Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 17 13 страница




 

 

Таким образом, можно сделать два вывода относительно той части Африканской хартии прав человека и народов, которая посвящена правам. Во-первых, как уже указывалось, Хартия на данный момент — единственный международный многосторонний договор, закрепивший так называемое «третье поколение» прав человека. Отсюда вытекает существенный вклад рассматриваемого договора в развитие международного права прав человека.

 

 

Во-вторых, целый ряд прав, закрепленных в Хартии, по сравнению с Европейской конвенцией, сформулированы весьма расширительно, но в то же время гораздо менее содержательно. С одной стороны, это позволяет Африканской Комиссии и Ассамблее глав государств и правительств африканских стран более динамично и гибко подходить к вопросу о толковании Хартии и закрепленных в ней прав, адаптируясь к специфическим условиям континента. С другой стороны, юридическое содержание каждой статьи Хартии оказывается ограниченным, что усугубляется весьма частыми и порой неоправданными ссылками на внутреннее право государств–участников Хартии.

 

 

Отличие Африканской хартии прав человека и прав народов от Европейской конвенции заключается и в том, что Хартией установлен более «слабый» механизм защиты провозглашенных в ней прав человека: единственный контрольный орган по Хартии — Африканская Комиссия по правам человека и народов; учреждение Суда по правам человека авторами Хартии не предусматривалось. Однако в последнее время африканские государства предпринимают достаточно активные усилия для ликвидации подобного «пробела». В частности, по инициативе глав государств и правительств африканских стран была образована группа экспертов, наделенная полномочиями сформулировать предложения по усилению защиты прав, закрепленных в Хартии. В ходе состоявшейся в 1995 г. встречи указанной группы в г. Кейптауне было выдвинуто предложение о дополнении контрольного механизма в рамках Африканской хартии посредством создания Суда по правам человека. В настоящее время большинство государств–членов ОАЕ еще не высказало свое отношение к возможному осуществлению этой идеи. Не решен пока и вопрос о том, будет ли рассматриваемая инициатива реализована в форме отдельного документа или же дополнительного протокола к Хартии. Вместе с тем некоторые зарубежные исследователи высказывают сомнения относительно целесообразности учреждения в настоящее время еще одного органа в рамках африканской системы, тем более органа судебного. Основная причина таких сомнений — значительные финансовые затруднения, испытываемые другим органом (пока единственным) контрольного механизма — Африканской Комиссией 622. Думается, что есть и другие причины, делающие создание Суда по крайней мере проблематичным. Практически всеобщее, как уже отмечалось, признание Африканской хартии и созданного на ее основе контрольного механизма в рамках ОАЕ вызвано в том числе и тем, что указанный контрольный механизм достаточно «слаб». Отсутствие какой-либо процедуры последующих действий после передачи окончательного доклада Африканской Комиссией заинтересованному государству привело к тому, что государства–участники Хартии с готовностью принимают к сведению все рекомендации Комиссии. Представляется, что создание в рамках африканской системы отдельного Суда по правам человека способно поколебать монолит единства взглядов государств–членов ОАЕ на созданную ими систему защиты прав человека.

 

 

В настоящее время единственный контрольный орган, созданный в соответствии с положениями Хартии, — Африканская Комиссия по правам человека и народов. Комиссия состоит из 11 членов, выполняющих свои функции в личном качестве. Примечательно, что соблюденный в ходе первых выборов членов Комиссии принцип справедливого географического распределения был непроизвольно нарушен 623. Члены Комиссии избираются на срок 6 лет.

 

 

В соответствии с Хартией, Комиссия осуществляет следующие функции: 1) содействует развитию прав человека; 2) обеспечивает защиту прав человека и народов; 3) осуществляет толкование всех положений Хартии по просьбе государства–участника договора, органа ОАЕ или африканской организации, признаваемой ОАЕ; 4) выполняет любые другие задачи, которые могут быть возложены на нее Ассамблеей глав государств и правительств.

 

 

Раз в два года государства–участники Хартии представляют на рассмотрение Африканской Комиссии доклады о принятых ими законодательных и иных мерах в целях обеспечения провозглашенных и гарантированных Хартией прав и свобод. Кроме того, в осуществление своих функций Комиссия вправе получать и рассматривать как петиции одного государства–участника Хартии на другое в случае нарушения последним положений Хартии, так и «иные» петиции, под которыми подразумеваются сообщения о нарушениях прав человека, представленные Комиссии иными, чем государства–участники договора, заинтересованными сторонами. Как в первом, так и во втором случаях получение и рассмотрение Комиссией сообщений о нарушениях прав человека обуславливается соблюдением (со стороны заявителя) целого ряда условий. Например, в случае «иных» сообщений таких условий семь (ст. 56 Хартии), т. е. сообщения должны быть:

 

 

1) не анонимны;

 

 

2) совместимы с Хартией и с Уставом ОАЕ;

 

 

3) написаны языком, не оскорбляющим государство-участника, его учреждения или ОАЕ;

 

 

4) не основаны исключительно на сведениях, распространяемых средствами массовой информации;

 

 

5) направлены после исчерпания всех внутренних средств защиты, если только не очевидно, что они слишком затяжные;

 

 

6) поданы в течение разумного срока со дня исчерпания внутренних средств защиты;

 

 

7) уже не разрешены соответствующими государствами согласно принципам Устава ООН, Устава ОАЕ или Хартии прав человека и народов.

 

 

Результаты рассмотрения сообщений, оформленные в виде доклада, представляются Комиссией заинтересованному государству и Ассамблее глав государств и правительств. При этом Комиссия может сопроводить указанный доклад такими рекомендациями, которые она сочтет необходимыми в каждом конкретном случае.

 

 

Другая отличительная особенность Африканской хартии от Европейской конвенции — проводимое в первом из этих документов различие между сообщениями о единичных нарушениях прав индивидов и теми, которые «свидетельствуют о существовании многочисленных случаев массовых и грубых нарушений прав человека и прав народов» (ст. 58 Хартии). Комиссия, установив в ходе обсуждения одной или большего числа жалоб, что налицо многочисленные случаи нарушений прав человека, вправе обратить внимание Ассамблеи глав государств и правительств на эти нарушения. По поручению Ассамблеи Африканская Комиссия проводит всесторонние расследования таких случаев и представляет ей свой доклад с выводами и рекомендациями.

 

 

Все сообщения рассматриваются конфиденциально до тех пор, пока Ассамблея глав государств и правительств не примет иного решения. По состоянию на февраль 1997 г. в адрес африканской региональной системы в рамках ОАЕ поступило всего 161 сообщение, при этом ни одно из этих сообщений не было направлено от имени государств–участников Хартии.

 

 

Еще одна специфическая функция Африканской Комиссии, отличающая ее от контрольных органов Европейской конвенции, состоит в проведении посещений территории государств–участников Хартии членами Комиссии. Каждый член Комиссии отвечает за определенные страны. Цель таких посещений — формулировка рекомендаций, направленных на улучшение гарантий прав государств-участников, закрепленных в Хартии.

 

 

Таким образом, африканская региональная система защиты прав человека имеет ряд существенных отличий от европейской системы как в части закрепленных в рамках принятых в ней документов прав и свобод, так и в части функционирования контрольного механизма. «Анализируя сотрудничество стран Африки в области прав человека, африканские юристы отмечают, что в основе такого сотрудничества находятся вопросы развития, борьбы с колониализмом и расизмом» 624. В связи с подобным акцентом в деятельности африканской системы представляется, что он может быть «полезен» в практическом плане, прежде всего, в аспекте защиты коллективных прав экономического и социального характера, что также связано с особенностями системы. В случае защиты гражданских и политических прав представляется, что лучше использовать механизм универсальной системы защиты по Международному пакту.

 

 

Кроме того, следует отметить прежде всего политический характер контрольного механизма по Африканской хартии, что отличает африканскую систему от европейской.

 

 

Общий же вывод, который можно сделать после анализа всех трех систем в сравнении с европейской системой, заключается в том, что последняя наиболее действенна и эффективна. А связано это, как уже указывалось, с целым рядом факторов исторического, политического, культурного, правового и иного характера

 

72.

24 сентября 1993 г. главы государств-участников СНГ выступили с Декларацией о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод[1], в которой подчеркивалась актуальность проблем, связанных с соблюдением прав человека. В ней также содержалось заявление о намерениях новых независимых государств исполнять обязательства в области прав человека, вытекающие из международных договоров и соглашений, участником которых являлся Союз ССР, а также о намерении заключить Конвенцию СНГ по правам человека.

К 26 мая 1995 г., на 5 год существования СНГ такая Конвенция была принята[2]. Статья 34 Конвенции возлагает контроль за ее исполнением на Комиссию по правам человека Содружества Независимых Государств (КПЧ СНГ).

Прежде чем познакомить читателей с основными положениями данного документа, следует подчеркнуть, что Конвенция СНГ о правах человека и основных свободах вобрала в себя многие положения из действующих международных договоров (таких, как Международные пакты о гражданских, политических, и об экономических, социальных, культурных правах, а также Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах), что наглядно подтверждает тезис о превращении международных договоров в один из источников внутригосударственного законодательства.

Следует также отметить то немаловажное обстоятельство, что согласно части 4 статьи 15 и статье 17 Конституции Российской Федерации, Конвенция эта, ратифицированная Россией 4 ноября 1995

г., становится составной частью правовой системы России и в таком качестве даже выгодно пополняет изложение прав и свобод граждан, содержащихся в статьях глава II Конституции.

Учитывая эти обстоятельства, а также тот факт, что ежегодно увеличивается миграция граждан СНГ, а также, что согласно межгосударственным соглашениям на территории государств СНГ находятся военнослужащие Вооруженных Сил и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, а также члены их семей, представляется целесообразным подробнее остановиться на содержании этого документа, поскольку он создает основы правового статуса человека в любом государстве СНГ, основы юридической внутригосударственной и международной защиты этих прав в случае их нарушений.

Остается только удивляться и сожалеть, что пропаганда, или даже простое информирование населения об этом важном документе, не начались сразу же после его вступления в законную силу.

В преамбуле Конвенции СНГ о правах человека и основных свободах подчеркивается, что ее участники, считая, что соблюдение международных стандартов в области прав человека, развитие и поощрение уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, политических убеждений, религии и социального происхождения, содействуют углублению демократических преобразований, экономическому и социальному росту, укреплению законности и правопорядка, в связи с чем выражали стремление "к эффективному осуществлению обязательств по защите прав человека... в духе сосредоточения коллективных усилий Договаривающихся Сторон в деле утверждения идеалов свободы и верховенства закона, предотвращения нарушения прав человека и основных свобод, традицией терпимости и дружбы народов, укрепления гражданского мира и согласия".

Статья 1 Конвенции заявляет о стремлении Договаривающихся сторон обеспечить каждому человеку, находящемуся на их территории, гарантии соблюдения прав и свобод, изложенных далее.

Право на жизнь (ст. 2) объявляется охраняемым законом. При этом признается, что лишение жизни человека не является нарушением этого положения, когда оно является результатом применения силы только в случаях крайней необходимости и необходимой обороны, предусмотренных национальным законодательством.

Статья 5 гарантирует право на свободу и личную неприкосновенность, которые могут быть ограничены только национальным законодательством, но в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и факультативном протоколом к нему, а также иными международными обязательствами по правам человека.

Для России, например, таковыми является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободах.

Статья 20 декларирует равенство перед законом и право на равную защиту закона без всякой дискриминации "по какому бы то ни было признаку, как-то: пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальному меньшинству, имущественного или должностного положения, места рождения или иного обстоятельства".

Представителям национальных меньшинств гарантируется (ст.

21) право индивидуально или совместно беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность.

Статьей 6 конвенции устанавливается равенство перед судом, право на рассмотрение любого дела справедливо и публично. Однако "все судебное разбирательство или часть его может иметь закрытый характер по соображениям общественного порядка, сохранения государственной тайны, либо когда того требуют интересы подростков или защиты интимных сторон жизни участвующих в деле лиц".

Каждый обвиняемый (часть 3 статьи 6) имеет право знать о характере и основаниях предъявляемого ему обвинения, иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты, пользоваться бесплатной помощью адвоката в случаях, предусмотренных национальным законодательством, требовать вызова свидетелей, представления документов, назначения экспертиз и проведения других следственных действий, пользоваться бесплатной помощью переводчика (пункт "е" части 3), "не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным".

Осужденный, согласно статье 7 Конвенции имеет право на пересмотр приговора судом высшей инстанции, а также просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 9 декларирует право на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, "за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и которое необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц".

Статья 10 провозглашает право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Право исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, предусмотренным в законе и "необходимым в

интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц".

Статья 11 гарантирует находящимся на территории стран СНГ лицам право свободного выражения мнений, получения и распространения информации без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ. Но, поскольку пользование этими свободами (часть 2 ст. 11) налагает обязанности и ответственность, "оно может быть сопряжено с формальностями, условиями и ограничениями, предусмотренными законами и необходимыми в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или защиты прав и свобод других лиц".

Статья 12 гарантирует право на свободу мирных собраний и создание ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов.

Пользование этими правами подлежит лишь ограничениям, аналогичным изложенным в части 2 статьи 11 Конвенции (см. выше). Но статья 12 не препятствует установлению законодательных ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, правоохранительных или административных органов государства.

В целях обеспечения необходимых условий для полного развития семьи участники Конвенции (ч.3 ст.13) обязуются содействовать экономической, правовой и социальной защите семейной жизни такими средствами, как социальные или семейные пособия, налоговые льготы, обеспечение семьи жильем, пособия для молодоженов и другими надлежащими средствами.

Ст. 14 устанавливает, что каждый имеет право на труд и защиту от безработицы, а также на равное вознаграждение за равнозначную работу, включая получение льгот на одинаковые условия в отношении труда равной ценности и на равный подход к оценке качества работы.

Фактически эта статья направлена против дискриминации по национальному признаку и в отношении неграждан на территории экономического пространства СНГ.

Для работающих женщин (ч. 2 ст. 14) предусматриваются:

- оплачиваемые до- и послеродовые отпуска, пособия по социальному обеспечению, определяемые национальным законодательством стран СНГ;

- гарантии сохранения рабочего места во время до- и послеродового отпуска;

- сокращенный рабочий день для кормящих матерей;

- ограничения на работу в ночное время в промышленности, а также в условиях, которые не подходят "по причине опасности, вредности для здоровья и тяжести" (пункт "д" ч. 2 ст. 14).

В целях обеспечения эффективной социальной защиты материнства и детства (ч.3, ст.16), участники Конвенции обязывались принять "все надлежащие и необходимые меры в этом направлении, включая создание и содержание соответствующих институтов и служб".

Несовершеннолетним лицам декларировалось (ст. 17) право на меры защиты, требуемые их положением, со стороны семьи, общества и государства.

Участники Конвенции (ст. 15) обязывались в сотрудничестве с государственными и частными организациями предпринимать соот-

ветствующие меры, направленные на:

а) устранение в максимально возможной степени причин ухудшения здоровья;

б) обеспечение консультативных услуг и учебной базы для укрепления здоровья и поощрения личной ответственности в вопросах здоровья;

в) обеспечение санитарно-гигиенических условий, предотвращающих в максимально возможной степени возникновение эпидемических и других заболеваний.

Статья 16 предусматривает установление социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях в соответствии с национальным законодательством государств, участвующих в данной Конвенции.

В целях обеспечения осуществления права на медицинскую и социальную помощь, участники Конвенции (ч. 2 ст. 16) обязывались оказывать такую помощь лицам, не имеющими достаточных средств, в частности, за счет льгот в рамках системы социального обеспечения, а в случаях их болезни - и необходимый уход.

Статья 19 предоставляет гражданам право добиваться восстановления своих прав и свобод в случаях их нарушения (для этого, в частности, статьей 34 Конвенции предусматривалось образование Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств - КПЧ СНГ).

Каждому, законно находящемуся на территории какой-либо из стран СНГ, гарантируется (ст. 22) свободное передвижение и свобода выбора места жительства.

Возможные ограничения этих прав могут определяться (ч. 3

ст. 22) только национальным законодательством в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц, причем эти ограничения, обоснованные общественными интересами, могут распространяться на отдельные конкретные районы.

Иностранец, законно находящийся на территории государства участника Конвенции, может быть выслан (ч. 3 ст. 25) только во исполнение законно принятого решения и должен иметь возможность представить доводы против высылки, причем коллективная высылка иностранцев (ч. 4 ст. 25) не допускается.

Статья 26 Конвенции гарантирует право физических и юридических лиц на собственность. Никто не может быть лишен своего имущества, кроме как в общественных интересах, в судебном порядке и при соблюдении условий, предусмотренных национальным законодательством и общепризнанными принципами международного права.

Это положение, однако, не препятствует государствам, участвующим в данной Конвенции, принимать законы, необходимые для контроля над использованием предметов, изъятых из общего оборота в государственных и общественных интересах.

Статья 27 устанавливает, что "никому не может быть отказано в праве на образование". При этом Договаривающиеся Стороны обязывались уважать право родителей на обеспечение своим детям такого образования и обучения, которые соответствуют их убеждениям и национальным традициям.

Часть 2 статьи 27 декларирует, ч то начальное и основное общее образование является обязательным и бесплатным.

Участники Конвенции (ст. 28) обязуются:

"Обеспечить или поощрять, по мере необходимости, техническое или профессиональное обучение всех лиц, включая инвалидов, по согласованию с профсоюзными объединениями и предоставлять возможность для получения высшего образования, исходя исключительно из индивидуальных способностей", т.е. без "имущественного ценза", требующего обеспечения платы за получаемое образование.

Помимо этот участники Конвенции (часть 2 ст. 28) обязывались "обеспечивать или содействовать созданию, по мере необходимости:

а) надлежащей и широко доступной учебной базы для рабочих;

б) специальных центров для переподготовки рабочих, вызванной техническим прогрессом или новыми тенденциями в области занятости".

При этом они обязывались (ч. 3 указанной статьи) содействовать полному использованию льгот для обучающихся, а также сокращению или упразднению всяких сборов и начислений, предоставлению в необходимых случаях материальной помощи, обеспечивать по согласованию с профсоюзными объединениями эффективную подготовку учеников и других учебных мероприятий для молодых рабочих, а также соответствующую защиту интересов молодых работающих в целом.

Статья 29 устанавливает, что каждый человек в соответствии с национальным законодательством государства, гражданином которого он является, имеет право и возможность:

а) принимать участие в управлении и ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей;

б) голосовать и быть избранными на выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

в) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

В то же время статья 30 предусматривает, что статьи 11, 12 и 20 не препятствуют возможности законодательного введения ограничений на политическую деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Статья 31 устанавливает, что ничто не может истолковаться как предоставление какой-либо группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение или умаление прав и свобод, изложенных в данной Конвенции.

Ограничения прав и свобод граждан, допускаемые Конвенцией, констатирует статья 32, не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они предусмотрены.

Статья 35 подчеркивает, что в период войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего высшим интересам участвующих в Конвенции Сторон, каждая из них может принять меры в отступление от своих обязательств, принятых по данной Конвенции, но только в той степени, в какой это требуется серьезностью положения, при условии, что такие меры не противоречат другим ее обязательствам по международному праву и не влекут за собой дискриминации по признакам, перечисленным в статье 20.

Не допускается никаких отступлений от гарантии права на жизнь (ст.2 Конвенции), за исключением случаев гибели людей в результате правомерных военных действий, а также против пыток,

жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения (ст. 3), неправовой ответственности (ст. 7).

Однако, в соответствии с частью 3 ст.35 Сторона, решившая воспользоваться правом отступления от принятых на себя обязательств, обязана проинформировать Исполнительный Секретариат СНГ о принятых мерах и причинах их принятия, а также о сроках (времени) отказа от права отступления и возвращения к исполнению обязательств в полном объеме

 

73.

ЮНЕСКО (UNESCO, сокр. от англ. United Nations Educational Scientific and Cultural Organisation - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) - международная межправительственная организация; специализированное учреждение ООН. Устав ЮНЕСКО, утверждённый на Учредительной конференции представителей 44 стран в Лондоне в ноябре 1945 г., вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 г. ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН. На 1 декабря 1975 г. в ЮНЕСКО входило 136 государств; на 1 января 1986 г. - 158. В настоящее время в составе ЮНЕСКО 161 государство. СССР - член ЮНЕСКО с 1954 г. Штаб-квартира ЮНЕСКО находится в Париже.

Целями ЮНЕСКО, согласно ст. 1-й её Устава, являются: содействие миру и международной безопасности путём развития сотрудничества между государствами в области образования, науки и культуры; обеспечение всеобщего уважения основных прав и свобод человека без различия расы, пола, языка или религии; распространение культурной и научно-технической информации; защита национальных культур и др. Деятельность ЮНЕСКО охватывает широкий круг вопросов: ликвидация неграмотности и борьба с дискриминацией в области образования; воспитание молодёжи в духе мира и международного взаимопонимания; содействие в подготовке национальных кадров; изучение национальных культур; проблемы океанографии, биосферы, геологии, социальных наук, информации и др. В 60-начале 70-х гг. ЮНЕСКО приняла ряд решений, направленных на активизацию её роли в борьбе за мир, против расизма и колониализма.

Решающие направления и стратегия деятельности ЮНЕСКО определяются её главным руководящим органом - Генеральной конференцией, которая состоит из делегаций государств-членов. В соответствии с принципом суверенного равенства государств каждая делегация имеет один голос. Со второй половины 70-х гг. в ЮНЕСКО сложилась практика, в силу которой почти все важные решения принимались конференцией без голосования - при общем согласии всех её участников (путём консенсуса). В заседаниях конференции участвуют также многочисленные наблюдатели от государств, не являющихся членами ЮНЕСКО, от международных межправительственных и неправительственных организаций, от национально-освободительных движений, десятки и сотни журналистов. Поэтому общее количество участников сессии нередко превышает 2-2,5 тыс. человек. Сессии Генерального конференции проводятся, как правило, раз в два года, но за время существования Организации состоялось ещё несколько внеочередных сессий. Чаще всего заседания Генеральной конференции проходят в штаб-квартире ЮНЕСКО, но иногда в столицах и других городах различных государств-членов.

Генеральная конференция определяет политику и общее направление деятельности Организации, утверждает её программы и бюджет, избирает членов Исполнительного Совета и других руководящих рабочих органов, назначает по представлению Исполнительного совета Генерального директора ЮНЕСКО, решает другие вопросы, требующие одобрения со стороны государств-членов. ЮНЕСКО проводит свою работу в соответствии с программой и бюджетом, утверждаемыми сессией Генеральной конференции на двухлетний период. Перспективные задачи ЮНЕСКО устанавливаются среднесрочными планами, утверждаемыми Генеральной конференцией на шестилетний период.

Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в периоды между сессиями Генеральной конференции. Председателем Исполнительного Совета был Х. Уинтер (Ямайка, с ноября 1974 г.). Исполнительный Совет состоит из представителей 51 государства-члена, избираемых на 4 года на основе справедливого географического распределения: каждая из пяти избирательных (региональных) групп имеет определённое число мест, а выдвижение кандидатур от конкретных стран определяется, как правило, внутри самих избирательных групп. Места в Совете распределены следующим образом: I группа (страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль) - 10 мест; II группа (страны Восточной Европы) - 4 места; III группа (страны Латинской Америки и Карибского бассейна) - 9 мест; IV группа (страны Азии и бассейна Тихого океана) - 8 мест; V группа (страны Африки и арабские государства) - 20 мест.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.