Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права человека, политика, мораль




Права человека во многом призваны определять границы свободы политики, политиков и государственной власти. Любые политические меры, которые порождают нарушения прав человека, – это посягательство на свободу индивида. Принцип приоритета прав человека по отношению к государству, ограничение всевластия государства правами человека – величайшая человеческая ценность, сформированная в процессе борьбы за свободу и характерная для всех цивилизованных государств. Приоритет права над политикой, политической властью – непреложный принцип современной культуры. Исторический опыт показывает, что приоритет прав человека по отношению к политике существует только в условиях демократических режимов. В общем, проблема соотношения прав человека и политики – это вопрос о характере политического режима власти, сущность которого определяется тем, признает он или не признает господство в обществе правовых начал, прав человека.

Одновременно права человека выступают как критерий нравственного измерения политики и государственной власти [61]. Нравственное измерение политики, ее цели и средств призвано удерживать ее в границах гуманизма, предотвращать соблазн переступить границы морали «во имя святого будущего». Известно, что в годы тоталитарного режима делались попытки морального обоснования террора, насилия, чрезвычайных мер. Исходя из этого, некоторые ученые-политологи отстаивают позицию несовместимости политики и морали. По моему мнению, для ответа на вопрос о применимости моральных оценок к политике и государственной власти следует предложить тот критерий, который оправдан именно в данной сфере общественных отношений.

Как уже отмечалось, политика – отношение к власти, отношения по поводу власти. Политика – не застывшее явление, она динамична, подвижна, охватывает сферы, непосредственно затрагивающие интересы практически каждого человека. Она выражает позиции по отношению к характеру политического режима и государства и к состоянию прав человека. Политика призвана реагировать на первоочередные общественные потребности, которые неизбежно порождают противоборство и столкновение интересов различных классов, социальных групп и партий. Возникает вопрос: может ли эта сфера отношений не взаимодействовать с моралью, обладающей свойствами универсальности? К сожалению, мы должны признать, что политическая сфера деятельности зачастую противоречит нравственным категориям добра, чести, совести. Но применение нравственных оценочных категорий к политике и связанной с ней государственной власти неизбежно. Оно может осуществляться и на основе научных этических категорий, и на уровне массового нравственного сознания. Утверждения о несовместимости политики и нравственности являются констатацией характера реальной политики, игнорирующей нравственные ценности, но отнюдь не свидетельствуют о неизбежном расхождении политики и морали во все времена и при всех политических режимах.

Подводя итоги изложенному в первом и втором параграфах главы, представляется возможным зафиксировать следующие положения, вытекающие из их содержания.

Философское осмысление феномена прав человека дает основание для следующих выводов:

1. Права человека являются проявлением жизненных потребностей, выражают насущную необходимость в создании человеку благоприятных материальных, социальных, политических и культурных условий для всестороннего развития, проявления его творческих сил и способностей.

2. Права человека отражают конкретный период развития народа и особенности развития данного региона, являются и абсолютными, исторически определенными.

3. Они выступают в качестве определенных отношений между человеком и другими людьми, обществом и государством по поводу обеспечения жизненно важных условий его существования. Они возможны только в обществе, ибо природа человека социальна. Их не может быть у человека, существующего совершенно изолированно от других людей.

4. Права человека тесно связаны со свободой. Последняя составляет основу всех прав человека. Свобода представляет собой внутреннее и внешнее состояние независимости человека от природных и социальных сил. Внутренняя свобода предполагает свободу мысли, убеждений, свободу слова, веры и т.д. Внешняя свобода – это свобода выбора человека, отсутствие каких бы то ни было искусственных ограничений деятельности человека, прежде всего со стороны государства. И чем больше свободы у человека, тем больше у него возможности для полного осуществления своих прав.

5. Права человека обращены, главным образом, не к человеку, а к обществу, государству, всякой иной общности, которые должны признать свою вторичность по отношению к индивиду и то, что интересы индивида выше интересов общества и государств. Общества, государства в своих действиях, функциях, должны исходить из того, чтобы максимально снять преграды на пути реализации человеком своих жизненных потребностей. Чем меньше общество и государство вмешивается в жизнь человека, тем реже они навязывают ему свою волю, тем у человека больше шансов достигнуть того, чего ему персонально надо[62].

6. Права и свободы человека в любом обществе не являются безграничными и абсолютными. Их нельзя отождествлять с произволом, выражающимся иногда в обывательско-анархическом выражении «что хочу, то и ворочу». Права и свободы человека ограничены, во-первых, объемом его знаний об объективной действительности, о законах развития природы, экономики, политики, духовной сферы жизнедеятельности общества; во-вторых, материальными возможностями данного государства. Естественно, права человека могут быть полнее реализованы в странах, которые имеют более высокий уровень культурного развития, чем в странах с низким уровнем развития. В-третьих, права и свободы каждого человека ограничены его интересами, потребностями и устремлениями существующих рядом с ним людей. Посягательство со стороны одного человека на ценности другого человека приводит к конфликтности, борьбе и напряженности в обществе.

Права человека - это гуманизм современной эпохи, который представляет собой совокупность взглядов, концепций, выражающих уважение к человеческой жизни, признание ее ценности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии[63]. Гуманизм нашего времени является наиболее демократичным и универсальным по своей сути принципом, ибо он направлен на защиту и обеспечение прав и свобод каждого человека и всех людей Земли.

Права человека являются основой человеческого существования, представляют собой высокий духовно-нравственный идеал, к которому ныне стремятся все цивилизованные страны и народы. В соответствии с этим идеалом люди пытаются реформировать существующую социальную структуру и оптимизировать условия развития всех членов общества.

Права человека, воплощающие в себе существующие во всех религиях и культурах традиции терпимости, уважения к человеческому достоинству, являются основой мира и социального прогресса, гуманизации и демократизации национальных и международных отношений.

Главное социальное назначение прав человека состоит в обеспечении принципов свободы, социальной справедливости и равенства, недискриминации, гуманизма в целях упорядочения остальной жизни. Это может быть достигнуто при условии признания прав человека в качестве всеобщего масштаба и равной меры свободы и ответственности для всех членов общества. Тем самым, во-первых, устраняются такие явления, как привилегии одних и дискриминация других групп населения, и, во-вторых, укрепляется социальная стабильность на основе учета прав и интересов различных слоев общества, базирующихся на их согласии и компромиссах.

Цивилизационная роль прав человека проявляется прежде всего в упорядочении социальных отношений, обеспечении автономии свободы личности. Права человека содействуют установлению определенных норм поведения людей, которые не должны нарушаться, чтобы не возникало конфликтов и ущемления прав и свобод других членов общества. Реализация прав, свобод и обязанностей человека является главным источником социального прогресса и выживания человечества в современных условиях. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в связи с 50-летием Всеобщей декларации прав человека подчеркнул: «Права человека являются основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права человека делают нас людьми. Они являются теми принципами, при помощи которых мы создаем священный дом для человеческого достоинства. Права человека не чужды ни одной культуре и естественны для всех народов. Терпимость и милосердие всегда служили идеалами государственного правления и человеческого поведения. Сегодня мы называем эти идеалы правами человека».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.