Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмиссия ценных бумаг 2 страница




В целях защиты прав инвесторов установлен ряд ограничений при размещении эмиссионных ценных бумаг. Запрещается размещение путем подписки эмиссионных ценных бумаг выпуска, государственная регистрация которого сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг, ранее чем через две недели после опубликования сообщения о государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг в соответствии со ст.23 Закона о рынке ценных бумаг. Информация о цене размещения эмиссионных ценных бумаг может раскрываться в день начала их размещения. Запрещается при публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг закладывать преимущество при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. Это правило не применяется:

1) при эмиссии государственных ценных бумаг;

2) при предоставлении акционерам акционерных обществ преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;

3) при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.

Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в решении о их выпуске (дополнительном выпуске). Эмитент может разместить меньшее количество эмиссионных ценных бумаг, чем указано в решении о выпуске (дополнительном выпуске). Фактическое количество размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах выпуска, представляемом на регистрацию. Доля неразмещенных ценных бумаг из числа, указанного в решении о выпуске (дополнительном выпуске), при которой эмиссия считается несостоявшейся, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Возврат средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых эмиссионных ценных бумаг не позднее одного года с даты государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска).

Не позднее 30 дней после завершения размещения эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган, который должен содержать информацию о размещении ценных бумаг. В отчете необходимо указать даты начала и окончания размещения, его фактическую цену, количество размещенных ценных бумаг и общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги.

Для акций в отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг обществом дополнительно должен указываться список владельцев, владеющих пакетом эмиссионных ценных бумаг, размер которого определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрация отчета об итогах выпуска акций, распределенных среди учредителей при учреждении акционерного общества, осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска этих акций.

В зависимости от способа размещения ценных бумаг в Стандартах эмиссии устанавливаются сроки представления для регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

Отчет об итогах выпуска акций и облигаций акционерного общества утверждается компетентным органом управления общества.

Одновременно с отчетом об итогах выпуска ценных бумаг, оплачиваемых в неденежной форме, в регистрирующий орган представляется заключение независимого оценщика об оценке имущества, вносимого в оплату ценных бумаг, если такая оценка должна быть сделана в соответствии с п.3 ст.34 Закона об АО.

Одновременно с отчетом об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган представляются заявление о его регистрации и документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства РФ, определяющих порядок и условия размещения ценных бумаг, утверждения отчета об итогах их выпуска, раскрытия информации, и иных требований, соблюдение которых необходимо при размещении ценных бумаг. Исчерпывающий перечень таких документов предусматривается нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии связанных с выпуском ценных бумаг нарушений регистрирует его. Регистрирующий орган отвечает за полноту зарегистрированного им отчета.

В случае отказа в регистрации отчета об итогах выпуск признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется.

Решение об отказе в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг может быть обжаловано в суд.

Эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а их выпуск может быть признан несостоявшимся или недействительным. Так, решением об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций посредством подписки может быть определена доля размещаемых дополнительных акций выпуска, при неразмещении которой выпуск дополнительных акций считается несостоявшимся. Такая доля не может быть меньше, чем 75% от общего количества размещаемых дополнительных акций выпуска.

Если эмиссия признается несостоявшейся, производится возврат средств инвесторов в порядке, который установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или самим эмитентом в решении о выпуске ценных бумаг или проспекте эмиссии*(556).

Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, которые являются основаниями для отказа регистрирующими органами в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, признания выпуска несостоявшимся или приостановления эмиссии.

В случае обнаружения признаков недобросовестной эмиссии регистрирующим органом он обязан в течение семи дней сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (региональное отделение этого органа).

В государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг может быть отказано при наличии оснований, предусмотренных в ст.21 Закона о рынке ценных бумаг.

Выпуск эмиссионных ценных бумаг может быть приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом:

нарушения эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства РФ;

обнаружения в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации.

При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может также приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа.

В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска, признанного недействительным, должны быть возвращены владельцам. Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг для возврата средств владельцам вправе обратиться в суд.

Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (несостоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента.

В случае нарушения, выражающегося в выпуске ценных бумаг в обращение сверх объявленного в проспекте ценных бумаг, эмитент обязан обеспечить выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску.

Если эмитент в течение двух месяцев не обеспечит выкуп и погашение ценных бумаг, выпущенных в обращение сверх количества, объявленного к выпуску, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе обратиться в суд с требованием о взыскании средств, неосновательно полученных эмитентом.

Срок исковой давности для признания недействительными выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, и отчета об итогах их выпуска составляет три месяца с момента регистрации отчета об итогах выпуска.

Утвержденное постановлением ФКЦБ от 31 декабря 1997 г. N 45 Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным детально регламентирует возникающие отношения*(557).

В судебной практике нередки споры, связанные с приостановлением эмиссии и признанием выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.

Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительным выпуска акций открытого акционерного общества.

Основанием для заявления указанных требований явилось принятие обществом решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и регистрации выпуска этих акций до полной оплаты участниками общества уставного капитала.

Рассматривая дело, суд установил, что при создании общества размер его уставного капитала был определен учредительными документами в сумме 900 000 руб. Фактически учредители оплатили 13 400 руб. Несмотря на это, совет директоров общества принял решение об увеличении уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций, который был зарегистрирован финансовым управлением администрации области, выполнявшим в соответствующий период функции регистрирующего органа.

Согласно ст.100 ГК РФ увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его оплаты. В связи с этим решение совета директоров общества об увеличении уставного капитала общества и выпуске дополнительных акций до полной оплаты уставного капитала не могло признаваться документом, имеющим юридическую силу, и на его основании не должна была проводиться государственная регистрация выпуска акций.

Арбитражный суд, исходя из этого и руководствуясь п.5 ст.51 Закона о рынке ценных бумаг, признал выпуск акций недействительным как осуществленный с грубым нарушением законодательства РФ (установленного правопорядка)*(558).

Под раскрытием информации о ценных бумагах и о выпуске ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. В отличие от раскрытой информации, общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг. Требование о раскрытии информации и принятие мер по общедоступности информации в случаях, установленных Законом о рынке ценных бумаг, распространяется на следующих субъектов рынка ценных бумаг:

а) акционерные общества и другие эмитенты в случае публичной (открытой) эмиссии ценных бумаг, когда необходима регистрация проспекта эмиссии;

б) акционеров и иных владельцев ценных бумаг;

в) профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В случае открытой подписки на ценные бумаги акционерное общество обязано обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тыс. экземпляров.

Доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии ценных бумаг, должен быть обеспечен акционерным обществом путем помещения копий зарегистрированного проспекта эмиссии ценных бумаг в местах, определенных акционерным обществом в решении о выпуске ценных бумаг и указанных в рекламных сообщениях акционерного общества, адресованных потенциальным приобретателям ценных бумаг, а также путем предоставления возможности ознакомления с оригинальным экземпляром проспекта эмиссии ценных бумаг в месте, указанном акционерным обществом в решении о выпуске ценных бумаг.

Дополнительно доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии ценных бумаг, может быть обеспечен путем:

размещения полного текста зарегистрированного проспекта эмиссии ценных бумаг на странице (вэб-сайте) акционерного общества в сети Интернет с указанием адреса этой страницы в рекламных сообщениях;

опубликования полного текста зарегистрированного проспекта эмиссии ценных бумаг в периодическом печатном издании (изданиях);

рассылки или предоставления в иной форме полного текста зарегистрированного проспекта эмиссии ценных бумаг лицам, выразившим свою заинтересованность в приобретении ценных бумаг выпуска.

В случае закрытой подписки на ценные бумаги, требующей регистрации их проспекта эмиссии, уведомление о порядке раскрытия информации о выпуске ценных бумаг должно быть опубликовано в "Приложении к Вестнику ФКЦБ России", а также в периодическом печатном издании, распространяемом по месту нахождения акционерного общества либо по месту нахождения (месту жительства) большинства участников подписки. В случае, если число лиц, среди которых акционерное общество намерено разместить ценные бумаги, составляет менее 500, опубликование уведомления о порядке раскрытия информации о выпуске ценных бумаг может быть заменено направлением указанного уведомления каждому из таких лиц.

Уведомление о порядке раскрытия информации о выпуске ценных бумаг должно быть опубликовано после государственной регистрации выпуска ценных бумаг и до даты их размещения (начала размещения). Оно должно включать в себя следующие сведения и информацию:

полное фирменное наименование, место нахождения, почтовый адрес акционерного общества;

наименование регистрирующего органа, осуществившего государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, место его нахождения, дату государственной регистрации и государственный регистрационный номер, присвоенный выпуску;

принятие акционерным обществом на себя обязательства по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

возможность доступа к информации, содержащейся в зарегистрированном отчете об итогах выпуска ценных бумаг, и др.

В случае, если государственная регистрация выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки, сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, возможность ознакомления с проспектом ценных бумаг, в том числе со всеми зарегистрированными изменениями и дополнениями к нему, должна быть предоставлена каждому приобретателю размещаемых ценных бумаг до заключения договора.

Обществам и андеррайтерам запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее чем через две недели после обеспечения всем потенциальным приобретателям возможности доступа к информации о выпуске, которая должна быть раскрыта в соответствии с законом. Информация о цене размещения ценных бумаг может раскрываться в день начала их размещения.

В тех случаях, когда хотя бы один выпуск эмиссионных ценных бумаг эмитента сопровождался регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности в формах ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет)*(559) и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах)*(560).

Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям Закона о рынке ценных бумаг, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.

Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Ежеквартальный отчет должен предоставляться владельцам эмиссионных ценных бумаг эмитента по их требованию за плату, не превышающую затраты на изготовление брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.

Постановлением ФКЦБ от 7 февраля 2002 г. N 2/пс установлено, что сроки составления и представления в регистрирующий орган ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг не могут превышать 30 и 45 дней (соответственно) после окончания отчетного квартала*(561).

Сообщениями о существенных фактах признаются:

сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;

сведения о фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10%, о фактах, повлекших разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10%, о фактах разовых сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10% и более от активов эмитента по состоянию на дату сделки;

сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг, о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента;

сведения о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25% его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида;

сведения о датах закрытия реестра, о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами, о решениях общих собраний;

сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Сообщения о существенных фактах должны направляться эмитентом в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченный им орган, а также публиковаться эмитентом не позднее пяти дней с момента наступления этих фактов в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.

Владелец обязан осуществлять раскрытие информации о своем владении эмиссионными ценными бумагами какого-либо эмитента, за исключением облигаций, не конвертируемых в акции, в случаях, когда:

владелец вступил во владение 20% или более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента;

владелец увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг;

владелец снизил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг.

Владелец раскрывает указанную информацию (содержащую имя или наименование владельца, вид и государственный регистрационный номер ценных бумаг, наименование эмитента, количество принадлежащих ему ценных бумаг) не позднее пяти дней после соответствующих действий путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного ею органа.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами, если:

профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента и количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100% от общего количества указанных ценных бумаг;

профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента и количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15% от общего количества указанных ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг раскрывают информацию, содержащую наименование профессионального участника рынка ценных бумаг, вид и государственный регистрационный код ценных бумаг, наименование эмитента, цену одной ценной бумаги, количество ценных бумаг по соответствующим сделкам, не позднее пяти дней после окончания соответствующего квартала или после соответствующей разовой операции путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного органа.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг при предложении и/или объявлении цен покупки и/или продажи эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся у него общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих эмиссионных ценных бумаг, или сообщить о факте отсутствия у него этой информации.

В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в проспекте, любым заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения этой информации.

В случае открытой подписки эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, указав при этом порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тыс. экземпляров. В случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, указав при этом порядок доступа потенциальных владельцев эмиссионных ценных бумаг к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг, в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее одной тысячи экземпляров.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, условия их размещения и обращения регулируются федеральными законами или в порядке, ими установленными (ст.19 Закона о рынке ценных бумаг).

Начиная с 1992 г. государство, а затем и субъекты Федерации начали активно привлекать денежные средства путем выпуска государственных ценных бумаг.

Необходимое правовое регулирование отношений, связанных с выпуском и обращением государственных ценных бумаг, отсутствовало, поэтому столь большое значение имеет Федеральный закон "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг".

Действующий Закон о рынке ценных бумаг и нормативные акты федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг предусматривают особенности эмиссии опционов эмитента, облигаций с обеспечением и иных видов эмиссионных ценных бумаг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.