Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радио России». Новый облик




Государственной радиокомпании, федеральному государственно-унитарному предприятию «Радио России» десять лет. Чтобы в декабре 1990-го года за восемь месяцев до ГКЧП открыть станцию явно демок­ратического, а если говорить точнее, антикоммунистического толка — стоило иметь не только гражданское мужество, но и определенную прозорливость. Тем не менее, это произошло. И первые годы своего десятилетнего существования «Радио России» не только делало исто­рию, но и само было частью этой истории.

А затем произошло то, что и должно было произойти. Станиславс­кий говорил, что «каждому театральному коллективу отведено двад­цать лет». Учитывая темпы нашего времени, за десять лет творческий коллектив редакции «Радио России» прошел все этапы своего разви­тия — от безудержной политической активности начала 90-х, через культурно-просветительскую позицию середины 90-х, и, к сожалению, до полного старения конца 90-х. В результате к концу 90-х «Радио России», так называемая «первая кнопка», утратило свои лидирующие позиции не только на рынке масс-медиа, но и на рынке радиовеща­ния. Почему это произошло?

Причин этому несколько.

Во-первых, радио, строящееся на 90% на долгих разговорах «за жизнь», увы, было обречено.

' Вячеслав Умановский окончил Московский государственный университет им. М. В. Ло­моносова (факультет журналистики). Писал для газет тюменской области «Правда Севе­ра» и «Тюменский комсомолец». С 1990 года работал в детской редакции Гостелерадио СССР. В 1993 году перешел на «Радио России» ведущим музыкально-развлекательного канала «Четыре четверти». Там работал до 1999 года сначала руководителем студии «Че­тыре четверти», потом главным редактором дня, затем заместителем директора. С 1999 года — начальник управления общественных связей и специальных программ Концерна «Радио-Центр». С 2000 года первый заместитель генерального директора «Радио России».


Во-вторых, наблюдался явный дефицит свежих творческих идей, новые формы в эфире не появлялись годами.

И, наконец, сильно отставало от времени оформление канала.

Именно поэтому возникла необходимость придать государствен­ному «Радио России» иной облик, как тематический, так и оформи­тельский.

Первое, с чего начала новая команда «Радио России» в июле 2000 года — с отмены так называемого орбитального вещания, когда каждая программа передавалась в эфир пять раз: премьера для Москвы и Цен­трального региона, а затем четыре повтора для разных часовых поясов.

Сейчас «Радио России» вещает лучом, и наша основная слож­ность — построить сетку так, чтобы одна и та же передача адекватно воспринималась, скажем, в Москве в 8 часов утра и во Владивостоке в 16 часов, а в Якутске детская сказка не выходила в эфир в 22:30. Нам удалось решить эту задачу. Хотя это потребовало определенных усилий.

Во-первых, понадобился более тщательный подход к программиро­ванию. Во-вторых, сами передачи теперь записываются с поправкой на данное обстоятельство.

Что сегодня представляет собой эфир государственной радиостан­ции «Радио России»?

Если начинать с включения радиоточек по московскому времени, то с 6 до 9 утра выходит в эфир то, что условно можно назвать инфор­мационно-развлекательным каналом. Утро для любой радиостанции — не важно, как она называется: частная, коммерческая, общественная, общественно-политическая, информационная, государственная и так далее — это прайм-тайм в любом случае. Несмотря на рост благососто­яния наших сограждан и появление вторых и третьих телевизоров, ут­ренняя аудитория радио пока еще опережает телевизионную. Именно поэтому утром по московскому времени мы стараемся делать эфир, во-первых, как можно более дробным, чтобы программы не превы­шали 15 минут, во-вторых, как можно более информационно насы­щенным.

Традиционная утренняя пятнадцатиминутка — это обязательно ко­роткие новости, какая-то постоянная рубрика, репортерский сюжет на тему дня и набор информации, которая необходима слушателю в лю­бом городе — прогноз погоды для всех регионов, курс доллара и, как правило, в конце пятнадцатиминутен — музыка.

Потом эта схема повторяется. Таким образом, в утреннем часе у нас
четыре выпуска новостей, четыре песни, четыре репортажа, четыре
рубрики. 217


Утренние рубрики постоянные. Это исторический календарь «Что было, то было — этот день в истории», всевозможные полезные советы (от кулинарных до медицинских), информация Службы спасения и т.д. Кроме того, этот отрезок эфира, безусловно, отличается более дина­мичным, соответствующим общему настрою канала оформлением.

Таким образом проходят первые три часа вещания. Если мы еще раз представим себе карту России, то практически во всех регионах время с 6 до 9 утра по московскому времени достаточно слушаемое. Особенно если учесть, что значительную часть аудитории «Радио Рос­сии» составляют те, кто оказывается в этот момент дома или в офисе. С 9 утра мы переходим к крупноформатным программам самых разных жанров. В этом промежутке идут детские, литературно-художе­ственные, научно-познавательные, драматические передачи. В это вре­мя вот уже шесть лет выходит спектакль, подготовленный Фондом не­зависимого радиовещания, «Дом 7, подъезд 4», а также, например, постановочные программы для детей.

Так постепенно мы подходим к нашему дневному прайм-тайму. С 11 до 16 часов по московскому времени выходят все наши наибо­лее ударные программы. Это три ежедневных ток-шоу с героями дня, литературные чтения, серьезные музыкальные передачи.

Готовить ежедневно три ток-шоу — это тяжелая работа, потому что иногда навскидку не назовешь трех героев дня, а их все-таки прихо­дится набирать. У нас три ведущих ток-шоу, работающих в одном жан­ре, но совершенно в разных амплуа.

Первая программа выходит в 11:30 и называется «Настоящее вре­мя». Ее автор и ведущий Дмитрий Губин задает гостям колкие и порой даже неудобные вопросы.

Следующую передачу — «От первого лица» (начало ежедневно в 13:30.) — ведет классик отечественного радиоэфира Наталья Бехтина, у которой совсем иная, мягкая и уважительная манера ведения.

И, наконец, в 15:30 начинается программа Виталия Ушканова «Персона фата». У Виталия амплуа мудрого публициста, знающего ответы на все вопросы.

Уровень их гостей всегда достаточно высок. И это требует серьез­ной подготовки от ведущих. При этом все три программы готовят, в общей сложности, шесть человек.

В то же время (с 11 до 16) мы размещаем и другие рейтинговые профаммы. В частности «Радио России» продолжает любимый слуша­телями жанр «литературных чтений». Несколько поколений людей выросло именно на чтениях по радио. Мы решили этот жанр возро­дить и модернизировать, сократив с Офомных часовых промежутков


до более коротких. Сегодня литературно-драматические формы выхо­дят хронометражем не более 14 минут. Для инсценировок и чтений мы выбираем современных, модных сегодня авторов. Например, у нас идет серия чтений повестей Бориса Акунина в исполнении народного артиста Александра Филиппенко. Это работа, которой мы можем гор­диться, потому что это первая интерпретация Бориса Акунина в элек­тронном виде.

В этом же временном отрезке мы разместили жанр, которого ни­когда на «Радио России» не было. Это интерактивные ифы со слуша­телями. Честно говоря, мы даже не ожидали такого социального и возрастного среза людей, звонящих и принимающих участие в Ифе. Фактически с первых лет существования «Радио России» сложился сте­реотип, который было очень трудно сломать: мол, проводное вещание вообще и первая кнопка в частности — это радио для старушек-пенсио­нерок и домохозяек. И для нас было совершеннейшим откровением уз­нать, что в ифах на «Радио России» принимают участие самые разные люди. Когда победителем в одной из иф оказался человек, который позвонил на первой же минуте по мобильному телефону и 14 минут «висел» на линии (учитывая в общем-то немалые цены за минуту раз­говора), я считаю, что это была наша большая идеологическая победа.

Формируя вечерний прайм-тайм с 16 до 20 часов, мы тоже не стали изобретать велосипед. Понятно, что это время,'когда люди возвраща­ются с работы, стоят в бесконечных московских пробках и слушают радио. Здесь я должен сказать, что наши коллеги, работающие в FM-диапазоне, сильно нам помогли. Если вы в этот период вечернего прайм-тайма захотите послушать радио, то вы с большим удивлением обнаружите, что 17 радиостанций передают только музыку.

Три радиостанции — «Эхо Москвы», «Спорт-FM» и «Маяк-FM» — передают только информацию, и лишь одна радиостанция — «Радио России» — умудряется сочетать вещи, может быть, несочетаемые — и музыку, и информацию.

Вечерний эфир у нас начинается после 20 часов.

Эту часть эфира мы, во-первых, стараемся насыщать профаммами более крупноформатными, а, во-вторых, уходить от политических тем. В принципе, после 20 часов по московскому времени на «Радио Рос­сии» не звучит ничего, так или иначе связанного с политикой, кроме, конечно, новостей в начале и в середине часа.

Для себя мы эти часы называем примерно так: «часы, в которые
идут профаммы для тех, кто не хочет смотреть профамму «Время».
Здесь выходят повторы наших лучших дневных передач, очень много
музыки разного формата. 219


Таким образом, жители разных регионов получают возможность услышать наиболее интересные программы в самое удобное для них время суток. К 24 часам наш эфир в Москве заканчивается.

Но, повторю, «Радио России» сегодня вещает без орбит, лучом, поэтому с 24 часов начинается прайм-тайм для Дальнего Востока, Во­сточной Сибири и далее, что называется, вслед за солнцем. Поэтому с 24 до 3 часов ночи и с 3 до 6 утра у нас в эфире идут первые варианты того канала, который выйдет в эфир на следующий день. После чего самые интересные материалы составляют основу утреннего канала.

С 6 утра день начинается заново, и повторяется та схема, которую я вам уже описал.

Выстраивая такую сетку, мы не могли не учитывать включений в программу «Радио России» региональных радиостанций.

Наша задача была каким-то образом это вещание унифицировать, чтобы, во-первых, совпадали часы перекрытия программ «Радио Рос­сии» во всех регионах, во-вторых, продолжительность региональных включений и, в-третьих, чтобы все программы, которые выходят на первой кнопке, не сильно расходились идеологически. Все эти пробле­мы удалось решить — в том числе и с помощью переговоров с колле­гами из регионов.

Музыкальный формат «Радио России» мы тоже тщательно подби­рали. Перед нами стояла проблема: какой музыкальный формат выб­рать? Мы взяли за основу понятие «настоящей музыки».

Сегодня музыка у нас присутствует в нескольких вариантах. Вариант первый — в тех каналах, которые мы условно называем информационно-развлекательными, звучат композиции разных жан­ров и направлений. Мы отказываемся от маргинальных жанров: анде­граунда, тяжелого металла и так называемого «русского шансона».

Второй вариант — музыка в блоках нон-стоп. Это может быть попу­лярная музыка и популярная классическая музыка. С популярной му­зыкой все понятно: мы используем все жанры, кроме упомянутых выше.

С популярной классической музыкой были большие проблемы. У нас очень много профессиональных музыкальных редакторов, то есть людей с консерваторским образованием, которые истинно убеждены в том, что популярная классическая музыка — это, скажем, Шнитке. И когда мы пытались их убедить в том, что нужнее, например, «Полет шмеля», Лондонский симфонический оркестр — это воспринималось как надругательство над жанром.

Еще у нас есть тематические музыкальные программы. Мы выстро­или в сетке вещания «линейку» с понедельника по воскресенье, куда


постарались включить основные жанры, и представляют их лучшие специалисты по музыке. О джазе у нас рассказывает Алексей Колосов, который первым стал вести программу о джазе на радио. Далее у нас идет программа из Лондона, которая раньше называлась «Напрямую с Запада», а сейчас — «Свободный полет», ведет которую Егор Шиш-ковский. Это действительно самые горячие хиты, то, что сейчас слуша­ют на Западе. Причем надо отдать Егору должное, он умудряется брать интервью у самых внушительных звезд, включая Бритни Спирс. Когда Элтон Джон с непередаваемым акцентом говорит «Напрямую с Запа­да» — это очень смешно. «World music» ведет человек, который, в принципе, тоже является классиком своего жанра, это Дмитрий Ухов. Экзотика, андеграунд и альтернатива — это Андрей Борисов, человек, который создал одноименный рекорд-лейбл «Экзотика».

Еще у нас есть жанр, который лока не очень представлен на радио и вообще в электронных СМИ — так называемая «новая классика». В качестве примера этого направления можно привести работы того же Лондонского симфонического оркестра. Ведет эту программу Михаил Митропольский. И, наконец, воскресная передача о классической, в чем-то даже «кондовой» эстраде от группы «Лицей» до Марайи Кэри. Ведет Михаил Предтеченский.

Разрабатывая новую политику радиостанции, мы задумались над новым оформлением эфира. И это стало вторым необходимым шагом.

Нашим новым слоганом стало: «Радио России». Настоящее радио». Почему настоящее? Потому что только станция, которая сочетает в себе все существующие в радио жанры, может называться насто­ящей.

Перед нами стояла задача — разрушить образ «Радио России», сло­жившийся у слушателей. Задача стояла простая. Нужно было убрать имперскую страшилку и придумать слово, которое зацепит весь эфир, с которым можно работать. «Радио России» уже несет в себе название, но надо было придумать какой-то ключ, которым можно было бы от­крыть что угодно. Так появился слоган «настоящее радио». Получи­лось «Радио России — настоящее радио». Казалось бы, слоган должен быть коротким. Но мы решили продолжить: «Радио России» — насто­ящее радио. Территория для всех». Политическая позиция радио — «Территория для всех». Коротко. Звучно. Плюс слово «настоящее». Всем понятное. Не надо ничего объяснять. Настоящая женщина. На­стоящий мужчина. Настоящая колбаса. Настоящие деньги. Потом по­шли дальше — «Настоящие люди», «Настоящие новости», «Настоящая политика», «Настоящее время». Так мы придумали стартовый блок, слово, с которым можно было играть.


«Радио России» — настоящее радио. Настоящие новости. Настоя­щая политика».

«Радио России» — настоящее радио. Работать по-настоящему.»

Пошла социальная тема. Мы придумали «Любить по-настоящему», «Жить по-настоящему». И на этом мы построили рекламную кампа­нию. Это нормальные слова, которые должны были развиваться даль­ше и дальше. Потом у коллектива стали рождаться идеи, появилась программа, под названием «Настоящее время» Дмитрия Губина.

Так начинает работать слово с любым понятием. «Сиднейская Олимпиада. Настоящие спортсмены. Настоящие победы. Настоящее золото».

Это слово стало жить отдельной от нас жизнью. Из этого слова начались проекты «Настоящая Россия», «Настоящая поэзия», «Насто­ящее кино» и так далее. Это тот самый случай, когда в начале действи­тельно было слово.

Кто-то из американских рекламистов сказал, что в рекламе важна игра со словами, не с картинкой, не с обликом, просто со словом. Это слово начинает продавать все.

Дальше мы занялись изменением визуального облика. Это измене­ние визуального имиджа, логотипа и всего с этим связанного. Мы при­думали земной шар. Почему земной шар? Мы — глобальная сеть, ко­торую можно слышать в разных местах, нравится — не нравится, но мы есть в каждой квартире.

Земной шар — это покой, объединение всех во что-то единое. И главное, этот символ все знают.

В конечном счете, наша задача — придумать формат, найти слово и логотип, которые все знают, — была выполнена. Этап привыкания был сокращен до минимума. У человека возникает нормальный ассоциа­тивный ряд, который не раздражает. И вы добиваетесь победы.


Учебное издание

РАДИО:

МУЗЫКАЛЬНОЕ,

НОВОСТНОЕ,

ОБЩЕСТВЕННОЕ..

Сборник лекций

Редакторы

В. А. Сухарева и А. А. Аллахвердов

Техническое редактирование и верстка

И. В. Гусев

Дизайн обложки — А. В. Коненков

ИД № 04577 от 20 апреля 2001 г.

Подписано в печать 22.10.01 г. Формат 60x84 '/„.

Бумага офс. № 1. Гарнитура «Ньютон».

Печать офсетная. Тираж 1000 экз.

Заказ №

Фонд независимого радиовещания 119146, Москва, 2-я Фрунзенская ул., 8


Отпечатано с готовых диапозитивов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.