Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема ПРАВО




Перечень технических средств обучения

 

Видеопроектор, ноутбук, документ-камера, интерактивная доска, программа компьютерного тестирования юридического факультета МарГУ, контрольно-обучающая программа на CD-ROM «Трудовое право», учебные видеокейсы.


Раздел 9. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
И КАТЕГОРИЙ

Обязательным условием сдачи итогового экзамена является знание студентом полного перечня основных понятий и категорий по учебной дисциплине «Трудовое право»:

 


Административный Совет

Аттестационная комиссия

Аттестация

Бипартизм

Выговор

Выходное пособие

Гарантия

Деловые качества работника

Дискриминация в сфере труда

Дисциплина труда

Дисциплинарное взыскание

Дифференциация правового
регулирования труда

Договор

Забастовка

Замечание

Заработная плата

Индивидуальная материальная ответственность

Индивидуально-договорное
регулирование труда

Испытание

Коллектив

Коллективная (бригадная)
материальная ответственность

Коллективно-договорное
регулирование труда

Коллективный договор

Коллективный трудовой спор

Командировка

Компенсация

Конвенция МОТ

Локальный нормативный акт

Локальный уровень

Локаут

Материальная ответственность

Международная организация труда

Международное бюро труда

Международной организации труда

(МОТ)

Нормативное регулирование труда

Нормирование труда

Нормы права

Нормы-изъятия

Нормы-льготы

Нормы-приспособления

Общественная организация труда

Охрана труда

Партнерство

Переподготовка

Персональные данные работника

Повышение квалификации

Поощрение

Правила внутреннего трудового распорядка

Прекращение трудового договора

Принудительный труд

Прогул

Профессиональная подготовка

Работник

Работодатель

Расторжение трудового договора

Рекомендация МОТ

Система науки трудового права

Система отрасли трудового права

Служебный контракт

Соглашение

Сокращение численности

Сокращение штатов

Социальное партнерство

Социальное страхование

Специальная дисциплинарная
ответственность

Субъекты трудового права

Тарификация

Тарифно-квалификационные
справочники

Техническая организация труда

Трипартизм

Трудовое правоотношение

Трудовой договор

Трудовой коллектив

Увольнение

Утрата доверия

Ученический договор

Ученичество



СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Значение учебной дисциплины для формирования современного юриста

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

1.3. Методические рекомендации по работе с учебно-методическим пособием

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Содержание программы

2.2. Тематический план изучения дисциплины

2.2.1. Тематический план изучения дисциплины
(очная форма обучения)

2.2.2. Тематический план изучения дисциплины
(заочная форма обучения)

Раздел 3. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Тематический план лекций

3.1.1. Тематический план лекций (очная форма обучения)

3.1.2. Тематический план лекций (заочная форма обучения)

3.2. Планы и задания к лекционным занятиям

3.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к лекционным занятиям

Раздел 4. ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

4.1. Тематический план практических занятий

4.1.1. Тематический план практических занятий (очная форма обучения)

4.1.2. Тематический план практических занятий (заочная форма обучения)

4.2. Планы и задания к практическим занятиям

4.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям

Раздел 5. ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

5.1. Тематический план самостоятельной работы
(очная форма обучения)

5.2. Тематический план самостоятельной работы
(заочная форма обучения)

Раздел 6. ТЕМАТИКА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

6.1. Тематика и методические рекомендации по выполнению контрольных работ

6.2. Тематика и методические рекомендации по подготовке докладов
и рефератов

6.3. Примерная тематика и методические рекомендации по выполнению
курсовых работ

Раздел 7. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

7.1. Виды и формы контроля знаний студентов

7.2. Вопросы для подготовки к экзамену

7.3. Примеры заданий

Раздел 8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

8.1. Список литературы

Источники

Основная литература

Дополнительная литература

8.2. Перечень технических средств обучения

Раздел 9. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И КАТЕГОРИЙ

 


 

Требования обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования к содержательной линии «Право»:

· Право в системе социальных норм.

· Система права: основные отрасли, институты, отношения.

· Источники права. Правовые акты.

· Правоотношения, Правонарушения.

· Конституция в иерархии нормативных актов.

· Публичное и частное право.

· Юридическая ответственность и ее виды.

· Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

· Правовые основы брака и семьи.

· Международные документы по правам человека.

· Система судебной защиты прав человека. Основы конституционного строя Российской Федерации.

· Федерация, ее субъекты.

· Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы.

· Международное гуманитарное право. Правовая культура.

Основные понятия: право, отрасль права, источники права, объективное право, субъективное право, нормы права, нормативные правовые акты, источники права, структура права, институты права, закон, подзаконный акт, политические права, экономические права, социальные права, культурные права, правоспособность, дееспособность, презумпция невиновности, социальное обеспечение, право на отдых, право на образование, право на труд, правонарушение, противоправность, вина, юридическая ответственность, правоохранительные органы, адвокатура, прокуратура, суд, милиция, налоговая полиция, федеральная служба безопасности, нотариат, Конституция, конституционный строй, президентская республика, парламентская республика, федеративное устройство, парламент, Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная дума, законодательная инициатива, местное, коммунальное и производственное самоуправление, общественное мнение, трудовой договор, коллективный договор, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, право собственности, преступление, правонарушение, правовая культура; правовое государство.

 

Задания уровня А Выберите один правильный ответ из четырех.

 

А1. Нормы права, в отличие от норм морали:

1) регулируют общественные отношения

2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) выражаются в официальной форме

4) опираются на авторитет

 

А2. Конституция как Основной Закон государства характеризуется тем, что:

1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

2) они принимаются парламентом страны

3) ей должны соответствовать все нормативные акты

4) она детально определяет нормы всех отраслей права

 

А3. Что является примером правонарушения?

1) Невыполнение строительной фирмой условий договора о строительстве дома.

2) Отключение подачи воды из-за форс-мажорных обстоятельств в отдельные дома.

3) Выезд начинающего водителя на трассу в час пик.

4) Выступление работника на собрании коллектива с критикой администрации.

А4. Первой формой выражения права был (-ла):

1) судебный прецедент

2) нормативно-правовой акт

3) правовой обычай

4) правовая доктрина

 

А5. Получение наследства регулируется правом:

1) административным

2) семейным

3) трудовым

4) гражданским

 

А6. Главным источником семейного права является:

1) Конвенция о правах ребенка

2) Конституция РФ

3) Семейный кодекс

4) Гражданский кодекс

 

А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым является право на:

1) образование

2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным

4) право на жизнь

 

А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента Р'Ф согласно Конституции? Президент является:

А. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Б. Председателем Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

 

А9. Верны ли следующие утверждения о правовых актах?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?

1) опоздание на занятия без уважительной причины

2) невыплата заработной платы сотрудникам

3) оскорбление гражданина в транспорте

4) проезд на автомобиле с превышением скорости

 

А11. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является:

1) Президент 2) Правительство

3) Федеральное собрание 4) Народ России

 

А12. Верны ли следующие суждения о Всеобщей декларации прав человека? Во Всеобщей декларации прав человека:

А. Собраны все документы о правах человека.

Б. Определены международные стандарты прав и свобод человека,

1) Верно только А 2) Верно только Б

3) Верно А и Б 4) Оба суждения неверны

А13. Полная дееспособность в России наступает в:

1) 18 лет 2) 14 лет

3) 15 лет 4) 16 лет

 

А14. Правоспособность человека наступает:

1) в момент рождения

2) после наступления совершеннолетия

3) после вступления в брак

4) при получении образования

 

А15. Свобода совести предполагает:

1) возможность не отвечать за собственные проступки

2) право исповедовать любую религию или быть атеистом

3) возможность говорить неправду родителям

4) право обманывать близких

 

А16. Укажите лишнее в перечне отраслей права:

1) конституционное право

2) уголовное право

3) гражданское право

4) парламентское право

 

А17. Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголовным, в отличие от административных проступков:

1) оскорбительное приставание к гражданам в транспорте

2) нецензурная брань в общественном месте

3) управление автомобилем в нетрезвом состоянии

4) неустанные отношения в армии

 

А18. Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека:

1) право на свободу мысли, слова, совести

2) право собственности

3) право иметь друзей

4) право на свободу убеждений

 

А19. Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка:

1) право на заботу и воспитание

2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

4) право выражать мнение по всем вопросам семейной жизни

 

А20. Согласно Конституции РФ в нашей стране:

1) высшее профессиональное образование обязательно

2) принудительный труд запрещен

3) предпринимательская деятельность обязательна

4) владение, пользование и распоряжение землей на началах частной собственности запрещены

 

А21. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ в иерархии правовых норм?

А. Ни одна норма права ни в одной сфере правового регулирования не может противоречить нормам Конституции.

Б. Особенность Конституции как нормативного акта высшей юридической силы состоит в невозможности изменить ни одну из содержащихся в ней норм.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А22. Право возникает одновременно с появлением

1) религиозных воззрений

2) человека современного типа

3) общественных институтов

4) государства

 

А23. Верны ли следующие суждения? Нормативно-правовой акт появляется в результате:

А. Деятельности государственных органов.

Б. Всенародного референдума.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

 

А24. Права и обязанности личности, закрепленные в законах, называются:

1) правовым статусом

2) социальным статусом

3) личным статусом

4) гражданским статусом

 

А25. Верны ли следующие суждения о делении права на частное и публичное?

А. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание того, что государство имеет право вмешиваться во все сферы общественной жизни.

Б. Данное деление означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов ограничено законом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

 

А26. К видам дисциплинарных взысканий относится:

1) лишение свободы

2) лишение необоснованно присвоенного имущества

3) увольнение с работы

4) лишение почетного звания

 

А.27. Высшей юридической силой среди перечисленных нормативно-правовых актов обладает:

1) указ Президента РФ

2) постановление Правительства РФ

3) приказ Министра обороны РФ

4) конституционный закон РФ

 

А28. Объявление амнистии относится к конституционным полномочиям:

1) Федерального собрания РФ

2) Конституционного собрания РФ

3) Государственной думы РФ

4) Совета Федерации РФ

 

А29. Ни один закон и подзаконный акт РФ не может:

1) противоречить Конституции РФ

2) вступить в законную силу без решения Конституционного суда

3) вступить в законную силу без указа президента РФ

4) противоречить постановлениям Правительства РФ

 

А30. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя Российской Федерации?

А. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Б. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина в РФ - обязанность государства.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

Задания уровня В

 

В1. Какому понятию соответствует следующее определение? Система норм, устанавливаемых и контролируемых государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения называется ……...

Ответ:_____________

 

В2. Запишите пропущенное слово: Примером нормы ……... права является следующая норма: «Собственник в праве истребовать свое имущество из чужого незаконного владения».

Ответ:_______________

 

В3. Какое слово пропущено? ………. права - обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

Ответ: ____________

 

В4. Вставьте пропущенное слово: Субъектами правоотношений являются физические и ………. лица.

Ответ: _____________

 

В5. Ниже приведен ряд терминов. Какой из них не соответствует понятию «правовая культура»?

Правовые знания, уважение к праву и закону, правомерное поведение, чувства.

Ответ:______________

 

В6. Установите соответствие между ветвями власти, указанными в первом столбце, и их полномочиями, указанными во втором.

     
     

В7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Теория прав человека должна сформулировать те основные принципы, которые являются ценностными ориентирами в современном мире. (2) Такие принципы формировались исторически, совершенствовались, и сегодня они являются неотъемлемой частью человеческой культуры. (3) Эти принципы закреплены в Основном Законе Российской Федерации. (4) Статья 2 Конституции РФ провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

       
       

В8. Установите соответствие между конкретной ситуацией и правоотношением, которое она иллюстрирует.

       
       

 

В9. Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

 

       
       

В10. Завершите фразу: «Совокупность норм и отраслей права, закрепляющих и регулирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы законодательных, правительственных и иных учреждений, осуществления правосудия, называется ………... правом».

Ответ:_____________

 

В11. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Определяет границы должного поведения людей.

2) Относится к нормативной системе общества.

3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

5) Формулируется и поддерживается государством.

Ответ:________________

 

В12. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к конституционному праву РФ.

1) Верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории.

2) Идеологическое многообразие.

3) Условия и порядок заключения трудового договора.

4) Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

5) Установление обстоятельств освобождения от уголовной ответственности.

Ответ:_______________

 

В13. Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.__

 

         
         

Задания уровня С Дайте развернутый ответ.

 

С1. Назовите любые три вида правоотношений.

 

С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одноклассника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его действия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его определили.

 

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПРАВО И ЗАКОН

Существует следующее понимание сущности права: право - это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному. Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные идеалы?

Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «правовой» тот или иной закон или «не правовой»? Где критерии? Кто судьи?

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права, их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

1) Укажите два подхода к пониманию сущности права, сформулированные в тексте.

2) Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента из текста, приводимых автором.

3) Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Назовите три основных источника права.

4) Какую функцию права называет автор? Назовите любые три других функции права в обществе.

 

С4. Назовите три любых признака гражданского общества.

 

С5. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли по поводу поднятой проблемы, опираясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». (Ж. Даламбер)

2. «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб один человек». (Античный афоризм)

3. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». (Всеобщая декларация прав человека (1948)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.