КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Судебный процесс
Преступления и наказания. Брачно-семейное право и наследование. Правовое регулирование имущественных отношений. Источники права. Право Древнего Египта 1. Источники права. Правовые принципы и отдельные нормативные предписания египтян находили закрепление в различных мифических преданиях о богах, жизнеописаниях фараонов, храмовых хрониках, жреческих трактатах, типологизированных поучениях образу жизни и профессиональным занятиям (например, «Речение Ипувера», «Поучение Мерикара», «Поучение Птаххотепа»), а также в «Книге мертвых», «Текстах пирамид» и других надписях на стенах храмов, на фресках, стелах и папирусах. К древнейшим источникам права относились обычаи, тесно связанные с мифическими предписаниями и религиозными нормами. Согласно легенде, начало древнейшему законодательству положил бог-луна Тот, передавший египетским жрецам 42 священные книги, первые 13 из которых были посвящены полномочиям фараона и основным законам. В «Мемфисском трактате», составленном жрецами бога Птаха в период Древнего царства, описываются деяния богов-творцов, не только создавших номы и храмы, учредивших ритуалы и жертвоприношения, но также провозгласивших всеобщую гармонию, особый общественный порядок и истину в форме важнейшего для египтян принципа маат (справедливости). В «Поучении Мерикара» говорится о древних канонах египтян, обычаях. В древнеегипетской мифологии можно встретить описание различных правовых процедур и юридических символов. Именно египтяне стали рассматривать весы в качестве символа правосудия, справедливого суда. К весам приравнивали самого фараона. Магические предсказания и ритуалы, игравшие роль свода мифологически закрепленных законов и детально регламентировавшие жизнь каждого египтянина, осуществлялись по традиции жрецами. Жречество выступало в Древнем Египте своеобразным гарантом высокой управляемости населением и некоторой унифицированности правопорядка. Жрецы нередко по соглашению с фараонами оглашали в каждом номе специальный календарь благоприятных и несчастливых дней. Согласно этим магическим предписаниям, египтяне не имели права в определенные дни осуществлять торговлю, обращаться в суд, отправляться в морскую экспедицию и проч. Специальные представители номового жречества на местах утверждали в окончательном виде и все постановления общинных судов по имущественным и семейным спорам. Определенная часть жрецов специализировалась на толковании указаний храмовых оракулов, которые давались не словесно, как, например, в древнегреческих Дельфах, а большей частью знаками и кивками. С целью сакрализации своих знаний о древних обычаях и законах жрецы стремились максимально усложнить систему рисуночного, иероглифического письма и использовали собственную фонетическую иератику (скоропись), чтобы не допустить грамотное население Египта к получению сведений о субъективных правах и правовых запретах. Большое значение в качестве источника права имело законодательство фараонов. Оно было весьма подвижным, а сам фараон рассматривался как постоянно деятельный живой, источник своих законов. В историй права Древнего Египта были редки попытки крупных систематизации Законодательства. При четырех следующих фараонах были составлены своеобразные своды древнеегипетского права. Известен торговый договор египетской царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.) с царем Параху, правителем государства Пунт (соврем. Сомали). Мирный договор 1296 г.до н. э., заключенный между фараоном Рамсесом II и хеттским царем Хаттусили III, является первым известным в истории международным договором, содержавшим основные принципы древневосточной дипломатии: 1) оба государства отказывались от применения силы друг против друга и брали на себя обязательство решать все недоразумения путем переговоров; 2) стороны заключали военный союз на случай, если одно из договаривающихся государств станет объектом нападения со стороны третьего, и обязывались оказывать друг другу вооруженную помощь; 3) они заявляли о взаимной выдаче преступников знатного и незнатного происхождения. 2. Правовое регулирование имущественных отношений. В Древнем Египте существовал свод (каталог) всех земель страны — «Книга росписи земель Верхнего и Нижнего Египта», где все земли были расписаны, по держателям полей (храмы, управления царской администрации, конкретные лица) на текущий год. Будучи верховным собственником земельного фонда страны, фараон («властелин всего, что обходит солнце») мог жаловать пахотную землю в качестве вознаграждения за службу отдельным жрецам, воинам, другим своим подданным вместе с обслуживающими ее государственными рабами и инвентарем. Такие земельные пожалования («дом номарха») приобретали статус временного частного землевладения (джет), хотя государственные чиновники продолжали управлять этими землями и взимать с них часть дохода. Постепенно эти землевладения приобретали статус частной собственности («дом отца моего»). В указах о назначении на должность говорилось, что, во-первых, должностное владение неделимо (владельцу дома принадлежит и все остальное владение), во-вторых, его нельзя было унаследовать без назначения на ту же самую должность, в-третьих, запрещено пользоваться двумя неделимыми должностными владениями во избежание путаницы при исполнении связанных с правом владения обязанностей. Однако сохранение верховной собственности на землю за фараоном усложняло порядок передачи права собственности на землю, который сопровождался рядом формальностей, ритуалов и проч. Так, после составления письменного договора купли-продажи, скрепления его клятвенными заверениями и религиозного освящения совершался торжественный обряд ввода покупателя во владение в присутствии царского или храмового сановника. В состав царско-храмового хозяйства помимо землевладений входили царские виноградники, каменоломни, медные и серебряные рудники, зернохранилища и проч. Все водные источники в Древнем Египте считались собственностью фараона и облагались в местных хозяйствах особым налогом, который распространялся на воду не только в каналах, водоемах, колодцах, но даже в бурдюках, а также и на деревья, в тени которых эти бурдюки вешались. Согласно преданию, жрецам издревле принадлежала третья часть земель Египта, предназначавшаяся для службы богам и предкам и исполнения священных обрядов. Храмовое землевладение отличалось особым режимом: пользовалось вечным покровительством фараона как «земля богов», освобождалось от ряда налогов и повинностей на основе специальных грамот защиты, нередко сопровождалось составлением так называемых контрактов сообщества или партнерства, которые заключались между жрецами и трудовым населением храмовой округи. Остальной земельный фонд поступал в непосредственное управление общинных старост, которые получали участок земли («дом») за пределами общины из фондов фараона или местного храма. Но земли крестьян также считались собственностью фараона, и за пользование ими землевладельцы-общинники платили налог в качестве арендной платы. Земельный надел мог передаваться по наследству только по мужской линии и при условии правильного культивирования почвы наследодателем. «Царские хемуу» получали личные наделы в поместьях храмов и вельмож с обязанностью выплачивать налоги продуктами сельского хозяйства. Выделялось также землевладение служащих поминальных храмов египетских фараонов, которые являлись мелкими собственниками средств производства. Иная недвижимость (жилые дома, сады и проч.) и все движимые вещи могли отчуждаться свободным египтянам без соответствующей обязанности нести службу и с почти неограниченным правом распоряжения. Отдельную категорию составляла семейная собственность, находившаяся под контролем старшего члена семьи, особо оберегавшего так называемую культовую собственность для погребальных целей. К категории священных земель, на которых, в частности, запрещалось возводить частные постройки или разбивать сады, относились земли под дворцово-храмовыми сооружениями, усыпальницами, стелами, обелисками, гробницами священных животных и птиц, например священных соколов. В многочисленных документах и надписях, касающихся оформления различных обязательств, встречаются клятвы, которые стороны произносят по требованию суда или по собственной инициативе. Так, при заключении в суде договоров найма рабов их владельцы клятвенно удостоверяли получение денег за весь оговоренный в договоре период найма, обязуясь одновременно возместить работой этих же рабов возможные дни их болезни. Владелец сдаваемого внаем осла клятвенно заверяет нанимателя, что никакое третье лицо не имеет на него прав. Заключение возмездных договоров облегчалось тем, что в Древнем Египте издавна продукты или изделия оценивались с помощью единицы под названием шетит или чисто весовой единицы дебен в 90 граммов золота, серебра, меди. Тот, кто хотел продать дом или раба и договаривался о его стоимости в шетит, получал на эту сумму зерно или скот. После передачи покупной стоимости стороны произносили клятвы при свидетелях, а суд регистрировал сделку. После этого рабы становились собственностью нового владельца и, как правило, сразу же (получали египетское имя. В формулярах договоров купли-продажи раба имелась непременная оговорка, что раб продается вместе со своими детьми, которые у него уже имеются и которые родятся в будущем. Широкое распространение получили договоры перевозки грузов. Владельцы судов состояли, как правило, на государственной службе и являлись материально-ответственными лицами, вследствие чего были обязаны возмещать владельцу ущерб в случае утраты, гибели или порчи товара. Во время длительного пути (например, при доставке зерна из Нубии или Фив) груз охраняли воины соответствующих гарнизонов. При получении груза в пункте назначения местные работники (например, зернохранилища) были обязаны в кратчайшие сроки послать в столицу писцам казначейства отчет о получении и распределении груза. Ряд контрактов сопровождался оформлением особого «документа об обеспечении», который фиксировал временный характер договорных отношений, ограничивая их, как правило, трехгодичным сроком (сделки займа, ссуды, «контракты порабощения», оформлявшие рабство-должничество). Гарантиями прав сторон служили наряду с составлением «документов об обеспечении» и расписок также скрепление основного договора клятвой и право обращения в спорной ситуации в «дом судей». В специальные «дома записей» (своеобразные государственные архивы) поступали на длительное хранение большинство деловых документов, удостоверявших характер и происхождение той или иной земельной и прочей собственности, включая сведения о должностях и служебных владениях, копии документов по купле-продаже, аренде и др. За нарушение обязательств древнеегипетское законодательство предусматривало штраф в размере двукратной стоимости предмета обязательства. В судебной практике встречались дела об оговорках, связанных с нарушением обязательств по независящим от сторон причинам. В таких случаях договоры расторгались в судебном порядке, а стороны возвращались в первоначальное положение. 3. Брачно-семейное право и наследование. Женщина играла на протяжении всей истории Древнего Египта значительную роль в социальной и хозяйственной жизни всего общества. Она и в семье занимала довольно высокое положение в качестве «владычицы дома». В связи с этим получил распространение брак-партнерство с оформлением брачного контракта, в котором закреплялись не только режим раздельной собственности супругов, но и свобода развода. Каждый брачный договор сопровождался символическим обрядом обмена «брачными» браслетами, впоследствии — железными кольцами и передавался на утверждение джати. Последний четко следил за тем, чтобы в его тексте содержалась детальная опись имущества жены, определялись суммы обязательных для мужа выплат на содержание его супруги. Для египтян понятия «построить дом» и «взять жену» были синонимами. Свадебный обряд был достаточно прост, так как основная часть брачной церемонии заключалась в переходе невесты с ее приданым из отцовского дома в дом жениха. После свадьбы муж продолжал обычно называть жену «сестра» (се-нет), не «супруга» (хемет). Вполне официально заключались браки между родственниками (например, дядьями и племянницами), а также признавались полигамные браки для фараонов и отдельных чиновников. Старшая жена в гареме фараона, она же, как правило, его сестра, ведала организацией дворцового ритуала, занимая должность «хозяйки дома царя». В современной литературе нередко утверждается о частом заключении браков между братьями и сестрами, что, однако, было характерно лишь для высшего сословия и царского рода. Отец не имел права отказаться от своего ребенка в случае, если его матерью была не «владычица дома», т.е. законная супруга, а рабыня. Отмечают удивительный обычай древних египтян, которому они придавали большее значение, — выкормить и вырастить всех родившихся у них детей. Супруг вполне легально мог содержать в своем доме наложниц, а его неверность, как правило, не каралась никакими санкциями. За проступок или ослушание муж был вправе наказывать свою жену, однако жестокое избиение могло стать поводом к судебному разбирательству и привести к вынесению приговора, предусматривающего сто палочных ударов с лишением права на совместно приобретенное имущество. Юридическая практика Позднего царства свидетельствует, что брачные контракты не препятствовали женщине развестись в соответствующих случаях и завести новую, семью. Для этого достаточно было иметь приданое определенной стоимости, составленный брачный контракт и оговоренные в нем условия относительно будущего совместно нажитого имущества. После кончины одного из, супругов общим имуществом продолжал пользоваться оставшийся в живых, а в отношении своей доли (две трети вносил муж и только одну треть — жена) имел полное право распоряжения. Одним из самых неблагоприятных последствий развода по инициативе мужа была его обязанность передать все свое имущество в управление старшему сыну с последующим разделом между всеми детьми. Это правило не распространялось на особый имущественный комплекс целевого назначения, выделенный для, исполнения обязанностей по уходу за погребением родителей. На протяжении всей истории древнеегипетского права сохранялась раздельная собственность мужа и жены, и, хотя жена могла по завещанию наследовать мужу, естественными его наследниками были все же только дети. Для передачи жене своего имущества муж должен был, как правило, ее удочерить. Своей собственностью женщина вправе распоряжаться самостоятельно: завещать, продавать и приобретать. По женской линии могло также переходить землевладение и связанный с ним должностной титул отца, мужа или брата. «Старшим сыном» и наследником, согласно воле главы семьи, мог быть объявлен любой из детей, в том числе от предшествовавших браков. Важнейшей обязанностью сыновей и священным долгом являлись достойные похороны отца и постоянная забота о его гробнице. Дочь наследовала наравне с братьями, и наследство могло передаваться как по мужской, так и по женской линии. Если женщина оказывалась старшей при малолетстве братьев и других сестер, она назначалась «управительницей» над всеми наследниками. Остальные дети, как правило, отстранялись от наследства, работали на положении низших членов в хозяйстве патриархальной семьи и со временем были обязаны выйти из ее состава. 4. Преступления и наказания. В «Книге мертвых» содержался перечень 42 самых тяжких для египтян грехов-преступлений. Наиболее тяжкими признавались преступления против фараона и государства и религиозно-культовые преступления. К первым относились измена во время ведения военных действий, заговор против монарха, мятеж, разглашение государственной тайны, «переход Реки» (посещение соседнего нома без разрешения). К ним примыкали также должностные преступления. Так, при последнем фараоне XVIII династии (1319—1292 гг. до н. э.) началась борьба против коррупции среди чиновников, и в частности против взяточничества, в случае которого при наличии показаний двух свидетелей виновный подвергался смертной казни. Еще один состав государственного преступления выделился в связи с теми особенностями, которые отличали древнеегипетские клятвы. В закреплявших их юридических документах обычно предусматривалось наказание, которому могло быть подвергнуто лицо, произносившее клятву, в том случае, если показание окажется ложным или если условие, подкрепленное клятвой, не будет выполнено. Если ложное обвинение грозило ответчику имущественным штрафом, то истцу помимо этого назначалось телесное наказание. Вторая категория тяжких преступлений обособилась в связи с тем, что уголовно-правовые представления египтян впитали в себя различные мифологические образы, в том числе тотемические. В частности, в каждом номе существовала особая административная должность «смотрителя за священными животными». В связи с тем, что одной из ипостасей бога солнца Ра был «великий огненный кот», преследовалось любое посягательство на жизнь представителей семейства кошачьих. Так, в случае гибели кошки виновный приговаривался к смертной казни независимо от того, намеренно или случайно она была убита. С архаичными мифологическими представлениями египтян было связано также особое отношение к традициям в ношениии одежды и украшений, чтобы быть узнаваемыми номовыми божествами и добрыми духами. Поэтому переодевание в платье лица другого сословия, должностного ранга или даже пола не только влекло публичное наказание, но и грозило посмертным «раздвоением» его души на суде Осириса и вечным блужданием ее по «полям мрака». Особо жестоко преследовались такие преступления, как посягательства на храмовую собственность, кража погребального имущества и ограбление гробниц. Так, при возбуждении дела об ограблений некрополя, было указано, что это — «преступление великое, подлежащее наказанию через казнь сажанием на кол». Согласно указу фараона XIX династии Сети кража храмового имущества наказывалась 100 ударами и взысканием в пользу храма штрафа в стократном размере стоимости украденного. За кражу храмового скота вору отрезали нос и уши, после чего его отдавали в рабство храму, а членов его семьи делали зависимыми людьми того же храма. Кроме того, всякие святотатцы лишались права на совершение погребальных церемоний и обрекались на загробные кары. Отдельную категорию составляли преступления против личности (убийство, нарушение правил врачевания, повлекшее смерть больного) и против семьи и нравственности (прелюбодеяние, изнасилование). Постепенно обособилась и группа преступлений против частной собственности (кража, грабеж, мошеннические действия в виде обмеривания или обвешивания и т. п.). В качестве наказания за эти преступления предусматривалось, как правило, возвращение похищенного имущества и' выплата в качестве штрафа двух- или трехкратной стоимости украденного в пользу потерпевшего. Ростовщичество преследовалось в связи с тем, что оно относилось к низким ремеслам, не достойным добропорядочного подданного, которым могли заниматься только чужеземцы — евреи, критяне, финикияне. Основной целью наказания было устрашение. В «Поучении Мерикара» были заложены некоторые общие принципы и основы системы наказаний: «Остерегайся карать опрометчиво: не убивай — нет тебе в этом пользы, наказывай побоями и заключением; благодаря этому будет заселяться эта страна; исключение лишь для бунтовщика, чей замысел раскрыт». В систему наказаний входили: смертная казнь (сажание на кол, отдача на съедение крокодилам и проч.), заключение в тюрьму, обращение в рабство, ссылка на каторжные работы в Нубию и другие страны, телесные и членовредительные наказания, лишение звания и превращение должностного лица в ремесленника или земледельца, денежный штраф, конфискация частных рабов в пользу государства. 5. Судебный процесс. Неотъемлемым элементом судопроизводства являлись клятвы, которые произносили для подтверждения своих показаний свидетели и стороны. Однако данная заинтересованными лицами клятва не считалась безусловным доказательством, и независимо от нее суд производил расследование, применяя пытки, очные ставки, обыски. Пытки часто практиковались во время допроса, когда обвиняемого подвергали битью палками по спине, ладоням и стопам. В тех случаях, когда обвинение или иск не имели под собой твердых доказательств, клятва еще во времена Нового царства освобождала от обвинения. По традиции произнесение клятвы при судоговорении оставалось обязательным, но при этом обращение к именам богов и фараона стали дополнять указанием на ту кару и конкретную санкцию, которая должна будет постигнуть виновного при даче ложного клятвенного показания. Нередко суд выносил свой приговор, опираясь на клятву и входящие в ее состав санкции, определяемые нормами обычного права и закона. Так, в одном из процессов по обвинению в оскорблении фараона суд потребовал от обвинителей, установив лживость выдвинутого ими обвинения, дать клятвенное обещание об окончательном отказе от своих исковых притязаний. От лиц, признанных оракулом неправыми и таким образом проигравших, также требовали произнесения клятвы в том, что они согласны с приговором и не будут его обжаловать.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |