Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Недемократический (антидемакратический)




Демократический

v 2. (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный) - характеризуются следующими признаками:

ü полный контроль государства над всеми сферами жизни,;

ü огосударствление всех общественных организаций;

ü личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

ü реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

ü игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

ü не учитываются особенности религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов.

v 1. Демократический режим (“demarcate”- народовластие) складывается в правовых государствах.

Выражается в следующем:

ü свобода личности в экономической сфере;

ü реальная гарантированность прав и свобод граждан;

ü создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

ü личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

ü власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

ü основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

ü государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

 

Тема 5: Государственный аппарат

1. Понятие государственный механизм, государственный аппарат их соотношение.

2. Принципы деятельности государственного аппарата.

3. Органы государства: понятие, признаки, классификация органов государства.

4. Теории разделение властей в государстве и ее социально-политическое значение.

1. В юридической науке понятие государственный аппарат и механизм государства или различаются или используются как синонимы.

Некоторые юристы отождествляют понятия государственный аппарат и механизм государства.

Термин "государственный аппарат" в юридической литературе употребляется в двух значениях.

В широком смысле под "государственным аппаратом " понимается вся система органов государства и должностных лиц. И, как считается, в этом случае понятие "государственный аппарат" равно по объему понятию " механизм государства " — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государ­ственное управление обществом и защита его основных интересов.

В узком смысле под "государственным аппаратом " понимается подсистема органов государственного управления - исполнительно-распорядительный аппарат.

Характерные признаки государственного аппарата:

- состоит из людей, специ­ально занимающихся управлением;

- представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций;

- функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необ­ходимых случаях и принудительным воздействием;

- призван надежно гаран­тировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается пра­вом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

Государственный аппарат – система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.

 

2. Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимают "наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования".

1. принцип приоритета прав и свобод человека;

2. принцип законности и конституционности в организации и деятельности государственного аппарата;

3. принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

4. принцип демократизма, который выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

5. принцип профессионализма государственных служащих, включающий требование профессиональной этики;

6. принцип гласности, обеспечивающий информированность населения о происходящих государственно-правовых процессах;

7. принцип иерархичности в построении и принцип субординации в деятельности государственного аппарата, выражающиеся в подчиненности и подотчетности нижестоящего органа вышестоящему;

8. принцип координации в деятельности государственных органов, выражающийся в их взаимодействии "по горизонтали";

9. принцип сочетания коллегиальности и единоначалия,

10. принцип сочетания выборности и назначаемости при формировании государственного аппарата.

3. Государственный аппарат состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого является орган государства.

Орган государства – это структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями, это внутренняя форма государства, имеющая свою микроструктуру, это клеточка, ядро всей системы государства.

Согласно закону РБ «О государственной службе в Республике Беларусь»:

государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

Признаки государственного органа:

1. определенное социальное, то есть общественное образование;

2. элемент государства;

3. представляет собой целостное образование - систему, имеющую свой состав и свою структуру;

4. наделен государственно-властными полномочиями;

5. имеет свою, установленную законом, компетенцию, в рамках которой он и должен действовать;

6. в рамках своей компетенции выступает от имени государства;

7. имеет свои функции;

8. образуется и действует на основе права (закона).

Органы государства классифицируют:

I. По принципу разделения властей: законодательные исполнительные судебные контрольно-надзорные III. По характеру формирования: первичные производные.
II.По характеру компетенции: 1. общей: · парламент · правительство · исполкомы · местные советы 2. специальные: · Министерства · Ведомства · Управления · Исполкомы · Комитеты IV.по территориальным пределам действия: 1. высшие: · президент · парламент · правительство · верховный суд 2. центральные: · министерства · комитеты 3. местные: исполкомы
V.по способу 1. коллегиальные: · парламент · правительство · исполкомы осуществления полномочий: 2. единоличные · министерства · управления · комитеты

5. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком, в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем.

Основные положения теории разделения властей следующие:

· разделение властей закрепляется конституцией;

· согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

· все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

· судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Теория призвана обосновать устройство, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще.

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия отдельных частей власти. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховная в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье в главном труде своей жизни - "О духе законов", Под "духом" законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т.д. Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основная цель разделения властей - избежать злоупотребления властью.

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Речь, о балансе законодательной, исполнительной и судебной власти специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной Белоруссии, он получил законодательное закрепление в ст. 6 Конституции РБ, которая гласит: "Государственная власть в Республики Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную".

Разделение властей в Белоруссии заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Парламентом – национальное собрание и состоит из двух палат: Палата представителей и Совет Республики; исполнительную власть осуществляет Правительство РБ (ст. 106 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РБ, Верховным Судом РБ и Высшим Хозяйственным Судом РБ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РБ (ч. 2 ст. 79 Конституции).

Смысл классического учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму "сдержек и противовесов", сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей - это прежде всего правовая форма демократии.

 

ТЕМА 6: Правовое государство

1. Теория правового государства, исторические предпосылки ее возникновения.

2. Понятие и признаки правового государства.

3. Принципы правового государства.

1. Зачатки теории прослеживаются в рассуждениях передовых мыслителей-философов, Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Мыслители считали, что политическая форма общежития людей, где закон обязателен как для граждан, так и для самого государства, наиболее разумна и справедлива. Хотя, существовавшие в античности образования называть государствами в современном понимании было бы неправильно.

Так, в знаменитых диалогах под названием "Государство", "Политик", "Законы" древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль "Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я рассматриваю спасение государства и все блага, какие могут даровать государствам боги" Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной "свободой в неразбавленном виде", когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории развивались также в работах Аристотеля. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", там нет места какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем".

В IV – III вв. до н.э. античные авторы еще не разделяли понятия право и закон. Но, тем не менее, начало было положено. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Важным в плане формирования основ теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Самое раннее из дошедших до нас определений государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде "О государстве" он писал: «Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов".

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей, независимо от их занятий и положения в обществе, особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Все люди, согласно учению Сенеки, равны между собой. Человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон

Средневековая политико-правовая мысль сыграла важную связующую роль между идеями античности и Нового времени, в том числе и в плане теоретической подготовки основ для последующих учений о неотчуждаемых естественных правах человека, о разделении властей, представительной системе и правовой государственности вообще. Показательны в этом смысле политико-правовые воззрения Фомы Аквинского (1225–1274). Естественный закон, согласно Фоме Аквинскому, помимо стремления к самосохранению и продолжению рода, поисков истины и истинного Бога требует также признания и уважения достоинства человека как разумного существа, созданного Творцом по своему образу и подобию. Это положение о достоинстве человека, будучи фундаментальным принципом христианского гуманизма, в политико-правовом плане является одной из первых формулировок идеи неотчуждаемого естественного права человека. Отсюда следует, что государство и человеческий (позитивный) закон должны признавать и уважать достоинство человека. В соответствии с этим государство как политическая форма выражения общего блага призвано, обеспечить для людей достойные условия жизни.

Следующим этапом формирования идей о правовом государстве можно назвать эпоху Просвещения, Новое время, т.е. это эпоха начавшихся демократических революций (XVII – XVIII вв.).

Значительный вклад в углубление юридического понимания и толкования концепции правовой государственности внесли следующие прогрессивные мыслители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гольбах, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Т. Джефферсон и др.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

У Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Главная цель государства, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Ряд положений, существенных для теории и практики правовой государственности, был обоснован английским мыслителем Дж. Локком (1632–1704). В его трактовке идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует гражданский закон, соответствующий вечному и всеобъемлющему закону природы. В таком государстве провозглашены постоянные (конституционные) законы, признаются неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, осуществлено разделение властей.

Позже идею правового государства развил немецкий философ Имануил Кант. Он считал, что в правовом государстве источником нравственных и правовых законов выступает практический разум или свободная воля людей.

Прогрессивная политико-правовая мысль Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других оттачивали элементы теории правового государства с позиции своего времени и опыта прошлого. Большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII—XX вв., включает: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом»; установление реальных гарантий прав и свобод личности.

 

II. В разные эпохи, разными учеными-юристами давались различные определения термину “правовое государство”.

Впервые термин «правовое государство» появился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в трудах К.Т.Велькера, Р.фон Моля и других авторов.

В наши дни правовое государство характеризуют следующими словами: «Правовое государство - это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.»

Однако единого мнения по поводу теоретического определения правового государства в науке пока нет. Так, проф. B.C. Нерсесянц определяет правовое государство как «правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее вза­имоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и сво­бод человека и гражданина».

Правовое государство одна из центральных категорий теории государства и права, представляющая собой идеальный тип государства, вся деятельность которого подчинена праву.

Как правовая категория правовое государство имеет свои основы, к которым относятся: экономическая основа, социальная основа, нравственная основа.

Экономической основой являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности.

Теория и практика правового государства позволяет выделить его отличительные признаки:

Рассмотрим некоторые из них.

Суверенитет народа.

Наличие развитого гражданского общества. Гражданское общество считается необходимым атрибутом цивилизованного демократического правового государства. Вне развитого гражданского общества нормальное демократическое государство – иллюзия, самообман. К элементам гражданского общества относят:

- добровольно сформировавшиеся самоуправляющиеся общности людей, куда входят:

а) семья,

б) общественные объединения (творческие, спортивные, конфессиональные и другие),

в) политические союзы, партии, хозяйственные корпорации, профессиональные союзы и т.д.

г) собственность, свободный труд, предпринимательство

д) СМИ и др.

Господство права и верховенство закона. Концепция о господстве права и верховенстве закона это необходимый атрибут правового государства. Концепциях правления права подчеркивает независимость права от государства, государственный закон не рассматривается как основной источник права. А идея верховенства закона проникнута верой, что государственный закон, по крайней мере, правовой закон, может обеспечить правовой порядок, ограничить произвол государственной власти.

Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами.

Разделение властей. Разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Этот признак выражает положение: «Не человек существует для государства, а государство существует для человека».

Однако правовое государство во многих Конституциях современных государств, в том числе и в РБ, провозглашается как государство социальное, впервые понятие правовое социальное государство ввел в употребление немецкий ученный Хеллер в 1929г.

Социальное правовое государство – это государство которое:

1. обеспечивает такое состояние в обществе, при котором нет гражданских войн, революций, социальных потрясений;

2. содействует обеспечению достойного уровня жизни;

3. проявляет заботу о социально не защищенных гражданах;

4. уделяет большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досуга, быта;

5. человек признан высшей ценностью.

Социальное правовое государство - это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права.

3. Говоря о характеристике правового государства, нужно осветить вопрос принципов его функционирования.

1. Принцип верховенства закона.

2. Принцип обеспечения законности и правопорядка в обществе.

3. Принцип равенства всех перед законом и властями.

4. Принцип гарантированности прав и свобод граждан.

5. Принцип приоритета прав и интересов граждан.

6. Принцип единства и взаимосвязи прав и обязанностей граждан.

7. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

8. Принцип обеспечения существования и функционирования институтов демократии.

9. Принцип разделения властей.

10. Принцип независимости суда.

11. Принцип эффективные институты конституционного контроля за законностью.

12. Принцип наличие развитых институтов гражданского общества (государства, права, классов, социальных групп и т.д.)

 

Тема 7: Право в системе социальных регуляторов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.