КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-тематический план. Вузовского компонента цикла ДС
Ростов-на-Дону Вузовского компонента цикла ДС Учебной дисциплины УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К планам семинарских занятий по курсу На курс лекций РЕЦЕНЗИЯ Курс лекций Права человека для студентов дневной и заочной формы обучения всех специальностей
Составитель ст. преп. Низовцова Ж.Ф.
Редактор Бажанова Т.Л.
Технический редактор Щербакова А.А.
Подписано в печать Формат 60х84 1\16 Печать офсетная. Усл. печ.л. Уч-изд. л. Тираж Заказ Бесплатно ЛП №266 от 12.02.2003г. ЛВ № 604 от 03.06.2003г. ___________________________________________________________________ Отпечатано на ризографе МГУП 212027 Могилёв, пр-кт Шмидта, 3
"Права человека"
Учебный курс "Права человека" является важнейшей вузовской дисциплиной в формировании гуманитарного образования студентов. Поэтому старшим преподавателем Низовцовой Ж.Ф. составлен курс лекций к плану лекционного курса для оказания помощи студентам при подготовке к семинарским занятиям. В рецензируемом тексте правильно составлена тематическая часть и её расчасовка, вопросы к темам определены и увязаны с программой, квалифицированно подобрана основная учебно-методическая литература, указаны дополнительные учебные пособия по курсу в помощь студентам при подготовке к занятиям. В курсе лекций использовался материал, опирающийся на нормативно-правовые акты и Основной Закон государства, Конституцию РБ, студентам предлагается для более глубокого изучения курса использовать в подготовке к семинарским занятиям и международные акты. Считаю, что рецензируемый материал хорошо разработан научно-методически, будет необходимым подспорьем для студентов и преподавателей, занимающихся проблемами прав человека, изучающих дисциплину "Права человека".
Рецензент д.с.н. Бубнов Ю.М.
«Права человека» (часть 1) по специальности 021100 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Составители: д.ю.н., профессор Бондарь Н.С. к.ю.н., доцент Лях С.М. Содержание
Учебно-тематический план. 3 Пояснительная записка. 5 Программа учебного курса «Права человека». 8 Раздел I. Общая теория прав человека. 8 Раздел II. Конституционная история прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. 10 Раздел III. Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 14 Раздел IV. Реализация прав человека и гражданина в Российской Федерации. 18 Рекомендуемая литература и нормативные акты. 24 Рекомендуемая литература к разделу 1. 29 Рекомендуемая литература к разделу 2. 33 Рекомендуемая литература к разделу 3. 43 Рекомендуемая литература к разделу 4. 52
Пояснительная записка Проблема свободы личности, прав человека и гражданина является одной из центральных в развитии любого общества и государства. Это находит свое концентрированное отражение в конституциях современных демократических государств: каждая из них представляет собой, прежде всего, показатель достигнутого уровня свободы в обществе и государстве, главным мерилом которой является институт прав и свобод человека и гражданина. Сложным и противоречивым был процесс утверждения прав человека в теории и практике российского конституционализма. Далеко не всегда в политическом и правовом сознании российского общества права человека занимали подобающее им место. Лишь в новых условиях политического и экономического развития общества идея прав человека впервые получила в России всеобщее признание и конституционное закрепление в качестве высшей ценности (ст. 2 Конституции РФ). С помощью прав человека утверждаются новые политико-правовые, нравственно-этические, идеологические принципы и устои государственности России. Поэтому речь идет не просто о расширении и углублении прав человека, а о глобальном демократическом переустройстве общества на основе принципиально новой для России социальной и политико-правовой философии. В то же время в условиях борьбы с терроризмом, возникновением других новых вызовов человечеству все более актуализируются угрозы, связанные с масштабным наступлением на общепризнанные права и свободы человека и гражданина. На этой основе формируется даже своеобразная идеология отказа от основополагающих прав человека, что имеет место, в частности в стране, которая еще до недавнего времени представляла себя главным защитником прав человека в общемировом масштабе. Поэтому в наши дни все более актуальной становится проблема сохранения самих основ конституционного устройства современных суверенных государств и определение перспектив их развития, решение вопроса о том, по-прежнему ли обладают безусловным приоритетом в системе конституционных ценностей свобода и права человека или же в основу современных глобалистских процессов должны быть положены некие иные политико-правовые ориентиры развития общества и государства, их взаимоотношений с человеком и гражданином? Где та черта в ограничении прав человека, за которой наступает уже их отрицание? Как обеспечить в сегодняшнем сложном неспокойном мире баланс между безопасностью общества и государства, с одной стороны, и соблюдением прав человека, с другой? Для уяснения этих вопросов принципиальное значение имеет широкий, всеобъемлющий взгляд на социальное и правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве, предполагающий анализ не отдельных сегментов, но всей системы общественных отношений, субъектом которых выступает личность. Это должно получить адекватное отражение и в системе подготовки будущих юристов, для которых понимание прав человека и обладание специальными навыками их защиты должно стать важным показателем их профессиональной подготовки в демократическом обществе. В этом плане преподавание прав человека в юридических вузах должно отличаться существенной спецификой в отличие от распространения правовых знаний для других слоев населения (в том числе студентов неюридических вузов), для которых необходим определенный уровень информированности о принадлежащих им правах и свободах в порядке общекультурной подготовки и в целях наиболее полного использования ими возможностей реализации и самозащиты своих прав и свобод; для будущих же юристов это должны быть профессиональные знания о правах человека, умение оказать помощь в защите нарушенного права другого гражданина всеми способами, не запрещенными законом. Основная цель учебной дисциплины по правам человека – сформировать у студентов основополагающее представление о приоритете прав человека как определяющем принципе правового государства, международных стандартах прав и свобод человека и гражданина, международных механизмах обеспечения прав и свобод, о положении дел с защитой прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и на этой основе подготовить их к самостоятельной практической деятельности. Программа спецкурса носит государствоведческий, конституционно-правовой характер; в то же время она включает ряд проблем пограничного характера с дисциплинами гражданско-правового, предпринимательского, уголовно-правового профиля. В этом находит свое отражение тот факт, что проблемы прав человека носят универсальный, всеобъемлющий характер в том числе с точки зрения учебного плана и программ подготовки юридических кадров по специальности «юриспруденция» независимо от конкретной специализации: права человека могут и должны стать предметом самостоятельного изучения всеми студентами юридических вузов. Ведь правовых знаний более универсального характера, чем знания в области прав человека, нет и не может быть. Предлагаемая программа, прошедшая апробацию в процессе многолетнего чтения соответствующего спецкурса для студентов юридического факультета РГУ по кафедре муниципального права и управления, носит примерный характер. В зависимости от формы обучения (очное, вечернее, заочное отделения), специализации студентов, сетки учебных часов и т.п. лектор может акцентировать внимание на отдельных, по его мнению, наиболее актуальных темах. То же самое касается тематики семинаров, а также рефератов, курсовых и дипломных работ. ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»
Раздел I. Общая теория прав человека
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |