Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционирование рынка труда




 

Рынок труда позволяет осуществлять постоянное перераспределение рабочей силы между отраслями и сферами производства и обеспечение работой незанятого населения. С помощью рынка труда регулируется спрос и предложение рабочей силы в целях ее использования для осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим рынок труда оказывает существенное влияние на условия существования как предпринимателей во взаимоотношении с работниками, так и самих представителей наемного труда.

Чтобы достигнуть цели своей деятельности, предпринимателю обычно необходимы наемные работники, выполняющие те или иные поставленные перед ними задачи. В таких случаях он обращается на рынок труда для найма рабочей силы. Состояние предложения рабочей силы (в частности, уровень заработной платы) может оказать существенное влияние на результаты предпринимательской деятельности и формирование чистой прибыли.

Условием функционирования рынка труда является деятельность по созданию новых рабочих мест, благоприятной демографической обстановки, обеспечению рабочей силы и предпринимателей необходимой информацией о наличии свободных рабочих мест и предложении рабочей силы, а также содействие найму персонала, отслеживанию конъюнктуры специальностей для удовлетворения потребностей отдельных отраслей и экономики в целом, урегулированию споров между работниками и нанимателями. В этой работе принимают участие практически все органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, а также иные государственные и частные организации, включая средства массовой информации, которые публикуют объявления о приеме на работу или поиске работы.

Специализированными органами, обеспечивающими функционирование рынка труда, являются:

Федеральная служба занятости Российской Федерации;

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда и социального развития РФ;

органы социального партнерства (комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координационные комитеты содействия занятости населения, примирительные органы по урегулированию коллективных трудовых споров);

коммерческие организации, деятельность которых связана с содействием трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения (биржи труда, службы занятости, службы трудоустройства, службы содействия найму, частные посреднические агентства);

кадровые службы предпринимателей.

Правовой режим функционирования рынка труда обеспечивается с помощью сочетания разнообразных форм правового регулирования рынка, которое осуществляется следующими способами:

1) государственное регулирование путем установления органами государства правовых и социально-экономических гарантий и норм в сфере наемного труда;

2) договорное регулирование самими субъектами рынка труда в рамках системы социального партнерства путем заключения коллективных договоров и соглашений по социально-экономическим вопросам;

3) установление условий труда на индивидуальном уровне путем заключения индивидуальных трудовых договоров между работодателями и работниками.

Несмотря на стройную систему правового регулирования трудовых отношений, предприниматели широко используют возможность найма рабочей силы не по трудовым, а по гражданско-правовым договорам (подряда, оказания платных услуг). К сожалению, нынешнее состояние законодательства позволяет предпринимателям делать это, поскольку отсутствуют четкие критерии разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений. Например, трудовое законодательство позволяет осуществлять наем рабочей силы для совершения определенной работы (ст.59 ТК РФ), тогда как такой же признак определяет содержание договоров подряда и оказания платных услуг. Данная проблема имеет важное значение, так как применение норм гражданского права к отношениям между работодателями и наемными работниками лишает наемных работников применения средств социальной защиты, предоставляемых нормами трудового права. Часто работодатели условие о применении норм гражданского права, касающихся договоров подряда или оказания платных услуг, ставят в качестве обязательного при приеме на работу. Работники практически не защищены от такого рода дискриминации.

Законодательная и судебная власти должны определить обязательные признаки, квалифицирующие заключенный между работником и работодателем договор в качестве именно трудового договора. Главными из таких признаков трудовых отношений или найма рабочей силы являются выполнение работником трудовой функции и его постоянное нахождение под контролем работодателя. Это означает, что работник не только выполняет работу по специальности или должности, но также способствует достижению целей работодателя в рамках его обычной хозяйственной деятельности. Наемный труд должен быть посвящен реализации исключительно интересов работодателя, тогда как гражданско-правовой договор по оказанию услуг предполагает независимость и равенство в отношениях между заказчиком и исполнителем услуги. Вывод о независимом характере предоставления услуги можно сделать, исходя из определения рабочего места исполнителя (находится ли оно под контролем заказчика/работодателя), а также из того, подчиняется ли он общему трудовому распорядку, выполняет ли работы для других предпринимателей (не являющиеся функциями работы по совместительству на одном предприятии или в рамках одной группы компаний).

Совершенствование функционирования рынка труда должно быть предметом заботы и внимания со стороны государства. Участие государства на рынке труда обусловлено осуществлением социальной политики, которая также является неотъемлемым элементом государственного регулирования рынка труда. Социальная политика связана с обеспечением определенного уровня материального обеспечения человека. Предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, неизбежно приводит к возникновению социального неравенства в обществе. Материальное неравенство в получении доходов и доступе к материальным ресурсам, порождаемое рыночными отношениями, должно сглаживаться усилиями государства. Эти усилия должны быть направлены не столько на регулирование распределительных отношений в сфере материальных благ, сколько на создание новых рабочих мест, более динамичную переквалификацию рабочей силы, стимулирование малого и среднего бизнеса, поощрение более тесного взаимодействия, взаимопонимания между представителями труда и капитала относительно изменения условий труда (как в лучшую, так и в худшую сторону) в тесной связи с конкретными макро - и микроэкономическими условиями деятельности конкретного предприятия.

Россия провозглашена социальным государством, главной задачей политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и общества, что полностью соответствует положениям международных актов и соответственно международным договорам РФ, касающимся защиты прав человека (см. ст.7 Конституции РФ). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, независимо от прибыльности предпринимательской деятельности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Идея социального государства состоит в осуществлении государством деятельности по проведению гибкой социальной политики в сфере налогов, по планированию развития производства для обеспечения его непрерывного роста, по защите достоинства личности прежде всего обеспечением прожиточного минимума. Задача социального государства заключается в перераспределении доходов между различными слоями общества для их выравнивания между собой, хотя речь не может идти об их полном равенстве*(860). Социальное государство не должно допускать массового обнищания своих граждан, а наоборот, обязано искать пути для подъема уровня их материального благосостояния.

 

Краткие выводы

 

1. Рынок труда представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере обращения и использования рабочей силы. Это один из элементов рыночной экономики. Состояние и развитие рынка труда зависит от состояния экономики в целом, ее отдельных отраслей, от степени вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан, а также от развития других рынков, в том числе рынка капитала, рынка товаров и услуг, рынка жилья, определяющих свободу движения рабочей силы.

2. Учитывая, что на рынке труда существует возможность возникновения двусторонней монополии предпринимателей и работников, законодатель не должен предоставлять или допускать получение каких-либо преимуществ (особенно при согласовании ставок заработной платы) любому из субъектов рынка, включая профсоюзы.

3. Чрезмерное вмешательство государства в распределительные процессы в результате проведения активной социальной политики, выравнивание доходов ведет к снижению деловой активности населения в целом. Вместе с тем сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге к падению производства, снижению его эффективности. Достижение оптимального уровня вмешательства государства в регулирование социально-экономических отношений связано с разрешением противоречия между эффективностью производства и социальной справедливостью.

4. Предприниматели занимают ключевое место в обеспечении эффективного функционирования рынка труда, так как: а) источником средств, необходимых для финансирования программ и мероприятий социального характера, прямо или косвенно являются полученные предпринимателями доходы, б) предприниматели участвуют во всех двусторонних и трехсторонних соглашениях в рамках системы социального партнерства как на уровне отдельных предприятий, учреждений и организаций, так и на общефедеральном уровне, в) предприниматели активно содействуют и непосредственно участвуют в реализации социальной политики государства.

5. Основным принципом регулирования коллективных отношений на рынке труда между предпринимателями и коллективами работников является принцип равенства сторон. Это означает, что права и меры воздействия каждой из сторон на другую сторону должны быть равновеликими. Этот принцип должен в полной мере относиться и к профсоюзам, которые представляют коллективные интересы работников, а потому профсоюзы должны быть лишены законодательных привилегий, мешающих реализации прав предпринимателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.