Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, признаки и виды государственных органов




Принцип разделения властей

Основы конституционного статуса России и ее субъектов

В стать 1 Конституции РФ Россия провозглашена федеративным государством, т.е. гос-во состоит из равноправных субъектов федерации, которые являются гос. образованиями и обладают всеми признаками гос. власти за исключением суверенитета.

В состав РФ входят 89 субъектов:

  • 21 республика;
  • 6 краев;
  • 49 областей;
  • 2 города федерального значения;
  • автономная область;
  • 10 автономных округов.

Республики являются государствами (своя конституция и законодательство), а все другие субъекты РФ – государственно-территориальными образованиями (устав и законодательство). Все субъекты РФ равноправны.

Признаки субъектов РФ:

  • ограниченная учредительная власть;
  • территориальные права;
  • конституция и устав;
  • правовая система;
  • система органов гос. власти;
  • представительство в органах гос. власти;
  • боджет, собственность соответствующего уровня;
  • право выступать самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей.

Представительные (законодательные) органы субъекта РФ в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы гос. власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

В таком многонациональном гос-ве, как Россия, федеративная форма гос. устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности.


Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации гос. власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, гос. управление, правосудие, гос. контроль и т.п. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными гос. органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа гос. власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Три независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления гос. власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (здесь рассматривается разделение властей «по горизонтали», о разделении властей «по вертикали» — разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ). Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы гос. власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ гос. власть осуществляют Президент РФ (он является главой гос-ва, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент РФ, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.


Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата.

Признаки гос. органа:

определенная экономическая и финансовая самостоятельность;

наличие собственной компетенции;

наличие властных полномочий.

Гос. органы различаются:

по принадлежности к ветви власти - на законодательные, исполнительные и судебные;

по способу формирования - на представительные и формируемые, представительными органами;

на постоянные и временные;

на органы общей или специальной компетенции и т.д.

Согласно статье 11 Конституции РФ гос. власть осуществляют Президент РФ (он является главой гос-ва, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент РФ, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие). Помимо Правительства РФ действуют другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Некоторые государственные органы с особым статусом не относятся ни к одной из основных ветвей власти. Администрация Президента РФ (обеспечивает деятельность Президента РФ), полномочные представители Президента РФ (представляет Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа), органы прокуратуры РФ (осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции), Центральный банк РФ (основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля), Центральная избирательная комиссия РФ (проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий), Счётная палата РФ (осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета), Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав) и некоторые другие федеральные государственные органы не относятся ни к одной из основных ветвей государственной власти.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.