Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовая охрана смежных прав




Международно-правовые основы авторского права.

ТЕМА 14. ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Роль суда в процессе доказывания по гражданским делам.

Пример оформления тезисов

Апреля 2013 г.

Апреля 2013 г.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХII ЕЖЕГОДНОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ

В дни подготовки и проведения конференции оргкомитет работает с большим количеством входящей корреспонденции, от четкого соблюдения указанных требований по оформлению заявок будет зависеть соблюдение оргкомитетом заявленных сроков для отправки приглашений и составления программы конференции

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ

«ПРАВО И СУД В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

 

09.00 – 10.00 – Регистрация участников конференции в холле первого этажа

10.00 – 11.00 – Торжественное открытие конференции, пленарное заседание

11.20 – 12.00 – Перерыв на обед

12.00 – 16.00 – Секционные заседания (часть первая)

16.00 – 16.30 – Перерыв

16.30 – 18.00 – Секционные заседания (часть первая), продолжение

18.00 – Экскурсия по г. Москва

 

10.00 – 11.30 – Награждение и торжественное закрытие конференции.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Иванов А.А.

Российская академия

правосудия[1]

студент 4 курса

ГПК РФ уже неоднократно претерпевал изменения, связанные с быстрым темпом развития нашей страны…

 


[1] Обращаем Ваше внимание, что название ВУЗа указывается полностью, без сокращений.

 

1. Международно-правовые основы авторского права.

2. Международно-правовая охрана смежных прав.

3. Международно-правовая охрана промышленной собственности.

 

В последние годы в международном частном праве объекты авторского и патентного права стали объединяться в одну общую группу, получившую наименование "интеллектуальная собственность". Основной причиной такой постановки вопроса стало принятие 14 июля 1967 г. Стокгольмской конвенции «Об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности» (ВОИС), членами которой к настоящему времени являются более 130 государств, включая Беларусь.

Согласно ст. 2 Конвенции термин "интеллектуальная собственность" включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям; защите от недобросовестной конкуренции и др.

Таким образом, интеллектуальная собственность включает объ­екты авторского права, смежных прав и промышленной собственно­сти Общим для них является то, что все они относятся к результатам творческой деятельности, т.е. по своему содержанию они относятся к абсолютным правам: только правообладатель может использовать произведение с целью извлечения имущественной выгоды, а все третьи лица обязаны воздерживаться от нарушения его права и не могут использовать произведение или изобретение без его согласия. Таким образом, права на интеллектуальную собственность имеют исключительный характер. Специфика этих прав заключается также в том, что их объекты по своему существу нематериальны. Эти права возникают в соответствии с законами конкретного государства и их юридическая защита, как правило, ограничивается его территорией. Поэтому приобретение автором произведения определенных прав в данной стране не влечет их автоматического признания в другом государстве.

Территориальный характер авторского права означает, что произведение, первоначально опубликованное в одной стране, затем может быть переведено и издано в другом государстве без согласия автора и без выплаты ему гонорара. В связи с тем, что здесь такое произведение не будет охраняться авторским правом, ни автор, ни издательство, впервые выпустившие его в свет, не могут возражать против действий такого рода. Поэтому в течение длительного времени сохранялось положение, при котором книгоиздатели и продавцы издавали и реализовывали в различных странах произведения зарубежных авторов, не выплачивая им гонораров.

Факт изобретения, открытия или другого технического достижения должен быть удостоверен решением компетентного государственного органа (как правило, патентного) и оформлен посредством выдачи автору специального охранного документа: патента, свидетельства или специального диплома. После этого у него возникает субъективное право на изобретение. Однако подобного рода охранные документы имеют юридическую силу то лько на территории государства, в котором они были выданы. Поэтому для приобретения права на данное изобретение в другом государстве требуются подача заявки и выдача самостоятельного патента или иного охранного документа в данной стране. При этом речь будет идти не о признании возникшего ранее в другом государстве права на изобретение, а о возникновении нового субъективного права.

Формы и способы охраны прав на изобретения также полностью определяются внутренним законодательством конкретного государства. При этом, в случае выдачи патента исключительное право на изобретение, как правило, предоставляется патентообладателю, который может воспользоваться им сам, разрешить использовать свое изобретение третьему лицу или вообще не предоставлять его для использования никому. В случае нарушения патента по решению суда с виновных могут быть взысканы убытки и наложен арест на изделие, созданное с использованием изобретения или открытия.

Основным средством преодоления территориального характера авторского и патентного права является заключение межгосударственных соглашений о взаимном признании и охране прав на интеллектуальную собственность. Их разработка и принятие позволяют правам, возникающим по законам одного государства, действовать и охраняться на территории другого в соответствии с его законодательством. Иностранцы в этом случае получают возможность обладать правомочиями, предоставленными местными законами, а их национальные законы, как правило, не учитываются и не применяются.

Создание международной системы охраны авторских прав отно­сится к концу XIX века. В 1886 г. была подписана Бернская кон­венция об охране литературных и художественных произведений (в дальнейшем - Бернская конвенция). Страны, подписавшие Бернскую конвенцию, образовали Берн­ский союз для oxpaны прав авторов на их литературные и художественные произведения. В Бернской конвенции участвует большое число государств (свыше 150 стран). Документ неоднократно пересматривался на международных конференциях, проходивших в 1896, 1908, 1914, 1928, 1948 (Брюсселе), 1967 (Стокгольме) и 1971 годах (Париже.). Для cтран-участниц конвенция действует в различных редакциях. (Беларусь присоединилась к Конвенции вред. Парижского акта 1971 г..). [1].Административные функции Бернского союза выполняет Все­мирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

В соответствии с данным документом к числу охраняемых относятся авторские права на литературные и художественные произведения и сборники, в том числе на продукты кинематографического, фотографического, хореографического, музыкального и драматического творчества.

Для определении субъектов охраны в Бернская конвенции использован географический критерий: предпочтение отдается стране происхождения (первого опубликования). В соответствии со ст. 5 Бернской конвенции авторы - граждане какой-либо страны Бернского союза пользуются в других странах Союза в отношении своих произведений, как опубликованных, так и неопубликованных, правами, которые «предоставляются в настоя­щее время законами этих стран своим гражданам». Такая же охрана предоставляется авторам - гражданам государств, не участвующих в Бернской конвенции, в отношении произведений, опубликованных ими впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.

По Бернской конвенции в редакции 1971 г. правовая охрана предоставляется гражданам стран Бернского союза и в тех случаях, когда их произведение было впервые опубликовано вне территории стран Союза.

Согласно Бернской конвенции, срок охраны авторского права составляет все время при жизни автора и 50 лет после eго смерти. Но если по закону страны Союза, в которой предъявляется требование об охране, срок является более продолжительным, то применяется установленный в данной стране срок. В этом случае он не может быть более продолжительным, чем срок действия авторского права, который установлен в стране, где произведение было впервые опуб­ликовано [2].

В случае конкретного спора срок охраны авторского права Бернской конвенции не может быть более продолжительным, чем срок действия авторского права, который был установлен в стране, где спорное произведение было впервые опубликовано. Это означает, например, что в Германии, по законодательству которой срок охраны произведений составляет период жизни автора и 70 лет после его смерти, переизданные произведения белорусских авторов будут охраняться лишь в течение 50 лет после их смерти, т.к. именно такой срок охраны авторских прав установлен законодательством Беларуси. Бернская конвенция определяет также сокращенные сроки охраны реализации исключительного права автора на перевод своего произведения. Бернская конвенция определяет также сокращенные сроки охраны реализации исключительного права автора на перевод своего произведения[3].

По Бернской конвенции объем прав определяется по закону страны, где предъявляется требование об охране. Субъекту охраны авторских прав предоставляются те же права, которые предоставля­ются национальным законодательством гражданам данной страны. Кроме того, автору предоставляются права, особо предусмотренные Бернской конвенцией. В отношении судебной защиты гражданину каждой страны Союза в любой другой стране Союза предоставляется национальный режим.

Бернской конвенцией установлено исключительное право автора на перевод своих литературных и художественных произведений, воспроизведение экземпляров произведения, публичное исполнение музыкальных и драматических произведений, передачу своих произ­ведений по радио, телевидению и т.п. Конвенция ограничивает возможность свободного использования литературных и художественных произведений за границей, оговаривая обязательные условия получения согласия обладателей авторских прав опубликование таких произведений, выплаты авторского гонорара и т.д. поэтому Конвенция не отвечает в ряде случаев интересам развивающихся стран

В 1952 году в Женеве была подписана Всемирная конвенция об авторском праве (Всемирная конвенция). (вступила в силу для Республики Беларусь 27 мая 1973 г.)

Инициаторами принятия новой конвенции стали государства, считающие для себя нежелательным участие в Бернской конвенции, которая содержала жесткие требования к национальному законодательству своих стран-участниц. В настоящее время в Женевской конвенции участвует более 90 государств.

Отличие между Бернской и Женевской конвенциями состоит в следующем: Бернская направлена на установление относительно однообразного правового режима охраны авторских прав в странах-участницах; основная цель Всемирной конвенции — обеспечить защиту авторских прав иностранцев в соответствии с национальным законодательством государств-членов. Тем самым Женевская конвенция в меньшей степени, чем Бернская, требует унификации национально-правовых норм стран-участниц. По своему содержанию она носит более универсальный характер, что делает возможным участие в ней государств с различным законодательством в области авторского права.

Всемирная конвенция (как и Бернская конвенция) исходит из принципа национального режима. Но, в отличие от нее, этот прин­цип здесь играет большую роль[4]. Всемирная конвенция предоставля­ет основное регулирование национальному законодательству. Она носит более универсальный характер, что делает возможным участие в ней стран с различным законодательством в области авторского права. Присоединение к Всемирной конвенции в меньшей степени требует внесения изменений и дополнений во внутреннее законода­тельство.

Всемирная конвенция предусматривает охрану в странах - уча­стницах прав всех лиц, произведения которых впервые опубликова­ны на территории одной из этих стран. Гражданам стран-участниц обеспечивается охрана и в том случае, когда их произведения впервые опубликованы за пределами стран-участниц.

Охрана авторского права относится и к правопреемникам автора - физическим и юридическим лицам. Неопубликованные произведе­ния охраняются только в том случае, когда автор является граждани­ном одной из стран-участниц.

Во Всемирной конвенции не раскрываемся содержание автор­ских прав, дается лишь примерный перечень охраняемых произведений литературы, науки и искусства, включая письменные, музыкальные, драматические, кинематографические произведения, а также произведения живописи, графики и. скульптуры. Государства в своем национальном законодательстве вправе расширить этот перечень.

Конвенция предусматривает охрану прав на выпущенные в свет (опубликованные) и не выпущенные в свет (неопубликованные) произведения граждан государств-участников, причем даже в том случае, если это произведение впервые было опубликовано на территории страны, не участвующей в Конвенции (ст. II). При этом в соответствии со ст. IV под выпуском произведения в свет следует понимать "воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительского восприятия". Из этого следует, в частности, что музыкальное произведение будет считаться выпущенным в свет не в момент его исполнения, а в момент выхода из печати нот.

В соответствии со Всемирной конвенцией обладатель авторско­го права имеет исключительное право на перевод или переиздание своего произведения. Нельзя в другой стране издать произведение без разрешения того издательства, которое впервые издало его, и без уплаты соответствующего вознаграждения.

Статья Ш Конвенции закрепляет процедуру упрощения формальностей, необходимых для приобретения зашиты авторского права. Так, если по внутреннему законодательству какого-либо государства-участника условием охраны авторского права является соблюдение ряда формальностей (депонирование, регистрация, нотариальное удостоверение, уплата сборов и т. п.), то в отношении всех охраняемых Конвенцией произведений эти требования считаются выполненными при соблюдении следующих двух условий:

1. Если данное произведение впервые выпущено в свет вне территории страны, где испрашивается охрана, и если автор не является гражданином этого государства;

2. Если, начиная с первого выпуска в свет произведения, все его экземпляры, изданные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак © с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет.

Если перечисленные выше условия отсутствуют, то государство, где испрашивается охрана, может требовать соблюдения всех формальностей и условий, необходимых для приобретения и реализации авторского права, в том числе и процессуального характера при рассмотрении дел о защите авторских прав в суде.

Срок охраны авторского права во Всемирной конвенции опреде­ляется по закону страны-участницы, в которой предъявляется требо­вание об охране, однако он не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти.

Помимо указанных международно-правовых актов универсального характера определенную роль в деле охраны авторских и смежных прав играют региональные соглашения. В качестве примера здесь можно привести панамериканскую Конвенцию о литературной и художественной собственности, подписанную в 1889 г. в Монтевидео, и Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенное государствами — членами СНГ в 1993 г. в Москве.

Со­глашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав вступило в силу для Республики Беларусь 4 декабря 1997 г. Это соглашение включает договоренности:

- об обеспечении на территориях государств-участников Со­глашения выполнения международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.);

- об осуществлении необходимых мер для развития и принятия законопроектов, обеспечивающих охрану авторского права и смежных прав на уровне требований, в частности, Бернской конвен­ции об охране литературных и художественных произведений, Же­невской конвенции об охране интересов производителей фонограмм.

 


Со второй половины XX века в международном частном праве начала складываться система международных договоров об охране так называемых смежных прав авторов, т.е. прав относящиеся к исключительной дея­тельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам (возникающих в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания).

Понятие «смежные права» известно не всем правовым системам: в странах англо-американской системы права это понятие не используется в гражданском обороте.

Основными многосторонними соглашениями в области смеж­ных прав являются Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания от 26 октября 1961 г. (Римская конвенция) и Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от 29 октября 1971 г. Непосредственное отношение к смежным правам имеет и Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спутники от 21 мая 1974 г.

Римская конвенция предусматривает выплату гонорара за публичное проигрывание грамзаписей, в том числе по радио и телевидению, но не предусматривает охрану от передач по кабельным и другим информационным сетям. Вступила в силу для Беларуси - 27 мая 2003 г.[5]

Участником Римской конвенции может быть только государст­во, которое является членом Всемирной конвенции об авторском праве или членом Бернского союза.

Римская конвенция (как и другие конвенции по авторскому пра­ву) основана на принципе национального режима (национального режима охраны), который означает режим охраны, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства:

1. артистам-исполнителям, являющимися его гражданами, в от­ношении осуществляемых на его территории исполнений, их пере­дачи в эфир либо первой записи;

2. производителям фонограмм, являющимися его гражданами, в отношении фонограмм, которые впервые записаны или впервые опубликованы на его территории;

3. организациям вещания, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Под "исполнителями" в Римской конвенции понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.

Артисты-исполнители имеют право предотвращать:

1. осуществление без их согласия передач в эфир или для всеобщего сведения их исполнения за исключением случаев, когда используемое для передачи в эфир или для всеобщего сведения исполнение уже было передано в эфир или осуществляется с использованием записи;

2. осуществление без их согласия записи исполнения, которое не было предметом записи;

3. воспроизведение без их согласия записи их исполнения:

- если первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия;

- если воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые исполнители дали свое согласие;

- если первоначальная запись осуществлена в соответствии с положениями ст. 15 Римской конвенции[6], а воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, которые указаны в этих положениях.

В соответствии с Римской конвенцией все выпущенные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упа­ковка должна иметь символ ® с указанием даты первой публикации. Конвенция устанавливает обязанность выплаты пользо­вателем артистам-исполнителям и производителям фонограмм разо­вого справедливого вознаграждения в случае, если фонограмма, опубликованная в коммерческих целях, или воспроизведение такой фонограммы, используется непосредственным образом для передачи в эфир или для передачи иным способом для всеобщего сведения.

Под «производителем фонограмм» в Римской конвенции пони­мается «физическое или юридическое лицо, которое первым осуще­ствило звуковую запись исполнения или других звуков».

Производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм.

Организации вещания как правообладатели имеют право разре­шать или запрещать ретрансляцию своих передач в эфир, запись сво­их передач и т.д.

Договаривающиеся государства могут вступать между собой в специальные соглашения, если эти соглашения наделяют правообла­дателей по Римской конвенции более широкими правами либо со­держат иные положения, не противоречащие Римской конвенции.

Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Рим­ской конвенцией, составляет 20 лет.

В соответствии с Римской конвенцией учрежден Межправитель­ственный комитет, основными задачами которого является изучение вопросов, относящихся к применению и действию данной Конвенции.

Участниками Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. являются около 60 государств мира, включая Беларусь[7] и РФ. Инициатором принятия этого международно-правового документа стала Международная федерация грамзаписи, которая неоднократно обращала внимание на рост фактов незаконного изготовления грампластинок во всем мире.

В соответствии со ст. 2 Конвенции "каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью их распространения среди публики, а также от распространения этих копий среди публики".

При этом Конвенция устанавливает, что государства-участники сами определяют юридические меры, при помощи которых будет осуществляться такая охрана, из числа следующих; охрана посредством предоставления авторского права или другого особого права; охрана посредством законодательства” относящегося к нечестной конкуренции; охрана посредством уголовных санкций (ст. 3). Кроме того, ст. 4 Конвенции оговаривает возможность установления каждым государством-участником при помощи своего национального законодательства определенного срокадействия предоставляемой охраны. Последний, однако, не может быть меньше 20 лет, начиная либо с конца года, в котором первая запись фонограммы была сделана, либо с конца года, когда она была впервые опубликована.

С 1988 г. для России (Беларусь - нет) действует подписанная 21 мая, 1974 г. в Брюсселе Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. Ее государства-участники взяли на себя обязательства принять меры по предотвращению распространения на своего или со своей территории любого несущего программы сигнала теми органами, для которых такой сигнал не предназначается.

Помимо указанных международно-правовых актов универсального характера определенную роль в деле охраны авторских и смежных прав играют региональные соглашения. В качестве примера здесь можно привести панамериканскую Конвенцию о литературной и художественной собственности, подписанную в 1889 г. в Монтевидео, и Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, заключенное государствами — членами СНГ в 1993 г. в Москве.

Согласно Закону Беларуси об авторском праве и смежных правах от 17 мая 2011 г. (ст. 30) личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации), охраняются бессрочно.

Исключительное право на:

- исполнение действует в течение 50 лет с момента осуществления исполнения, либо первой записи исполнения, либо первой передачи исполнения в эфир, или по кабелю, или иным способом сообщения для всеобщего сведения.

- фонограмму действует в течение 50 лет с момента первого опубликования фонограммы или в течение пятидесяти лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

- передачу организации эфирного или кабельного вещания действует в течение 50 лет соответственно с момента осуществления передачи в эфир или с момента осуществления передачи по кабелю.

Исчисление данных сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения соответствующего срока.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.