КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первый уровень —уровень оценки интенсивности средовых воздействий
УРОВНИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ Индивид взаимодействует с окружающей средой на разных уровнях активности, что и определяет строение аффективной системы, в которой отдельные уровни избирательно реагируют на определенные классы средовых воз,л,€йствий. ■ Уровневый подход открывает ряд новых возможностей в изучении аффективной системы. Во-первых, изучение индивидуальных вариантов уровневой организации (пропорций) может оказаться полезным в разработке- типологии индивидуальных различий. Во-вторых, в патологических случаях уровневый подход также применим для дифференциально-диагностического использования. В-третьих, развивается наше понимание структуры эмоциональных процессов (Лебединский, 1990). Прикладное значение этого подхода состоит в разработке стратегии коррекции с учетом возможных диспропорций в системе эмоциональной регуляции. Однако для продвижения в этом направления прежде всего необходимо выделить отдельные уровни и огтисать их функциональные особенности. Для решения этой задачис, по-видимому, наиболее эффективным является, во-первых, обращение к раннему детству, когда происходит становление адъективной системы, ее архитектоники. Во-вторых, обращение к случаям патологии, при которых происходят «сбои» в работе аффективной системы, что позволяет понять вклад отдельных: уровней в целостную систему регуляции. В базальной системе эмоциональной регуляции могут быть выделены следующие уровни: 1) уровень оценки интенсивности средовьзх воздействий4; 4 Термин «интенсивность» используется здесь a c^mojvi широком смысле. Можно говорить об интенсивности воздействий самых различных средовых явлений. Например, интенсивность обшени* зависит от количества людей, расстояния, на котором оно происходит; от новизны ситуации, усталости общающегося человека, степени формализации общения и др. Таким образом, под интенсивностью понимается вероятностная субъективная оценка человеком средового воздействия. 2) уровень аффективных стереотипов; 3) уровень экспансии; 4) уровень аффективной коммуникации; 5) уровень символических регуляций. Первый уровень аффективной регуляции осуществляет наиболее примитивные функции адаптации. Аффективная ориентировка на этом уровне направлена на оценку количественных воздействий среды. Значимыми являются изменения температуры окружающего и самого тела, уровень освещенности, высота звука, скорость движения, которое воспринимается как перепад интенсивности5. Поскольку количественные изменения могут наиболее разрушительно действовать на организм, аффективная система пристально следит за любыми изменениями в этой области6. Выход воздействий за допустимые границы вызывает реакции в виде беспокойства, тревоги, страхов, агрессии. Поэтому оценка интенсивности входит в круг витальных задач, решаемых младенцем с первых дней жизни. Первый уровень опережает все другие системы, сигнализируя о сбоях, возникающих в организме. Клинически это проявляется в непереносимости сенсорных нагрузок, аффективной пресыщаем ости. На этом уровне помимо общей сензитивности оцениваются явления гипер- или гипосензитивности в различных модальностях, а также явления извращенной чувствительности. Б более легких случаях (как, например, при ранних невропатиях) симптомы гиперсензитивности могут ограничиваться одной- Предметы, возникающие внезапно и перемещающиеся слишком быстро, вызывают негативную эмоциональную реакцию. До тех пор, пока не сформировался более совершенный механизм, оценка приближения — удаления объекта определяется изменением величины его проекции на сетчатке глаза (Бауэр, 1979). Возможно, что этот примитивный способ оценки сохраняет свое значение и позднее, в ситуациях, требующих моментальной реакции. Признак интенсивности играет важную роль в построении типологии индивидуальных различий. Показано, что интраверты склонны отвечать на стимулы средней интенсивности защитными типами реагирования, в то время как экстраверты на ту же стимуляцию дают ориентировочную реакцию (Geen R.G. Prefered stimulation levels in intraverts and extraverts Journal of Personality and Social Psychology, 1984). двумя модальностями и распространяться только на определенные классы сильных воздействий (ребенок боится резких движений, громких звуков). В более тяжелых случаях явления гипер- иди гипосензи-тивности могут генерализовываться, распространяться на различные модальности, причем в определенной модальности (например, обонятельной) достигать своих пиковых, максимальных значений. Именно интенсивность, часто субъективно искаженная, а не качество стимуляции определяет поведение ребенка в раннем возрасте. i Преобладание явлений гипер- или гипосе нзитивности отчетливо видно уже у младенца. Многие исследователи прямо связывают особенности сензитивности с физиологическим тонусом малыша. Так, чрезмерный физиологический тонус дает оживление архаических рефлексов и двигательных реажций вообще в ответ на действие малейшего раздражителя, острою реакцию на боль, быстрый переход от сна к бодрствованию, особую чувствительность к социальным стимулам (ребенок с с амого раннего возраста стремится к общению, но очень быстро перевозбуждается от него (Kreisler, 1987/1994). Общее напряжение часто приводит к развитию психосоматических расстройств уже в раннем возрасте (бессоннице, рвотам, коликам, спастическому плачу), особенно в том случае, если в диаде «мать —ребенок» не были установлены вовремя те формы близкого контакта, которые призваны регулировать чрезмерное возбуждение младенца. Гипосензитивность в младенческом возрасте часто является признаком депрессии, которая характеризуется слабостью всех жизненных проявлений ребенка (резким снижением активности, физиологического тонуса, нечувствительностью к боли и другим витально важным внешним и внутренним воздействиям (усталости, голоду). Гипосензитивность на первом году жизни отмечается особенно часто в случае депрессивного состояния матери (Tustin, 1990; Kreisler, 1990). В значительной части н-ешиз наблюдений матери подверженных раннему детскому аутизму детей страдали депрессией, Другим признаком глубины аффективной патологии является избирательное нарушение чувствительности по отнешению к специфически человеческим видам стимуляции (отсутствуют, извращены или сверхсильные ответные реакции на человеческое лицо, улыбку, прикосновение, объятие, речь) при относительной сохранности чувствительности к чисто физической стимуляции. 594
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |