Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и принципы менеджмента




Понятие, содержание и виды менеджмента

Основные нормативные акты

Основные понятия

 

Бизнес-план - самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый на предприятии (предпринимателем) документ, определяющий основные организационные, правовые, экономические, финансовые, трудовые и иные аналитические показатели (параметры), характеризующие условия будущего производства и сбыта продукции, определяющие стратегию и тактику деятельности предприятия в условиях рынка, прогнозирующие возникающие при этом проблемы и предусматривающие направления, способы и методы их решения.

Менеджер - руководитель (управляющий), занимающий в организации постоянную должность, в подчинении которого находятся люди.

Менеджмент - 1) буквально - "руководство людьми"; 2) процесс руководства (управления отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами); 3) умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; 4) управление - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Правовое обеспечение менеджмента - совокупность нормативных правовых актов и их практическая реализация, направленная на осуществление менеджмента.

Социальная ответственность менеджмента - 1) готовность откликнуться на нужды общества, при этом жертвуя подчас краткосрочной прибылью; 2) конструктивная социальная политика фирм и корпораций.

Функции менеджмента - этапы управленческой цепи при продвижении к цели: планирование, принятие управленческого решения, организация, укомплектование штатов, обмен информацией, стимулирование, руководство, контроль.

 

 

Гражданский кодекс РФ - гл.4.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" - гл.VIII. Ст.64-71.

Трудовой кодекс РФ - ст.8, 9, 15-22, 273-281, 419.

 

 

Если обратиться к английскому языку, то два близких по смыслу слова "management" и "control" переводятся на русский язык тремя словами: "руководство", "управление" и "контроль".

Термин "менеджмент", по сути, является аналогом термина "управление". Менеджмент означает управление и науку об управлении. Но не просто управление, а наиболее рациональную систему управления на высочайшем профессиональном уровне, с использованием достижений современных наук - инженерной и социальной психологии, социологии, финансового и банковского дела, экономики и права, инженерных и технических наук, компьютерной грамотности.

"Возникает вопрос - можно ли считать, что английское понятие "менеджмент" и русское "управление" и, соответственно, "менеджер" и "руководитель" - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле или, так сказать, с высоты птичьего полета, пожалуй, да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. Однако два отличия представляются существенными. Во-первых, говоря о "менеджменте", американцы почти всегда подразумевают фигуру "менеджера" - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле они применяют термин "администрация", "администрирование" (administration), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, когда говорят "менеджер", то, по большому счету, имеют в виду профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением. К тому же менеджер - это человек, прошедший, как правило, специальную подготовку"*(378).

Данное слово "management" первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В его основе лежит английский глагол "to manage" - "управлять", который исходит от латинского "manus" - рука. Отсюда термин "менеджмент" буквально означает "руководство людьми". Поэтому в современной теории и практике под "менеджментом" понимается система руководства (управления) рабочими группами. Практически все зарубежные руководства понятие "менеджмент" трактуют как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса и его центральной фигурой является менеджер*(379).

Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка толкует этот термин как: власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; способ, манера обращения с людьми; орган управления, административная единица.

Цель менеджмента - управление коллективной человеческой деятельностью, т.е. когда управляемая система включает людей.

В литературе отмечалось, что в упрощенном понимании менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски "управление" - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е гг. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в самостоятельную дисциплину, а социальный слой - в весьма влиятельную общественную силу*(380).

Менеджмент - вид управления, полностью отвечающий потребностям развития рыночной экономики. Он представляет собой многоплановое явление, охватывающее происходящие в организации процессы, связанные как с ее внутренней жизнью, так и с ее взаимодействием с окружающей средой, поэтому его рассмотрение в зависимости от того, какие процессы ставятся во главу угла, может вестись с различных точек зрения. Наиболее значимыми подходами к анализу управления организацией являются следующие:

рассмотрение управления с точки зрения процессов, происходящих внутри организации;

рассмотрение управления с позиции процессов включения организации во внешнюю среду;

рассмотрение управления организацией с точки зрения процесса осуществления самой этой деятельности*(381).

Поскольку названные выше процессы осуществляются в различных, в том числе и правовых формах, важное значение имеет анализ правового регулирования этой деятельности, составляющей неотъемлемую часть деятельности предпринимательской.

Современный менеджмент представляет собой не просто управление и науку об управлении. Он является важнейшим фактором повышения эффективности производства, существенным элементом человеческой культуры со своими историей, теорией, традициями, инструментарием и практикой. И все это вместе - менеджмент, а не какие-то его отдельные идеи. Специалисты не любят говорить о том, что менеджмент - только совокупность элементов управления. Они подчеркивают, что это уникальное явление со всем набором перечисленных свойств.

Менеджмент ориентирован прежде всего на управление хозяйственной, предпринимательской, коммерческой деятельностью. Но по мере того, как успехи менеджмента стали очевидны, он стал проникать всюду, где управляемая система включает людей. Он может руководить не только хозяйственной деятельностью, но и политическими партиями, банками, библиотеками, правительством и т.д. Менеджмент претендует на универсальную роль в современной жизни.

Менеджмент претендует на то, что невероятные успехи современного постиндустриального общества - это его заслуга. Ускоренное развитие не происходило нигде, если не было менеджмента. Стоило только основным принципам, идеям менеджмента войти в сознание людей, овладеть инструментарием менеджмента, как начиналось ускоренное развитие.

"Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, - подчеркивает Питер Друкер, - мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие.

Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления - есть задача менеджмента"*(382).

Теоретики современного менеджмента выделяют три главных аспекта этого явления.

1. Менеджмент - это круг явлений, о которых мы говорим, деятельность по организации и осуществлению рационального эффективного высокопрофессионального управления.

2. Менеджмент - это наука, которая теоретически разрабатывает огромный круг проблем, связанных с вышеназванной деятельностью, и учебная дисциплина, излагающая знания о явлениях, составляющих ее предмет.

3. Менеджмент - это контингент людей, которые занимаются означенной деятельностью - менеджеры.

Можно говорить об американском и японском, французском и скандинавском (шведском) менеджменте, менеджменте в "Дженерал Моторс" или ОАО НК "ЛУКойл", РАО "ЕЭС России" или ОАО "Газпром", или даже о менеджменте в отделе маркетинга современной компании, например "Ниссан".

Если рассматривать менеджмент с точки зрения его содержания, как науки и учебной дисциплины, то, анализируя различные (в основном переводные зарубежные) работы, можно выделить шесть основных составляющих (частей) обычного современного трехлетнего учебного курса экономических факультетов университетов и школ бизнеса.

Во-первых, это - производство. Здесь раскрываются основные технологические процессы и роли, происходящие в производственной сфере без углубления в конкретные технологии. Управление производством, кроме выбора и обеспечения основных параметров технологического процесса, включает определение объемов текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования; расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования и др. Целью данного процесса является обеспечение оптимальной загрузки производственных мощностей при достижении оптимальной прибыльности бизнеса.

Во-вторых, это - финансы. Главная задача - анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы. Здесь анализируются всевозможные данные, определяющие стоимостные показатели. Менеджмент исходит из того, что наиболее фундаментальной движущей силой каждой компании является потребность улучшения своего финансового положения. Говоря проще, компания должна делать деньги.

В-третьих, это - экономика. Прикладная экономика, которая интересуется изучением конкретных проблем: регулированием рынка, развитием продукта, ценообразованием, прибыльностью*(383), акциями, процентными ставками банков и т.д.

В-четвертых, это - управление мотивацией. Здесь изучаются все достижения американской и иных школ социальной психологии. Мотивация трактуется очень широко. Буквально любой фактор рассматривается как мотивирующий или демотивирующий.

В-пятых, это - маркетинг. Здесь изучаются все проблемы с точки зрения того, что происходит на фирме с позиции рынка.

В-шестых, это - управление инновациями. Здесь рассматривается весь комплекс проблем, связанных с нововведениями, от научной, научно-технической идеи до воплощения ее в конкретное изделие.

Следует отметить - того, что обычно изучают в менеджменте, здесь охватить невозможно. Существует колоссальное количество литературы по менеджменту для бизнесменов, предпринимателей, менеджеров различного уровня. Необходимо детально и глубоко изучать конкретные вопросы, разделы науки и практики современного менеджмента.

Менеджмент можно рассматривать как универсальную теорию и практику управленческой деятельности, включающую как общие вопросы, так и специализированный менеджмент. Специализация зависит от сферы (области) осуществления управленческой деятельности, ее характера и функций. В литературе выделяют: стратегический, организационный, финансовый, инновационный менеджмент и новейшее направление менеджмента - реинжиниринг, контроллинг, менеджмент риска (риск-менеджмент), внешнеэкономический менеджмент и др.

Стратегический менеджмент представляет собой детальное рассмотрение процедур стратегического управления - от возникновения идеи разработки стратегии до ее реализации. Идеи стратегического менеджмента заставляют предприятие заглянуть в будущее, сформулировать свою стратегию, определить свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности. Знание стратегии своего развития, умение реагировать на изменения ситуации, активно проводить в жизнь разработанную политику, создать команду единомышленников на фирме и многое другое являются неотъемлемыми составляющими стратегического менеджмента. Стратегия распадается на множество конкурентоспособных действий и подходов к бизнесу, от которых зависит успешное управление фирмой. В общем смысле стратегия - это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. План управления фирмой охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки, правовое обеспечение названных функций. Каждому отведена определенная роль в этой стратегии. Сделать стратегический выбор - это означает связать бизнес-решения и конкурентоспособные действия, собранные по всей компании, в единый узел. Это единство действий и подходов отражает текущую стратегию. Новые действия и подходы, находящиеся на обсуждении, покажут возможные пути изменения и преобразования текущей стратегии*(384).

Выделяют также организационный менеджмент, под которым понимают организационный механизм управления компанией.

Менеджмент организационный представляет систему управленческих действий, приемов и процедур, направленных на реализацию функций организации, а также на теорию и практику менеджмента, опирающегося на приоритет общеорганизационных принципов и решения организационных проблем. Он включает: проектирование, создание и совершенствование организационных структур, четкое разграничение функций, распределение организационных задач, обязанностей, прав и ответственности структурных подразделений и отдельных исполнителей, установление взаимосвязей между ними, строгое соблюдение установленных правил организационного поведения, принятия управленческих решений*(385).

Под финансовым менеджментом понимают управление процессом финансирования предпринимательской деятельности, выражающееся в определении потребностей предприятия в финансовых ресурсах, выявлении их источников, установлении наиболее эффективных способов их получения и использования в целях достижения наивысших конечных результатов предпринимательской деятельности при максимальном снижении предпринимательского риска.

Предпринимательства без риска не бывает. Более того, в легальном определении предпринимательской деятельности риск назван в числе ее неотъемлемых элементов. Поэтому выделяют так называемый риск-менеджмент. Совершенствование управления рисками - это и есть риск-менеджмет.

Менеджмент риска - одна из важнейших областей современного управления, связанная со специфической деятельностью менеджеров в условиях неопределенности, сложного выбора вариантов управленческих действий. С расширением зоны рискованных ситуаций риск-менеджмент выступает в качестве объективно необходимого и весьма значимого элемента управления, важнейшей предпосылкой делового успеха в предпринимательстве.

Риск-менеджмент - понятие очень широкое, охватывающее самые различные проблемы, связанные практически со всеми направлениями и аспектами управления предпринимательской деятельностью. Главные задачи менеджера в данной области: обнаружить область повышенного риска, оценить его степень, разработать и принять меры, предупреждающие риск, а в случае, когда ущерб уже имеет место, принять меры к оптимальному его возмещению, анализ и предупреждение рисков.

Практика показывает, что повышенный риск имеет место при самых различных обстоятельствах, в частности, при неправильном управленческом решении, неудовлетворительном выполнении подчиненным задания, неудачном выборе и исполнении, ошибке в маркетинговом прогнозе, отказе руководства принять радикальное предложение менеджера.

При рыночной экономике предприниматели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, т.е. на свой риск. Их финансовое будущее является поэтому непредсказуемым и мало прогнозируемым.

Риск-менеджемент представляет систему оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

В литературе выделяется также инновационный менеджмент и его новейшее направление - реинжиниринг.

Инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства. Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, в том числе в сфере правового обеспечения совершенствования предпринимательской деятельности, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуги, новые благоприятные условия для клиента, включая цены, и т.д.). Инновационный процесс - совершенствование сбалансированности различных сфер деятельности предприятия при контроле за рентабельностью каждого звена. Все нововведения проводятся на основе систематического, комплексного анализа различных сторон работы фирмы, где главное - сравнивать полученные результаты не с уже достигнутым, а с тем потенциалом (емкостью) рынка, который имеется в данное время. Цель такого анализа - определить, насколько полно использует фирма возможности рынка в каждом периоде*(386).

Инжиниринг - от английского слова "engineering", что значит сооружать, проектировать, устраивать, затевать, придумывать, изобретать.

Одной из наиболее эффективных инноваций в управленческом деле за последние годы стал реинжиниринг. Основателем теории реинжиниринга считают М. Хаммера, который в соавторстве с Дж. Чампи выпустил книгу "Реинжиниринг корпорации: манифест для революции в бизнесе"*(387). Авторы определили реинжиниринг как "фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности - стоимость, качество, уровень сервиса, скорость функционирования, финансы, маркетинг, построение информационных систем. Имеется в виду не небольшое усовершенствование бизнес-процессов компаний - например, на 10-100%, а кардинальное повышение их эффективности - в десятки раз*(388).

Реинжиниринг - это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы.

Реинжиниринг, или, точнее, бизнес-процесс реинжиниринга (БПР), обозначает совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности компании (предприятия) путем анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов.

Реинжиниринг составляют: обратный инжиниринг (инжиниринг существующего бизнеса) и прямой инжиниринг (инжиниринг нового бизнеса).

Реинжиниринг - разработка новых деловых процессов (обычно на основе новых электронных систем) с целью ускорения реакции корпоративных систем на изменения условий ведения бизнеса.

Внешнеэкономический менеджмент - управленческая деятельность, направленная на разработку и активное осуществление эффективной хозяйственной политики на внешнем рынке, а также на перестройку всей внутренней среды предприятия в соответствии с изменившимися требованиями, вытекающими из международных экономических отношений.

Специалисты отмечают, что на рубеже ХХ-ХХI вв. массовое распространение получили концепции менеджмента, ориентированные на процесс - Just-IN-Time Manufacturing (производство "как раз вовремя"), основные принципы которого были разработаны японской компанией "Тойота" в конце 70-х гг.; Total Quality Management (глобальное управление качеством) и Business Process Reengineering (реинжиниринг бизнес-процессов). Это свидетельствует о том, что руководство компаний осознало, что деятельность составляет единый процесс, улучшая составные элементы которого можно достичь преимуществ в конкуренции*(389).

"Если в 80-е годы все решало качество, а в 90-е реинжиниринг бизнеса, то, - как подчеркивает Билл Гейтс, - ключевая концепция нынешнего десятилетия - "скорость". Здесь и скорость изменения характера бизнеса; здесь и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов под влиянием все большей доступности информации. Скорость роста качества продукции и скорость совершенствования бизнес-процессов будут намного выше, а при достаточно большом значении этих показателей произойдет изменение характера самого бизнеса. Если компания, выпускающая или распространяющая продукцию, способна отреагировать на рыночную ситуацию не за несколько недель, а за несколько часов, то по сути она уже становится компанией, занимающейся услугами по предложению этой продукции"*(390).

 

 

Под функциями менеджмента понимаются этапы управленческой цепи, или промежуточные результаты при продвижении к цели. Первоначально пять универсальных функций менеджмента были сформулированы в 1916 г. французским инженером Анри Файолем (1841-1925). Американские историки менеджмента называют его наиболее значительной фигурой, которую Европа дала науке управления в первой половине XX в. К функциям менеджмента он относил: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. С течением времени первоначальный перечень функций расширился до восьми и включает в себя:

1. Планирование, которое является первоосновой менеджмента и заключается в определении целей и направлений деятельности созданного предприятия.

2. Принятие управленческого решения - основная проблема менеджмента бизнесом, ибо от правильности принятого решения зависит эффективное функционирование организации, само ее существование.

3. Организационно-управленческое построение компании, которое предполагает структурирование органов и, как следствие, цепи распоряжений, рациональное разделение труда, распределение ответственности и в целом более эффективное использование человеческих ресурсов.

4. Укомплектование штата. Менеджмент бизнесом инвестирует рост и развитие преданного, хорошо обученного коллектива. Фирмы хороши настолько, насколько хороши в них люди.

5. Обмен информацией (коммуникации). В управлении необходимо сохранять каналы общения открытыми. Компании с наилучшим моральным климатом, как правило, те, которые информируют своих сотрудников о целях и намерениях и прислушиваются к их мнениям.

6. Стимулирование. Заключается в том, что сотрудники должны вознаграждаться за поиск наиболее эффективных способов работы.

7. Руководство. Менеджеры становятся признанными лидерами, когда приспосабливают свой стиль руководства к требованиям ситуации. В литературе указывалось, что современный менеджер-организатор выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер; г) воспитатель; д) инноватор; е) человеческое существо. Ведущие специалисты в области менеджмента подчеркивают тот факт, что современный менеджер - это личность, т.е. сложная система социальных качеств, взращенных в процессе жизнедеятельности. Чтобы исполнять сегодня главные менеджерские качества, менеджеру прежде всего нужно быть человеком*(391).

8. Контроль позволяет сравнивать желаемые результаты с достигнутыми и предпринимать необходимые корректирующие действия. Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов.

В последние годы в практику передовых фирм все чаще внедряются методы контроллинга, которые дополняют традиционный, хорошо известный контроль.

Контроллинг выступает как система обеспечения выживаемости компании: в краткосрочном плане - нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой.

Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, которая направлена на достижение стратегических целей фирмы.

Если сравнивать контроллинг и контроль, то в принципе контроллинг ближе к предварительному контролю*(392).

Анри Файоль также сформулировал основные принципы менеджмента. Он, в частности, утверждал, что "число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправление, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Изменение положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением"*(393).

В числе принципов управления, которые чаще всего применялись Анри Файолем в повседневной практической деятельности и для планирования стратегического и тактического развития компании, раскрывающих секреты "белых воротничков", он называл:

1) разделение работы, поскольку специализация труда необходима для организационного успеха;

2) власть - право приказывать должно сопровождаться ответственностью;

3) дисциплина, поскольку послушание и уважение позволяют работать спокойно;

4) единство распорядительства (командования) - работник должен получать приказ только от одного начальника;

5) единство направления - усилия каждого должны быть скоординированы и направлены в одну сторону;

6) подчинение индивидуальных интересов общим - "перетягивание каната" между личными и общими интересами во благо организации - одна из самых серьезных проблем управления;

7) вознаграждение - оплата работников должна соответствовать их трудовому вкладу;

8) централизация - важно найти оптимальное равновесие между централизацией и децентрализацией;

9) иерархия - подчиненные обязаны соблюдать цепь коммуникации до тех пор, пока не поступит указание на обмен информацией с кем-либо другим;

10) порядок - материальные ценности и люди должны находиться на строго определенных местах;

11) справедливость - являясь результатом доброты и законности, она приводит к преданной и лояльной службе;

12) стабильность персонала и срок пребывания в должности (постоянство состава персонала) - людям необходимо предоставить время, чтобы как следует узнать свою работу;

13) инициатива - одно из самых больших удовольствий - самостоятельное составление и выполнение планов;

14) единение персонала ("кастовый дух") - совместные усилия сотрудников - основа организационного успеха.

Как подчеркивает Б. Гейтс, "сильные коллективы потому и сильные, что над идеей каждого там думают все"*(394).

Каждый из этих принципов заслуживает самостоятельного раскрытия и анализа, в том числе с позиций его правового обеспечения.

Здесь же следует подчеркнуть, что функции и принципы менеджмента, сформулированные Анри Файолем, выдержали проверку временем и являются актуальными и сейчас. Его постулат, выражающийся в том, что управление является непрерывным процессом, начиная с планирования и заканчивая контролем, является альфой и омегой бизнес-науки и по сей день.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.