КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы эволюции русской философско-правовой мысли
II. ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ РОССИИ
Русская философия права как органичная часть мировой философско-правовой мысли и ее относительно самостоятельное течение. В истории русского права обыкновенно различают три периода: 1) период земский или княжеский (IX-XIII в.в.) в котором Русь является разбитой на целый ряд отдельных государств-городов, период княжеский; 2) период московский (XIV-XVII в.в.), определяемый постепенным слиянием прежних отдельных государств в одно большое государство московское; 3) период императорский (XVIII-XIX в.в.) охватывающий тоже старое московское государство, но с некоторыми своеобразными особенностями, происшедшими в его строе. Культурологические и цивилизационные особенности развития российского общества. Евразийство. Замедленность и сложность либеральных социально-политических преобразований. Их отражение в судьбах философской и философско-правовой мысли. Диалектика ученичества и самобытности в развитии философско-правовой мысли в России. Ее проявления в области права. Национально-патриотическая окрашенность философских идей. Коррелированность философии права с актуальными проблемами социально-политического развития страны, правовыми реформами. Влияние религии на развитие русской философии и философии права. Проявления религиозности и морализма в русском правовом сознании. Представления о правде, служении, милости, милосердии. Проявления психологии подчиненности человека интересам общества, недоверия к идеям равенства в традиционном русском правосознании. Морально-психологическая установка на единство веры, государственности, народности. Ориентация на общинность, соборность, коллективность.
Гуманизм и демократизм передовой русской правовой мысли. Общая закономерность эволюции философии и философии права в России. Переход от христианско-православного философствования и просветительских идей к началу философского самосознание России и появлению самобытных, оригинальных философских и философско-правовых систем. Русская общинность и социалистические идеи. Проявления индивидуалистических тенденций в правосознании современного российского общества.
Зарождение и развитие русской философско-правовой мысли в русле христианско-православного мировоззрения в IX-XVII вв. Обоснование необходимости сильной власти, единого государства на основе христианства. Иларион (XI в.). Право в христианско-православном философствовании. Проблема «закона и благодати». Божественное предназначение власти. В. Мономах (XI-ХП в.) об идеальном правлении. Д. Заточник (XIII в.). Мораль и власть. Филофей (XV в.). «Москва — третий Рим». Право, церковь, государство. И. Тимофеев (XVI в.). Идеи «естественного права», сословно-представительской монархии, правового ограничения власти феодалов.
Просветительские идеи в русской философии права в XVII-ХVIII вв. Ю. Крижанич (1618-1683), С. Полоцкий (1629-1680), идеалы божественности власти просвещенного монарха. Ф. Прокопович (1681-1736), просвещенная наследственная монархия как следствие реализации естественного права народа находиться под «божьим смотрением». Я. Козельский (1728-1794), С. Десницкий (1740-1789), зарождение идей разделения властей, конституционной монархии. А. Радищев (1749-1802), отрицание самодержавия, либерализм, «естественность» равноправия, «народное правление». Философское самосознание России и его проявление в философско-правовой области в XIX в. П. Чаадаев (1794-1856) Тенденции западничества и славянофильства, их проникновение в правовую сферу. М. Сперанский (1772-1839), А. Куницын (1793-1840). Идеи либерализации русского общества, конституционной монархии с разделением властей. Радикализм и республиканство декабристов.
А. Герцен (1812-1870), Н. Чернышевский (1828-1889), патриархально-крестьянский революционизм. М. Бакунин (1814-1876), П. Кропоткин (1842-1921), анархические идеи отчуждения государства и права от общества, его замены свободным соглашением общин. Оформление национально самобытных, оригинальных философских и философско-правовых систем в конце XIX — начале XX вв. Философия всеединства В.Соловьева (1853-1900). Право как равновесие личной свободы и общего блага на основе христианских ценностей. Религиозный экзистенциализм Н. Бердяева (1874-1948). Абсолютность свободы человека; «естественность», надгосударственность духовной личности. Синтез идей Канта и Гегеля в философско-правовых взглядах Б. Чичерина (1829-1904), П. Новгородцева (1866-1924). Социологический позитивизм С. Муромцева (1850-1910), Н. Коркунова (1853-1904), Г. Шершеневича (1863-1912). Тенденции ухода от «метафизической» проблематики, обращения к логике, «историчности» права. Л Летражицкий (1867-1931), психологическая школа права.
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |