения.

Наиболее ярким примером злоупотребления властью является коррупция – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Коррупция чрезвычайно губительно влияет не только на экономику страны, но и на положение жителей. Это и невозможность для граждан добиться справедливости в судах, и невозможность получения качественного лечения, и всё увеличивающиеся расходы на продукты питания и медикаменты, и нарушения прав на окружающую среду и доступ к культурному наследию, и беззащитность перед произволом коррумпированной власти и сращённым с ней крупным бизнесом[20].

Без преувеличения можно сказать, что, наверное, все статьи Конституции, гарантирующие права человека, на практике подвергаются «коррекции» под воздействием коррупции. Там где есть коррупция, всегда есть нарушение прав человека.

Уровень коррупции оказывает существенное влияние не только на финансово-экономическое, но и на социально-политическое положение государства. Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса, уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям, сдерживает экономическое и политическое развитие, порождает социальное неравенство, а также вносит определенную нестабильность в политический процесс.

Участие гражданского общества, конечно, является необходимым условием борьбы и успеха в этой борьбе. Односторонней такого рода деятельность быть не может. Сошлюсь на одну из мыслей, которая была высказана недавно на заседании Совета при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Это мысль о том, что там, где есть коррупция, всегда есть нарушение прав человека. И в этом плане борьба с коррупцией - это, прежде всего гражданский контроль.

Коррупция как системное явление стала реально угрожать национальной безопасности и выступает главным тормозом на пути дальнейшего развития и укрепления нашей страны[21].

Сегодня, когда вопрос становления и укрепления российского государства во многом решен, проблема коррупции действительно становится первоочередной. Коррупция сплошь и рядом подрывает действие экономических законов рынка, резко снизила престиж России в глазах внешнего мира, стала одним из главных препятствий на пути инвестиций в нашу экономику. Именно из-за коррупции в нашем обществе столь низок уровень доверия граждан к институтам государственной власти. Об этом в последние годы много говорил и премьер Владимир Путин, об этом говорится и в основных документах «Единой России».

В мировых «рейтингах коррупции» Россия с каждым годом опускается все ниже и ниже – за последние четыре года активной борьбы с коррупцией Россия со 127-го места откатилась на 154-е.

По заключению экспертов, объем коррупционного рынка составляет 240-316 млрд. долларов, а средний размер взятки чиновникам вырос с 10 до 130 тыс. долларов. По данным Генерального прокурора России, из всего класса российских чиновников около 90 % коррумпировано. Подобный размах и глубина проникновения коррупции в различные эшелоны власти диктуют настоятельную необходимость совершенствования имеющихся и поиска новых, более эффективных средств сдерживания, нейтрализации и предупреждения общественно опасных злоупотреблений властью в личных целях.

Разработка программ по борьбе с коррупцией важна не только на внутригосударственном уровне, но также составляет часть внешней политики, поскольку коррупция широко признается фактором, наносящим урон репутации Российской Федерации в мире, препятствующим развитию предпринимательства и снижающим международную конкурентоспособность. В этой связи недавнее присоединение к международно-правовым документам по борьбе с коррупцией, в частности к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также вступление России в ГРЕКО - все это произошло в 2006 - 2007 гг. - являются важными шагами в верном направлении.

Отечественный путь законодательного обеспечения борьбы с коррупцией нуждается в существенной коррекции – следует перейти от попыток самостоятельного разрешения правовых проблем к использованию международного опыта. Прикрываться национальными особенностями здесь недопустимо. В мире существует много стран, которые успешно побеждают коррупцию. Яркий пример успешной борьбы продемонстрировали Норвегия, Германия, Италия, Испания, США и Сингапур. Самый последний успешный пример — Грузия. Творец сингапурского чуда Ли Кван Ю, который сумел искоренить коррупцию и добиться фантастических успехов в экономике, выделяет три главных принципа для решения проблемы коррупции: чистая центральная власть; неотвратимость наказания; хорошее вознаграждение за работу и стимулирование честной работы госслужащих. Ни один из этих принципов в нынешней России не действует[22].

Однако из десятка важнейших конвенций в этой сфере за 20 лет демократии мы ратифицировали всего лишь треть из них. Но и принятие законов о ратификации зачастую сопровождается таким количеством оговорок, что, по сути, выхолащивает основополагающие позиции, превращая оговорки в механизмы блокировки применения предусмотренных конвенциями норм.

В качестве примера предлагаю проследить судьбу в России лишь одной, но исключительно важной нормы, содержащейся в статье 20 Конвенции ООН против коррупции. В этой статье дается определение понятия «незаконное обогащение», а именно: «При условии соблюдения Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать»[23].

Признавая «незаконное обогащение» уголовным преступлением, государства, ратифицировавшие конвенцию, обязуются включить в национальное законодательство связанные с нею нормы. Должностные лица обязываются не только сообщать о всех своих крупных приобретениях (стоимостные параметры каждое государство определяет самостоятельно), но и объяснять, откуда были изысканы средства на эти приобретения. Поскольку во всем мире чиновники часто оформляют приобретения не на свое имя, формы деклараций в странах, которые приняли эту норму, как правило, содержат и раздел в отношении имущества ближайших родственников. Виновные незамедлительно удаляются с государственной службы. К тому же при наличии приговора государство приобретает возможности получить конфискованные имущество и вклады не только на своей территории, но и за рубежом.

Сама конвенция, напомним, давно ратифицирована – за исключением именно 20-й статьи.

Криминологическими и уголовно-правовыми вопросами разработки законодательства о противодействии коррупции в современной России ведущие отечественные ученые занимаются уже более 20 лет[6]. Различными рабочими группами за это время было подготовлено более десятка проектов законов о борьбе с коррупцией, однако, как справедливо отметил В.В. Лунеев: «у нас многое есть для более эффективной борьбы с коррупцией, но у нас нет главного – политической воли. А без нее все наши интеллектуальные потуги бесполезны. Коррупция стала нашей конституцией, а безответственность за нее – повседневной практикой»[7].

Жизнь, к счастью, не стоит на месте. Ответственные заявления и призывы высшей государственной исполнительной власти убедительно свидетельствуют о появлении той самой «политической воли».

В действующем уголовном законодательстве отсутствует не только уголовно-правовое понятие коррупции, но и сам этот термин. Это отнюдь не означает, что уголовное право стоит в стороне и не участвует в борьбе с коррупцией. Действующий Уголовный кодекс Российской Федерации включает различные виды коррупционных преступлений, распределенные по разделам и главам в зависимости от важности и значимости основного непосредственного объекта данных посягательств[24].

Так, в главе 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» регламентирована ответственность за различные проявления политической коррупции.

Ряд коррупционных посягательств экономической направленности предусмотрен в главе 22 УК РФ.

Служебные злоупотребления, совершаемые лицами, ответственными за соблюдение тех или иных правил, сосредоточены в главе 26 УК РФ «Экологические преступления» (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст.246 УК РФ); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст.247 УК РФ) и др.)

Глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», по мнению ученых, полностью (кроме ст.291) посвящена запретам общественно опасных деяний, совершаемых должностными лицами, использующими служебное положение вопреки интересам службы и причиняющими существенный вред правильной деятельности государственного аппарата[25].

Коррупционные посягательства на интересы правосудия предусмотрены в главе 31 УК РФ.

Кроме того, в 30 статьях Уголовного кодекса РФ законодатель использует в качестве квалифицирующего признака такое отягчающее ответственность обстоятельство как совершение деяния «с использованием своего служебного положения» которое, в свою очередь, прямо или косвенно подразумевает корыстное злоупотребление властью.

В последние годы в России было принято несколько очень важных документов против коррупции, вот основные из них: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011 «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»), Указ Президента РФ (№ 815 от 19 мая 2008 г.) «О мерах по противодействию коррупции», согласно которому в качестве общего координирующего органа в России был создан Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции, а также утверждение президентом Национального плана противодействия коррупции (от 31 июля 2008 г.), Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы». Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции».

Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы (утверждён Президентом РФ 31 июля 2008г. № Пр-1568) (в редакции Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460) и другие.

В октябре 2011г президент России Дмитрий Медведев подписал поправки к закону о муниципальной службе, которые запрещают главам муниципальных образований принимать близких родственников на работу, связанную с непосредственным подчинением.

Как отмечает издание, изменения вносятся в статью 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»[26]. Согласно данному закону, близкий родственник муниципального служащего не может быть принят на службу, если должность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Под близкими родственниками подразумеваются родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов.

Это - очередной шаг в реализации антикоррупционной стратегии руководства страны. Он направлен против получившей широкое распространение в муниципальных образованиях практики трудоустройства многочисленной родни больших и малых руководителей, когда муниципальная служба становится не просто кормушкой для целых родственных кланов, а постепенно начинает обслуживать не интересы граждан муниципального образования, а многочисленные запросы самого клана.

Наивно надеяться, что с вступлением данного закона в силу этот коррупционный порок муниципальной власти исчезнет сам по себе. Но закон дает действенные инструменты для борьбы с ним.

В связи с вышеизложенным, вряд ли следует констатировать отсутствие уголовно-правовых средств борьбы с коррупцией в России.

Одним из существенных факторов, способствующих коррупции в современном российской обществе, по мнению ряда ученых, является «наличие в действующем законодательстве определенных дефектов (расплывчатых формулировок, ошибок, коллизий, пробелов и проч.)»[27]. Устранение этих недостатков, повышение эффективности уже имеющихся уголовно-правовых запретов путем детализации механизма их реализации представляется более перспективным и полезным направлением приложения усилий представителей уголовно-правовой теории и судебно-следственной практики.

Прорывных успехов в борьбе с коррупцией, считают многие эксперты, в России до сих пор так и не произошло. Одной из главных причин считается коррумпированность именно тех органов, которые и призваны расправиться с этим злом.

Выводы и предложения:

На основе Национального плана по борьбе с коррупцией разработать всеобъемлющую национальную стратегию по борьбе с коррупцией, охватывающую федеральный, региональный и местный уровни Российской Федерации. Стратегия должна уделять значительное внимание профилактике коррупции и прозрачности государственного управления и надлежащим образом учитывать озабоченность гражданского общества; также она должна охватывать все соответствующие государственные сферы, включая правоохранительную деятельность, и иметь реалистичные и обязательные для выполнения сроки реализации. Стратегия и план действий должны быть доведены до широкой общественности для обеспечения высокой осведомленности об этой стратегии и принимаемых мерах.

Обеспечить более широкое представительство нового президентского Совета по противодействию коррупции, с тем чтобы лучше учитывать интересы регионов и гражданского общества.

Укрепить оперативную самостоятельность правоохранительных органов и их следственного аппарата, обеспечить регулирование их деятельности с помощью надлежащей системы сдержек и противовесов на основе верховенства права и в данном контексте пересмотреть материальные условия сотрудников правоохранительных органов.

Сократить число категорий лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, до минимума, требуемого в демократическом обществе.

В приоритетном порядке принять всеобъемлющее и четкое законодательство по доступу к общественной информации, и после его принятия обеспечить адекватные меры по реализации такого законодательства во всей сфере государственного управления, включая надлежащий надзор за его реализацией.[28]

При ратификации Конвенции ООН против коррупции в 2006 г. были сделаны заявления, ограничивающие действие ряда ее положений в России. Необходимо снять эти оговорки, которые тормозят создание законодательной базы для борьбы с коррупцией, и обеспечить в полном объеме исполнение в России Конвенции ООН против коррупции. Дополнить УК РФ новой статьей «Незаконное обогащение» (то есть значительное увеличение активов государственного или муниципального гражданского служащего, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать). Наказание за незаконное обогащение должно быть связано с лишением права занимать соответствующие должности на определенный срок или пожизненно. Полученное в результате незаконного обогащения имущество должно конфисковываться.

Предлагаю также ввести эффективную административную процедуру восстановление прав граждан, нарушенных чиновниками. Специальный орган (прокуратура, Минюст или другой) за несколько дней рассматривает жалобы, и, если нарушение прав гражданина очевидно, восстанавливает нарушенные права, налагает административную ответственность на чиновника и ставит вопрос перед судом о его дисквалификации на срок до трех лет.

В настоящее время отсутствуют механизмы быстрого восстановления прав граждан даже в тех случаях, когда незаконность решения чиновника очевидна - например, если нарушены установленные сроки выдачи разрешений, если для оказания государственных услуг чиновник требует дополнительные документы и т.д. Восстановление прав теоретически возможно с помощью судебной процедуры, но она занимает несколько месяцев.

 


[1] Исаев И. А. История государства и права России. – М.: Проспект, 2011. – с.135

[2] "Российская газета" - Федеральный выпуск №5644 (268) 29.11.2011,

[3] Российское агентство правовой и судебной информации 14/04/2011.

[4] Козлова Е.И. Конституционное право России. – М.: ПРОСПЕКТ, 2011. с.18

[5] Конституционное право зарубежных стран/Отв. ред. Ю.И. Лейбо. – М.: Статут, 2011. с. 12.

 

[6] Козлова Е. И. Конституционное право России. – М.: ПРОСПЕКТ, 2011. - с. 23.

 

[7] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2011. - с. 35.

[8] Козлова Е.И. Конституционное право России. – М.: ПРОСПЕКТ, 2011. - с. 29.

 

[9] Козлова Е.И. Конституционное право России. – М.: ПРОСПЕКТ, 2011. - с. 38.

 

[10] Эбзеев Б.С. Личность и государство в России. Взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: Норма, 2011. - с. 284.

[11] Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М.: НОРМА, 2008. - с. 144

 

[12] Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Норма, 2011. - с. 27

[13] СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

[14] Права человека и правовое социальное государство в России / Отв. ред. Е. А. Лукашева. – М.: Норма 2011. - с. 58.

[15] Самович, Ю.В. Международная судебная защита прав человека. – Казань, 2007. – с.90.

[16] Зорькин В.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Норма, 2011. - с. 48.

 

[17] Петров С. Экологическое право России. – М.: А-Приор, 2011. - с. 12.

[18] Бринчук М. М. Экологическое право. - МПСИ, 2011. - с. 27.

[19] Петров С. Экологическое право России. – М.: А-Приор 2011. - с. 21.

[20] Андрианов В. Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность. – М.: Экономика, 2011. - с. 20.

[21] Манько А.В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. – М.: Аграф, 2012. - с. 40.

[22] Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство: причины, следствия, реформы. – М.: Логос. 2010. - с. 46.

[23] Манько А.В. Коррупция в России. Особенности национальной болезни. – М.: Аграф, 2012. - с. 40.

 

[24] Андрианов В. Д.Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления: история и современность. - Волтерс Клувер, 2011. - с. 67.

[25] См.: Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. – М.,1975. – С.48; Мельникова В.Е. Должностные преступления. – М., 1985. – С.5-6; Ковалева Н.М. Должностное лицо и должностное преступление в законодательстве, теории и судебной практике России: монография. – М.,2006. – С.102.

[26] Сас Иван Главы муниципальных образований больше не смогут брать на работу родственников Российская газета - Федеральный выпуск №5614 (238) 01.11.2011.

[27] Скобликов П.А. Коррупция в современной России. – М.: НОРМА, 2009. - с. 98.

[28] Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России / О.Г. Карпович // Российская юстиция. – 2010. - № 4. – с. 44.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.