Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятия и виды органов государства. Органы государства по Конституции России




Типология государства. Понятие типов и видов государства. Исторический, формационный (классовый), политический и иные подходы к типологии государства.

http://www.be5.biz/pravo/tmav/03.htm

 

Типология Гос-ва. Наиболее распространенной была принята теория об ОЭФ. Формация – это исторический тип общ-ва, основывающийся на определенном способе пр-ва и являющийся важнейшей ступенью развития общ-ва. Каждая ОЭФ характеризуется типом производственных отн-ий и соответствующей надстройкой. Каждой ОЭФ соответствует свой тип Гос-ва и права. Идея формации сформулирована Марксом (экономический подход). Производственные отн-я доминировали над надстройкой. Основная движущая сила – смена производственных отн-ий, которая вели к смене надстройки. При этом не учитывалось обратное влияние надстройки на базис. Идея формации была поддержана и развита в советское время. Для того, чтобы доказать победу коммунистического строя, - нужна была научная база. Результат всего (по пятичленке) – коммунизм.

 

Общецивилизационный подход. Доминирует культурология. Еще в 18в. высказывались идеи о типах общественного развития. В частности, шотландский просветитель Фергюссон полагал, что общественное развитие – есть изменение способа существования людей. Эти изменения состоят в переходе от дикости к варварству и к цивилизации. Переход этот необходим, поскольку общинная собственность в периоды дикости сменяется периодом ч\с, которая порождает конфликты (имущие и неимущие). Эти конфликты грозят общ-ву распадом и гибелью. Цивилизация выполняет интегративную функцию. Позже об этих стадиях писали Морган и Энгельс. Последний сделал акцент на развитие производственных отн-ий и противоречиях классов. Как справедливо отмечалось в русской лит-ре, социализм как идейное течение развивался как критика цивилизации, претендуя на то, что именно он открывает перед человечеством перспективу. Острая критика цивилизации была уже у ранних социалистов (Фурье). В марксисткой лит-ре термин цивилизация исчезает и сменяется формационным подходом. Новый интерес к цивилизационному подходу связан с возникновением глобальных общецивилизационных проблем. Цивилизация рассматривается как социокультурная система, в которой объединяются материальные и духовные факторы. Если марксизм делает акцент на базисе, то здесь большое внимание уделяется надстройке. Американский политолог Хантингтон опубликовал статью «Столкновение цивилизаций», в которой подчеркивалась роль культурной самоидентификации при определении границ локальных цивилизаций. Анализировался факт превращения этих границ в место политических столкновений. Встает вопрос о цивилизационном механизме. Чтобы масса людей составляла общность, способную длительно существовать во времени, должны действовать скрепляющие механизмы, позволяющие им жить совместно. Политическая и правовая система, которые выполняют интегративные объединяющие функции. Демократия как необходимый элемент цивилизационного механизма. Цивилизационные механизмы – это не социально-экономические структуры, а способы их функционирования. Цивилизованный способ существования – высота, чтобы удержаться на которой, нужно прилагать усилия. Если связи рушатся, начинается варваризация общ-ва.

 

Рассмотрение Гос-в западных и азиатского способа пр-ва. Маркс делал акцент на западе, считая, что восток втянется в эту систему. Новые полюса 21в. – запад и восток.

 

^ Типология права. Классификация национального права начинается после того, как сформировались национальные правовые системы. Поэтому идеи того, что представляет собой национальное право, стали формироваться в 20в. В начале века предлагаются различные способы классификации права. Ученые выделяли латинскую (романскую), германскую (+ скандинавы), англосаксонскую, славянскую, мусульманскую группы, отдельно выделяли римское и каноническое право (Эсмен). Другой ученый (Глассон) предлагал классифицировать системы по историческому происхождению: группа стран с влиянием римского права (Италия, Португалия, Греция, Румыния); группа с небольшим влиянием римского права (Англия, Россия, Скандинавия); группа стран с римским и германским правом (Франция, Германия, Швейцария). Вигмор предложил 16 правовых систем. В середине 20в. доминируют позиции: Цвайгерт (+ Кёц «Введение в сравнительное правоведение частного права») ввел понятие правового стиля. Он складывался из нескольких факторов: происхождение и эволюция правовой системы, своеобразие юридической мысли, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, а также идеологические факторы. Рене Давид («Основные правовые системы современности») ввел понятие правовая семья. 2 крупные правовые семьи – романо-германская правовая семья и англосаксонская (западное право). Характерно, что люди воспринимают право как наиболее оптимальный регулятор отн-ий, суд как оптимальный способ решения конфликтов, но различие – в технике, источниках. Романо-германское идет от абстрактного к конкретному, то страны общего права от конкретного к абстрактному. Конвергенция – восприятие институтов (взаимное), достижение баланса в источниках. Давид говорит о религиозных и традиционных системах. Этими понятиями он объединяет крупные группы национальных правовых систем по различным факторам (по религии, по роли обычая). В истории разных народов религиозные нормы соединились или не соединились с правовыми. Ислам + право = мусульманское право. Православие + право = 0. Каноническое, мусульманское право – лишь части национального права (не правовые семьи). Африканское право – традиционное. Некоторые ученые считают, что последнее относится к Романо-германской системе права (позиция не признана). Давид в основу классификации кладет 2 критерия: идеологический и критерий юридической техники. Цель классификации – определить правовую карту мира. Она рассматривается как географическое понятие. Поскольку в основу кладется позитивистский подход, то речь идет о правовой карте позитивного права. Это описательный подход. Такой подход важен: в законотворческой работе, в применении законов.

 

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п. В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е. явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

 

Первейшим элементом, своего рода "кирпичиком" всего "здания" механизма государства выступает государственный орган.

 

Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

 

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

 

по форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

 

Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

 

Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

 

Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

 

Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

 

по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;

 

по иерархии - на центральные, республиканские и местные;

 

по характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

 

по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

 

по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные;

 

по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

 

по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.