Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита субъектов предпринимательской деятельности




Административно-правовой считается защита, которая осуществляется средствами государственно-правового воздействия с привлечением специально уполномоченных государственных органов или вышестоящими органами исполнительной власти. Иными словами, административно-правовая защита субъектов предпринимательской деятельности реализуется:

1) путем обращения в органы, имеющие полномочия по
защите их прав.

2) путем обращения в порядке подчиненности в выше
стоящие органы исполнительной власти (к должно
стным лицам).

Органы, которые осуществляют государственный надзор и контроль в сфере предпринимательской деятельности и имеют полномочия на проведение проверок в соответствующих областях хозяйствования, также косвенно осуществляют административно-правовую защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. «Косвенная» защита в таком случае может иметь и непосредственный характер, поскольку проверки соответствующими органами могут происходить не только по инициативе собственно органа, а и по заявлению (жалобе) заинтересованного (пострадав niero) лица.

К органам, которые в административном порядке осуществляют защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, прежде всего, относятся правоохранительные органы. Обращение в такие органы в административном порядке в отдельных случаях имеет следствием принятие решения судом, рассматривающим соответствующее дело по представлению этих органов. Таким образом, осуществляется комплексная защита прав субъектов предпринимательской деятельности — с помощью административных и судебных средств.


Например, органы внутренних дел (милиции) в соответствии с п. 24 ст. 11 Закона Украины от 20 декабря 1990 г. «О милиции» имеют право требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций пояснений по фактам нарушения законодательства, проверка соблюдения которого отнесена к их компетенции. Статьей 112 Уголовно-процессуального кодекса Украины следователям органов внутренних дел предоставлено право проводить досудебное следствие в делах о преступлениях, предусмотренных, в частности, ч. 2 ст. 205 «Фиктивное предпринимательство», ст. 206 «Противодействие законной хозяйственной деятельности», ст. 219 «Доведение до банкротства», ст. 220 «Утаивание стойкой финансовой неспособности», ст. 221 «Незаконные действия в случае банкротства» и т.п. Уголовного кодекса Украины (УК). Несмотря на то, что органы внутренних дел расследуют соответствующие преступления в административном порядке, окончательное решение о признании лица виновным (невиновным) принимает суд.

На органы прокуратуры п. 5 ст. 121 Конституции возложен надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами. Согласно предоставленным полномочиям и по содержанию ч. 5 ст. 25 Закона Украины от 4 декабря 1990 г. «О государственной налоговой службе в Украине» (в редакции Закона от 24 декабря 1993 г.) действия или решения налоговой милиции, ее должностных и служебных лиц могут быть обжалованы в установленном законом порядке, в частности, в прокуратуру. Соответствующие действия или решения могут также быть обжалованы в суде.

Следователи налоговой милиции — специального подразделения Государственной налоговой администрации Украины по борьбе с налоговыми правонарушениями — проводят досудебное следствие в делах о преступлениях, предусмотренных, в частности, ст. 218 «Фиктивное банкротство» УК, тем самым, защищая кредиторов от недобросовестных должников в лице руководителей субъектов хозяйственной деятельности или физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.

Антимонопольный комитет Украины, не имея статуса правоохранительного органа, в силу полномочий,


предоставленных ему Законом Украины от 26 ноября 1993 г. «Об Антимонопольном комитете Украины», рассматривает заявления субъектов предпринимательской деятельности о нарушении их прав вследствие несоблюдения законодательства о защите экономической конкуренции или действий с признаками недобросовестной конкуренции.

Органом исполнительной власти со специальным статусом, имеющим полномочия по косвенной защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Согласно Положению, утвержденному Указом Президента Украины от 25 мая 2000 г. № 721/2000, Комитет является специально уполномоченным органом по вопросам государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности. Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства осуществляет защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, нарушенных (или таких, которые могут быть нарушены) действием регуляторных нормативных актов в сфере предпринимательства разной юридической силы.

В административном порядке права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности могут быть защищены путем обращения в порядке подчиненности к вышестоящим органам исполнительной власти (должностным лицам) с жалобой (заявлением) на действия (бездеятельность) подчиненных. Обращение в вышестоящий орган (к должностному лицу) является внесудебным путем разрешения спора, который не препятствует последующему обращению в судебные органы независимо от решения этого органа. Процедура рассмотрения соответствующих обращений регулируется подзаконными нормативными актами — инструкциями, правилами, положениями и т.п. в отношении органов, действия которых обжалуются. Если такой порядок не определен, следует руководствоваться общими нормами Закона Украины от 2 октября 1996 г. «Об обращениях граждан».


99. Нотариальная защита субъектов предпринимательской деятельности

Нотариальная защита субъектов предпринимательской деятельности состоит в том, что нотариус, удостоверяя соглашения, заверяя правильность копий, накладывая запрет на отчуждение имущества, совершая иные нотариальные действия в соответствии с Законом Украины от 2 сентября 1993 г. «О нотариате» тем самым косвенно содействует физическим и юридическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности в реализации их прав и защите законных интересов. Нотариус разъясняет права и обязанности, предупреждает о последствиях нотариальных действий, которые осуществляются, для того, чтобы юридическая неосведомленность не могла навредить сторонам. Кроме того, нотариус проверяет соответствие документов, подаваемых для совершения действия, законодательству и отказывает в совершении нотариальных действий в случае их несоответствия законодательству Украины или действующим международным договорам, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

При совершении нотариальных действий нотариусы устанавливают личности участников гражданских отношений, которые лично обратились для совершения нотариальных действий, выясняют объем гражданской дееспособности физических и юридических лиц, принимающих участие в соглашениях; в случае заключения соглашений представителем проверяются его полномочия. При проверке объема гражданской правоспособности юридических лиц, принимающих участие в соглашениях, нотариусы обязаны ознакомиться с учредительными документами (уставом, учредительным договором), учредительными актами, свидетельством о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, положением о филиале и представительстве юридического лица, приказом юридического лица о назначении руководителя филиала или представительства. Это позволяет проверить, отвечает ли совершаемое нотариальное действие объему гражданской правоспособности юридического лица. В случаях, предусмотренных законодательством, нотариус проверяет наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление юридическим лицом отдельного вида деятельности.


Нотариусы обязаны разъяснить сторонам содержание и значение представленных ими проектов соглашений и проверить, отвечает ли содержание удостоверяемых соглашений требованиям закона и действительным намерениям сторон. Договоры об отчуждении и залоге (ипотеке) имущества, подлежащие регистрации, удостоверяются при условии представления документов, подтверждающих право собственности на отчуждаемое или закладываемое имущество и в предусмотренных законодательством случаях — государственную регистрацию прав на это имущество.

Договоры об отчуждении или залоге имущества (имущественных прав) удостоверяются нотариусом после проверки отсутствия запрета на отчуждение или ареста по данным Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества. В случае наличия запрета договоры об отчуждении имущества, отягощенного долгом, удостоверяются при условии согласия кредитора на замену должника (перевод долга).

Договоры об отчуждении или залоге недвижимого и движимого имущества (имущественных прав) удостоверяются нотариусом после проверки отсутствия налогового залога и закладной по данным Государственного реестра залогов движимого имущества. Договоры об отчуждении имущества (имущественных прав) налогоплательщиком, активы которого находятся в налоговом залоге, удостоверяются при условии письменного согласия соответствующего налогового органа.

Итак, нотариальное удостоверение приобретения и передачи прав собственности как вид защиты прав предпринимателей, с одной стороны, выполняет функцию предотвращения нарушения прав собственника, поскольку участники отношений, вытекающих из права собственности, нотариально удостоверяют факт передачи прав другому собственнику, что в известной мере сдерживает их возможные посягательства на права нового собственника. С другой стороны, нотариальное удостоверение факта приобретения права собственности является юридической фиксацией обретения такого права, лежащего в основе решения судами (хозяйственными судами) споров о нарушении прав собственности, т. е. в этом случае нотариальное удостоверение используется для другого вида защиты — судебной защиты прав собственника. В этом аспекте нотариальная


защита является неотъемлемой составной общей системы защиты прав собственности1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.