Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лизинговые инвестиции




 

Лизинг как вид инвестиционной деятельности появился в начале 1950-х гг. в США, а с 1960-х гг. - в странах Западной Европы. Его возникновение обусловлено потребностью в инвестициях в условиях научно-технического прогресса и невозможностью их полного удовлетворения за счет собственных и кредитных ресурсов. В настоящее время лизинг получил довольно широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Японии на условиях лизинга финансируется до 25% общего объема инвестиций, в Европе доля лизинговых операций составляет 15%*(771). В России лизинговые сделки стали осуществляться с 1990-х годов и пока не заняли сколько-нибудь серьезных позиций в общем объеме инвестиционных вложений. По данным Минэкономразвития РФ, лизинг составляет 0,2% от всех инвестиций в основной капитал России*(772). По прогнозам специалистов, предполагается рост лизинговых форм инвестиционной деятельности и в нашей стране. Такой прогноз представляется вполне вероятным, поскольку лизинг предоставляет предпринимателям возможность получить в пользование и в последующем в собственность на условиях рассрочки оплаты, без обременения собственного имущества залогом самые современные машины, станки, другое оборудование. Лизинговые операции дают возможность получить и использовать основные фонды задолго до момента их полной оплаты. Важно отметить, что в принятой Правительством РФ Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)*(773) в числе основных механизмов реализации структурной политики названо "расширение использования финансового лизинга", включая участие государства в капитале лизинговых компаний.

Так что же такое лизинг*(774)? "Понятие "лизинг", - пишет В.В. Витрянский, - как в законодательстве, так и в научной литературе используется как многоаспектное понятие, имеющее различные значения.

Данным понятием нередко обозначаются: один из видов предпринимательской деятельности; особая форма инвестирования или кредитования; совокупность всех отношений (комплекс отношений), связанных с лизинговыми операциями, включая отношения, складывающиеся при выдаче займов лизингодателю и обеспечении исполнения последним заемных обязательств; совокупность операций, совершаемых лизингодателем по приобретению лизингового имущества; наконец, сделка, совершаемая непосредственно между лизингодателем и лизингополучателем"*(775). Нельзя не согласиться с мнением ученого, что такое многовариантное употребление одного и того же понятия не способствует четкости правового регулирования соответствующих отношений.

Федеральный закон "О лизинге" с изменениями, внесенными 29 января 2002 г.*(776), определяет лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе с приобретением предмета лизинга. Указанный Закон содержит также понятие "лизинговая деятельность", под которой понимает вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг (ст.2). Именно в аспекте инвестиционной деятельности будет рассмотрен лизинг в данном параграфе.

Лизинговые отношения оформляются договором финансовой аренды (лизинга), согласно которому арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем.

Правовое регулирование лизинга осуществляется § 6 гл.34 ГК РФ, Законом о финансовой аренде (лизинге), а международного лизинга - Конвенцией УНИДРУА "О международном финансовом лизинге"*(777).

Правила Конвенции применяются к договорам лизинга, стороны которых имеют места своей деятельности в разных государствах, а сама сделка связана со странами-участницами хотя бы по одному из следующих признаков:

местом деятельности сторон договора лизинга или продавца соответствующего оборудования являются участники Конвенции;

договоры лизинга и поставки подчиняются праву государства, подписавшего Конвенцию (п.1 ст.3 Конвенции).

Определение приоритетности применения к лизинговым отношениям перечисленных нормативных актов имеет существенное значение в связи с противоречивостью отдельных позиций этих нормативных актов. Правилом является то, что к отношениям внутреннего лизинга приоритетно применяются нормы ГК РФ как законодательного акта высшей иерархии (п.2 ст.3 ГК РФ), а к международному лизингу - нормы Конвенции УНИДРУА (п.2 ст.7 ГК РФ).

Гражданский кодекс РФ, как следует из места расположения параграфа о лизинге в главе, регулирующей аренду имущества, относит лизинг к разновидности договора аренды, именуемой финансовой арендой. Договор лизинга отличают следующие существенные черты.

Во-первых, в системе лизинга помимо лизингодателя и лизингополучателя в качестве обязательного лица выступает также продавец имущества, передаваемого в финансовую аренду. Во-вторых, лизингодатель на момент заключения договора еще не является собственником лизингового имущества, а лишь принимает на себя обязательство приобрести его у конкретного лица. В-третьих, лизингополучатель не просто получает имущество во владение и пользование, но и указывает лизингодателю, у кого и что именно тот должен приобрести. В виде диспозитивной нормы Закон предусматривает, что выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться лизингодателем.

В научной доктрине при наличии единообразного подхода к тому, что под лизингом понимается весь комплекс лизинговых отношений и составляющие лизинг сделки купли-продажи и аренды не являются вполне самостоятельными, ибо закрепленные ими взаимные права и обязанности сторон возникают у всех трех участников лизинга и ни одна из этих сделок немыслима в отрыве от другой, существуют различные точки зрения по вопросу правовой природы и квалификации лизинговых договоров. Согласно взглядам одних авторов, получившим законодательное закрепление в ГК РФ, договор лизинга - вид договора аренды, обладающий определенными квалифицирующими признаками, позволяющими как отличать его от иных видов договора аренды, так и выделять в отдельный вид. Такой точки зрения придерживается, в частности, В.В. Витрянский, который пишет: "Суть этих различий состоит в том, что предмет договора лизинга несколько шире предмета договора аренды за счет действий арендодателя (лизингодателя) по заключению с продавцом договора купли-продажи лизингового имущества. Но данное обстоятельство как раз и характерно для взаимоотношений вида и рода, когда отдельный вид договора образуется за счет расширения его предмета путем включения в его состав дополнительных действий обязанных сторон"*(778). Указанный автор считает, что договор купли-продажи лизингового имущества конструируется по модели договора в пользу третьего лица*(779). Другие специалисты полагают, что в отличие от договора аренды договор лизинга представляет собой не двустороннюю, а трех- или многостороннюю сделку. "Признание настоящего факта, - считает И.А. Решетник, - способствовало бы оптимизации юридической конструкции договора лизинга и в конечном счете целям наиболее эффективного регулирования лизинговых отношений сообразно потребностям каждого их участника"*(780). Возражая против приведенной точки зрения, А.А. Иванов пишет: "При всей простоте данной концепции у нее есть и слабые моменты. Отношения между арендодателем и арендатором, с одной стороны, и арендодателем и продавцом арендованного имущества - с другой, урегулированы так, как в классических двусторонних (синаллагматических) договорах. Участники этих договоров не имеют ни одного права или обязанности, которые бы принадлежали одновременно каждому из них, что как раз и характеризует многостороннюю сделку"*(781). Имеется также точка зрения, согласно которой договор лизинга является самостоятельным типом договорных обязательств. "История" с лизингом, - полагает Е.А. Суханов, - напоминает историю с договором перевозки, который характеризовался русскими цивилистами дореволюционного периода, например Г.Ф.Шершеневичем лишь как "набор" элементов пяти известных договоров (подряд, хранение, комиссия и т.д.)"*(782). Аналогичной точки зрения придерживается В.С. Ем, считающий, что попытки определить юридическую природу лизинга с помощью уже известных правовых институтов аренды, продажи в рассрочку, займа, поручения и т.п. неизбежно приводят к тому, что какая-то часть отношений участников лизинговой сделки остается без должной правовой квалификации, так как содержит признаки, не присущие этим институтам*(783).

Последняя позиция представляется наиболее оптимальной с точки зрения обеспечения эффективного правового регулирования лизинга как вида инвестиционной и предпринимательской деятельности. Действительно, договор лизинга интегрирует разнородные по своей природе элементы, среди которых можно выделять черты отношений арендного типа, купли-продажи, договоров об оказании юридических и фактических услуг. Вместе с тем сочетание в договоре лизинга элементов известных законодательству договорных конструкций сформировало особые качества и признаки, которые характеризуют специфическую правовую сущность этого договора*(784). Мы согласны с точкой зрения авторов, отстаивающих вывод об объективно сложившихся предпосылках выделения договора лизинга в качестве самостоятельного правового института.

Приведенные научные дискуссии подтверждают объективные процессы развития лизинговых форм инвестиционной деятельности в России.

Субъектами лизинга являются:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизинговая деятельность не подлежит лицензированию в силу Закона о лицензировании с 11 февраля 2002 г.*(785);

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода права собственности на предмет лизинга;

продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает ему в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

Участниками лизинговых отношений могут быть банки, кредитующие лизингодателя, гарантирующие лизинговые сделки, страховые компании, посредники.

Существует большое количество критериев классификации лизинга.

К основным формам лизинга Закон о лизинге относит внутренний и международный. При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель и лизингополучатель являются резидентами РФ; при осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Таким образом, допускается, что при внутреннем лизинге продавец может быть нерезидентом.

Следует отметить, что Закон о финансовой аренде (лизинге), вступивший в силу с 29 января 2002 г., исключил положения первоначальной редакции Закона о лизинге относительно классификации лизинга на типы (по сроку договора) и на виды: финансовый, возвратный, оперативный, чем прекратил многолетние дискуссии специалистов о целесообразности такой классификации*(786).

Однако для предпринимательской практики и с точки зрения экономической теории рассмотрение разновидностей лизинга представляет интерес. Выделение этих разновидностей основано на специфике отдельных условий лизинговых договоров и способствует объективному анализу и оценке эффективности лизинговых инвестиций.

По отношению к арендуемому имуществу (по объему обслуживания) лизинг делится на чистый (net leasing), когда все расходы по обслуживанию предмета лизинга принимает на себя лизингополучатель, в этом случае он перечисляет чистые, или нетто, платежи; и полный лизинг или "мокрый лизинг" (wet leasing), т.е. с полным набором услуг, когда лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества. Полный лизинг позволяет использовать все преимущества лизинга как вида инвестиционной деятельности. Через дополнительные услуги лизинга получатель может приобрести в рамках лизинговой операции вместе с предметом лизинга - имуществом также оборотные средства для монтажных, пусконаладочных работ, обучение персонала, имущественные права. Закон о финансовой аренде (лизинге) устанавливает, что договор лизинга может включать условия об оказании дополнительных услуг и проведении дополнительных работ. Под дополнительными услугами (работами) понимаются услуги (работы) любого рода, оказанные лизингодателем как до начала пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга лизингополучателем и непосредственно связанные с договором лизинга (п.2 ст.7). К таким услугам (работам) относятся, например, приобретение у третьих лиц прав на интеллектуальную собственность (ноу-хау, лицензионных прав, прав на товарные знаки, марки, программное обеспечение и др.); осуществление монтажных (шефмонтажных) и пусконаладочных работ в отношении предмета лизинга, обучение персонала; послегарантийное обслуживание и ремонт предмета лизинга.

С точки зрения характеристики лизинга как вида инвестиционной деятельности интерес представляет так называемый лизинг с дополнительным привлечением средств - левередж лизинг (кредитный, паевой)*(787). Этот вид лизинга применяется в случае, когда лизинговой компании не хватает собственных средств для осуществления лизинговой операции и она пользуется привлеченными кредитными ресурсами. Обеспечением кредита служат лизинговые платежи и имущество, предоставленное в лизинг. На Западе свыше 85% всех лизинговых сделок осуществляются на основе левередж лизинга.

Для российской предпринимательской практики имеет большое значение возможность осуществления возвратного лизинга, предусмотренная в п.1 ст.4 Закона о финансовой аренде (лизинге), согласно которому продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового отношения. Таким образом, возвратный лизинг предполагает, что собственник оборудования, например, завод-изготовитель, продает это оборудование лизинговой компании, оформляя с ней договор лизинга на это оборудование. Возвратный лизинг - это по сути покупка ранее принадлежащего по праву собственности имущества в рассрочку, что позволяет привлекать инвестиции российским коммерческим организациям, большинство из которых испытывает дефицит собственных оборотных средств. Важное преимущество возвратного лизинга - использование уже эксплуатируемого оборудования в качестве источника финансирования вновь строящихся объектов в сочетании с возможностью применения льгот, связанных с лизинговой операцией, в том числе ускоренной амортизации предмета лизинга.

По типу финансирования выделяют срочный лизинг, когда имеет место одноразовая аренда имущества, и возобновляемый (револьверный), при котором о истечении первого срока договор лизинга продлевается на следующий период. Здесь важно, что объекты лизинга через определенное время в зависимости от износа по желанию лизингополучателя могут меняться на новые, технологически более совершенные образцы. Расходы по замене оборудования ложатся на лизингополучателя.

В определении сущности револьверного лизинга нет единодушия специалистов. Так, наряду с приведенной выше достаточно распространенной точкой зрения существует иное понимание этой разновидности лизинга. По мнению Е.А. Павлодского, револьверный лизинг имеет место, когда арендатору технически последовательно требуется различное оборудование. Удовлетворение этой потребности достигается тем, что "в соответствии с условиями договора лизинга арендатор приобретает право по истечении определенного срока обменять арендное имущество на другой объект лизинга"*(788).

С точки зрения сроков действия договора финансовой аренды (лизинга) в международной практике принято выделять краткосрочную аренду имущества, или рентинг - на срок от одного дня до одного года, без права последующего приобретения имущества арендатором; среднесрочную аренду имущества, или хайринг - от одного года до трех лет; долгосрочную аренду имущества, или собственно лизинг - от трех и более лет. В реальной предпринимательской практике строго выраженные временны:е интервалы не соблюдаются и не влекут каких-либо особенностей правового регулирования*(789).

Для обеспечения активности инвестиционной деятельности Закон предусмотрел возможность передачи предмета лизинга в сублизинг (поднаем), при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствие с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. Важно, что при передаче имущества в сублизинг право требования к продавцу переходит к лизингополучателю по договору сублизинга.

Интересным является вопрос о соотношении инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений и в форме лизинга. Как было показано в § 3, капитальные вложения могут осуществляться, будучи урегулированными лизинговым договором, поскольку приобретение недвижимости, машин, оборудования по лизингу представляет собой капитальные вложения. Такой вывод следует из п.1 ст.11 Закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, где развитие финансового лизинга признается одной из форм государственного регулирования этого вида инвестиционной деятельности. При этом имущество, являющееся предметом договора лизинга, - понятие более широкое в сравнении с основными средствами, служащими объектом капитальных вложений. Согласно ст.666 ГК РФ предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. Это обстоятельство, а также то, что лизинговые операции обладают значительной спецификой в сравнении с другими договорами, регулирующими вложение инвестиций, позволяет выделять лизинговые инвестиции в качестве самостоятельного вида инвестиций.

В мировой практике возникновение и развитие лизинговых отношений обусловлено предоставлением мер государственной поддержки, в том числе путем создания льготных налоговых, таможенных режимов. В ст.36 Закона о финансовой аренде (лизинге) перечислены меры государственной поддержки лизинговой деятельности, среди которых создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества, финансирование и предоставление государственных гарантий из Бюджета развития РФ, предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности, предоставление банкам и другим кредитным учреждениям освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее трех лет для реализации договора лизинга, и др.

Большинство из продекларированных мер государственной поддержки пока отражены только на бумаге. Существуют немногочисленные действующие льготы и преференции участникам лизинговых отношений. Так, НК РФ предусматривает возможность применения ускоренной амортизации*(790) основных средств, переданных в лизинг (п.7 ст.259), правда, по отношению к положениям, установленным Законом о финансовой аренде (лизинге), эта льгота сохранилась лишь частично. Согласно Налоговому кодексу для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3*(791). При этом Закон о финансовой аренде (лизинге) предусматривает право участников договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга независимо от его отнесения к основным средствам, срока использования и метода начисления амортизации (п.1 ст.31). Исходя из специального характера нормы Налогового кодекса, следует констатировать, что в настоящий момент применяются установленные НК РФ правила, хотя и сохранившие порядок ускоренной амортизации, но предусмотревшие определенные ограничения в использовании этого права.

Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации*(792) коренным образом был изменен порядок формирования первоначальной стоимости предмета лизинга (п.1 ст.257 НК РФ). Если ранее в первоначальную стоимость предмета лизинга включались только расходы на его приобретение, то с внесением изменений в ст.257 НК РФ первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, содержание, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом. Эта норма дает возможность лизингодателям отнести к расходам, формирующим стоимость предмета лизинга, также монтажные, пусконаладочные, транспортные и прочие расходы. Таким образом, появилась законодательно установленная возможность приобрести, например, незавершенное производство, инвестировать в него собственные и/или заемные средства и затем передать усовершенствованное имущество большей стоимости в лизинг с использованием предоставленных законодательством налоговых преференций.

Налоговый кодекс РФ (пп.10 п.1 ст.264) сохранил возможность отнесения лизинговых платежей на расходы, связанные с производством, что тождественно включению лизинговых платежей в себестоимость продукции (работ, услуг). При этом в ст.28 Закона о лизинге Законом от 29 января 2002 г. были внесены существенные изменения, расширившие понятие "лизинговые платежи". Под лизинговыми платежами теперь понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок его действия, в которую входят:

возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю (включая оплату процентов за кредит);

возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг;

доход лизингодателя.

В заключение следует отметить, что с точки зрения правового регулирования лизинга налоговым законодательством в целом обеспечены благоприятные условия для расширения лизинговых инвестиций в России.

 

§ 5. Инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме соглашения
о разделе продукции

 

Соглашение о разделе продукции (СРП) является формой инвестиционной деятельности, осуществляемой в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации. СРП касается крупных инвестиций, осуществляемых как российскими, так и иностранными инвесторами.

Правовое регулирование СРП осуществляется Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции"*(793), Налоговым кодексом РФ (в части особенностей налогообложения СРП), другими федеральными законами и иными правовыми актами, совокупность которых составляет правовую инфраструктуру этой формы инвестиционной деятельности.

Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела между сторонами соглашения произведенной продукции в соответствии с положениями, установленными Законом о СРП.

 

Вопрос о правовой природе соглашения о разделе продукции дискутируется среди специалистов. По мнению одних, СРП, несмотря на наличие специфических условий, относится к гражданско-правовым договорам. Другие считают, что СРП является инвестиционным контрактом, построенным по модели административного договора. Административный договор отличается рядом особенностей, присущих также и СРП: участием в договоре субъекта, обладающего властными полномочиями, регулированием отношений, основанных на административном подчинении (налоговые, экологические и т.п.), системой лицензирования. В то же время имеются существенные различия между СРП и административными контрактами. Это судебный порядок разрешения споров, регулирование СРП значительного количества гражданско-правовых отношений и, наконец, отсутствие каких-либо преимуществ государства перед инвестором после заключения соглашения. Еще одна группа специалистов склонна предполагать, что СРП имеет форму экономической концессии. Сходство между концессионным договором и СРП заключается в том, что оба договора предусматривают передачу государством прав пользования имуществом иностранному или российскому инвестору; передаваемое имущество находится в исключительной государственной собственности; правовое регулирование отношений в рамках пользования передаваемым имуществом одинаково для российских и иностранных инвесторов. Однако Россия не пошла по пути концессионных договоров. СРП и договор экономической концессии различаются, в частности, по порядку налогообложения, праву собственности на произведенную продукцию, порядку поступления платежей в бюджет. Представляется наиболее отражающей правовую природу соглашения о разделе продукции точка зрения, согласно которой СРП, сочетая в себе гражданско-правовые и публично-правовые нормы, является по сути смешанным предпринимательским договором. В литературе отмечается, что соглашение содержит три основные группы условий: разрешительные, разрешительно-договорные, договорные. Поэтому СРП не может быть чисто гражданско-правовым договором, основанным на принципах равенства сторон, автономии воли, имущественной самостоятельности. В любом случае, поскольку предметом данного договора является специфичная деятельность в сфере природопользования, неизбежна публично-правовая регламентация отношений в части предоставления в пользование участков недр, содержащих полезные ископаемые, а также в части установления налоговых правил*(794).

Перечни участков недр, право пользования которыми предоставляется на условиях СРП, устанавливаются федеральными законами, а в отдельных случаях, предусмотренных Законом о СРП (незначительные по объему добываемого сырья месторождения или содержащие минеральное сырье, не относящееся к стратегическим видам), - решениями Правительства РФ и органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. На условиях раздела продукции разрешается предоставление не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых (п.3 ст.2 Закона о СРП).

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции, являются Российская Федерация (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименование принципа "двух ключей"*(795).

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило*(796), по итогам конкурса или аукциона, проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции - п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции. Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции: обычный и "прямой"*(797).

При обычном способе раздела (его называют также индонезийской моделью - по стране происхождения) из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению*(798); между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль. При "прямом" разделе продукции исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором.

В литературе, посвященной анализу эффективности инвестиционной деятельности в форме СРП, приводятся различные точки зрения на предмет оценки механизмов раздела продукции. Подавляющее большинство специалистов считают, что "прямой" раздел наиболее привлекателен для российских инвесторов, поскольку обеспечивает независимость вкладываемых средств от изменений налогового законодательства. Инвестор получает гарантии на долгосрочную перспективу по количеству продукции, остающейся в его распоряжении. В этих условиях в возвратности своих средств - в срок и в полном объеме - будут также уверены и кредиторы инвестора, что положительно отразится на общем инвестиционном климате. Упрощается реализация самого соглашения, поскольку у государства отпадает необходимость в постоянном контроле за правильностью определения компенсационной продукции, за исчислением и уплатой инвестором налогов.

Для иностранных инвесторов схемы "прямого" раздела продукции могут оказаться непривлекательными, так как порождают проблемы, связанные с возможностью фактически двойного налогообложения доходов инвестора. Один раз доходы инвестора в косвенной форме уменьшаются в принимающей стране за счет уменьшения его доли продукции при схеме "прямого" раздела, а второй раз эти доходы могут быть обложены налогом в той стране, где инвестор зарегистрирован как налогоплательщик. При "прямом" разделе продукции такой налогоплательщик не сможет предъявить своим национальным налоговым службам для целей зачета сумму налога на прибыль, уплаченную в стране, где он осуществлял коммерческую деятельность по реализации СРП.

Следует отметить, что в любом случае законодательное закрепление двух механизмов раздела продукции, а по сути двух вариантов подхода к заключению СРП, создает для инвестора большую экономическую свободу, определяющую возможность выбора того режима СРП, который наиболее отражает его интересы.

Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государством как путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП. К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки - п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или "дедушкиной" оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).

Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.

В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и правовых актов органов местного самоуправления, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (ст.18 Закона о СРП).

Приведенное положение ст.18 в сочетании с возможностью продления срока действия соглашения по инициативе инвестора по сути на любой срок и стабилизационной оговоркой в том виде, в котором она содержится в ст.17 Закона о СРП, вызывает критику специалистов в отношении излишнего государственного протекционизма. Так, Н.Платонова пишет: "Исходя из содержания ст.17 и 18 Закона о СРП следует сделать вывод, что в соответствии с ними в течение ряда десятилетий к СРП не будут применяться новые нормативные акты, принимаемые на этих важнейших направлениях, либо негативные для инвесторов последствия их влияния должны будут возмещаться из бюджетных средств Федерации или ее субъектов"*(799).

Действительно, предусмотренные Законом о СРП преференции инвесторам превышают общепринятые в международной практике. Так, стабилизационные оговорки на случай изменения законодательства в других странах ограничиваются сроком, который в среднем составляет 10 лет. Положение Закона относительно коммерческих результатов деятельности инвестора, которые могут быть ухудшены вследствие изменения законодательства (ст.17), представляется весьма оценочным и сложным к применению, поскольку помимо изменения нормативной базы на предпринимательскую деятельность напрямую влияет еще целый ряд объективных и субъективных факторов.

Закон о СРП, конечно, требует совершенствования, что не исключает в целом весьма позитивного влияния этого законодательного акта на создание благоприятного инвестиционного климата в такой важной для России отрасли, как добыча и переработка минерального сырья.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.