Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Преступления против интересов службы




 

Преступления против интересовслужбы - это предусмотренные статьями 424 – 433 Уголовного кодекса умышленные или неосторож­ные противоправные деяния, посягающие на правильную, отвечающую интересам человека и общества деятельность аппарата органов власти и управления (незави­симо от форм собственности).

 

Особенность преступлений против интересов службы состоит в том, что эти преступления, за некоторыми исключениями, совершаются должностными лицами, состоящими на службе в аппарате указанных органов и наделенными властными (в широком смысле этого слова) полномочиями для осуществления организационно-распорядительной, административно-хозяйственной или иной организационной дея­тельности в целях надлежащего выполнения этими органами своих функций.

В сущностном выражении преступления против интересов службы заключаются в совершении должностным лицом с использованием предоставленных ему должно­стных полномочий таких деяний по службе, которые противоречат интересам служ­бы и причиняют существенный вред правильной деятельности соответствующего аппарата власти и управления. Формы проявления такого преступного поведения должностных лиц по службе могут быть различными и предусматриваются соответ­ственно в качестве самостоятельных преступлений.

 

К преступлениям против интересов службы относятся:

1. Статья 424. Зло­употребление властью или служебными полномочиями.

2. Статья 425. Бездействие долж­ностного лица.

3. Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий.

4. Статья 427. Служебный подлог.

5. Статья 428. Служебная халатность.

6. Статья 429. Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

7. Статья 430. Получение взятки.

8. Статья 431. Дача взятки.

9. Статья 432. Посредничество во взяточничестве.

10. Статья 433 Принятие незаконного возна­граждения.

 

Непо­средственные объекты конкретных преступлений против интересов службы совпа­дают с родовым объектом этих преступлений с учетом правоохраняемых интересов той сферы, на которую распространяется служебная компетенция должностного ли­ца.

В некоторых преступлениях против интересов службы обязательным элементом состава является предмет. Например, в ст. 430 предметом является взятка, т.е. материальные ценности или выгоды имущественного характера.

 

Объективная сторона преступлений против интересов службы выражается, с одной стороны, в совершении соответствующего деяния по службе на основе ис­пользования предоставленных должностному лицу полномочий и, с другой, - в не­совместимости этого деяния с интересами службы.

Для некоторых преступлений против интересов службы требуется также причи­нение общественно-опасных последствий в виде имущественного ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо го­сударственным или общественным интересам. При отсутствии таких последствий в требуемых случаях содеянное не составляет преступления и рассматривается как должностной проступок.

Крупным размером (ущербом в крупном размере) признается размер (ущерб) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступле­ния, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) — в тысячу и более раз превышающую размер такой базовой величины.

Существенный вред правам и законным интересам граждан либо го­сударственным или общественным интересам может выражаться в нарушении конституционных прав и свобод граждан, нарушении нормальной деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, нарушении общественного порядка и т.п.

 

Большинство этих преступлений имеют формально-материальную конструкцию. Составы зло­употребления властью или служебными полномочиями (ст. 424) и служебной халатности (ст. 428) имеют материальную конструкцию.

С субъективной стороны абсолютное большинство преступления против интересов службы характеризуются умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. Преступление, предусмотренное ст. 428 характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Некоторые из преступлений, указанных в гл. 35 УК имеет обязательные признаки субъективной стороны. Например, в части 1 статьи 427 мотивом является корыстная или иная личная заинтересованность.

Субъект большинства преступлений против интересов службы – специальный, т.е. должностное лицо, либо работник государственного органа или иной государственной организации, не являющейся должностным лицом (ст. 433), а также общий - (ст. 431 и ст. 432). Уголовная ответственность за все преступления наступает с 16 лет.

К должностным лицам относятся:

1.Представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Нацио­нального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно го­сударственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе. Например, прокуроры, судьи, следователи, работники Комитета государственного контроля и его органов, сотрудники таможенных, налоговых и других органов.

2.Представители общественности, то есть лица. не находящиеся на государст­венной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представи­теля власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борь­бе с правонарушениями, по отправлению правосудия. Например, народные заседатели судов, члены добровольных на­родных дружин и т.п.

3Лица, постоянно или временно либопо специальному полномочию зани­мающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воин­ских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанно­стей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производ­ственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, пла­нирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисцип­лины и т.п.). Эти функции осуществляют такие категории работников как руководи­тели учреждений, организаций либо предприятий (независимо от форм собственно­сти) и их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов. заведующие отделами, лабораториями, кафедрами ит.п.), их заместители, руково­дители участков работ (мастера, прорабы, бригадиры).

Под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать пол­номочия, связанные с управлением или распоряжением государственным, коопера­тивным, общественным и другим имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д. Такими полномочиями в том или ином объ­еме обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых от­делов и служб и их заместители, заведующие складами, магазинами, мастерскими, ателье, ведомственные ревизоры и контролеры и др.

Заключение договора между работником и администрацией о полной матери­альной ответственности за сохранность вверенных ценностей само по себе не явля­ется основанием для признания этого работника должностным лицом. Необходимо чтобы наряду с обязанностями по непосредственному хранению имущества матери­ально ответственное лицо выполняло еще и функции по управлению или распоря­жению им (организация доставки товаров, распределение их по другим снабженче­ским точкам и т.п.).

К числу должностных лиц, которые постоянно или временно выполняют органи­зационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в силу занимаемой должности, относятся также и лица, которые выполняют эти обя­занности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то орга­нами или должностными лицами специальных полномочий (исполнение обязанно­стей соответствующего должностного лица на время его отсутствия в командировке, на учебе, по болезни, руководство зарегистрированными в установленном порядке самодеятельными туристскими и экскурсионными группами, тренеры спортивных» обществ и команд и др.).

Лицо может быть признанно должностным лицом, временно исполняющим обя­занности по определенной должности или осуществляющее специальные полномо­чия, если указанные обязанности или специальные полномочия были возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

Работники государственных и негосударственных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обя­занности, должностными лицами не являются. Такие работники могут быть субъек­том должностных преступлений в том случае, если наряду с осуществлением про­фессиональных или технических обязанностей на них в установленном порядке воз­ложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, врач в связи с его участием в работе ВТЭК или в призывной комиссии; преподаватель как член квалификационной или экзаменацион­ной комиссии; учитель или воспитатель в связи с исполнением возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения учеб­ных занятий или других воспитательных мероприятий).

К лицам, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий относятся лица, кото­рые наряду с выполнением профессиональных функций вправе принимать решения, которые являются обязательными для соответствующих государственных органов, организаций и предприятий (например, врач, выдавший лист о нетрудоспособности, что обязывает нанимателя освободить такое лицо от работы и начислить ему посо­бие по временной нетрудоспособности; нотариус при учинении исполнительной над­писи).

4.Должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.